Главные вкладки

    «Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Чухутина Неля Николаевна

    Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Экология80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

    Чухутина Неля Николаевна 
    «Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

    Перспективный план кружковой работы по экологии в старшей группе

    Перспективный план кружка

    «Юный эколог»

    на 2015-2016 гг.

    (старшая группа)

    Составила:

    воспитатель МКДОУ «Детский сад №23»

    Чухутина Неля Николаевна

    Пояснительная записка

    В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

    Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

    Цель:

    Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

    Задачи:

    - формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

    - развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

    - воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

    - воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

    Виды деятельности:

    1. Организованные:

    - непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

    – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

    2. Совместная деятельность:

    – наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

    – целевые прогулки;

    – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

    – рассматривание картин из жизни диких животных;

    – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

    – беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

    – сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр. ;

    – опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

    – экологические тропы;

    – игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

    – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

    – работа с календарями природы;.

    – изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

    Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:

    1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

    2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

    3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

    Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

    Перспективный план работы на октябрь 2015г.

    1 Неделя

    Тема: «Наш дом-природа».

    Программное содержание: Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

    Формы работы:

    1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

    2. Дать понятие живая, не живая природа.

    3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

    4. Д/и «Природа – не природа»

    5. Внести календарь природы.

    2 Неделя

    Тема: «Путешествие в страну осень».

    Программное содержание: Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

    Формы работы:

    1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

    2. Чтение стихотворения «Осень»

    3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

    4. Работа с календарём природы.

    3 Неделя

    Тема: «Лес».

    Программное содержание: Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

    Воспитывать у детей любовь к природе.

    Формы работы:

    1. Что такое лес?

    2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

    3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

    4. Собирание гербария.

    4 Неделя

    Тема: «Царство грибов».

    Программное содержание: Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

    2. Рассказ воспитателя о грибах.

    3. Рисование «Грибы»

    Перспективный план работы на ноябрь 2015г.

    1 Неделя

    Тема: «Перелётные птицы».

    Программное содержание: Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

    Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

    2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

    3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

    4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

    2 Неделя

    Тема: «Знакомство детей с почвой».

    Программное содержание: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».

    Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

    Формы работы:

    1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».

    2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

    3 Неделя

    Тема: «Глина и земля».

    Программное содержание: Познакомить детей с природными материалами - земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.

    Формы работы:

    1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

    2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

    3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

    Наблюдение за ним.

    4 Неделя

    Тема: «Ваза с яблоками».

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании.

    Формы работы:

    1. Беседа о свойствах глины

    2. Просмотр иллюстраций

    «Глиняные изделия»

    3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа)

    Перспективный план работы на декабрь 2015г.

    1 Неделя

    Тема: «Растения зимой».

    Программное содержание: Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

    Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

    2. Беседа «Для чего растениям снег»

    3. Наблюдение за деревьями.

    2 Неделя

    Тема: «Ёлочка – красавица».

    Программное содержание: Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

    Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

    Формы работы:

    1. Дать понятие хвойные деревья.

    2. Беседа о сосне.

    3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок).

    3 Неделя

    Тема: «Зимующие птицы».

    Программное содержание: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.

    Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

    2. Рассказ о жизни птиц зимой

    3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

    4 Неделя

    Тема: «Путешествие в зимний лес».

    Программное содержание: Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу.

    Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

    2. Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

    3. Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу».

    Перспективный план работы на январь 2016г.

    1 Неделя

    Тема: «Зимние явления в неживой природе».

    Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать.

    Формы работы:

    1. Дать определение понятию - зимние явления.

    2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

    3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы

    2 Неделя

    Тема: «Вода вокруг нас».

    Программное содержание: Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

    Формы работы:

    1. Просмотр слайдов

    «Вода в окружающей среде.

    2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.

    3 Неделя

    Тема: «Кто живёт в реке».

    Программное содержание: Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.

    Формы работы:

    1. Беседа, «Какие животные называются водными»

    2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели»

    3. Обратить внимание на внешние особенности.

