Конспект образовательной деятельности "Свойства песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бородкина Елена Викторовна

Данное занятие способствует развитию познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_svoystva_peska.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

( средняя группа)

Тема "Песок и его свойства"

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
Задачи:
1.Формировать энциклопедические знания посредством знакомства с песком и его свойствами.
2.Развивать связную речь, обогащать словарь, умение задавать вопросы, отвечать на них; делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.
3.Воспитание познавательную активность, любознательность, взаимопомощь, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование:

 На каждого ребенка: лупа, стаканчики с водой и песком, тарелочка с песком сухим, трубочка для коктейля;

 Для воспитателя: весы с гирями,  2 большие емкости с сухим и влажным песком, лейка с водой, формочки, совок, поднос, коробочки с песком, запись со спокойной музыкой.


Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная, исследовательская, художественная.

Предварительная работа: игры с песком, рассматривание фотографий с видами построек из песка, беседы беседа о правилах поведения при проведении опытов. 


Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети стоят на ковре около воспитателя

-Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь.

Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный (обращает внимание на воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо)

-Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил.

(достаёт из корзинки 2 коробочки)

-Попробуем угадать, что там находится.

Дети берут коробочки, встряхивают их, слушают, как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах. Пробуют догадаться, что там находится.

-Он и жёлтый, и сыпучий, 
Во дворе насыпан кучей, 
Если хочешь,

 Можешь брать и  играть. (Песок)

-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.

Открывают коробочки, рассматривают, что там находится.

2.Постановка задач перед детьми

-Не зря Шар Шарыч принёс нам песок. Сегодня мы, как настоящие учёные будем исследовать этот объект неживой природы. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей)

Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории.

Дети берутся за ленточку, идут по кругу:

Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси…

3. Опытно-экспериментальная деятельность.

-Шар Шарыч помог добраться в лабораторию. (Дети садятся за столы)

-Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)

На столах находятся подносы и стаканчики с песком и водой

Опыт 1.

-Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого)
- Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку.

-Легко ли сыплется песок (легко)

-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий)

Воспитатель выставляет картинку «Песок сыпучий».

-А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа).

-Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки).

-Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки?

-Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

-Похожи ли песчинки одна на другую?

-Чем похожи и чем отличаются? (Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки)

Воспитатель выставляет картинку «Состав песка»

- Возьмите трубочки и подуйте на песок. Что с ним происходит?

- Песчинки легко передвигаются под действием ветра. Какой песок? (легкий)

Воспитатель выставляет картинку «Песчаные барханы»

-Давайте поиграем с песочком. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

-Давайте его погладим ладонями. Какой песочек? (мягкий)

Опыт 2. Взаимосвязь с водой.

-Сейчас проведём следующий опыт. Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым).

-А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду)

Воспитатель выставляет картинку «Песок впитывает воду»

 -Чем отличается влажный и сухой песок?

- Как вы думаете, какой песок тяжелее: сухой или мокрый?

Воспитатель сравнивает вес стаканчиков с сухим и мокрым песком с помощью весов.

-На прогулке мы с вами пекли угощение для куклы. Из какого песка у нас получились куличики?

-Можно ли сделать куличики из сухого песка?

-Давайте еще раз посмотрим, как мы это делали.

Воспитатель насыпает в формочку сухой песок и пробует построить куличик - песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики из влажного песка.

4.Физкультминутка.

-А Шар Шарыч  приглашает вас продолжить путешествие.

Дети берутся за ленточки, идут по кругу:

Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси…

-Шар Шарыч принёс нас туда, где можно встретить  песок в большом количестве. Конечно же это берег моря. (Звучит шум прибоя)

-А сейчас мы покружились и песчинки превратились. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем бегать врассыпную. А сейчас мы превратимся в камень. Камень твёрдый, тяжёлый, поэтому мы крепко прижимаемся друг к другу.

-А теперь мы покружились и в ребяток превратились.

-Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети берутся за ленточки, идут по кругу:

Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси…

-Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие?

-Спасибо Шар Шарычу.

4. Подведение итогов.

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Изучали свойства песка, проводили опыты)

-Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.

-В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Песок используется для детских игр;

-А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Пододвиньте к себе тарелочки с песком. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.

 Литература

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Равиза Ф. В. Простые опыты. М.: Просвещение, 1997.

3. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной.// Обруч, 1998. - №2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2103

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  №1442»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ТЕМА:

«ПЕСОК И ЕГО СВОЙСТВА»
(средняя группа)

Подготовила и провела

                                                                                  воспитатель гр. №4

                                                                            Бородкина Е.В.

Москва – 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:«МЫ ПЕЧЕМ ТОРТИКИ ИЗ ПЕСКА»

Экспериментирование, как наиболее плодотворная форма приобретения опыта при знакомстве с неживой природой. Познакомить детей со свойствами песка и способов лепки, умение делать самостоятельные выводы....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир песка»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, расширять и обогащать знания детей о песке.Задачи: Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, сенсорные ощущения, логическое мы...

Конспект Образовательной деятельности для детей 5-6 лет "Волшебные свойства песка"

Конспект Образовательной деятельности для детей 5-6 лет "Волшебные свойства песка"...

Конспект образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по ОО «Речевое развитие» на тему: «Волшебный мир песка»

laquo;Волшебный мир песка»Цель: познакомить детей со свойствами песка через экспериментальную деятельность.Задачи: воспитывать интерес к окружающему миру; учить детей испытывать эмоциональное у...

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми старшей группы "Что такое доброта?" с использованием роботов пчелок би -бот и кинетического песка.

Задачи:Образовательные:1.Способствовать формированию понятия «доброта»,  формировать эмоциональное  отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств.Развив...

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки....

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки....