Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей 5-7 лет с ЗПР на год.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сивова Ольга Юрьевна

Полное собрание материала с подбором занятий,наблюдений,художественного слова,опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей

5-7 лет с ЗПР на год.

                                                      I КВАРТАЛ

                                              (сентябрь - ноябрь).

Программное содержание:

Определение состояния погоды: тепло, холодно, идёт дождь, дует ветер. Представление о признаках осени: пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю; об изменениях в поведении птиц; осенних работах в саду и на огороде и т.д.

Различение и узнавание по внешним признакам 2 – 3 домашних и диких животных, комнатных растений, ягод и грибов.

Проявление интереса к труду взрослых по уходу за животными, растениями и т.д.

СЕНТЯБРЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1-2 неделя –диагностика.

3 неделя.

Занятие№1.

Тема:«Деревья и кустарники на участке детского дома».

Цель: Продолжать учить различать желтые, красные, желтые, зеленые цвета в природе. Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

4 неделя.

Занятие № 2.

Тема: «Растения, которые живут в нашей группе» .

Цель: Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут  листья).  Их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем: детям и взрослым  - на них приятно смотреть, ими можно любоваться.

Материалы: кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками.
  • Наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
  • Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; на дорогах лужи)
  • Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры). Узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
  • Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – всё вокруг жёлтое, поэтому осень называют жёлтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листок летит к земле, другой кружиться, кружиться и медленно ложиться на землю. Уточнить, что листья лёгкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
  • Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень (солнышко, небе, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.)
  • Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно    (чистое, голубое), подставить ладошки лучам  солнца и поиграть с солнечным «зайчиком». Охарактеризовать погоду (хорошая, солнечная).
  • Наблюдать, как раскачиваются деревья,  гнутся  ветки,  летят  с   деревьев
    листья. Спросить у    детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.
  • Наблюдение за ветром (сильный, деревья раскачиваются, гнутся ветки, летят листья, слабый, качаются листочки, еле заметно ветви, листочки кружатся на ветру).
  • Наблюдения за деревьями, которые растут на участке детскогодома. (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету)
  • Наблюдение за птицами, внешний вид (как собираются в стаи и летят в теплые края (если удастся); воробьи остаются, они не боятся холода).
  • Наблюдение за кошкой (внешний вид, повадки, цвет, понаблюдать как лакает молоко, чистит шерстку, послушать как мурлычет, мяукает).
  • Наблюдение за собакой (внешний вид, повадки, цвет, понаблюдать как кушает, пьет,  послушать как лает).

Труд  в природе:

  1. Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать его в коробки по видам.
  2. Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды.
  3. Уход за растениями в группе (рыхление почвы, полив, протирание листьев, опрыскивание)

Игры:

  1. «Найди, что покажу» .

Цель: учить детей находить предмет по сходству.

  1. «Найди, что назову» .

Цель: учить детей находить предмет по слову – описанию.

  1. «Угадай, что в руке» .

Цель: учить детей узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

  1. «Такой листок, лети ко мне!».

Цель: учить детей находить предметы по сходству.

  1. «Какой цветок?».

Цель: описать предложенный цветок. Развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

  1. «Как шумит вода?».

Цель: закрепить произношение звуков [с], [ш].

Опыт:

№1. «Свойства солнечных лучей» (на прогулке).

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Усатый - полосатый» .

В. Сутеев «Кто сказал мяу» .

И. Токмакова «Где спит рыбка.

К.Ушинский «Васька».

Р.Н.С. «Кот, лиса и петух».

Л.Н.С.»Почему кот моется после еды».

Фольклор:

Песенки – потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота»

Загадки о котах.

Беседы:

  1. К нам пришла осень.
  2. Расскажи кукле, какие у нас на тарелке фрукты.
  3. Расскажем кукле, кто к нам приходил.(беседа о котенке)
  4. Как растения помогают человеку.

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование осеннего дерева.
  2. Рисование «Листопад».

Рассматривание:

Картина «Кошка с котятами»

ОКТЯБРЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя.

Занятие № 1.

Тема: «Что нам осень принесла».

Цель: Учить называть овощи, различать их по внешнему виду. Расширять представление детей об овощах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Материалы: Овощи натуральные, тарелочка.

