НОД открытого занятия "Солнце,Земля и другие планеты".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зыкова Елена Александровна

Дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_solntsezemlya_i_drugie_planety.docx263.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№41муниципального образования Темрюкский район

Конспект НОД открытого познавательного занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы «Солнце, Земля и другие планеты».

Составила: воспитатель Зыкова Е.А

2020 год

Цель: Дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы.

Программные   задачи:

Образовательные:

  • Способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы.
  • Актуализировать представления детей о Солнце, полученные в ходе собственных наблюдений.
  • Закрепить представления о смене дня и ночи.
  • Обогащение словаря: Солнечная система, планета, космическое пространство, орбита, глобус, восход солнца на Востоке, заход солнца на Западе.

Развивающие:

  • Развивать умения анализировать наблюдения и делать соответствующие выводы.
  • Активизация в речи детей слов-названий частей суток, названий планет.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками во время эксперимента, игры.

Оборудование и материал:

Мультимедийный проектор, презентация, глобус, настольная лампа, 2 пластилиновые человеческие фигурки, плакат «Солнечная система», шапочки с изображением солнца и планет, колпачки астрономов, «телескопы», поле с орбитами планет для игры.   

Предварительная работа:  

Цикл наблюдений за звёздным небом (домашнее задание), за движением солнца на небосводе в течение дня (на прогулках).

         Ход занятия:

1 часть

     Сегодня я приглашаю вас в маленькое путешествие.

    Хотите узнать ещё немного о том, как устроен мир, в котором мы живём?

Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох... Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше.

    Как вы думаете, куда мы попадём? (в космическое пространство). Отпустите штурвалы, включаем автопилот. Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего корабля (обратить внимание детей на плакат с изображением модели солнечной системы).

     Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)

   Это модель Солнечной системы.

Давайте рассмотрим её подробнее.

   Посмотрите внимательно, что находится в центре Солнечной системы? (находится Солнце). Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.

    Названия, каких планет вы знаете?

(Ответы детей)

Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их восемь, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке».

     Кто знает, как она называется? (орбита).

     Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля.

     Какая она по счёту от Солнца?

Дети: третья.

Просмотр презентации

Слайд 1

Планеты солнечной системы

Слайд 2

Планеты вращаются вокруг Солнца

Слайд 3

Солнце – звезда Солнечной системы

Слайд 4

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета и самая быстрая из них

Слайд 5

На Меркурии нет воздуха, а поверхность усеяна кратерами

Слайд 6

Венера – эту планету называют сестрой Земли, но жить на ней нельзя

Слайд 7

Воздух Венеры непригоден для дыхания, а поверхность покрыта вулканами

Слайд 8

Земля – планета, на которой мы живем. Вот так она выглядит с высоты космического полета.

Слайд 9

Луна вращается вокруг Земли. Это её спутник.

Слайд 10

На Луне нет воздуха и воды

Слайд 11

Марс – красная планета, также похожа на Землю

Слайд 12

На Марсе есть воздух, но дышать им нельзя

Слайд 13

Вокруг Марса кружатся две луны – Фобос и Деймос («Страх» и «Ужас»)

Слайд 14

Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе

Слайд 15

Юпитер по сравнению с Землей

Слайд 16

Сатурн – планета с кольцами

Слайд 17

Кольца Сатурна – это частички льда, камни и пыль

Слайд 18

Уран – ледяной гигант

Слайд 19

Нептун – самая ветреная планета

Слайд 20

Солнечная система

2 часть

Подвижная игра «Солнце и планеты»

Детей делят на две группы: одна группа изображает астрономов – наблюдателей, другая – Солнце и планеты. На расчерченное поле, изображающее орбиты, воспитатель расставляет детей. Ребенок, изображающий солнце, вращается на одном месте вокруг себя, все остальные дети- планеты движутся по своим орбитам. Вокруг земли одновременно со своими планетами вращается Луна (у ребенка, ее изображающего, будет сложное движение- вокруг Земли и вместе с ней вокруг солнца). По сигналу воспитателя начинается общее движение Солнечной системы, дети- астрономы наблюдают за ней, иногда рассматривают ее в игрушечные «телескопы». Воспитатель помогает планетам, Луне правильно двигаться по своим орбитам, поясняет астрономам, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минут вращения Солнечной системы дети меняются ролями: планеты становятся астрономами, и наоборот.

3 часть

        Ну вот, мы побывали в космосе. Давайте вернёмся на нашу любимую планету. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия. Но для начала отгадайте такую загадку:

Друг за другом чередой

Мимо ходят брат с сестрой,

Братец будит весь народ,

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт.

(Солнце и Луна) 

Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю.

    Что же происходит с Солнцем?

Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна на небе.

      А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей)

      Вы высказали много предположений, а как узнать, какое из них верное?

Хотите провести эксперимент? 

Сейчас мы немного поэкспериментируем. Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем.

        Может быть кто-то сможет мне помочь? 

  Это материк Евразия, и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию) Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города. Мы с вами тоже вращаемся, правда сами этого не замечаем.

     Заметили, что происходит с человечком?

Вращается глобус, и наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь. Давайте это проверим и поселим второго человечка в США. У нас наступает день, а в США- ночь и наоборот. Предложить кому-то из детей самостоятельно смоделировать ситуацию смены дня и ночи.

       Ну что же, ребята, скажите мне пожалуйста, что вы сегодня интересного для себя открыли, что узнали в нашем путешествии?

 (Ответы детей)

Я думаю, мы славно сегодня потрудились. Хочу завершить наше путешествие словами: «Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Фантастический мир других планет"

Художественная и музыкальная деятельность в подготовительной группе, приуроченная к Дню Космонавтики.  Конспект может использоваться как сценарий  проведения праздника или развлечения....

Конспект интегрированного занятия по психологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие на другую планету »

Цель: закреплять счет в пределах 10, сравнивать предметы по их свойствам; способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива; развивать умение ан...

Комплексное занятие по речевому развитию «Путешествие на другую планету» (для старшей группы)

Цель. Сформировать представление об элементарных свойствах дерева и пластмассы. Учить конструировать из пластмассы с учетом ее свойств. Продолжать учить разрешать противоречия. Материал и оборудо...

Презентация "Мы летим к другим планетам" (старшая группа)

Презентация "Мы летим к другим планетам" (старшая группа)...

КОНСПЕКТ открытой прогулки осенью на участке детского сада в старшей группе «А» «Путешествие на другую планету»

Цель:-Способствовать двигательной активности детей на прогулке; продолжать учить самостоятельно организовывать знакомые  подвижные игры, игры с элементами соревнования;-развивать физические ...

Открытое мероприятие по художественно- эстетическому развитию. "Гость с другой планеты"

конспект для открытых мероприятий по рисованию в нетрадиционной техники рисования....