Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с категорией "движение".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Невмержицкая Анна Анатольевна

Авторский сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с категорией "движение". Содержит подробное описание хода совестной деятельности детей и педагого, описание неоходимого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_dvizhenie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий ООД по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной к школе группы

«Движение»

Педагогические задачи:

Образовательные:

-формировать основу  целостного видения картины мира-систему универсальных знаний об окружающей действительности;

-учить соотносить знак –символ со способом передвижения.

-Обогащать словарь детей  словами, обозначающими движения  в подборе синонимов.

Развивающие:

-развивать специфические для ребенка дошкольника формы мышления, обеспечивая постепенный переход от наглядно- действенной ее формы к наглядно-образной, которая является ступенью в развитии логического (понятийного) мышления.

-развивать информационную культуру, как базовую основу овладения ребенком специфическими способами познания окружающего мира (экспериментирование, знаково-символическая деятельность)

Воспитательные:

 воспитывать доброжелательные отношения.

-формировать желание помогать, заботится о людях.

Материал к занятию: ноутбук, видеописьмо Иван –Царевича, презентация «Современный транспорт», карта путешествия, знаки-символы способов движения, д/и «Кольца Луллия»,  предметные картинки транспортных средств, сундучок с загадками и картинками транспортных средств из сказок, д/и «Что сначала, что потом» по количеству детей, Д/и «Волшебные превращения» по количеству детей.

Ход образовательной деятельности

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна, я очень хочу с вами познакомиться и подружиться. Мне пришло одно необычное послание,  я  решила его взять с собой! Давайте посмотрим?

Воспитатель показывает видеопослание  Иван- Царевича .

Иван-Царевич: «Помогите! Мою невесту унёс Змей Горыныч за тридевять земель, в тридесятое царство-государство! Оставил лишь мне эту карту и  сказал, если до заката не успею – не видать мне больше Василисы Прекрасной!»

На доске  остается изображение карты.

Воспитатель: Ребята, вы хотите ему помочь?

Дети: Да!

Воспитатель: А, сможете?

Дети: Смогли бы. Можно  попробовать.  Да!

Воспитатель: Тогда нам нужно торопиться, ведь время неумолимо движется вперёд!

2. Актуализация знаний детей.

Д/ игра «Объясни значение выражения»

 А вы знаете, что в русском языке много слов звучат одинаково, а обозначают разные действия. Вот, например, «Как ползёт время!». Когда так говорят? (объяснения детей). Или «Ой, как время быстро пролетело!» Разве время может пролететь? Когда так говорят? (объяснения детей).

Воспитатель: Отлично! Умнички! А попробуйте объяснить слово «идёт» в разных выражениях:

Идет дождь – льёт, моросит, капает;

Идёт человек – передвигается;

Идёт фильм – демонстрируют или показывают по телевизору кино;

Идёт весна – светит солнце, распускаются цветы, тепло на улице, прилетели птицы, приближение времени года;

Идёт занятие – воспитатель учит детей рисовать, считать или лепить;

Идёт автобус – едет, двигается по дороге.

Воспитатель: И нашему Ивану – Царевичу нужно идти преодолевать все преграды, стоящие на пути, а чтобы ему было легче, я предлагаю вам подобрать символы-подсказки, где и как ему нужно двигаться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Какие препятствия встречаются на пути Ивана–Царевича,

Дети: равнина, болото, лес, горы, море.  

Воспитатель: Как он может их преодолеть?

Дети: Доплыть, добежать, дойти, доехать, проползти, перепрыгнуть.

Воспитатель: Правильно! Как можно, одним словом, назвать эти действия?

Дети. Способы передвижения!

Воспитатель: Молодцы! А как вы считаете, что значит передвигаться? Как можно объяснить это слово?

Дети: Когда человек двигается или предмет меняет место, положение в пространстве, передвигается с места на место.

Воспитатель: Хорошо, а когда человек, например, сидит – он движется?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если он сидит в автобусе?

Дети: Да.

Воспитатель:  Оказывается, двигаться можно по-разному! Давайте, поможем Иван –Царевичу определить маршрут и выбрать способы передвижения.

Дети рассматривают карту, определяют способ передвижения и подбирают значок-символ.

Воспитатель: Иван-Царевич должен переправиться  через равнину.

Какой способ передвижения он может использовать?

Дети: пройти, пробежать, проскакать, проехать.

Воспитатель: Ребята, выберете транспортное средство, которое больше всего подойдет  Ивану-Царевичу, чтобы очень быстро преодолеть этот участок пути. Дети из предложенных карточек (конь, телега, самокат, велосипед, мотоцикл, машина)  выбирают самый быстрый транспорт (машина).

Воспитатель: Какой способ передвижения лучше выбрать Иван Царевичу?

Дети: проехать.

Воспитатель: давайте подберем значок –символ (Дети выбирают значок, обозначающий  езду ( колесо) и прикрепляют его на карту.

Воспитатель: Какой способ передвижения вы посоветуете Ивану-Царевичу, чтобы переправится через болото.

Дети: пройти, перепрыгнуть с кочки на кочку.

Воспитатель: Кто из животных и птиц прыгает? (лягушка, заяц, кузнечик, белка, воробей, галка…)

Воспитатель: Давайте подберем  знак- символ – подсказку (заяц – прыгающий).

Дети подбирают  символ и прикрепляют его на карту.

Воспитатель:  Следующее препятствие- лес. Какой же способ передвижения  выбрать Ивану-Царевичу?

Дети: пройти, пролезть,  пробраться, проскакать на сером волке.

Воспитатель: какой транспорт может ему помочь?