2 неделя.

Занятие № 2.

Тема: «Осень золотая» .

Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособление птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: схемы явлений природы в осенний период времени.

3 неделя.

Занятие № 4.

Тема: «Чудо - фрукты».

Цель:  продолжать знакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить  знания о том, что фрукты растут в саду. Выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно – осязательно – двигательных действий. Дать понятие о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Воспитывать благодарное чувство к природе.

Материалы: фрукты, картинки с фруктовыми деревьями.

4 неделя.

Тема :«В лес за грибами».

Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки; знания о нормах поведения в лесу. Дать представление о том, что запасы на зиму делают не только люди, но и звери. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

Материал: картинки с изображением грибов, леса.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее – надо теплее одеваться)
  • Наблюдение за ветром (сильный, деревья раскачиваются, гнутся ветки, летят листья, слабый, качаются листочки, еле заметно ветви, листочки кружатся на ветру).
  • Предложить   детям   побегать   по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца — сухие, шуршащие).  Ввести понятие «листопад». Рассмотреть опавшие листья, найти зеленый, красный, желтый, большой, маленький, круглый, удлиненный.
  • Наблюдение за отлетом перелетных птиц.
  • Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук – в пень, бабочки под кору деревьев, пчелки – в дупло, жуки забираются в кору )
  • Наблюдение за небом (чистое, голубое, серое, тучи на небе).
  • Наблюдение за погодой (дождливая, ненастная, солнечная, ветреная)
  • Наблюдение за дождем (сильный, на лужах пузыри;  слабый, моросящий, послушать шум дождя, как стучат по крыше, по окнам капельки дождя; что остается на дорогах после дождя)
  • Спросить ребят, как стали одеваться люди и почему.

Труд в природе:

  1. Сборка осенних листьев, уборка участка, веранды.
  2. Совместно с воспитателем поливать цветы в уголке природы, у крупнолистных растений протирать листья от пыли, рыхлить землю, опрыскивать цветы.

Игры:

  1. «Угадай, что съел» .

Цель: детей узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

  1. «Найди, о чем расскажу» .

Цель: находить предметы по перечисленным признакам.

3.    «Найди листок, какой покажу».

4.    «Найди в букете такой же листок» .

Цель: учить детей находить предметы по сходству.

5.    «Узнай по запаху, на вкус»

Цель: закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты по вкусу, по запаху.

6   .«Что делает?». описать работу дворника)

Цель: научить подбирать глаголы к существительному «дворник».

7.    «Собери грибы».

Цель: закрепление названий грибов.

Опыт:

№1. «Почему не получился пирожок?».

Цель: ознакомление со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый – из него можно изготавливать куличики).

Чтение художественной литературы:

Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше»

Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

В. Авдиенко «Осень»

Фольклор:

Загадки об овощах и фруктах.

Беседы:

  1. «Как мы одеваемся осенью»
  2. «Что выросло на нашем огороде» (беседа о фруктах и овощах)
  3. О комнатных растениях, находящихся в группе.
  4. Что происходит с растениями и животными осенью.
  5. «Почему птицы улетают в теплые края»
  6. «Куда делись насекомые?»

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование осеннего дерева.
  2. Раскрашивание контура овощей, фруктов, животных.

Рассматривание:

  1. Иллюстрации на тему «Фрукты», «Овощи».
  2. Иллюстрации на тему «Осень».
  3. Натюрморты с овощами и фруктами.
  4. Картины «Собака со щенками».

НОЯБРЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя.

Занятие № 1.

Тема: «Дикие животные».

Цель: продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных.  Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Материалы: картинки диких животных и их жилищ.

2 неделя.

Занятие № 2.

Тема: «Домашние животные» .

Цель:  продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие , домашние). Закрепить умение  сравнивать, находить сходство и различие. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными, и какую пользу приносят они людям.

3 неделя.

Занятие № 3 .

Тема: «Домашние птицы» .

Цель: дать детям представления о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком.

4неделя.

Занятие № 4.

Тема: «Дикие птицы» .

