Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Строкова Ольга Николаевна

 

 

Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветкова и др. свидетельству­ют о том, в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осоз­нанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явле­ниям природы.

Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошкольных учреждений. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической куль­туры подрастающего поколения. Обретение экологической культу­ры, экологического сознания и мышления составляет нравствен­ную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

В процес­се реализации данной цели, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали технологию проектной деятельности. Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данной технологии, как способа органи­зации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной  группе №51 на 2011-2012 учебный год

Месяц

Тема

Программное

содержание

Методическое обеспечение

Оборудование и материалы

1.

сентябрь

«Мастерская природы»

Проблема: Как в памяти детей запечатлеть природы дивные мотивы?

Творческий продукт: создание коллекции «Мир камня», изготовление поделок-миниатюр, коллективных работ из песка и камня.

Форма защиты: индивидуальная презентация.

- вызвать интерес к объектам, созданным природой, их неповторимости;

- подвести детей к пониманию того, что Природа - лучший художник;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа;

- побуждать детей к проявлению собственного творчества;

- развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственных работах;

- воспитывать любовь к окружающей природе.

- экскурсии по участку детского сада;

- беседа о наступившей осени, рассматривание картин;

- создание коллекции «Мир камня»;

- чтение сказки Г.Бажова «Хозяйка Медной горы»;

- знакомство с техникой рисования песком;

- упражнение детей в рисовании песком небольших миниатюр;

- сбор и сортировка природного материала на территории детского сада;

- выставка работ.

Бумага, картон, краски, карандаши, обойный клей, природный материал – мелкие камушки, песок, палочки, веточки, перышки, листья, лепестки цветов, семена растений.

2.

октябрь

«Растения – фитотерапевты. Какие они?»

Проблема: Узнать, какие лекарственные растения приносят пользу людям?

Творческий продукт: оформление альбома «Золотые рецепты».

Форма защиты: коллективная презентация, мини-концерт.

- заинтересовать детей рассказом о пользе лекарственных растений;

- вызвать желание совместно с родителями собирать информацию о лекарственных растениях;
- активизировать познавательную деятельность участников проекта;

- побуждать использовать для сбора информации различные источники;

- обучать приемам систематизации полученной информации;

- вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы.

- рассматривание гербария и иллюстраций лекарственных растений;

- зарисовка детьми понравившихся растений;

- выполнение домашних заданий по поиску информации о лекарственных растениях: беседа с родителями, печатная информация, интернет;

- практическая деятельность по оформлению альбома «Золотые рецепты».

Гербарий лекарственных растений Самарской области, научно-популярная литература, детская познавательная литература.

3.

ноябрь

«Цветочное наслаждение»

Проблема: Как сделать уголок природы в группе красивым?

Творческий продукт: уголок природы в группе

Форма защиты: развлечение «Бал дает королева цветов»

- побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей по созданию проект уголка природы;

- познакомить детей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу, с приемами подбора растений;

- увлечь детей проектированием дизайна путем создания коллективного коллажа из ранее нарисованных рисунков;

- доставить эмоциональное удовлетворение детям и взрослым, участникам проекта.

- рассматривание иллюстраций и фотографий дизайна уголков природы;

- викторина «Мои зеленые друзья»;

- консультации для родителей «Секреты флориста»;

- заполнение дневников наблюдений за комнатными цветами;

- создание фитокомпозиций из природного материала;

- создание и реализация проекта дизайна уголка природы группы;

- проведение бала цветов.

Фотографии работ ландшафтных дизайнеров,

информация о комнатных растениях, инвентарь для посадочных работ, различные изоматериалы.

4.

декабрь

«Лаборатория неживой природы»

Проблема: Как много узнать о неживой природе?

Творческий продукт: создание фотоальбома «Неживая природа – это очень интересно».

Форма защиты: коллективная презентация

- экспериментально выявить свойства воды, воздуха, песка, глины, света, снега, почвы;

- обучать приемам систематизации полученной информации с помощи фотографий, иллюстраций, рисунков;

- обучать детей составлять схемы проведенной работы;

- вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы;

- воспитывать любовь к окружающей природе.

- проведение опытов с водой, песком, глиной, воздухом, светом, снегом, почвой;

- фотографирование, зарисовка,  полученных результатов;

- составление фотоальбома «Неживая природа – это очень интересно».

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом, снегом, почвой.

5.

январь

«Жалобная книга природы»

Проблема: Почему исчезают животные и растения?

Творческий продукт: Создание альбома «Жалобная книга природы».

Форма защиты: акция «Помоги природе!»

- дать детям представление о разнообразии природы;

- перечислить основные причины вымирания некоторых животных;

- объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир;

- продолжить обучать приемам систематизации полученной информации;

-способствовать уважительному отношению детей к природе, соблюдению мер ее охраны.

- рассказ воспитателя о исчезнувших видах животных и растений;

-чтение рассказа «Морские коровы»;

- знакомство с «Жалобной книгой природы» - почему страницы книги пустые?

- выполнение домашних заданий по поиску информации;

- коллективное заполнение страниц «Жалобной книги природы»;

- участие в акции «Помоги природе!»

Научно-популяная литература о вымирающих видах животных и растений, иллюстрации с неправильным отношением людей к природе, изоматериалы.

6.

февраль

«Метеоплощадка «Юный гидрометеоролог»

Проблема: Для чего нужен прогноз погоды и как его использовать?

Творческий продукт: «Дневник погоды».

Форма защиты: викторина «Знатоки погоды»

- вызвать интерес и познавательную активность детей;

- обучать детей работе с компасом, термометром, анемометром, барометром;

- побуждать детей высказывать свои предположения о погоде на сегодня;

- побуждать детей к систематическим наблюдениям.

- беседа-путешествие по глобусу;

- дидактические игры «Найди по заданному направлению»;

- измерение температуры воды, воздуха, почвы, скорости ветра, давления;

- фиксирование результатов в «Дневнике погоды».

Календарь погоды, приборы: анемометр, барометр, компас, термометры.

7.

март

«Метеобюро «Народные приметы»

Проблема: Можно ли предсказать погоду, используя народные приметы?

Творческий продукт: Коллекция «Народные приметы»

Форма защиты: коллективная презентация.

- вызвать интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами;

- приобщать к истории и культуре русского народа;

- побуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле.

- рассматривание страниц «Энциклопедии календарно-обрядовых праздников на Руси;

- рассказ воспитателя об использовании народных примет, о точности предсказаний;

- конкурс «Кто больше знает народных примет»;

- презентация  детьми своих листков коллекции «Народные приметы»

Научно-популярная литература о народных приметах, иллюстрации, изоматериалы.

8.

апрель

«Защитники природы»

Проблема: Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?

Творческие продукт: создание садовой аптечки.

Форма защиты: организация работы «Зеленого патруля»

- познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций;

- вызвать у детей создать подобную организацию в группе;

- привлечь внимание детей к проблеме загрязнения территории,

- формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру.

- экскурсии по участку детского сада;

- беседа и рассказ воспитателя о деятельности государственных и общественных организаций по охране природы;

- трудовой десант по уборке территории детского учреждения;- создание садовой аптечки;

- организация работы «Зеленого патруля».

Участок детского сада, энциклопедии для детей, садовый инвентарь, материал для садовой аптечки: коробка, садовый вар, удобрения в виде таблеток, перевязочный материал.