Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ростова Наталья Сергеевна

Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposnod_tema_vozdukh.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы

Тема

«Секреты воздуха»

Подготовила:

 воспитатель Ростова Н.С.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Тема:  Секреты воздуха

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе                     экспериментирования.

Образовательные задачи:

  • Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.
  • Показать, где и в каком виде существует воздух  в окружающей среде.

Развивающие задачи: 

  • Развивать мышление, умение анализировать;
  • Развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:  

  • Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
  • способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ персонажа и воспитателя, игры-исследования, подвижная игра «Парашютист», опыты

Материалы, оборудование:  тазик с водой,  воздушные шары, веера, стаканы прозрачные, стаканчики с водой и соломинка на каждого ребенка, клеенка, игрушка Винни-Пух.

Воспитатель:

Дети: ожидаемые реакции детей

Звучит музыка из мультфильма «Винни- Пух и все, все, все».

Раздается стук в дверь.

Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели: активизировать внимание детей.

Ребята, кажется, к нам кто-то стучит. Давайте посмотрим. Выглядывает за дверь и вносит персонажа – Винни-пуха, который держит в руке               воздушный  шарик.

Привлечение внимания детей. Как правило, большинство детей  сразу заинтересовываются происходящим.

 Высказывают свои ответы на вопрос.

В: (голосом Винни-Пуха) - Здравствуйте дети

В: Я летел на свое воздушном шарике к своему другу Пятачку, но налетел сильный ветер и шарик принес меня к вам. Вы мне рады?

В: Мы очень рады встречи с тобой Винни-Пух. Правда, ребята?

 -  Здравствуй, Винни.

- Да, рады.

Постепенно вовлекается большая часть детей.

Создание проблемной ситуации

В.: - Ребята, а почему ветер смог так легко изменить маршрут  Винни?

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Активизируют необходимые знания.

- Потому что шарик легкий!

Дыхательная гимнастика

В.: Давайте подумаем на шарик. Смотрите, как он легко перелетает с места на место.

Ой, ребята, осторожнее, мой шарик может улететь без меня и я не смогу найти Пятачка.

 Что же мне с шариком сделать, что бы он не улетел?

Активно взаимодействуют с воспитателем,  набирают воздух и дуют на шарик.

Высказывают суждения, приходят к выводу, что его нужно привязать.

В.: Ребята, а почему шарик называется воздушным?  

В: (голосом Винни-Пуха) А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это сделать?

В: Дети вам интересно узнавать, что такое воздух и есть ли он?

В: Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.

Высказывают суждения.

 - Потому что в нем воздух.

- Да.

Развитие  свободного  общения  с  взрослыми  и детьми, развитие внимания, мышления.

В: Но прежде чем войти в лабораторию нам нужно отгадать загадки.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

 Дети отгадывают загадки, высказывают свое мнение.

Если кто-то отвечает неправильно, его поправляют.

- Воздух

В: Молодцы. Вот мы с вами и в лаборатории воздуха. А кто мне скажет, что это такое лаборатория?

В: Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперименты.

 Я хочу рассказать вам одну тайну. Как вы думаете у воздуха есть свои секреты?

В: Давайте, проверим, правда, это или нет.

Дети  рассуждают.

Активизируют мыслительные процессы.

Выдвигают свои мысли, суждения.   

- Да.

- Давайте, проверим.

В: А как вы думаете, что такое воздух?

В: А кто еще дышит воздухом?

В: Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (При этом Винни вместе с воспитателем делает то, что делают дети)

В: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.

 - Это – то чем люди дышат.

 - Растения, животные.

 - Нет, он невидимый.

Игра «Поймай воздух ладонями»

В: Я помогу вам поймать воздух. Винни вместе с детьми подходит к столу с полиэтиленовыми пакетами.

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

В: Берите пакет, раскрывайте его, теперь  набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож

В: Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет?

Опыт с веером

А теперь озьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга.

Что вы чувствуете?

Ветерок бывает слабый и сильный. А еще ветер это – давление воздуха.

Вот мы с вами и открыли первый секрет воздуха.

Воздух невидимый, прозрачный, его можно ощутить и с ним можно играть, он вокруг нас.

 Как это сделать? Он ведь невидим. Поймать его нельзя. (Пытаются поймать)

 

- На подушку, на воздушный шарик.

Активизация мыслительной деятельности.

 - В нем нет воздуха, он  пустой 

Ветер дует в лицо.

Обобщение полученных знаний.

Воздух невидимый, прозрачный, его можно почувствовать, с ним можно поиграть.

Игра «Парашютист»

Дружно все мы стали в круг

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют,

Легким воздухом надут.

Дети берутся за края пленки и делают парашют. 

Дети выполняют двигательные движени,я указанные в тексте.

Опыт со стаканом и водой.

Винни берет в руки стакан. 

Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? ( Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их).

Винни загадочно улыбается. Говорите, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.

В.: Возьмите каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускайте в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

В.:Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.

Винни Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели? 

В.: Откуда они взялись? 

В.: А почему вы думали, что в стакане ничего нет?

Дети высказывают свое мнение, свободно общаются с персонажем.

Дети  рассуждают. Приходят к выводам.

Активизируют мыслительные процессы.

Выдвигают свои мысли, суждения

Пытаются ответить на вопрос. Потому что там что-то есть, что не пускает воду в стакан.

В воде видны пузырьки.

Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Потому что воздух нельзя увидеть, он невидимый.

Винни -  Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой  и соломинки.

Однажды Заяц на дне рождения  угостил меня вкусным соком и дал трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды.

- Да.

Дети выполнят то же самое, что и Винни.

В.: Ребята, а как вы думаете, чем мы дышим?

Закройте свои носики ладошкой и не дышите. Сможем ли мы долго не дышать? Что почувствовали?  

Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха - без дыхания невозможна жизнь. 

Дыхательная гимнастика

Дышим носиком, вдыхаем

Плечики не поднимаем

Чтоб животик наш дышал

Нам здоровье сберегал.

Винни

- Воздухом.

Дети высказывают свое мнение, неправильно ответивших детей поправляют.

Нет, тяжело.

Делают вывод, что мы не можем обойтись без воздуха.

Дети выполняют движения, согласно тексту.

В.: Молодцы, ребята. (Хвалит ребят).

Понравилось вам в лаборатории? Здорово мы с вами поиграли с воздухом. Сегодня мы с вами узнали много интересного и открыли секреты воздуха.

Давайте вспомним эти секреты.

Дети высказываются.

 - Вокруг нас везде есть воздух.

- Мы  дышим воздухом

- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.

- С воздухом можно играть.

Винни Ребята, для вас я приготовил воздушные шарики, давайте потанцуем, а потом я полечу к Пятачку и расскажу ему, как у вас тут интересно.

Дети танцуют с воздушными шарами.



 

Комментарии

Сигалева Светлана Владимировна

Очень интересный конспект. Дети очень любят экспериментировать. С удовольствием воспользуюсь.

Мельцева Евгения Николаевна

Спасибо, воспользуюсь конспектом на следующий год,пока мы средняя группа,но очень любим экспериментировать!