Цель: Дать представление о том, что дикие птицы живут на воле (в лесу, в поле), боятся человека,закрепить знания детей о домашних птицах, познакомить с дикими птицами. Закрепить знания об отличительных особенностях птиц.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Отметить,  что  часто  идут  дожди холодные, моросящие, на земле не просыхают лужи.
  • Продолжить наблюдение за небом, воспитатель уточняет, что на нем  (солнце или облака), идет дождь или нет: дует ветер или нет: если ветки качаются – значит, дует; если неподвижны – значит, все тихо, ветра нет.
  • Вечером понаблюдать за вечерним небом (оно темное, солнца не видно, наступил вечер, значит скоро наступит ночь, будет еще темнее).
  • Обратить внимание детей на то, что на деревьях не осталось листьев, высохли травы.
  • Продолжить наблюдение за погодой (дождливая, ненастная, солнечная, ветреная).
  • Продолжить наблюдение за дождем (сильный, на лужах пузыри;  слабый, моросящий, послушать шум дождя, как стучат по крыше, по окнам капельки дождя ; что остается на дорогах после дождя).
  • Продолжить наблюдение за ветром ( сильный, деревья раскачиваются, гнутся ветки, летят листья, слабый, качаются листочки, еле заметно ветви, листочки кружатся на ветру). Провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся.
  • Рассмотреть лужи, отметить, что все они бывает разной формы, объяснить от чего это происходит. Как появляются лужи.
  • Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат рассмотреть опавшие листья).
  • Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц, обратить их внимание на то, как передвигаются птицы (например, голубь ходит, перекатываясь, а воробей прыгает, как на пружинке). Предложить ребятам попрыгать, как воробышки, и походить, часто переступая ногами, как голубь.
  • Продолжать наблюдение за деревьями, кустарниками и травой. Закрепить строение дерева, кустарник, травы. Отметить какие изменения произошли во внешнем виде деревьев, кустарников, травы.

Труд в природе:

  1. Протирать крупные листья комнатные растений.
  2. Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.
  3. Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды.
  4. Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив).

Игры:

  1. «Ботаническое лото» .

Цель: закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.

  1. «Чудесный мешочек».

Цель: детей узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

  1. «Найди листок».

Цель: найти часть по целому.

  1. «Кто быстрее найдет ель, кипарис, платан».

Цель: учить детей находить дерево по названию.

  1. «Урожай».

Цель: развивать координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».

  1. «Как кричат?».

Цель:  научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные звуки.

Опыт:

№3. «Ветер».

Цель: ознакомление со свойством воздуха (движение, направление)

Чтение художественной литературы:

К.Д. Ушинский «Васька»,

Е. Чарушин «Кролик»,

Э.Лившиц «Кролик»,

Р.Н.С. «Курочка Ряба»,

Р.Н.С. «Волк и  козлята»,

Р.Н.С. «Козлятки и волк».

Фольклор:

Загадки и потешки о лесных и домашних животных.

Беседы:

  1. «Что изменилось в нашей одежде».
  2. «Для чего зимой надо тепло одеваться»
  3. «Как мы можем помочь птицам зимой»
  4. «Как  помогают люди диким животным в лесу»

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование грибов ( по трафарету).
  2. Лепка грибов.
  3. Рисование животных и птиц.
  4. Лепка животных и птиц.

Рассматривание:

  1. Иллюстрации о жизни зверей в лесу.
  2. Иллюстрации зимующих и перелетных птиц.
  3. Рассматривание картины «У кормушки».
  4. Рассматривание иллюстраций с жилищем животных (кто где живет).

II КВАРТАЛ.

(декабрь - февраль).

Программное содержание:

Формирование представлений о зиме (привлечение внимания к неживой природе), отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах; о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и способах их передвижения, питания. Различение зимы и осени по ярким характерным признакам.

Развитие умений устанавливать простейшие связи между временем года и погодой, состоянием растений и уходом за ними.

ДЕКАБРЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя.

Занятие № 1.

Тема: «Зима белоснежная».

Цель: продолжать обогащать знания о времени года – зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого, уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Развивать чувственность, наблюдательность, любознательность.

Материал: картинки с изображением времен года.

2 неделя.

Занятие № 2.

Тема: «Домашние животные и их детеныши» .

