Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Базанова Елена Михайловна

 

Формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения, на улице, дороге и в транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_pedagogicheskoe_kredo.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы  по обучению дошкольников  правилам дорожного движения

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

   Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из него.

По данным статистики ГИБДД по Печенгскому району за 2010-2011 год

Было зафиксированно  66 дорожно-транспортных происшествий, из них 10 с участием детей.

    Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными способами.

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет автомобиль.

    Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

    Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такую цель:

Формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения, на улице, дороге и в транспорте.

 Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности(самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах – является самой главной.( задачи  на слайде)

      Базовой программой, по которой  я работаю, при обучении детей правилам дорожного движения является « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Также использую программу «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, Н.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.

А также разработаны дополнительные специальные программы:

-«как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю.Белой, В.Н.Зиминой, Л.А.Кондрыкинской

«Жизнь без опасностей» Л.П.Анастасовой.

- «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками» М.Р.Максиняевой

- «Жизнь без опасностей» Л.П.Анастасовой.

    К сожелению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет.

    Для решения данного вопроса я:

- разработала и апробировала разнообразные формы обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге (познавательные занятия, экскурсии, целевые прогулки и т.д.)

-систематизировала дидактический материал по обучению детей правилам дорожного  движения в соответствии с современными требованиями построения образовательного процесса

    Работу по данной проблеме строю в четырех направлениях:

- работа с детьми

- работа со взрослыми(родителями)

- работа с социумом (ГИБДД)

- работа с педагогами ДОУ

    При построении системы работы  с детьми  я ориентируюсь на  три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

- ребенок – пешеход

- ребенок – пассажир городского транспорта

- ребенок – водитель детских транспортных средств.

    Вся моя работа  осуществляется в игровой деятельности. Играя, ребенок наиболее прочно усваивает знания, они становятся собственными знаниями ребенка и нормой поведения на дороге.    Это подвижные,  дидактические, настольные, сюжетно-ролевые  игры , где дети получают знания о ПДД, закрепляют навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте.

    Знания детей  находят отражение в продуктивной деятельности.

     В процессе работы я значительное место отвожу практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии ( к дороге, пешеходному переходу, в зависимости от возраста детей), наблюдения.

       Также использую в своей работе инновационные методы. Это специально организованные занятия с применением компьютерных презентаций.

   В группе появились новые игры – алгоритмические, которые провожу на макете.

Это «Переход улицы без светофора», «переход улицы со светофором»

Цель: Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты  и переходы, не нарушая правил дорожного движения.

    Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы, использую коллажи.

Например  Модель – «Морфологическая дорожка» используется для закрепления знаний о светофоре, правилам переходу по светофору.

В своей работе с детьми использую мнемотаблицы. Например: «Дорожные знаки» использую для ознакомления с дорожными знаками  

      Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия:

-Оформила уголки по ПДД, куда вошли:

- Макет микрорайона, где изучаем с детьми свой микрорайон, составляем план-схемы: детский сад, ближайшие улицы ( их названия) и дороги, жилые дома и общественные здания.

- «Перекресток» - Цель: Познакомить детей с видами перекрестков, правила перехода их.

- «Наша улица». Цель: уточнять представления детей о видах транспорта;

- «наш друг светофор». Цель: закреплять  знания о работе светофора, назначении его сигналов.

     Особое внимание уделяю работе с родителями наших воспитанников. В начале учебного года провожу анкетирование на тему « Я и мой ребенок на улице». Результаты анкетирования показали, что существует необходимость изучения правил дорожного движения не только в детском саду, но и дома.

Для того, чтобы родители правильно и умело обьясняли правила поведения на дорогах детям, провожу родительские собрания, на которых рассказываю об эффективных приемах обучения в соответствии с возрастными особенностями.

   Активное  участие родителей проявляется в такой форме совместной работы взрослых и детей, как  организация и проведение   праздников  и развлечений, создание стенгазет, фотогазет,

 выставки рисунков. Например: «Путешествие машин», «Придумай знак», «Машины спец.назначения» и др.

   Для родителей оформила стенд по ПДД «Добрая дорога детства», где размещена информация в виде консультаций, буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам, перечень дидактических игр, веселых стихов и песен, загадок и пословиц на заданную тему.

    В ходе организованного ГИБДД месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (февраль 2012г) провела с детьми занятие-игру «Путешествие в страну Светофорию», сюжет о котором был освещен в программе «Печенга» Печенгского телевидения.

    В моей практике стало традицией участие представителей  ГИБДД на различных мероприятиях, посвященных вопросам профилактики ДТП.

    Данная система работы помогает дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации. Результатом работы считаю отсутствие дорожно-транспортных происшествий с моими воспитанниками и  уровень знаний детей.

    Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без него, отлично знают правила поведения пассажиров.

Мною была разработана рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге « Большая прогулка», которую я представила для коллег на педагогическом совете от 19 сентября 2010г.

    Опыт работы я представляла на методическом обьединении педагогических работников ДОУ в форме творческого отчета в апреле 2011 года, на заседании педагогов ДОУ январь 2011года, родительском собрании октябрь 2011год.

   Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

    Я считаю, что это направление работы должно всегда находится в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.