Перспективный план кружковой работы в старшей группе "Волшебное тесто" (тестопластика)
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Майчикова Евгения Сергеевна

Данный кружок будет полезен воспитателям старших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnoe_testo_v_starshey_gruppe.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть –Канский детский сад »






Кружок «Волшебное тесто»

в старшей группе

(по тестопластике)



Воспитатель:

Майчикова Евгения Сергеевна








с.Усть-Кан, 2020г

  Пояснительная записка

   Учѐными доказано, что развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

   Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребѐнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идѐт полное расслабление тела и души.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

   Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

   Лепка – любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке – из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

   Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы.   Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

   Цель :

   Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

  Задачи:

  Образовательные:

1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

2. Учить соблюдать правила техники безопасности;

3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;

4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

   Развивающие:

1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

   Воспитательные:

1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

   Ожидаемые результаты кружка:

должны уметь:

- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

 - раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

 - последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

- расплющивать;

- соединять в виде кольца;

- защипывать края формы;

- лепить из нескольких частей;

- соблюдать пропорции;

- сглаживать поверхности формы;

- присоединять части;

- прижимать;

- примазывать;

- вдавливать;

- лепить с натуры;

- лепить по представлению;

- лепить на воображение;

- устойчивость изделия;

- выразительность образа;

- работать с красками;

- пользоваться дополнительными материалами;

- пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

- соблюдать технику безопасности;

- оценивать свою работу и работы своих товарищей;

- работать в коллективе.


Рецепт

  • 1 cт. Муки
  • 1 ст. соли «Экстра»
  • 2 ст. ложки растительного масла
  • 125 мл. воды

Этапы изготовления изделий из соленого теста:

1. Замешивание теста.

2. Изготовление изделий.

3. Сушка изделий

4. Раскрашивание изделий.

Материал для кружка

- соленое тесто

- ножички (тупые)

- доски

- кисти

- краска, гуашь, клей

- шаблоны, формочки

Методы и приемы обучения:

  1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:

• Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

• Пластический - изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

• Комбинированный - этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

  1. Словесный метод:

• беседа, рассказ;

• объяснение, пояснение;

• вопросы;

• словесная инструкция;

  1. Наглядный метод:

• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

• показ выполнения работы (частичный, полностью); • работа по технологическим картам.

  1. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

• математикой;

• развитием речи;

• художественной литературой.

  Техника безопасности

- не употреблять тесто и готовые изделия в пищу;

- следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами;

- тщательно вымывать руки после завершения работы.

  Высушивание, раскраска

  Если вы собираетесь лепить из солѐного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель, гуашь, краски. Удобнее всего подкрасить воду и затем влить еѐ в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто лучше всего в целлофановых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из солѐного теста нужно очень хорошо высушивать в духовке или при комнатной температуре.   После высушивания изделия раскрашивают пищевой краской, гуашью или акварелью. Последние штрихи можно нанести фломастером. Раскрашивание временно размягчит поверхность изделия. Следует дать тесту снова подсохнуть на воздухе или в теплой духовке. Возможные проблемы и их решение.

   Список проблем, которые могут возникнуть при сушке или оформлении игрушки из соленого теста:

1. Тесто покрылось пузырями или трещинками после сушки. Это может быть вызвано неправильным выбором муки или невыполнением правил сушки. Мука для лепки подойдет самая простая и недорогая – низкосортная ржаная или пшеничная. А сушить изделие следует без лишней спешки в слегка разогретой духовке с приоткрытой дверцей. А вообще, лучше, если поделка будет сохнуть естественным образом.

2. Изделие потрескалось после окрашивания. Так может произойти, если Вы начали красить еще недостаточно подсохшую поделку. Досушите ее на свежем воздухе, сгладьте шероховатости наждачной бумагой и окрасьте повторно.

3. Изделие потрескалось ввиду большой толщины. В таком случае с обратной стороны либо снизу нужно удалить излишек теста. А чтобы крупное изделие подсохло в духовке равномерно, его нужно периодически переворачивать.

4. Откололся какой-либо элемент. Можно попробовать приклеить его клеем ПВА, но лучше просто загладить неровность и задекорировать каким-либо украшением.

5. Поделка потускнела после окрашивания. Дополнительное покрытие лаком способно вернуть цвету былую насыщенность и сделать поделку ярче.



Перспективный план работы кружка «Волшебное тесто»

Сентябрь:

Занятие 1. Тема «Яблоки и груши» (игра в «магазин»)

 Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре

«Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. Материал: солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика, перец.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками яблок и груш.

Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточки.

Занятие 3. Тема: Декоративное панно «Роза».

Цель: Учить, из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. Материал: солёное тесто, стеки, тарелка.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками декоративное панно «Розы».

Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. Материал: Краски «Гуашь», тарелка. 

Октябрь:

Занятие 1. Тема: «Колючий ёжик».

Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. Материал: солёное тесто, семена от яблок, кисточка, вода.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками ёжика.

Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.

Занятие 3. Тема: «Грибы»

Цель: Учить рассматривать грибы, выделять их части, форму; делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск; лепить несколько грибов – семейство на пластине. Материал: соленое тесто, муляжи грибов, кисточка, вода.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками "Грибы".

 Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Материал: краски «Гуашь», кисточка, клей. 

Ноябрь:

Занятие 1. Тема: «Божья коровка» (на листике)

Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов. Материал: солёное тесто, формочка «листик»,семена яблок, веточки, игрушка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка ».

 Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике. Материал: краски «Гуашь», кисточка, клей

Занятие 3. Тема: «Лицо человека»

Цель: учить детей составлять лицо из отдельных частей (овал-лицо, круги-глаза, полоски-прическа и т.п.); познакомить со способами изготовления нужных деталей; учить отображать увиденное на рисунке в поделке. Материал: картон, зубочистка, чеснокодавка (для волос), бусинки.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками "Лицо человека"

Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию (лицо). Материал: краски «Гуашь», кисточка, клей.

Декабрь:

Занятие 1. Тема: «Снеговики».

Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. Материал: солёное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Снеговики».

Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы. Материал: краски «Гуашь», кисточка.

Занятие 3. Тема: «Елочные игрушки»

Цель: Учить детей вырезать игрушки по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. Материал: трафарет «шаров» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.

Занятие 4. Тема: раскрашивание красками «Елочные игрушки».

Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о елочной игрушке. При украшении игрушек использовать разные дополнительные материалы Материал: краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

Январь:

Занятие 1. Тема: «Магнит на холодильник «Символ года-бык».

Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться зубочисткой для выдавливания глаз. Развлечь детей. Материал: солёное тесто, зубочистка, стека.

Занятие 2.Тема: Раскрашивание красками «Символ года-быка».

Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. Материал: краски «Гуашь», кисточка, ниточки, клей.

Занятие 3. Тема: «Продукты питания».

 Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. . Развивать фантазию детей, сообразительность. Материал: солёное тесто.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками продуктов питания.

Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Материал: краски «Гуашь», кисточка.

Февраль:

Занятие 1. Тема: «Медаль для папы».

Цель: Учить детей лепить медаль, раскатывать тесто в виде круга с помощью трафарета. Лепить звездочку для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материал: солёное тесто.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками медали для папы

Цель: продолжать учить детей раскрашивать медаль после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. Материал: краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.

Занятие 3. Тема: «Рамка для фото».

Цель: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста. Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей. Воспитывать интерес к творчеству. Материал: солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.

Занятие 4. Тема: Роспись рамки для фото.

Цель: Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета. Материал: Краски «Гуашь», кисточки, бусинки.

Март :

Занятие 1. Тема: «Сердечко для мамы »

 Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать сердечко по трафарету.  Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета,  трафарет , стека.сердца.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками сердечко для мамы.

Цель: Разложить сердечко, после просушки,  приклеить цветы, покрыть лаком. (баллончик) Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия, Материал: краски «Гуашь», лак, кисточка.

Занятие 3. Тема: «Подковка на счастье».

Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Материал: солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

Занятие 4.Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов.

Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Материал: краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер. 

Апрель

Занятие 1.Тема: «Космос »

Цель: Учить лепить инопланетянина, звезд и разных планет используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Учить работать коллективно. Материал: солёное тесто, зубочистки, семена фруктов, кисточка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками картины «Космос».

Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы.  Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

Занятие 3.Тема: «Птички».

Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать птичек по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Лепить птичек, используя приемы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. Материал: солёное тесто, шаблон, стека, семена разных фруктов, бусинки.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание птичек.

Цель: Продолжать учить, ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Материал: краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.

Май.

Занятие 1. Теме «Котята».

Цель: Учить составлять фигурку котенка, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Вызвать интерес к творчеству. Материал: солёное тесто, палочки бусинки, монетки.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками котят.

Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Материал: краски «Гуашь», кисточка, клей.

Занятие 3. Тема: «Колибри и сакура». Коллективная работа.

 Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида колибри и дерева сакуры в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Материал: соленое тесто, стека, кисточка.

Занятие 4. Тема: «Раскрашивание красками «Колибри и сакура».

Цель: Научить, точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. Материал: краски «Гуашь», кисточка, клей.

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г

4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

6. Изольда Кискальт «Солѐное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: КарапузДидактика, 2006

8. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

9. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

11. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

12. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

14. Силаева К., Михайлова И. «Солѐное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

15 . Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

16. Лыкова И.А. "Программа художественного воспитания, обучения, и развития детей 2-7 лет; - М.: "КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА", 2009 г. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Перспективный план кружковой работы "Изонить" старший возраст

Кружковая работа ИЗОНИТЬИЗОНИТЬ– техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.Занятия изонитью способствуют...

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»...

Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Юный эколог»

Формировать представление дошкольников о системе связей живой и неживой природе...