Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ

ЦРР-Д\с №19 «Василек»

от«___» ____________2013г.

                                                                            __________ / Сенкевич Г.В./    

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный Эколог»

                                                                         Выполнила: воспитатель Игнатьева В.В

Пояснительная записка.

Данный перспективный план разработан для детей дошкольного возраста 3-7 лет. При разработке учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников. 

Актуальность: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношения к окружающему миру и система ценностей.

Основная цель: воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним

Задачи:

-Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

-Развитие познавательного интереса к миру и природе;

-Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;

-Формирование умение и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

-Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

-Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;

-Формирование умение и желание сохранять природу;

-Формирование навыков элементарной природоохранной деятельности ближайшем окружение;

-Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению окружающей среде.

Режим работы кружка: занятия проводятся во второй половине дня, один раз в 2 недели: Младшая группа-15 минут.

Средняя группа-20минут

Старшая группа-25 минут

Подготовка-30 минут

Возраст: от 3-7 лет.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Ожидаемые результаты:

-Воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира;

-Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

-Привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;

-Умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде;

-Желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;

-Формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения;

-Развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности

Вторая младшая группа «Радуга»

2013-2014гг.

Месяц/Неделя

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1. «Золотая осень»

2. «Прогулка в осеннем лесу»

-обобщить первичные представления детей об осени.

-закрепить значение понятия «листопад».

 -активизировать словарь детей.

-вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

 -воспитывать доброжелательное отношение к природе.

-развитие коммуникативных навыков.

-развитие умения сочувствовать и сопереживать.

-воспитание доброжелательного отношения к природе

- закрепить названия деревьев и животных

 экскурсия на участок.

Досуг

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. «Овощи»

4. «Фрукты»

- дать элементарные представления об овощах;

- закрепить знания о месте произрастания;

- развивать чувство коллективизма;

- закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;

- формировать умение наклеивать готовые формы овощей

- продолжать знакомить с плодами фруктовых деревьев.

-ввести обобщающее понятие «фрукты».

-учить описывать фрукты (цвет, величину, форму), определять, какие они на вкус, на ощупь, и находить их по описанию.

-воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь другу.

НОД в игровой форме

НОД в игровой форме

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

Декабрь

2 неделя

4я неделя

5. «Домашние животные»

6. «Дикие животные »

7. «Зимующие птицы»

8. «Елочка-красавица»

-формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

– дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.

- познакомить детей с зимующими птицами: воробей, синица, с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых).

-знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.

 Игра-путешествие.

Игра-путешествие

Нод в игровой форме

НОД в игровой форме с элементами иссдедов.деятельности

Январь

2я неделя

4я неделя

9. «Снежинка»        

10. «Путешествие в зимний лес »        

-развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

-закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни в зимний период.

-развивать познавательный интерес детей к природе.

-активизировать творческое воображение и импровизацию.

Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

НОД в игровой форме с элементами экспериментирования

Досуг

Февраль

2я неделя

4я неделя

11. «Посадка лука: огород на окошке»

12. «Комнатные растения: Гномик Вася пришел в гости»

-вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

-уточнить представления детей о растениях в группе (бальзамин), о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями (примула, фикус).Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист,цветок)

НОД

 с элементами экспериментирования.

НОД в игровой форме

Март

2я неделя

4я неделя

13. «Волшебница водичка»

14. «Путешествие в весенний лес»

-формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

-уточнять и расширять конкретные представления детей о животных и их детёнышах, закреплять умения узнавать и различать по признакам внешнего вида и особенностям поведения, правильно называть взрослое животное и детёныша.

-формировать представления детей об особенностях жизни леса весной: становится теплее, снег тает, от спячки просыпается медведь, заяц и белка линяют - меняют шерсть; все звери выводят потомство и заботятся о нём: добывают еду, защищают от врагов, учат.

Экспериментальная деятельность

Занятие-путешествие

Апрель

15. «День Птиц»

16. «День Земли: песочные фантазии»

- познакомить с международным праздником «День птиц»;

- расширять представление детей о птицах; развивать умение наблюдать за птицами;

-воспитывать бережное отношение к птицам, к окружающему миру

-развивать любознательность, мышление.

-познакомить детей со свойствами песка, правилами поведения с ним.

-развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей.

-развитие игровой деятельности детей, детского творчества;

Досуг

Игровое занятие с экспериментальной деятельностью.

Май

2я неделя

17. «Первые цветы» ко Дню подснежника 18 мая.

18. Диагностика

- знакомить детей с первыми весенними дикорастущими цветами:

Подснежником-прострел

-формировать обобщающее понятие- первоцветы.

-закреплять названия частей цветка

-воспитывать любовь к природе.

НОД

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный эколог»

Средняя группа

2014-2015гг.

Месяц/Неделя

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1.Путешествие в страну Осень

2. «Куда прячутся насекомые?»

-уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

-показать связь между живой и неживой природой.

-воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

- расширять знания о жизни насекомых, как изменяется их жизнь с приходом осени.

-развивать внимание, память.

 -воспитывать любовь к живой природе.