Цель:  закрепить знание детей о домашних животных. Уметь различать  разных животных по их характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Развивать эмоциональную отзывчивость.

3неделя.

Занятие № 3.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: продолжать  закреплять  знания детей о птицах . Выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащать и углублять представления о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать чувство заботы о птицах.

4 неделя.

Занятие№4.

Тема « Беседа о жизни диких животных в лесу».

Цель:  дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Наблюдения за елью:

- «Как узнать ель?» .

–  «Что есть у ели?» .

-  «Сравнение  живой ели и неживой (искусственной)».

  • В вечернее время наблюдение за ночным небом: показать звезды, луну. Солнца нет на небе  – темно, скоро ночь. На небе появляются  звезды и луна.
  • Посмотреть, в каком месте утром поднимается солнце и где оно прячется вечером. В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися   ветвями   деревьев. Спросить ребят, откуда дует ветер.
  • Наблюдение за небом (облака, тучи, солнце, снегопад, ветер).
  • Предложить посмотреть на деревья, выяснить, есть ли ветер, почему они так думают?
  • Продолжать наблюдать состояние погоды,   активизируя   знакомые   слова (пасмурная, хмурая, холодная, ветреная, морозная).
  • Предложить детям посмотреть на тучи, низко нависшие над землей. Ответить, какое небо (серое, мрачное).
  • В вечернее время обратить внимание детей, что на улице темно, на небе не увидишь ни звезд, ни луны.
  • Вспомнить время, когда дети бегали по улице в трусиках, сандалиях, панамках. Спросить, можно ли сейчас в таком виде пойти гулять. Если нельзя, то   почему?   Как  сейчас   одеты  люди?
  • Продолжать наблюдения за птицами:

- «Кто прилетает на участок и на кормушку?».

- «Какие воробьи?».

Труд в природе:

  1. Утром организуется совместная деятельность: с 2-3 детьми осмотреть и полить растения, дать несложные поручения: принести или унести лейки, тряпочки в умывальник.
  2. Совместная деятельность в уголке природы: полить растения. Продемонстрировать, как надо поливать цветы. Дать детям несложные поручения: набрать воды в лейку,  держать лейки, убрать их на место.

Игры:

  1. «Опиши, мы отгадаем» .

Цель: описать предметы и найти их по описанию.

  1. «Чего не стало?» .

Цель: назвать растения по памяти (без зрительного контроля).

  1. «Беги в дом, какой назову» .

Цель: найти предмет по названию.

  1. «Кто где живет?» .

Цель: развивать умение детей анализировать, расширять словарный запас.

  1. «Сравни».

Цель: найти и назвать веточки разной длины и величины.

  1. «Когда это бывает?».

Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Опыт:

№4. «Свойства льда».

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий)

Чтение художественной литературы:

  1. Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко»
  2. Р.Н.С. «Лиса и журавль»
  3. Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка»
  4. К. Чуковский «Про цыпленка»,
  5. В. Сутеев «Цыпленок и утенок»
  6. В. Сутеев «Кто сказал «мяу»
  7. Л. Воронкова «Снег идет»
  8. С. Маршак «Тихая сказка»

Фольклор:

  1. Кисонька – Мурысонька, где ты была?
  2. «Жили у бабуси два веселых гуся»
  3. «Котик, коток, кудрявый лобок!»
  4. Голодно, холодно, галки, воробьи?

Беседы:

  1. Как мы играем зимой.
  2. Твоя любимая зимняя игра.
  3. Как можно играть с котенком, щенком
  4. Как я помогаю маме дома ухаживать за комнатными растениями

Продуктивная деятельность:

1.Рисование ели.

2. Рисование зимнего дерева (без листьев).

Рассматривание:

  1. «Лошадь  с жеребенком».
  2. «В уголке природы».

ЯНВАРЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

3 неделя.

Занятие № 1.

Тема: «Чудесные снежинки» .

Цель: закреплять знания о временах года. Уточнить у детей представления о зиме через знакомство со снежинкой. Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе. Закрепить умение отвечать на вопросы, ориентируясь на схему.

4 неделя.

Занятие № 2

Тема: «У кого какие шубки?» .

