Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ

ЦРР-Д\с №19 «Василек»

от«___» ____________2013г.

                                                                            __________ / Сенкевич Г.В./    

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный Эколог»

                                                                         Выполнила: воспитатель Игнатьева В.В

Пояснительная записка.

Данный перспективный план разработан для детей дошкольного возраста 3-7 лет. При разработке учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников. 

Актуальность: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношения к окружающему миру и система ценностей.

Основная цель: воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним

Задачи:

-Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

-Развитие познавательного интереса к миру и природе;

-Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;

-Формирование умение и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

-Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

-Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;

-Формирование умение и желание сохранять природу;

-Формирование навыков элементарной природоохранной деятельности ближайшем окружение;

-Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению окружающей среде.

Режим работы кружка: занятия проводятся во второй половине дня, один раз в 2 недели: Младшая группа-15 минут.

Средняя группа-20минут

Старшая группа-25 минут

Подготовка-30 минут

Возраст: от 3-7 лет.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Ожидаемые результаты:

-Воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира;

-Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

-Привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;

-Умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде;

-Желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;

-Формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения;

-Развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности

Вторая младшая группа «Радуга»

2013-2014гг.

Месяц/Неделя

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1. «Золотая осень»

2. «Прогулка в осеннем лесу»

-обобщить первичные представления детей об осени.

-закрепить значение понятия «листопад».

 -активизировать словарь детей.

-вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

 -воспитывать доброжелательное отношение к природе.

-развитие коммуникативных навыков.

-развитие умения сочувствовать и сопереживать.

-воспитание доброжелательного отношения к природе

- закрепить названия деревьев и животных

 экскурсия на участок.

Досуг

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. «Овощи»

4. «Фрукты»

- дать элементарные представления об овощах;

- закрепить знания о месте произрастания;

- развивать чувство коллективизма;

- закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;

- формировать умение наклеивать готовые формы овощей

- продолжать знакомить с плодами фруктовых деревьев.

-ввести обобщающее понятие «фрукты».

-учить описывать фрукты (цвет, величину, форму), определять, какие они на вкус, на ощупь, и находить их по описанию.

-воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь другу.

НОД в игровой форме

НОД в игровой форме

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

Декабрь

2 неделя

4я неделя

5. «Домашние животные»

6. «Дикие животные »

7. «Зимующие птицы»

8. «Елочка-красавица»

-формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

– дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.

- познакомить детей с зимующими птицами: воробей, синица, с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых).

-знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.

 Игра-путешествие.

Игра-путешествие

Нод в игровой форме

НОД в игровой форме с элементами иссдедов.деятельности

Январь

2я неделя

4я неделя

9. «Снежинка»        

10. «Путешествие в зимний лес »        

-развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

-закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни в зимний период.

-развивать познавательный интерес детей к природе.

-активизировать творческое воображение и импровизацию.

Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

НОД в игровой форме с элементами экспериментирования

Досуг

Февраль

2я неделя

4я неделя

11. «Посадка лука: огород на окошке»

12. «Комнатные растения: Гномик Вася пришел в гости»

-вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

-уточнить представления детей о растениях в группе (бальзамин), о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями (примула, фикус).Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист,цветок)

НОД

 с элементами экспериментирования.

НОД в игровой форме

Март

2я неделя

4я неделя

13. «Волшебница водичка»

14. «Путешествие в весенний лес»

-формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

-уточнять и расширять конкретные представления детей о животных и их детёнышах, закреплять умения узнавать и различать по признакам внешнего вида и особенностям поведения, правильно называть взрослое животное и детёныша.

-формировать представления детей об особенностях жизни леса весной: становится теплее, снег тает, от спячки просыпается медведь, заяц и белка линяют - меняют шерсть; все звери выводят потомство и заботятся о нём: добывают еду, защищают от врагов, учат.

Экспериментальная деятельность

Занятие-путешествие

Апрель

15. «День Птиц»

16. «День Земли: песочные фантазии»

- познакомить с международным праздником «День птиц»;

- расширять представление детей о птицах; развивать умение наблюдать за птицами;

-воспитывать бережное отношение к птицам, к окружающему миру

-развивать любознательность, мышление.

-познакомить детей со свойствами песка, правилами поведения с ним.

-развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей.

-развитие игровой деятельности детей, детского творчества;

Досуг

Игровое занятие с экспериментальной деятельностью.

Май

2я неделя

17. «Первые цветы» ко Дню подснежника 18 мая.

18. Диагностика

- знакомить детей с первыми весенними дикорастущими цветами:

Подснежником-прострел

-формировать обобщающее понятие- первоцветы.

-закреплять названия частей цветка

-воспитывать любовь к природе.

НОД

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный эколог»

Средняя группа

2014-2015гг.

Месяц/Неделя

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1.Путешествие в страну Осень

2. «Куда прячутся насекомые?»

-уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

-показать связь между живой и неживой природой.

-воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

- расширять знания о жизни насекомых, как изменяется их жизнь с приходом осени.

-развивать внимание, память.

