Главные вкладки

    Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с категорией "движение".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Невмержицкая Анна Анатольевна

    Авторский сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с категорией "движение". Содержит подробное описание хода совестной деятельности детей и педагого, описание неоходимого материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ood_dvizhenie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx26.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий ООД по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной к школе группы

    «Движение»

    Педагогические задачи:

    Образовательные:

    -формировать основу  целостного видения картины мира-систему универсальных знаний об окружающей действительности;

    -учить соотносить знак –символ со способом передвижения.

    -Обогащать словарь детей  словами, обозначающими движения  в подборе синонимов.

    Развивающие:

    -развивать специфические для ребенка дошкольника формы мышления, обеспечивая постепенный переход от наглядно- действенной ее формы к наглядно-образной, которая является ступенью в развитии логического (понятийного) мышления.

    -развивать информационную культуру, как базовую основу овладения ребенком специфическими способами познания окружающего мира (экспериментирование, знаково-символическая деятельность)

    Воспитательные:

     воспитывать доброжелательные отношения.

    -формировать желание помогать, заботится о людях.

    Материал к занятию: ноутбук, видеописьмо Иван –Царевича, презентация «Современный транспорт», карта путешествия, знаки-символы способов движения, д/и «Кольца Луллия»,  предметные картинки транспортных средств, сундучок с загадками и картинками транспортных средств из сказок, д/и «Что сначала, что потом» по количеству детей, Д/и «Волшебные превращения» по количеству детей.

    Ход образовательной деятельности

    1. Введение в игровую ситуацию.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна, я очень хочу с вами познакомиться и подружиться. Мне пришло одно необычное послание,  я  решила его взять с собой! Давайте посмотрим?

    Воспитатель показывает видеопослание  Иван- Царевича .

    Иван-Царевич: «Помогите! Мою невесту унёс Змей Горыныч за тридевять земель, в тридесятое царство-государство! Оставил лишь мне эту карту и  сказал, если до заката не успею – не видать мне больше Василисы Прекрасной!»

    На доске  остается изображение карты.

    Воспитатель: Ребята, вы хотите ему помочь?

    Дети: Да!

    Воспитатель: А, сможете?

    Дети: Смогли бы. Можно  попробовать.  Да!

    Воспитатель: Тогда нам нужно торопиться, ведь время неумолимо движется вперёд!

    2. Актуализация знаний детей.

    Д/ игра «Объясни значение выражения»

     А вы знаете, что в русском языке много слов звучат одинаково, а обозначают разные действия. Вот, например, «Как ползёт время!». Когда так говорят? (объяснения детей). Или «Ой, как время быстро пролетело!» Разве время может пролететь? Когда так говорят? (объяснения детей).

    Воспитатель: Отлично! Умнички! А попробуйте объяснить слово «идёт» в разных выражениях:

    Идет дождь – льёт, моросит, капает;

    Идёт человек – передвигается;

    Идёт фильм – демонстрируют или показывают по телевизору кино;

    Идёт весна – светит солнце, распускаются цветы, тепло на улице, прилетели птицы, приближение времени года;

    Идёт занятие – воспитатель учит детей рисовать, считать или лепить;

    Идёт автобус – едет, двигается по дороге.

    Воспитатель: И нашему Ивану – Царевичу нужно идти преодолевать все преграды, стоящие на пути, а чтобы ему было легче, я предлагаю вам подобрать символы-подсказки, где и как ему нужно двигаться.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Какие препятствия встречаются на пути Ивана–Царевича,

    Дети: равнина, болото, лес, горы, море.  

    Воспитатель: Как он может их преодолеть?

    Дети: Доплыть, добежать, дойти, доехать, проползти, перепрыгнуть.

    Воспитатель: Правильно! Как можно, одним словом, назвать эти действия?

    Дети. Способы передвижения!

    Воспитатель: Молодцы! А как вы считаете, что значит передвигаться? Как можно объяснить это слово?

    Дети: Когда человек двигается или предмет меняет место, положение в пространстве, передвигается с места на место.

    Воспитатель: Хорошо, а когда человек, например, сидит – он движется?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: А если он сидит в автобусе?

    Дети: Да.

    Воспитатель:  Оказывается, двигаться можно по-разному! Давайте, поможем Иван –Царевичу определить маршрут и выбрать способы передвижения.

    Дети рассматривают карту, определяют способ передвижения и подбирают значок-символ.

    Воспитатель: Иван-Царевич должен переправиться  через равнину.

    Какой способ передвижения он может использовать?

    Дети: пройти, пробежать, проскакать, проехать.

    Воспитатель: Ребята, выберете транспортное средство, которое больше всего подойдет  Ивану-Царевичу, чтобы очень быстро преодолеть этот участок пути. Дети из предложенных карточек (конь, телега, самокат, велосипед, мотоцикл, машина)  выбирают самый быстрый транспорт (машина).

    Воспитатель: Какой способ передвижения лучше выбрать Иван Царевичу?

    Дети: проехать.

    Воспитатель: давайте подберем значок –символ (Дети выбирают значок, обозначающий  езду ( колесо) и прикрепляют его на карту.

    Воспитатель: Какой способ передвижения вы посоветуете Ивану-Царевичу, чтобы переправится через болото.

    Дети: пройти, перепрыгнуть с кочки на кочку.

    Воспитатель: Кто из животных и птиц прыгает? (лягушка, заяц, кузнечик, белка, воробей, галка…)

    Воспитатель: Давайте подберем  знак- символ – подсказку (заяц – прыгающий).

    Дети подбирают  символ и прикрепляют его на карту.

    Воспитатель:  Следующее препятствие- лес. Какой же способ передвижения  выбрать Ивану-Царевичу?