Цель: дать детям представление об одежде, которая защищает человека  от холода и об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить с характерными признаками животных. Воспитывать интерес к животным, любознательность.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдение:

  • Наблюдение за снегопадом (как падает, кружится, какие хлопья: большие,  мелкие). Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает.
  • Наблюдение за снегом. Отметить его свойства (белый, холодный, покрывает всю землю, от него становится светло, чисто.)
  • Продолжать знакомить со свойствами снега: только что выпавший снег рыхлый, на нем остаются следы от ног, от санок.
  • Наблюдения за погодой: обратить внимание на состояние неба (чистое и голубое или облачное, пасмурное), на солнце, снегопад, а также на ветер или его отсутствие. Учить замечать, как качаются ветки деревьев. В группе помочь найти нужные картинки календаря с изображением примет погоды.
  • Наблюдение за одеждой людей, использовать картонную куклу с зимней одеждой.
  • Обратить внимание детей на то, как   одеты   люди   зимой.   Предложить взять на прогулку куклу Наташу. Спросить ребят, как она должна быть одета.
  • На прогулке подвести детей к дереву, предложить показать и охарактеризовать   ствол.   Спросить,   куда   делись листья.
  • Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком.

Труд в природе:

  1. Труд в уголке природы: полив растений, кормление попугаев, рыбок.
  2. Подкормка птиц на улице: подсыпать в кормушку зернышки, крошки хлеба.

Игры:

  1. «Чудесный мешочек».

Цель: узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

  1. «Ботаническое лото с элементами моделирования».

Цель: закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.

  1. «Угадай, чей хвост» .

Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

  1. «Что изменилось».

Цель: найти предметы по сходству.

  1. «Толще, выше».

Цель: развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить название деревьев.

  1. «Назови собачку».

Цель: активизировать в речи детей клички животных.

Опыт:

№ 7«Свойства снега».

Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Чтение художественной литературы:

  1. А. Барто «Птичка»
  2. И. Токмакова «Голуби»
  3. Р.Н.С. «Колобок»
  4. о зиме
  5. о животных зимой

Фольклор:

Песенки – потешки о морозе, шотландская народная песенка «Купите лук», загадки о снеге, льде.

Беседы:

  1. Новогодний праздник .
  2. Зимние развлечения на улице.
  3. За что я люблю зиму.
  4. Кто может помочь животным живущим в лесу?

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование падающего снега.
  2. Зимнее, заснеженное дерево.
  3. Дикие животные.

Рассматривание:

  1. «Зайцы в зимнем лесу»
  2. «Звери в зимнем лесу» (лиса, медведи, волки, лоси и т.д.)

ФЕВРАЛЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя.

Занятие № 1.

Тема: «Здоровье. Таблетки растут на ветке» .

Цель: познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Развивать логическое мышление, внимание.

2 неделя.

Занятие № 2.

Тема: «Волшебный мир воды».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды – снег, лед, пар; учить проводить опыты, соблюдать технику безопасности при проведении опытов; закрепить знания детей в каком виде существует вода в окружающей среде.

3 неделя.

Занятие № 3.

Тема: «Посадка лука»

Цель:  продолжать обучать простейшим трудовым умениям, уточнить представления о луке, воспитывать умение трудиться в коллективе для всех.

4 неделя

Занятие № 4.

Тема: «Комнатные растения».

Цель: Учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели.

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы. Продолжать формировать навыки ухода за растениями.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Наблюдение за посадкой лука каждые 2 дня, что изменилось. Зарисовать в тетрадь наблюдений (воспитатель).
  • Постоянная подкормка   и наблюдение за птицами которые прилетают к кормушке (как себя ведут, какие птицы прилетают чаще, как клюют зернышки, хлеб).
  • Ежедневное наблюдение за погодой. Отметить зависимость одежды людей от погоды.
  • Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще с каждым днем светит ярче.
  • Наблюдения за  небом (небо чаще бывает голубым, облака светлые), но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает всегда холодно, а днем теплее.
  • Наблюдение за ветром. Учить замечать, как качаются ветки деревьев. В группе помочь найти нужные картинки календаря с изображением явлений погоды.

Труд в природе:

  1. Вместе с воспитателем ежедневный полив растений уголка природы,
  2. Посадка лука. Полив по мере высыхания земли.