Экскурсия на участок

Игра-путешествие на участке.

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. «Во саду ли, в огороде»

4. «Зелёная аптека»

акреплять представления детей об овощах и фруктах; продолжать учить их классифицировать, правильно называть и различать;

- знать их место произрастания.

 -определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

-развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

- познакомить детей с

лекарственными растениями: ромашкой и подорожником

 -закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

 -воспитывать бережное отношение к растениям.

НОД в игровой форме

Досуг

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

5. « Воздух-неведимка»

6. «Почему к нам зима приходит рано»

- учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы);

-учить производить опыты исследования воздуха

- подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

- расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

-показать детям связь между живой и неживой природой

-формировать представление, о том, что мы живем на Севере.

 -воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

НОД с экспериментированием

НОД путешествие с использованием ИКТ

Декабрь

2я неделя

4я неделя

7. «Подводное царство Золотой рыбки»

8. «К нам пришел Айболит»

- познакомить с аквариумными рыбками, лягушкой.

-учить выделять и называть части тела рыб, повадки.

-дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные;

 -побуждать к наблюдениям

-воспитывать интерес

- - формировать умение детей внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния;

 -показать как можно помочь комнатным растениям, т. Е. улучшить среду обитания.

 -воспитывать бережное отношение ко всему живому

НОД в игровой форме

НОД в игровой форме

Январь

2я неделя

4я неделя

9. «Белый снег, пушистый..»

10. «Лесные жители»

- способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение.

- подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным

- закреплять представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных).

 -помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

- воспитывать любовь и заботу к животным.

НОД с экспериментированием

Игра-путешествие

Февраль

2я неделя

4я неделя

11. «Поездка в деревню»

12. «В гостях у птиц»

- уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде.

-дать представления детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.

-познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

-прививать добрые чувства к животным.

- продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами нашей республики.

 -расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

-воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

Игра-путешествие

Досуг

Март

2я неделя

4я неделя

13. «Чипполино помогает выращивать лук.»

14. «Путешествие в царство комнатных растений»

- закрепить знания о потребности растений в земле.

 -закрепить представление о последовательности трудового процесса.

- воспитывать интерес к совместному труду.

- познакомить с новыми растениями ( герань) и со способами их черенкования.

-закрепить названия знакомых комнатных  растений

 -продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки

 -поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

НОД с трудовым десантом.

НОД в игровой форме

Апрель

2я неделя

4я неделя

15. «Весеннее путешествие»

16. «Береги живое!» ко Дню Земли.

-расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей.

-учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

-воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.

-приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Игра-путешествие

НОД с использованием ИКТ

Май

17.«Где живет капелька?»

18. Диагностика

- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека и всего живого.

-прививать бережное отношение к воде;

-воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

НОД с использованием ИКТ

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный эколог»

Старшая группа «Теремок»

2015-2016

Месяц/неделя

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1.Что такое природа? (живая и неживая природа.)

2. Наш дом - природа

- дать детям представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека ("не природы")

- познакомить  с классификацией природных объектов живой и неживой природы, с их отличительными признаками

-познакомить детей с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек - тоже её часть.

НОД с практической деятельностью

НОД

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. Куда бежит река

4. Волшебница вода.

-обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, и в каком виде существует вода в окружающей среде.

-познакомить детей с разными видами водоёмов (реками, озёрами, прудами),

-рассказать, как образуются реки.

-познакомить детей с разными природными явлениями (дождь, снег, град, роса, иней, туман и т.д.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. 

-дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

НОД

НОД с экспериментированием, просмотр развивающего видео

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

5. Воздух- невидимка

6.Человек-часть природы

- уточнить представления о воздухе, его свойствами и ролью в жизни человека.

- познакомить детей с понятием звук, с тем, как получается звук, какую роль воздух играет при рождении звуков.

-познакомить детей с органами слуха человека, органами дыхания человека, органами обоняния человека

НОД с экспериментированием, использование ИКТ

НОД

Декабрь

2я неделя

4я неделя

7.Ветер

8. Нам воздух строить и жить помогает

-познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

- научить изготавливать флюгер и пользоваться им.

-дать знания о направлениях ветра и о том, что он бывает холодным, тёплым в зависимости от того, с какой стороны дует

- познакомить с виды ветра: ураган, метель, тайфун, шторм, смерч и др.

-определить с детьми, какую работу в природе выполняет ветер.

-познакомить детей с тем, как человек использует воздух, ветер в жизни.

НОД с практической деятельностью

НОД с использованием ИКТ

Январь

2я неделя

4я неделя

9.SOS! SOS!-Спасите планету!

10.Викторина «Юные экологи»

-дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности и о значении растений.

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление,

-  воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре

- закреплять знания детей о природе

Нод проблемная ситуация

Досуг

Февраль

2я неделя

4я неделя

11.Этажи леса

12. Спасём лес!

- расширение и уточнение представлений  о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; ввести понятие «этажи леса»

- расширение представлений об особенностях приспособления животных и взаимосвязь между растениями и животными леса;

- продолжить экологическое образование детей.

-повторить правила поведения в лесу,

-развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь,

-воспитывать экологическую культуру детей.

НОД

Досуг

Март

2я неделя

4я неделя

13. Пищевые цепочки

14.Вечер экологических игр

-формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателях леса, растений и животных, их пищевые зависимости друг от друга

-стимулировать познавательный интерес

-закрепление знаний, умений полученных в разных видах деятельности.

-продолжить экологическое образование детей.

-развивать интерес к познанию

НОД

Досуг

Апрель

2я неделя

4я неделя

15.Акция

«День птиц: подари птицам дом!»

16. День Земли!

«Что?Где?Когда?»

- углубление знаний детей и взрослых о местах обитания птиц, формирование положительного отношения к природе;

-развитие гуманного отношения к птицам, мотивации и интереса к их охране;

-введение в экологическую этику и эстетику;

 -формирование позитивных форм досуга, развитие коммуникабельности у детей;

-развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление,

-  воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре

- закреплять знания детей о природе

Акция

досуг

Май

17.Семейная работа «Я и подснежник» (фоторепортаж)

18.Диагностика

-закреплять знания о весенних изменениях в природе, расширять кругозор детей, обобщить знания детей о первом весеннем цветке – подснежнике (сон трава)

Совместная работа ребенка с родителями.

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию.

«Юный эколог»

Подготовительная группа «Теремок»

2016-2017гг.

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

2я неделя

4я неделя

1.«Планета –земля».

2. «Человек и природа».

-закрепить знания детей о нашей планете: ее форме, природе, о животном и растительном мире;

-уточнить знания детей о частях суток и правилах охраны природы;

-воспитывать любознательность и бережное отношение ко всему живому.

- обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных и растений;

-познакомить детей с Красной книгой России

-уточнить представления детей о некоторых видах животных и растений;

НОД

НОД с использованием ИКТ

Октябрь

2я неделя

4я неделя

3. «Живая и неживая природа».

4. «В природе все нужны друг другу.»

-продолжать учить отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; показать их взаимосвязь;

-поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности;

-уточнить представления с цепочками питания, как закономерным природным процессом.

-дать представление о профессии лесника, показать значимость этой профессии для природы.

-продолжать формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано

НОД

НОД

Ноябрь

2я неделя

4я неделя

5.Расстения нашего края

6. Птицы нашего леса

- познакомить детей с разнообразием растений Якутии.

-дать представления,

о тайге, лесотундре, тундре.

-воспитывать любовь к родной природе.

- познакомить с разнообразием птиц Якутии

-формировать представления: перелетные-оседлые птицы

-развивать в детях интерес к познанию

НОД путешествие

НОД путешествие

Декабрь

7-8.Воздух (2 занятия)

- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;

- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

- развивать умение детей решать проблемные задачи;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

НОД с экспериментированием, с использованием ИКТ

Январь

2я неделя

4я неделя

9. Свойства воды. Круговорот воды в природе.

10. «Роль воды и воздуха в жизни человека и всего живого»

-- учить детей определять опытным путем свойства воды

- познакомить с круговоротом воды в природе

-  закрепить знания свойств воды, умение устанавливать связь между изменениями температуры и состоянием воды, показать способы очистки воды;

-развивать творческие умения детей;

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

НОД с экспериментированием

Просмотр видео.

НОД

Февраль

2я неделя

4я неделя

11. Разнообразие животных

12. Животный мир Якутии

-закреплять знания детей о животных разных стран

-расширять и систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания

-учить ориентироваться по карте мира

-воспитывать любовь к животным и природе

- расширять и систематизировать представление детей о животном мире родного края

-учить выступать перед слушателями.

- поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности;

НОД в игровой форме путешествие

Выступления детей с презентацией

Март

2я неделя

4я неделя

13.Солнце. Почему день сменяет ночь?

14. Экологическая пирамида

-познакомить детей с солнцем, как с источником тепла и света. Солнце –звезда, огненный, газообразный шар.

-закрепить понятия: сутки, части суток
-учить устанавливать временные связи.

-развивать умение видеть изменения в природе

-познакомить с «экологической пирамидой»

-Совершенствовать экологические знания.

НОД

НОД

Апрель

2я неделя

4я неделя

15.  День птиц. Игра «В мире птиц»

16.День земли.

-Расширять знания о птицах-кругозор

-дать представления о происхождении названий некоторых птиц

-развивать смекалку, сообразительность

-воспитывать коллективизм

- дать возможность детям самореализоваться на данном мероприятии.

-воспитывать заботливое отношение к природе

-укрепление дружеских взаимоотношений во время мероприятия.

Досуг конкурсная игра

Развлечение

Май

17. Диагностика знаний и умений

18. Высадка рассады на участке (по погоде)

-выявление ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

Перспективный план кружковой работы

Данная разработка представляет собой перспективный план кружковой работы по рисованию для второй младшей группы....

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...

Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Юный эколог»

Формировать представление дошкольников о системе связей живой и неживой природе...