Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Юный эколог»
консультация (старшая группа)

Морозова Надежда Ивановна

Формировать представление дошкольников о системе связей живой и неживой природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план кружковой работы в старшей группе  «Юный эколог»

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Цель:

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1.Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2.Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

– рассматривание картин из жизни диких животных;

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр. ;

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

– экологические тропы;

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

– работа с календарями природы;.

Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:

1.Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2.Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3.Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, рассматривания и сравнения.

Перспективный план работы на октябрь

1 Неделя

Тема«Наш дом-природа».

Программное содержание: Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формы работы:

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

3.Беседа«Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

4. Д/и «Природа – не природа»

5. Внести календарь природы.

2 Неделя

Тема«Путешествие в страну осень».

Программное содержание: Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

Формы работы:

1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

2. А) Чтение стихотворения «Осень»

      Б) «Калмыцкие степи» (авт.Б.Лаптев), «Осенняя степь» (Г.Кукарека)

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы.

3 Неделя

Тема«Степь».

Программное содержание: Дать представление о том, что в степи растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида растения, животных. Уточнить сезонные изменения в жизни растений и животных

Воспитывать у детей любовь к природе.

Формы работы:

1. Что такое степь?

2. Рассказ о том, что растёт в степи и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Степные  животные»

4. Собирание гербария.

4 Неделя

Тема«Царство грибов».

Программное содержание: Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

Перспективный план работы на ноябрь .

1 Неделя

Тема«Перелётные птицы».

Программное содержание:Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

2 Неделя

Тема«Знакомство детей с почвой».

Программное содержание:Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли«живая земля».

Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Формы работы:

1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».

2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

3 Неделя

Тема«Глина и земля».

Программное содержание: Познакомить детей с природными материалами - земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.

Формы работы:

1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

4 Неделя

Тема«Глина ».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании.

Формы работы:

1. Беседа о свойствах глины

2. Просмотр иллюстраций

«Глиняные изделия»

3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа)

Перспективный план работы на Декабрь

1 Неделя

Тема«Растения зимой».

Программное содержание: Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

2. Беседа «Для чего растениям снег»

3. Наблюдение за деревьями.

2 Неделя

Тема«Ёлочка – красавица».

Программное содержание: Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Формы работы:

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок).

3 Неделя

Тема«Зимующие птицы».

Программное содержание: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

4 Неделя

Тема«Путешествие в зимний лес».

Программное содержание: Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу.

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2. Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

3. Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу».

Перспективный план работы на январь

1 Неделя

Тема«Зимние явления в неживой природе».

Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать.

Формы работы:

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы

2 Неделя

Тема«Вода вокруг нас».

Программное содержание: Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

Формы работы:

«Вода в окружающей среде.

1. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.

3. Неделя

Тема«Кто живёт в реке».

Программное содержание: Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.

Формы работы:

1. Беседа, «Какие животные называются водными»

2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели»

3. Обратить внимание на внешние особенности.

4 Неделя

Тема«Речные и морские камни».

Программное содержание: Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения.

Формы работы:

1. Рассмотреть камни речные и морские

2. Назвать их свойства и особенности.

3. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал»

Перспективный план на Февраль

1 Неделя

Тема: Наблюдения «Морозные узоры».

Программное содержание: Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

Формы работы:

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

3. Обсуждение стихотворения

2 Неделя

Тема: Наблюдения «Снег».

Программное содержание: Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Формы работы:

1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т. д.)

2. Беседа о защитных свойствах снега.

3 Неделя

Тема«Воздух».

Программное содержание: Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

Формы работы:

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

4 Неделя

Тема«Как рождается ветер».

Программное содержание: Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность.

Формы работы:

1. Видеофильмы «Что такое воздух?»«Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром (использование вертушек).

Перспективный план работы на март

1 Неделя

Тема«Почему белые медведи не живут в лесу?».

Программное содержание: Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях.Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Формы работы:

1. Демонстрационный материал «Животные Севера»

2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу».

2 Неделя

Тема«Животные жарких стран».

Программное содержание: Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни.Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Формы работы:

1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные жарких стран».

3 Неделя

Тема«Весенние явления в неживой природе».

Программное содержание: Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны.

4.Стихи о Калмыкии

4 Неделя

Тема«Как солнце жизнь дает земле».

Программное содержание: Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

Формы работы:

1. Чтение и рассматривание иллюстраций

«География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце».

Перспективный план работы на апрель .

1 Неделя

Тема«Огород на окошке».

Программное содержание: Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

Формы работы:

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

2 Неделя

Тема«Насекомые».

Программное содержание: Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка».

3 Неделя

Тема«Растения весной».

Программное содержание:Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений.Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Формы работы:

1. Наблюдение за деревьями.

2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы

4Чтение произ-й Б.Сангаджиевой «Бамб цецг»,»Тюльпан» (Кукарека)

4 Неделя

Тема«Встречаем птиц».

Программное содержание: Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

Формы работы:

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами.

Перспективный план работы на май

1 Неделя

Тема«Человек – живой организм».

Программное содержание: Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

Формы работы:

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно».

2 Неделя

Тема«Цветущий сад».

Программное содержание: Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

Формы работы:

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3 Неделя

Тема«Экологическая тропа».

Программное содержание: Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

Формы работы:

1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…».

4 Неделя: Диагностика

Список литературы:

1. Н. А. Рыжова.Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

2. Н. А. Рыжова «Волшебница вода».

3. С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшегодошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова.

6. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Перспективный план кружковой работы "Изонить" старший возраст

Кружковая работа ИЗОНИТЬИЗОНИТЬ– техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.Занятия изонитью способствуют...

Перспективный план кружковой работы "Юный эколог"

Представлен перспективный план кружковой работы "Юный эколог" со второй младшей группы по подготовительную группу...

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»...