Игры:

  1. «Где спряталась матрешка?» .

Цель: находить предметы по перечисленным признакам.

  1. «Найди растение по названию» .

Цель: найти растение по слову – названию.

  1. «Кто во что одет».

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.

  1. «Найди, что назову» .

Цель: учить детей находить предмет по слову – описанию.

  1. «Прошагай под приговорку».

Цель: координация речи с движением.

Опыты:

№8. «Деревянный брусочек».

Цель:  ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет)

№9 «Бантик из бумаги и ткани».

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами бумаги  и ткани.

Чтение художественной литературы:

«Две фасольки, три боба»

Р.Н.С. «Репка»

Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко»

Фольклор:

Песенки – потешки.

Беседы:

  1. Какие витамины растут на огороде  (беседа о фруктах и овощах)
  2. Зима  в нашем городе.
  3. Расскажем Карлсону, кто живет в нашем уголке природы.
  4. Холодно ли птицам зимой
  5. Живые ли деревья и кустарники зимой
  6. Если птичка живет у нас дома.

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование весеннего дерева.
  2. Раскрашивание контура овощей, фруктов, животных.

Рассматривание:

  1. Иллюстрации на тему «Фрукты», «Овощи».
  2. Иллюстрации на тему «Зима».
  3. Натюрморты с овощами и фруктами.

                                               III КВАРТАЛ.

                                                (март - май).

Программное содержание:

Изменение и обобщение первичных представлений о явлениях, происходящих в природе весной: росте растений, их цветении, интенсивности роста животных, появлении у них детенышей; зависимости роста растений, животных от условий среды.

Различение и называние 1 – 2 растений (одуванчик, подснежник); птиц (грач, ворона); насекомых (бабочка, жук, лягушка, кузнечик); диких животных (волк, медведь).

Формирование позиции помощника и защитника природы.

МАРТ

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя.

Занятие № 1.

Тема: « Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни растений и животных; дать представления о зависимостях, существующих в природе, приспособительских свойствах растений и животных к окружающей среде; способствовать воспитанию интереса к явлениям неживой природы.

2 неделя.

Занятие № 2.

Тема: «В окно повеяло весною….»

Цель: Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

3 неделя.

Занятие № 3.

Тема: « Дикие животные весной».

Цель: Закреплять  знания детей о диких  наших лесов: о местах их обитания;  чем питаются; название животных и их детенышей. Расширять знания детей об  изменения в жизни с приходом весны.  

4 неделя.

Занятие № 4.

Тема: «Весенние цветы».

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о весенних цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.

МАРТ.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть?  – солнце стало более ярким.
  • Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Наблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины.
  • Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уступать место весне, поэтому утром бывает очень холодно.
  • Наблюдение за ветром ( сильный, деревья раскачиваются, гнутся ветки, летят листья, слабый, качаются листочки, еле заметно ветви, листочки кружатся на ветру).Провести опыт : вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся.
  • Наблюдение за птичками. Воробьи стали чирикать веселее. Понаблюдать за поведением  воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.
  • Наблюдение за цветами на участке .
  • Продолжать наблюдение за деревьями, кустарниками и травой. Закрепить строение дерева, кустарник, травы. Отметить какие изменения произошли во внешнем виде деревьев, кустарников, травы.
  • Вспомнить  дерево кипарис, платан. Отметить их отличительные особенности. Закрепить в активном словаре детей слова «хвойное», «лиственное». Рассмотреть схему хвойного и лиственного растения.

Труд в природе:

  1. Совместно с воспитателем продолжить полив комнатных растений и уход за ними.
  2. Уборка участка от веточек и камешков.
  3. Продолжить подкармливать птиц.
  4. Уход за животными в группе.

Игры:

  1. «Овощи и фрукты».

Цель: закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.

  1. «Кто где живет».

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

  1. «Чудесный мешочек».

Цель: детей узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

  1. «Найди, о чем расскажу» .

Цель: находить предметы по перечисленным признакам.

  1. «Где звенит капель?».

Цель: развить слух, умение ориентироваться в пространстве.

  1. «Какой листок».

Цель: употребить в речи относительные прилагательные.

Опыты:

№10. «Свойства солнечных лучей».

Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов)

№11. «Свойства воды».

Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Весенняя песенка»,

Барто А. «Птичка», «Кто как кричит»,

Чарушин В. «Яшка».

Фольклор:

Загадки и потешки.

Беседы:

1. В какие игры мы играем зимой.

2. На что похожи облака.

3. Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко.

4. Как живется нашим комнатным растениям в выходной день

Продуктивная деятельность:

Рисование птиц (по трафаретам).

Рассматривание:

Иллюстраций на тему: «Весна», «Птицы».

АПРЕЛЬ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя.

Занятие № 1.

Тема:  «Перелетные птицы».

Цель: Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название перелетных птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц.

2 неделя.

Занятие № 2.

Тема: « Насекомые».

Цель: расширять и обобщать  представления детей о насекомых (внешний вид, повадки).Показать простейшую связь с животным и растительным миром, пользу, отношение человека к насекомым.

3 неделя.

Занятие № 3.

Тема: «Цветы на подоконнике» .

Цель: Учить детей сравнивать растения, находить сходство и различие во внешних признаках, какие изменения происходят с ними с приходом весны. Закрепить знания детей о комнатных растениях. Познакомить с названиями 2-3 комнатных растений. Развивать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

4 неделя.

Занятие № 4.

Тема: «Домашние животные».

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о домашних животных, об их назначении  и пользе для человека. Воспитывать любознательность, любовь к животным.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Продолжать наблюдение за небом и солнцем: небо чаще светлое, голубое, облака белые пушистые, иногда идет дождь, небо серое, хмурое, тучи тяжелые, дождевые; чаще светит солнышко, греет сильнее, чем зимой, становится теплее.
  • Наблюдение за состоянием погоды (солнечная , дождливая, ветреная),и ее изменения (появление туч, дождя, сильного ветра, грома, молнии…)
  • Наблюдение за одеждой людей. Она стала легче, на улице теплее, наступила весна.
  • Наблюдение за ветками тополя, клена или другого дерева, кустарника в вазе. Рассмотреть их, спросить, что изменилось, что появилось нового. Попросить показать почки, листья. Объяснить, что ветки начали пробуждаться – почки набухли, раскрылись, появились молодые нежно – зеленые листочки. Они так приятно пахнут ! (понюхать). Объяснить почему в группе ветки распустились раньше чем на улице.
  • Наблюдение за весенним деревом и кустарником: обратить внимание на признаки дерева и кустарника, их различия и сходства; отметить строение, появившиеся листочки.
  • Наблюдение за воробьями, послушать как они чирикают. (внешний вид, окраска перьев, как чистят перышки, как купаются в луже, в пыли; с приходом весны птицы стали петь звонче)

Труд в  природы:

  1. Уборка мусора на участке.
  2. Уход за растениями в уголке природы: полив, рыхление, протирание пыли с листьев.
  3. Уход за животными.

Беседы :

  1. «О птицах» (сравнить внешний вид воробья и голубя на прогулке, в группе по иллюстрациям).
  2. «В какие игры мы играем весной»
  3. «На что похожи облака?»
  4. «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»
  5. «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают)
  6. «Как живется нашим животным в выходной день» (они скучают).

Игры:

  1. «Чего не стало?» .

Цель: назвать растения по памяти (без зрительного контроля).

  1. «Загадай, мы отгадаем» .

Цель: описать предметы и найти по описанию.

  1. «Где спряталась рыбка».

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

  1. «Найди в букете такой же листок».

Цель: найти предмет по сходству.

  1. «Вершки и корешки».

Цель: повторить строение растений.

  1. «Найди дерево».

Цель: научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Опыты:

№ 14. «Бумажные кораблики».

Цель: ознакомление со свойством бумаги (намокает в воде, рвется)

№15. «Игры с соломинкой».

Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.

Чтение художественной литературы:

Р.Н.С. «Заюшкина избушка»

Маршак С.Я. «Весенняя песенка»

Александрова Т. «На солнышке согрелась ель»

Токмакова И. «Осинка»

Чарушин В. «Яшка»

Благинина Е. «Одуванчик»

Фольклор:

Песенки – потешки, загадки о деревьях.

Беседы:

1. Какие растения живут у тебя дома.