    4 Неделя

    Тема: «Речные и морские камни».

    Программное содержание: Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть камни речные и морские

    2. Назвать их свойства и особенности.

    3. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал»

    Перспективный план работы на февраль 2016г.

    1 Неделя

    Тема: Наблюдения «Морозные узоры».

    Программное содержание: Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

    Формы работы:

    1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

    2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

    3. Обсуждение стихотворения

    2 Неделя

    Тема: Наблюдения «Снег».

    Программное содержание: Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

    Формы работы:

    1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т. д.)

    2. Беседа о защитных свойствах снега.

    3 Неделя

    Тема: «Воздух».

    Программное содержание: Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

    Формы работы:

    1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.

    2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

    3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

    4 Неделя

    Тема: «Как рождается ветер».

    Программное содержание: Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность.

    Формы работы:

    1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

    2. Наблюдение за ветром (использование вертушек).

    Перспективный план работы на март 2016г.

    1 Неделя

    Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу?».

    Программное содержание: Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

    Формы работы:

    1. Демонстрационный материал «Животные Севера»

    2. Видеофильм «Животные севера»

    3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу».

    2 Неделя

    Тема: «Животные жарких стран».

    Программное содержание: Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

    Формы работы:

    1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

    2. Видеофильм «Животные жарких стран».

    3 Неделя

    Тема: «Весенние явления в неживой природе».

    Программное содержание: Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

    2. Беседа «Признаки весны»

    3. Сравнение признаков зимы и весны.

    4 Неделя

    Тема: «Как солнце жизнь дает земле».

    Программное содержание: Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

    Формы работы:

    1. Чтение и рассматривание иллюстраций

    «География для малышей»

    2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце».

    Перспективный план работы на апрель 2016г.

    1 Неделя

    Тема: «Огород на окошке».

    Программное содержание: Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

    Формы работы:

    1. Беседа «Что нужно растению?»

    2. Посадить лук, петрушку.

    3. Дальнейшие наблюдение и уход.

    2 Неделя

    Тема: «Насекомые».

    Программное содержание: Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрации.

    2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

    3. Рисование «Бабочка».

    3 Неделя

    Тема: «Растения весной».

    Программное содержание: Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

    Формы работы:

    1. Наблюдение за деревьями.

    2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников

    3. Работа с календарём природы.

    4 Неделя

    Тема: «Встречаем птиц».

    Программное содержание: Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

    2. Загадать загадки про птиц

    3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

    4. Игра с бумажными птицами.

    Перспективный план работы на май 2016г.

    1 Неделя

    Тема: «Человек – живой организм».

    Программное содержание: Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

    Формы работы:

    1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека»

    2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

    3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно».

    2 Неделя

    Тема: «Цветущий сад».

    Программное содержание: Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

    Формы работы:

    1. Наблюдение за яблоней.

    2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями)

    3. Работа с календарём природы.

    3 Неделя

    Тема: «Экологическая тропа».

    Программное содержание: Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

    Формы работы:

    1. Чтение стихотворения

    Р. Рождественского

    «Береги природу»

    2. Целевая прогулка по экологической тропе

    3. Беседа «Что будет, если…».

    4 Неделя: Диагностика

    Список литературы:

    1. Н. А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

    2. Н. А. Рыжова «Волшебница вода».

    3. С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

    3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

    4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

    5. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова.

    «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

    6. Интернет – источники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"

    Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...

    Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

    Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

    Перспективный план кружковой работы "Изонить" старший возраст

    Кружковая работа ИЗОНИТЬИЗОНИТЬ– техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.Занятия изонитью способствуют...

    Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе «Б» №5 «Волшебница бумага»

    Перспективный план  работы кружковой  в стиле оригами в старшей группе....

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»...

    Перспективный план кружковой работы в средней группе "Чудеса своими руками"

    Перспективный план кружковой работы в средней группе "Чудеса своими руками"...

    Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Юный эколог»

    Формировать представление дошкольников о системе связей живой и неживой природе...