Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Семеновская матрешка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смыслова Елена Юрьевна

Тема:   «Семеновская матрешка»

Цель:  Познакомить детей с историй появления, Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.

Задачи: 

1)    Расширить знания детей о  художественных промыслах  Нижегородского Края .

2)    Познакомить детей  с процессом изготовления Семеновской матрешки.

3)    Формирование у детей навыков сотрудничества , умения договариваться между собой элементы росписи.

4)    Способность развитию творчество  через ознакомления с куклой матрешкой.

5)    Восстановить любовь и уважение к народной  традиции в искусстве, его мастера.                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема:   «Семеновская матрешка»

Цель:  Познакомить детей с историй появления, Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.

Задачи:  

  1. Расширить знания детей о  художественных промыслах  Нижегородского Края .
  2. Познакомить детей  с процессом изготовления Семеновской матрешки.
  3. Формирование у детей навыков сотрудничества , умения договариваться между собой элементы росписи.
  4. Способность развитию творчество  через ознакомления с куклой матрешкой.
  5. Восстановить любовь и уважение к народной  традиции в искусстве, его мастера.                                                                                      

Материал:  Яблоко, заготовки матрешки, карандаши 1кор. на 2 человека ,  мед. пряник , 2 матрешки, иллюстрация с процессом изготовления, слайды.

Предварительная работа:  Чтение стихотворения, рассказов, просмотр иллюстраций, фильмов, открыток изготовления лекал.  матрешек, создание мини-музея  «Семеновская матрешка», изготовление родителями деревянных заготовок, рассмотр. инструмента токаря, выставка книг, рассматр. портретов  первых умельцев семеновских матрешек.

Активизация словаря: Мериново, пурпурный, аналиновые красители, контур, стиль, ассиметрично, поточный метод, токарь, стамеска,ножовка, донце.

Ход.занятия.

  1. Психогимнастика

1.Яблоко.

Дети перекатывают  из ладошки в ладошку яблоко по кругу говорят при

этом слова :«Катись, катись яблоко наливное

Катись по блюдечку золотому

Скажи какие люди здесь собрались….(добрые, умелые, смелые  и т. д.)

  1. «Вкусное варенье»    Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу  и спрятать язык  в глубь рта.

«Вот какое объеденье; Очень вкусное варенье»

3.»Пальчиковая гимнастика»  «Капуста»                                                                 « Мы  капусту рубим, рубим;  Мы капусту мнем, мнем                                  Мы   капусту солим, солим, А  потом жмем, жмем.»

(Дети стоят полукругом)

2.Проблемная ситуация

Педагог. Сейчас я вам прочту одно хитрое стихотворение                        (заготовка  матрешки  в руках воспитателя).

Почему здесь нет цветов Ни кружков, нет завитков                                    

 Ни листочка, ни  травинки; Все исчезло  вдруг куда - то

Удивляются  ребята?И понять   не можем мы

Кто же спрятался внутри; Что за кукла  к нам пришла

И фигура так  стройна!Только мы понять не можем

На кого она похожа?

Педагог:  Ребята, сможем  ли мы узнать по этой кукле, кто это?

Дети:  Нет

Педагог: Почему

Дети: Потому  что на ней нет лица, она не одета, на ней не нарисовано никакого узора.

Педагог: Кто же нам сможет   помочь в нашей беде. Кто же  нам расскажет, кто  это, и откуда появилось  это чудо.

Звучит музыка:          

Педагог: Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек; А внутри скорлупки есть

Может – 3, а может -6; А из одной скорлупочки.

Матрешка  вышла  в  юбочке; Очень любят  все матрешки

Разноцветные одежки; Сами ткут и прядут

Сами в гости к вам идут; Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости  к вам пришла матрешка!

Матрешка:  (Персонаж взрослый человек)

Встретить вас я очень рада; И в беде вам помогу

Где и как мы появились; Я сейчас вам расскажу

Где живем мы очень дружно; Наряжает кто всех нас

Кто узор  нам выбирает; Кто расписывает нас

Подходите все поближе; Чтобы мой рассказ услышать

3.Беседа: Картинная галерея с иллюстрациями процесса появления Семеновской  матрешки.        

Сторона Нижегородская  богата речками, лесами и полями.

А еще богата, помните ребята; Трудовыми золотыми мастерами

Город славный есть  Семенов; Средь густых лесов стоит

И матрешкой деревянной; Этот город знаменит.

 Деревня Семенов была одним из главных  центров по изготовлению  и покраски дерев., игрушек и посуды.

Первая Семеновская матрешка  была сделана умелым    токарем    Аверьяном Вагиным из деревни  Мериново, которая расположена в 8 км от Семенова. Его сын  принес  дер.  куклу, сделанные в  Сергиев –Посаде, окрашен в светло –зеленый цвет, и изображен человек с усами  и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами , Вагин решил сделать   дер. куклу из 2-х частей. Это  был прототип Семеновской матрешки. Первая матрешка была окрашена  в пурпурный цвет. Так же происхождение Семеновской матрешки  было связано с потомственным мастером Арсением Майоровым. Однажды  главы семьи Арсений Федорович привез из Нижнего Новгорода  пустую неокр. матрешку. Дер. кукла была расписана его дочерью Любой . Люба использовала гусиное перо для нанесения контуров, а для заполнения рисунка использовала маленькую клеточку и аналиновые  красители. Люба  разместила в центре куклы большой ярко –красный цветок. Постепенно был сформирован определенный семеновский стиль живописи матрешек,в отличии от других он был более красочным и ярким.Художники Сем.используют  старые традиции применения цветочного  орнамента. Они  оставляли большие  неокрашенные участки  дерева и рисовали матрешкуаналиновыми красками, а затем покрывали  лакам .   И сейчас прежде всего рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на  голове   матрешки,   юбку, фартук,  рукава. В основе композиции Семеновской матрешки, является фартук, на котором рисуют букет  красивых цветов. Художники в основном используют 3 цвета – красный, синий и желтый, из них они делают различные комбинации цвета платка, платья   и фартука. Центральная декорат. часть   матрешки на фартуке традиц. написана   асимметрично и смещена немного вправо. Расписывают матрешки поточным методом , т.е. каждый художник пишет что –то свое, один – платочек, другой – личико, глазки, ручки, третий – кофточку, сарафан, четвертый – цветы. Как художник задумает, такая матрешка и получится  (показать матрешек).

Матрешка:  А сейчас  ребята я  хочу с вами поиграть. Вы согласны?

4.Дидоктическая  игра  «Укрась матрешку»

Матрешка: Но чтобы кукла получилась нарядной, художнику чтобы приступить к работе нужна деревянная кукла – заготовка.

Дети  3командами  украшают  элементами узора своих матрешек)

Педагог:  Спасибо, что с  нами поиграла, интересное задание показала. А теперь матрешка просим мы побыть у нас и послушать наш рассказ. Матрешка: Алый шелковый платочек; Яркий сарафан в цветочек

Все расписаны на диво;  Очень ярко и красиво.

5.Педагог:  А как вы думаете, какая должна быть заготовка, чтобы кукла получилась  красивой.  

Дети:  Ровная, гладкая, правильной формы, которая хорошо открывается.

Педагог:  Такую форму может сделать мастер профессия которого – токарь.

Летят опилки белые; Летят из под пилы

Ведь это   токарь делает; Матрешку для красы

И на станке, ножовкой; Стругает заготовку

Прячутся вдруг в дружке; Шустрые подружки.(Детям показывают слайды)                                                                                              Токари Семенова   создали  свою собственную форму матрешки, она имеет относительно узкую верхнюю и более широкую часть снизу. Сначала токарь делает заготовку из дерева (липы, береза, лиственница или осины). Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Надо, как они  говорят, чтоб дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки, болванки. Затем дер. чурка, чтобы стать красавицей  проходит через многие руки. Белую куколку (показывают) покрывают  специально белым составом и только потом расписывают. Часто работу токаря сравнивают с работой скульптора. Легким выверенным движением с большим мастерством вытачивает токарь голову и туловище матрешки снаружи и внутри, используя нож и стамеску. Семеновская матрешка заметно  отличается от других матрешек. Эти матрешки могут состоять  из множества  мест. Здесь  делают 15-20 кукольных матрешек. На фабрике худ. Росписи в гор. Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук. Матрешка была в диаметре 0,5 м  и высотой 1м. Кто-то, увидев самую маленькую куколку, которая была  похожа на завернутого в пеленку младенца, восхищенно воскликнул: « Ну прямо Матрешка!». Так девочку  и называют Матрена, или любовно, ласково, Матрешка, Матрешечка, Матренушка.

Первой на свет появляется самая маленькая  матрешка, которая не открывается. Следом за ней нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрешки не просушив-ся, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, часть матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Хорошая матрешка отличается тем, что все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки  плотно прилегают и не болтаются, рисунок  правильный и четкий. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял  краску, не давая им так быстро портится, обкалываться, сохранял дольше цвет. Но, и, конечно, же, хорошая матрешка должна быть красивой.

6.Физкультурная минутка

Педагог:  «Кто быстрей»

Дети  делятся  на две команды. Каждая команда собирает  матрешку из 10 кукол.

Матрешка: Славно вы повеселились; И все вместе порезвились                                                 Наша русская матрешка Не стареет сотню лет;                                                                                          В красоте, в таланте русском; Весь находится секрет                                      А хотите ребята нарисовать мне моих сестер –кукол?                                    Дети: Хотим.                                                                                                       Матрешка  дает вырезанные заготовки и 1 коробку карандаш. на 2 человека.                                                                                                                 Дети рисуют: Звучит фоновая русская народная мелодия.                         Педагог: Погляди скорей матрешка, каких сестренок тебе нарисовали ребята  Щечки розовеют,; Пестренький платочек ; Платьице в цветочек.      Матрешка:      Ой, какие славные и нарядные получились мои сестренки. Вы словно  мастера сотворили чудеса. За такую работу полагается награда (раздает детям медовые пряники)                                                                                   А теперь пора проститься; И домой мне возвратится                                  Дети: До свидание матрешка                                                                                 Все матрешки хороши ; Ими край ведь славиться ;Приходи же к нам еще Тебе у нас понравиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Счастья и Добра»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка...

Конспект занятия для подготовительной группы на тему "Как мы дышим?"

Данное занятие помогает познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека, с основными особенностями работы дыхательной системы, воспитывать желание бережно относиться к этому жизне...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Конспект занятий в подготовительной группе по рисованию «Загорская матрешка»

Конспект занятий в подготовительной группе по рисованию «Загорская матрешка»Цели и задачи:Знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Развивать умение составлять узор...