 -воспитывать любовь к живой природе.

Экскурсия на участок

Игра-путешествие на участке.

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. «Во саду ли, в огороде»

4. «Зелёная аптека»

акреплять представления детей об овощах и фруктах; продолжать учить их классифицировать, правильно называть и различать;

- знать их место произрастания.

 -определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

-развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

- познакомить детей с

лекарственными растениями: ромашкой и подорожником

 -закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

 -воспитывать бережное отношение к растениям.

НОД в игровой форме

Досуг

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

5. « Воздух-неведимка»

6. «Почему к нам зима приходит рано»

- учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы);

-учить производить опыты исследования воздуха

- подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

- расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

-показать детям связь между живой и неживой природой

-формировать представление, о том, что мы живем на Севере.

 -воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

НОД с экспериментированием

НОД путешествие с использованием ИКТ

Декабрь

2я неделя

4я неделя

7. «Подводное царство Золотой рыбки»

8. «К нам пришел Айболит»

- познакомить с аквариумными рыбками, лягушкой.

-учить выделять и называть части тела рыб, повадки.

-дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные;

 -побуждать к наблюдениям

-воспитывать интерес

- - формировать умение детей внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния;

 -показать как можно помочь комнатным растениям, т. Е. улучшить среду обитания.

 -воспитывать бережное отношение ко всему живому

НОД в игровой форме

НОД в игровой форме

Январь

2я неделя

4я неделя

9. «Белый снег, пушистый..»

10. «Лесные жители»

- способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение.

- подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным

- закреплять представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных).

 -помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

- воспитывать любовь и заботу к животным.

НОД с экспериментированием

Игра-путешествие

Февраль

2я неделя

4я неделя

11. «Поездка в деревню»

12. «В гостях у птиц»

- уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде.

-дать представления детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.

-познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

-прививать добрые чувства к животным.

- продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами нашей республики.

 -расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

-воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

Игра-путешествие

Досуг

Март

2я неделя

4я неделя

13. «Чипполино помогает выращивать лук.»

14. «Путешествие в царство комнатных растений»

- закрепить знания о потребности растений в земле.

 -закрепить представление о последовательности трудового процесса.

- воспитывать интерес к совместному труду.

- познакомить с новыми растениями ( герань) и со способами их черенкования.

-закрепить названия знакомых комнатных  растений

 -продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки

 -поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

НОД с трудовым десантом.

НОД в игровой форме

Апрель

2я неделя

4я неделя

15. «Весеннее путешествие»

16. «Береги живое!» ко Дню Земли.

-расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей.

-учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

-воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.

-приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Игра-путешествие

НОД с использованием ИКТ

Май

17.«Где живет капелька?»

18. Диагностика

- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека и всего живого.

-прививать бережное отношение к воде;

-воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

НОД с использованием ИКТ

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный эколог»

Старшая группа «Теремок»

2015-2016

Месяц/неделя

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1.Что такое природа? (живая и неживая природа.)

2. Наш дом - природа

- дать детям представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека ("не природы")

- познакомить  с классификацией природных объектов живой и неживой природы, с их отличительными признаками

-познакомить детей с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек - тоже её часть.

НОД с практической деятельностью

НОД

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. Куда бежит река

4. Волшебница вода.

-обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, и в каком виде существует вода в окружающей среде.

-познакомить детей с разными видами водоёмов (реками, озёрами, прудами),

-рассказать, как образуются реки.

-познакомить детей с разными природными явлениями (дождь, снег, град, роса, иней, туман и т.д.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. 

-дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

НОД

НОД с экспериментированием, просмотр развивающего видео

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

5. Воздух- невидимка

6.Человек-часть природы

- уточнить представления о воздухе, его свойствами и ролью в жизни человека.

- познакомить детей с понятием звук, с тем, как получается звук, какую роль воздух играет при рождении звуков.

-познакомить детей с органами слуха человека, органами дыхания человека, органами обоняния человека

НОД с экспериментированием, использование ИКТ

НОД

Декабрь

2я неделя

4я неделя

7.Ветер

8. Нам воздух строить и жить помогает

-познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

- научить изготавливать флюгер и пользоваться им.

-дать знания о направлениях ветра и о том, что он бывает холодным, тёплым в зависимости от того, с какой стороны дует

- познакомить с виды ветра: ураган, метель, тайфун, шторм, смерч и др.

-определить с детьми, какую работу в природе выполняет ветер.

-познакомить детей с тем, как человек использует воздух, ветер в жизни.

НОД с практической деятельностью

НОД с использованием ИКТ

Январь

2я неделя

4я неделя

9.SOS! SOS!-Спасите планету!

10.Викторина «Юные экологи»

-дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности и о значении растений.

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление,

-  воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре

- закреплять знания детей о природе

Нод проблемная ситуация

Досуг

Февраль

2я неделя

4я неделя

11.Этажи леса

12. Спасём лес!