    Дети: пройти, пролезть,  пробраться, проскакать на сером волке.

    Воспитатель: какой транспорт может ему помочь?

    Дети: самокат, велосипед, скутер, лошадь.

    Д/игра «Хорошо-плохо». Дети обсуждают каждое транспортное средство с точки зрения его достоинств и недостатков.

    - самокат –это хорошо: не надо бензина, можно проехать по самой узкой тропе.

    Это плохо- быстро устанут ноги, далеко не уедешь.

    Велосипед –это хорошо: тоже не надо бензина,  можно груз довезти, едет быстрее самоката.

    Плохо: быстро устанут ноги, можно упасть с него, может пробить шину, через речку не переберешься.

    Скутер: это хорошо: можно быстро ехать,  проедет по дорожке.

    Плохо: может кончиться бензин, а в лесу нет заправки, через речку не предет, можно столкнуться с деревом, трудно ехать по узкой тропе.

    Лошадь- хорошо: не устанут ноги. Не надо бензина, ест травку. Прбирается сквозь заросли и речку.

    Плохо: заболит спина.

    Воспитатель:  Как Иванушке лучше перебраться через лес?  (На лошади)

    Воспитатель : Давайте подберем знак – символ.

    Физминутка: движение по знаку-символу

    Воспитатель: На пути Иван- Царевича самое сложное препятствие-это ?

    Дети: горы.

    Воспитатель: как можно передвигаться в горах?

    Дети: подниматься  на гору, съезжать с горы, скатываться, скользить.

    Какие средства передвижения ему помогут?

    Дети: санки, лыжи, снегоход,

    Воспитатель: Как же можно  преодолеть горы? Какой транспорт поможет?

    Дети: мост, канатная дорога, самолет, вертолет…

    Воспитатель: Давайте обозначим символом транспорт, который вы выбрали (самолет- знак птичка).

    Воспитатель: Какой способ передвижения вы посоветуете Ивану-Царевичу, чтобы перебраться через море?

    Дети: Море нужно переплыть.

    Воспитатель: Какой транспорт ему поможет?

    Дети: пароход, яхта, корабль, лодка…

    Воспитатель: Кто из животных и  птиц умеет плавать?

    Дети: рыбы, дельфин, кит, собака,  лягушка, утка…

    Воспитатель: Иван – царевич торопится. Давайте разложим транспортные средства: от самого медленного, до самого быстрого.

    Дидактическая игра  «Что сначала, что потом».

    Дети раскладывают карточки  по мере возрастания скорости транспортного средства: катамаран, лодка, яхта, пароход, корабль.

    Воспитатель: Дети, давайте выберем   карточку с изображением транспортного средства, которое быстро переправит Иван –Царевича и подберем ему карточку символ.

    Дети выбирают карточку самого быстрого плавающего транспортного средства. (Корабль) Подбирают  знак- символ и прикрепляют на карту

     Воспитатель: Ребята, давайте подберем к различным транспортным средствам карточки символы.

    Дидактическая игра «Кольца Луллия».

    Воспитатель: Ребята, кто  покажет и расскажет с помощью символов  по какому маршруту и на каких транспортных средствах  Ивану-Царевичу  отправляться на помощь Василисе Прекрасной.

    (Дети показывают маршрут, объясняют выбор транспортного средства).

    Воспитатель: Люди с давних лет мечтали как можно быстрее перемещаться, преодолевая любые преграды. Давайте вспомним, какие сказочные предметы им помогали.

    Воспитатель  загадывает загадки  о волшебных предметах: ковер- самолет, печка, метла,  сапоги-скороходы и  достает  картинки этих предметов  из волшебного сундучка. 

    1.На полу он тихонько лежит

    И тепло моих ног сторожит.
    Но отправиться может в полёт
    Разноцветный…. (ковёр-самолёт)

    2.Умудриться бы суметь
    нам везде-везде поспеть!..
    Тут уж, братцы, не до моды-
    Обуваем …. (сапоги- скороходы)

    3.Скажи, о чём мечтают
    Все девочки на свете?
    Мечтают прокатиться
    на сказочной…… (карете)

    4.Можно в ней пирог испечь,
    Можно отдохнуть прилечь.
    Ну, а если ты Емеля,
    То тебя прокатит…. (печь)

    5.Она по воздуху летает,
    Хромую бабушку катает.
    А если в руки взять её,
    Дорожки чисто подметает. (метла)

    6.То ли зверь он, то ли птица,
    По земле и в небе мчится.
    С ослиными ушами, горбат и невысок,
    Верный друг Ивана….. (конёк-горбунок)

    Воспитатель: современные ученые тоже создают транспортные средства, которые могут передвигаться по- разному.

    Воспитатель показывает презентацию  «Современные транспортные средства».

    Воспитатель: Ребята, давайте,  и мы с вами  помечтаем и придумаем для Иван  -Царевича транспортное средство, которое может передвигаться разными способами.

    Воспитатель: ребята садитесь за столы и конструируйте из разрезных картинок свой «Чудоход».

    Ребята конструируют фантастическое средство передвижения, которое может передвигаться разыми способами.  Изображения этого транспорта отправляется Иван-Царевичу.

    Иван – Царевич появляется на слайде вместе с Василисой Прекрасной и благодарит ребят.

    Итог занятия:

    -Ребята, вам понравилось  помогать Иван-Царевичу. Вы смогли это сделать?

    -Чему вы научились?

    -Какие способы передвижения вы знаете?

    - Какие средства передвижения?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательный проект: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля".

    Образовательный проект: " Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля". Задачи: знать из каких строительных материалов был построен Московский Кремль, ...

    Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

    Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

    Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»

    Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...

    Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"

    Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"...

    Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка в сказках"

    Сценарий образовательной деятельности для детей дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка в сказках"...