Дети: самокат, велосипед, скутер, лошадь.

Д/игра «Хорошо-плохо». Дети обсуждают каждое транспортное средство с точки зрения его достоинств и недостатков.

- самокат –это хорошо: не надо бензина, можно проехать по самой узкой тропе.

Это плохо- быстро устанут ноги, далеко не уедешь.

Велосипед –это хорошо: тоже не надо бензина,  можно груз довезти, едет быстрее самоката.

Плохо: быстро устанут ноги, можно упасть с него, может пробить шину, через речку не переберешься.

Скутер: это хорошо: можно быстро ехать,  проедет по дорожке.

Плохо: может кончиться бензин, а в лесу нет заправки, через речку не предет, можно столкнуться с деревом, трудно ехать по узкой тропе.

Лошадь- хорошо: не устанут ноги. Не надо бензина, ест травку. Прбирается сквозь заросли и речку.

Плохо: заболит спина.

Воспитатель:  Как Иванушке лучше перебраться через лес?  (На лошади)

Воспитатель : Давайте подберем знак – символ.

Физминутка: движение по знаку-символу

Воспитатель: На пути Иван- Царевича самое сложное препятствие-это ?

Дети: горы.

Воспитатель: как можно передвигаться в горах?

Дети: подниматься  на гору, съезжать с горы, скатываться, скользить.

Какие средства передвижения ему помогут?

Дети: санки, лыжи, снегоход,

Воспитатель: Как же можно  преодолеть горы? Какой транспорт поможет?

Дети: мост, канатная дорога, самолет, вертолет…

Воспитатель: Давайте обозначим символом транспорт, который вы выбрали (самолет- знак птичка).

Воспитатель: Какой способ передвижения вы посоветуете Ивану-Царевичу, чтобы перебраться через море?

Дети: Море нужно переплыть.

Воспитатель: Какой транспорт ему поможет?

Дети: пароход, яхта, корабль, лодка…

Воспитатель: Кто из животных и  птиц умеет плавать?

Дети: рыбы, дельфин, кит, собака,  лягушка, утка…

Воспитатель: Иван – царевич торопится. Давайте разложим транспортные средства: от самого медленного, до самого быстрого.

Дидактическая игра  «Что сначала, что потом».

Дети раскладывают карточки  по мере возрастания скорости транспортного средства: катамаран, лодка, яхта, пароход, корабль.

Воспитатель: Дети, давайте выберем   карточку с изображением транспортного средства, которое быстро переправит Иван –Царевича и подберем ему карточку символ.

Дети выбирают карточку самого быстрого плавающего транспортного средства. (Корабль) Подбирают  знак- символ и прикрепляют на карту

 Воспитатель: Ребята, давайте подберем к различным транспортным средствам карточки символы.

Дидактическая игра «Кольца Луллия».

Воспитатель: Ребята, кто  покажет и расскажет с помощью символов  по какому маршруту и на каких транспортных средствах  Ивану-Царевичу  отправляться на помощь Василисе Прекрасной.

(Дети показывают маршрут, объясняют выбор транспортного средства).

Воспитатель: Люди с давних лет мечтали как можно быстрее перемещаться, преодолевая любые преграды. Давайте вспомним, какие сказочные предметы им помогали.

Воспитатель  загадывает загадки  о волшебных предметах: ковер- самолет, печка, метла,  сапоги-скороходы и  достает  картинки этих предметов  из волшебного сундучка. 

1.На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный…. (ковёр-самолёт)

2.Умудриться бы суметь
нам везде-везде поспеть!..
Тут уж, братцы, не до моды-
Обуваем …. (сапоги- скороходы)

3.Скажи, о чём мечтают
Все девочки на свете?
Мечтают прокатиться
на сказочной…… (карете)

4.Можно в ней пирог испечь,
Можно отдохнуть прилечь.
Ну, а если ты Емеля,
То тебя прокатит…. (печь)

5.Она по воздуху летает,
Хромую бабушку катает.
А если в руки взять её,
Дорожки чисто подметает. (метла)

6.То ли зверь он, то ли птица,
По земле и в небе мчится.
С ослиными ушами, горбат и невысок,
Верный друг Ивана….. (конёк-горбунок)

Воспитатель: современные ученые тоже создают транспортные средства, которые могут передвигаться по- разному.

Воспитатель показывает презентацию  «Современные транспортные средства».

Воспитатель: Ребята, давайте,  и мы с вами  помечтаем и придумаем для Иван  -Царевича транспортное средство, которое может передвигаться разными способами.

Воспитатель: ребята садитесь за столы и конструируйте из разрезных картинок свой «Чудоход».

Ребята конструируют фантастическое средство передвижения, которое может передвигаться разыми способами.  Изображения этого транспорта отправляется Иван-Царевичу.

Иван – Царевич появляется на слайде вместе с Василисой Прекрасной и благодарит ребят.

Итог занятия:

-Ребята, вам понравилось  помогать Иван-Царевичу. Вы смогли это сделать?

-Чему вы научились?

-Какие способы передвижения вы знаете?

- Какие средства передвижения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля".

Образовательный проект: " Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля". Задачи: знать из каких строительных материалов был построен Московский Кремль, ...

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"...

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка в сказках"

Сценарий образовательной деятельности для детей дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка в сказках"...

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно сродителями "Права ребёнка в сказках"...

"Шапокляк в детском саду" Сценарий развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Сценарий развлечения по ознакомлению детей с правилами дорожного движения  « Шапокляк в детском саду»(для детей старшего дошкольного возраста).Восп: Внимание, внимание! Начинаем вечер...