- расширение и уточнение представлений  о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; ввести понятие «этажи леса»

- расширение представлений об особенностях приспособления животных и взаимосвязь между растениями и животными леса;

- продолжить экологическое образование детей.

-повторить правила поведения в лесу,

-развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь,

-воспитывать экологическую культуру детей.

НОД

Досуг

Март

2я неделя

4я неделя

13. Пищевые цепочки

14.Вечер экологических игр

-формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателях леса, растений и животных, их пищевые зависимости друг от друга

-стимулировать познавательный интерес

-закрепление знаний, умений полученных в разных видах деятельности.

-продолжить экологическое образование детей.

-развивать интерес к познанию

НОД

Досуг

Апрель

2я неделя

4я неделя

15.Акция

«День птиц: подари птицам дом!»

16. День Земли!

«Что?Где?Когда?»

- углубление знаний детей и взрослых о местах обитания птиц, формирование положительного отношения к природе;

-развитие гуманного отношения к птицам, мотивации и интереса к их охране;

-введение в экологическую этику и эстетику;

 -формирование позитивных форм досуга, развитие коммуникабельности у детей;

-развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление,

-  воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре

- закреплять знания детей о природе

Акция

досуг

Май

17.Семейная работа «Я и подснежник» (фоторепортаж)

18.Диагностика

-закреплять знания о весенних изменениях в природе, расширять кругозор детей, обобщить знания детей о первом весеннем цветке – подснежнике (сон трава)

Совместная работа ребенка с родителями.

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный эколог»

Подготовительная группа «Теремок»

2016-2017гг.

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1.«Планета –земля».

2. «Человек и природа».

-закрепить знания детей о нашей планете: ее форме, природе, о животном и растительном мире;

-уточнить знания детей о частях суток и правилах охраны природы;

-воспитывать любознательность и бережное отношение ко всему живому.

- обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных и растений;

-познакомить детей с Красной книгой России

-уточнить представления детей о некоторых видах животных и растений;

НОД

НОД с использованием ИКТ

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. «Живая и неживая природа».

4. «В природе все нужны друг другу.»

-продолжать учить отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; показать их взаимосвязь;

-поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности;

-уточнить представления с цепочками питания, как закономерным природным процессом.

-дать представление о профессии лесника, показать значимость этой профессии для природы.

-продолжать формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано

НОД

НОД

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

5.Расстения нашего края

6. Птицы нашего леса

- познакомить детей с разнообразием растений Якутии.

-дать представления,

о тайге, лесотундре, тундре.

-воспитывать любовь к родной природе.

- познакомить с разнообразием птиц Якутии

-формировать представления: перелетные-оседлые птицы

-развивать в детях интерес к познанию

НОД путешествие

НОД путешествие

Декабрь

7-8.Воздух (2 занятия)

- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;

- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

- развивать умение детей решать проблемные задачи;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

НОД с экспериментированием, с использованием ИКТ

Январь

2я неделя

4я неделя

9. Свойства воды. Круговорот воды в природе.

10. «Роль воды и воздуха в жизни человека и всего живого»

-- учить детей определять опытным путем свойства воды

- познакомить с круговоротом воды в природе

-  закрепить знания свойств воды, умение устанавливать связь между изменениями температуры и состоянием воды, показать способы очистки воды;

-развивать творческие умения детей;

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

НОД с экспериментированием

Просмотр видео.

НОД

Февраль

2я неделя

4я неделя

11. Разнообразие животных

12. Животный мир Якутии

-закреплять знания детей о животных разных стран

-расширять и систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания

-учить ориентироваться по карте мира

-воспитывать любовь к животным и природе

- расширять и систематизировать представление детей о животном мире родного края

-учить выступать перед слушателями.

- поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности;

НОД в игровой форме путешествие

Выступления детей с презентацией

Март

2я неделя

4я неделя

13.Солнце. Почему день сменяет ночь?

14. Экологическая пирамида

-познакомить детей с солнцем, как с источником тепла и света. Солнце –звезда, огненный, газообразный шар.

-закрепить понятия: сутки, части суток
-учить устанавливать временные связи.

-развивать умение видеть изменения в природе

-познакомить с «экологической пирамидой»

-Совершенствовать экологические знания.

НОД

НОД

Апрель

2я неделя

4я неделя

15.  День птиц. Игра «В мире птиц»

16.День земли.

-Расширять знания о птицах-кругозор

-дать представления о происхождении названий некоторых птиц

-развивать смекалку, сообразительность

-воспитывать коллективизм

- дать возможность детям самореализоваться на данном мероприятии.

-воспитывать заботливое отношение к природе

-укрепление дружеских взаимоотношений во время мероприятия.

Досуг конкурсная игра

Развлечение

Май

17. Диагностика знаний и умений

18. Высадка рассады на участке (по погоде)

-выявление ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...

Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Юный эколог»

Формировать представление дошкольников о системе связей живой и неживой природе...

Перспективный план кружковой работы Экология с малышами

Кружковая работа разработана для детей от 3 до 7 лет.Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе.Развивать умение анализировать структуру объектов приро...