Кружковая работа ''Юный эколог''
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бикбатырова Мария Сергеевна

Задачи:

         Программа реализует следующие задачи:     

         1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

         2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

         3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_yunyy_ekolog.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Юный эколог»

Пояснительная записка

        «Мир,  окружающий  ребенка  –  это,  прежде  всего  мир  природы,  с  безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                         В. Сухомлинский.

        

        Направления и актуальность:

        Кружок  «Юный эколог»  имеет  экологическую  направленность,  которая определена  особой  актуальностью  экологического  образования  в  современных условиях.  С  началом  третьего  тысячелетия  экологические  проблемы,  возникшие ранее,  не  только  не  исчезли,  а  продолжают  углубляться.  В  ХХI  веке  их  решение приобретает характер фактора выживания человечества.

        Так  как  проблемы  экологии  в  последние  годы  выдвигаются  на  первый  план,  то необходимо  углублять  знания  детей  в  этой  области.  Приобщение  детей  к экологической  культуре  необходимо  начинать  с  детства,  так  как  в  этом  возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся  наблюдать  за  изменениями,  происходящими  в  природе  и  делать  выводы. Занимаясь  в  кружке,  дети  обогащают  свой  запас  знаний  новыми  знаниями  о природных  явлениях.  Это  воспитывает  у  них  любознательность,  бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком,  развивается  мышление  образное  и  конкретное;  зрительная  и  слуховая память; речь, внимание, восприятие.

        В  основу  содержания  данной  программы  легла  программа  С.Н.  Николаевой «Юный  эколог»,  которая  предполагает  формирование  у  детей  осознанно  – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

        Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:

- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

- желание родителей,

- работа со способными детьми.

        При  построении  системы  работы  экологического  кружка  мы  обратили  особое внимание на следующие основные направления.

        1.  Познавательно-развивающее  направление  ставит  целью  знакомство  детей  с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

        2.  Практическое  направление  -  изучение  растительного  и  животного  мира, ландшафтов  родного  края,  связанное  с  практическими  делами  (акции

природоохранного  характера,  работа  на  огороде,  подкормка  птиц,  посадка

цветников и др.).

        3.  Исследовательское  направление  осуществляется  в  рамках  продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

        

          Цель:

        Основной целью программы является:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного

поведения в природе и в быту;

-  закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного

края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

        Задачи:

        Программа реализует следующие задачи:        

        1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,

расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению

повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей

элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе

взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

        2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,

умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование

мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и

последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к

самостоятельным повторам.

        3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения

сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,

воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего

мира и бережно относиться к ней.

Отличительные особенности программы:

        Новым в работе кружка « Юный эколог» предусматривается введение в

занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут

познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя

накопленный опыт.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

        6-7 лет (подготовительная группа)

        Сроки реализации программы – 1 год обучения.

        Режим работы кружка  1 раз в неделю

        Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов;

        Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий

различного типа.

        Методика работы  предполагает интегрированный подход в обучении. Это

организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в

домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности,

художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок,

экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности .

        Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

        Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

        Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.

        Ожидаемые результаты:

        К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

        Результаты освоения программы:

        

        Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью

проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

        Возрастные особенности детей:

        Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

        Дети  седьмого  года  жизни  овладевают  главными  движениями,  их  отношение  с  взрослыми  и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более  устойчивым,  целенаправленным  и  дифференцированным  становится  восприятие,

произвольным  –  память  и  внимание.  Все  это  позволяет  усложнить  содержание  экологического образования.

        Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие  от  нее.  Организуются  наблюдения,  все  циклы  наблюдений  объединяют  компоненты умственного  и  нравственного  воспитания:  дети  сенсорно  –  чувственным  путем приобретают конкретные  знания,  которые  обеспечивают  становление  единственно  правильного, действенного отношения  к  живым  существам.  Литературным  стержнем  экологической  работы  являются произведения В.  Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

        В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять

адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен

года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и

умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные  и  последовательно  разворачивающиеся  истории.  Воображение  будет  активно развиваться лишь при условии проведения

специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться  устойчивость,  распределение,  переключаемость  внимания.  Наблюдается  переход  от непроизвольного  к  произвольному  вниманию. Восприятие  в  этом  возрасте  характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств  (схематизированные  представления,  комплексные  представления,  представления  о цикличности  изменений);  развиваются  умение  обобщать,  причинное  мышление,  воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

        Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми подготовительной группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников  – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группа

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. В данном кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное...

План Кружковой работы "Юный эколог".

Цель:- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, п...

Кружковая работа «Юный эколог» старший дошкольный возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022 уч. Аналитическое занятие. З. Н. Александрова.

Календарно – тематическое планирование по кружку «Юный эколог» старший дошкольный  возраст (5-6 лет) на 2021 - 2022  уч. год. Воспитатель: Бухтина И.Г....

Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"

Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу...

Отчет по кружковой работе "Юный эколог" во второй младшей группе

Отчет по кружковой работе  во второй младшей группе «Сказка»  Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей п...

План кружковой работы «Юный эколог» на 2017-2018учебный год.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения эк...