Опыты с луком в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гвоздицкая Анна Сергеевна

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Задачи:

  • учить детей делать простые опыты с растениями.
  • развивать понимание:   лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти.
  • развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения растущих луковиц, устанавливать причинно - следственные связи.
  • учить детей делать зарисовки лука, пользоваться символами.

Материалы:  4 луковицы, 4 стеклянные баночки, картонные трафареты, альбомные листы, цветные карандаши.

 

Ход работы

 

Воспитатель готовит 4 стеклянные баночки, 4 луковицы, картонные трафареты, бумагу, карточки – символы. Предлагает детям провести интересные опыты с луком, но сначала пригласить Чиполлино – он хорошо умеет выращивать лук на огороде, а вот опыты с ним он не умеет делать.

Воспитатель набирает номер игрушечного телефона.

Воспитатель: “Алло. Это сказка? Позовите, пожалуйста, Чиполлино к телефону (пауза). Здравствуй, Чиполлино, приходи скорее к нам в гости, мы сейчас будем делать опыты с луком. Тебе ведь тоже интересно – ты такое никогда не делал? ” 

До прихода Чиполлино воспитатель выясняет  с детьми, какие необходимы условия для жизни  и роста всем растениям, уточняет, что надо делать, чтобы луковицы начали расти и у них появилась зелень.

Вбегает Чиполлино

Чиполлино: Здравствуйте, я очень спешил и мне интересно, но непонятно, какие такие опыты можно делать с луком.

 Воспитатель сажает Чиполлино.

Воспитатель: Нужно посадить в 4 баночки 4 луковицы, но условия для них создать разные.

Чиполлино удивляется.

Чиполлино: Зачем лук сажать в банки, его всегда сажают в землю.

Воспитатель объясняет.

Воспитатель: Банки прозрачные, через стекло все видно, что происходит с луком, как растут корни. Поначалу земля необязательна, т.к. в самой луковице большой запас питательных веществ. В первой банке у луковицы будут все необходимые условия: вода (ребенок наливает воду из лейки), тепло (это тепло комнаты), свет (банка будет стоять на подоконнике).

Воспитатель наклеивает кружочки  на банку.

Воспитатель: Чиполлино, смотри, какие условия для роста у первой луковицы: вода обозначается белым цветом, тепло – красным, как огонь, свет – желтым, как солнышко. Видишь, все необходимые условия, чтобы луковица начала расти. Вторую луковицу ставим в банку без воды.

Воспитатель: Ребята, подскажите Чиполлино, какие надо наклеить, кружочки на эту банку?

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно: красный (тепло) и желтый (свет), а белый не будем наклеивать, т.к. луковица будут стоять в банке без воды. Мы посмотрим, что будет с луковицей, когда имеются все условия, но не хватает только воды. Вот это и есть опыты с луком. Третья луковица ставиться в воду, на свет, но в холод (между рамами).

 Дети наклеивают кружочки и учат Чиполлино.

Дети: Белый – вода, желтый – свет, синий – холод.

Четвертую луковицу ставят в банку с водой и в темноту (в шкаф). Условия обозначаются кружочками: белым – вода, красным – тепло, черным – темнота.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать на альбомном листе посадки лука – все четыре баночки.

Дети рисуют, раскрашивают.

Чиполлино:  А  зачем такие опыты.

Воспитатель: С их помощью дети узнают, что будет с каждой луковицей? Для роста нужны все условия сразу или достаточно некоторых?

Чиполлино:  Вот чудеса, я тоже хочу увидеть что будет. Я так никогда не растил лук в огороде.

Дети помогают поставить баночки в нужные места.

Воспитатель:  Чиполлино, мы приглашаем тебя,  прийти через неделю и рассмотреть луковицы, что с ними произойдет.

Дети: До свидания Чиполлино, приходи к нам.