Публикация « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »
статья по окружающему миру на тему

Разуменко Наталья Николаевна
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Данный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных качеств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_razumenko.n.n.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

   « ОЗНАКОМЛЕНИЕ  С  НАРОДНЫМИ  ТРАДИЦИЯМИ  КАК    

          СРЕДСТВО  ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  

                                     ДОШКОЛЬНИКОВ »

Воспитатель: Разуменко Наталья Николаевна.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Данный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных качеств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

    Исследования Ф.Д. Жарикова, Е.А. Казаевой, М.Ю. Новицкой, посвящённые проблемам патриотического воспитания дошкольников, подчёркивают необходимость приобщения дошкольников к истории и культуре народа.

    В процессе работы по патриотическому воспитанию создаются благоприятные условия дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чём расскажет или прочтёт им воспитатель. Воспитатель должен так организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность.

       В процессе работы по патриотическому воспитанию детей, решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество.

      Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Этому способствуют народные подвижные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста.

      Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки. Ознакомление детей с народными традициями пробуждает в них первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому данную работу нужно включать в педагогический процесс детского сада.

    Воспитателю целесообразно планировать материал по темам, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определённой системе. Работа по каждой теме обязательным элементом включает занятия, игры, свободную деятельность детей, праздники.  

     Знакомство с народными традициями может вестись по следующим направлениям:

- знакомство с устным народным творчеством: это пословицы, потешки, поговорки, заклички, песни, сказки, небылицы;  

- с подвижными играми «Салочки», «Ручеёк», пальчиковыми играми;

- с народными росписями: «Дымка», «Жостово», «Гжель», «Хохлома»;

- с обрядами, народными праздниками: «Встреча осени», «Закликание весны», «Колядование», Масленица, Пасха, Рождество Христово;

- с народными костюмами;

- с местом проживания и особенностью строения жилища;

- со старинной кухонной утварью, посудой;

- с народной кухней;

-  с народными приметами;

- с народными игрушками(матрёшка, кукла).

      Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду возможно создание русской горницы, в которой находятся старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого. Здесь дети наглядно познакомятся с предметами быта прошлого, разучат потешки, поговорки, пословицы, почитают народные сказки, познакомятся с народной декоративной росписью.

     Известно, что самым сложным в работе по ознакомлению с народными традициями, является составление рассказов для дошкольников. При этом важно:

- сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукцией, слайдами, схемами, рисунками и др.;

- обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому;

- не называть дат: они затрудняют восприятие материала;

- использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять; не употреблять специальной терминологии,  не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

    Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.   Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, проведение проверочных заданий, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями.

    Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный, который предполагает совместную деятельность воспитателей,  детей и их родителей, поэтому важно в этом вопросе установить тесную связь с семьёй. Только в этом случае  работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников даст необходимый результат.