2. Мамы и их малыши.

3. Какие песенки поет дождь

4. Кого мы увидели на прогулке.

Продуктивная деятельность:

Рисование деревьев и кустарников.

Рассматривание:

Иллюстраций на тему: «Весна», «Деревья весной».

МАЙ.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 неделя

Занятие № 1.

Тема: «Весна- красна».

Цель: закреплять представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становиться теплее, изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветвях деревьев и кустов набухают почки, и появляются первая травка, первые цветы, звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из теплых краев прилетают птицы). Активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач. Развивать память, внимание, воображение, активизировать словарь (весна, проталина, сосулька, скворцы, грачи)

2 неделя

Занятие № 2.

Тема: «Сравнение одуванчика с тюльпаном» .

Цель: учить детей различать и называть первоцветы (мать – и  - мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями. Закреплять умение правильно называть основные части растений. Совершенствовать навыки обследовательских действий. Вызывать радость от красоты растения, воспитывать бережное отношение к ним.

3-4 неделя диагностика.

НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наблюдения:

  • Наблюдение за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.
  • Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что они похожи.
  • Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.
  • Наблюдение за одеждой людей весной.
  • Наблюдение за погодой: солнечная, теплая, безветренная и т.д. Отметить погоду в календаре.
  • Наблюдение за деревьями:  лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: алыча, вишня, яблоня. Рассмотреть первые цветы – мать – и – мачеху, подснежник, одуванчик.
  • Обратить внимание на появление насекомых (задать вопрос детям – откуда они появились? ). Рассмотреть майского жука (жука - носорога), бабочку.
  • Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или стрижами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.
  • Знакомимся с одуванчиком.
  • Сравнение одуванчиков с мать – и – мачехой .
  • Сравнение листьев одуванчика и мать – и – мачехи.

Труд в природе:

  1. Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток.
  2. Протирка крупных листьев комнатных растений от пыли влажной тряпочкой, полив растений в уголке природы.
  3. Уход за животными.

Игры:

  1. «Что изменилось?» .

Цель: учить находить предметы по сходству.

  1. «Найди такой же» .

Цель: учить находить предметы по сходству.

  1. «Угадай растение по описанию» .

Цель: учить детей находить растение по перечисленным признакам.

  1. «Найди растение по названию» .

Цель: учить детей находить растение по слову – названию.

  1. «Угадай растение по описанию» .

Цель: учить детей находить предмет по перечисленным признакам.

  1. «Найди растение по названию» .

Цель: учить находить растение по слову – названию.

  1. «Подуй, как ветер».

Цель: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука [у].

  1. «Опиши цветок».

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.

Опыты:

№18. «Свойство мокрого песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, он высыхает на солнце).

№19. «Делаем дорожки и узоры из песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого песка нельзя выполнить узор)

№20. «Узнаем, какая вода».

Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льется)

Чтение художественной литературы:

Капутикян С. «Май».

Александрова З. «Одуванчик».

Введенский А. «Мышка».

Прокофьев А. «Солнышко».

Серова 3. Е. «Одуванчик».

Фольклор:

Песенки – потешки «Солнышко»,

«Дождик – дождик»,

«Радуга - дуга»,

«Жаворонки - жаворонки »,

загадки о животных.

Беседы:

1. Кто рождается весной.

2. Что мы видим в луже.

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование весенних картинок.
  2. Рисование цветов (разными способами: трафареты, тычком)
  3. Рисование котенка, мышки  и щенка по контуру методом тычка.

Рассматривание:

  1. Картины: «Кошка с котятами»
  2. «Собака со щенятами»
  3. Иллюстраций о домашних и диких  животных.

    

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по экологическому воспитанию

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию ст.гр.

Перспективное планирование НОД по экологическому воспитанию детей 5-6 лет (ст.гр.) из книги Т.М.Бондаренко "Экологическое воспитание. 5-6 лет. представлено по блокам:"Растения", "Животные", "Чел...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста

перспективное планирование по формированию основ экологической культуры для детей 2 младшей группы. планирование подготовлено с использованием программы " от рождения до школы" и представляет собой вн...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста ( продолжение)

планирование по формированию экологической культуры у младших дошкольников с января по май...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...