"Птичья столовая"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бикбатырова Мария Сергеевна

Задачи:

-  смастерить кормушки и установить их в удобных для птиц и для наблюдения местах;

-  проводить регулярные наблюдения за кормушками в течение всего периода;

-  фиксировать наблюдения в дневнике;

-  оценивать предпочтения разного типа корма птицами;

-   помочь пережить птицам холода;

-  усвоение правильного поведения при общении птицами.

-  закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

 -  пополнить развивающую среду по теме проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptichya_stolovaya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Птичья столовая»

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.

Трудно приходится птицам зимой. Голодом страшна зима, а не холодом. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями (t° тела птиц 40 – 41 с°). Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми. Они зимой переходят на шишки, орехи, зерна. А этот корм еще поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются в стайки и перелетают ближе человеческому жилью. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших.

В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.

Вся эта работа воплотилась в проекте « Птичья столовая».

Тип проекта: информационно творческий.

Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации: среднесрочный.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах.

  1. Актуальность. Большое количество птиц гибнет в зимние холода. Человек может помочь им пережить зимнюю стужу.  В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям презентацию о зимующих птицах: 8 детей назвали правильно почти всех птиц предложенных в презентации, 3 детей – 3 птицы, а 4 детей только 1 птицу. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель. Наблюдение за птицами. Познакомить детей зимующими птицами, учить различать их, заботиться о них, то есть подкормка. Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.  Формирование экологических знаниях о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи: Перед нашей группой стояли задачи, которые нужно решить в течение зимнего месяца

-  смастерить кормушки и установить их в удобных для птиц и для наблюдения местах;

-  проводить регулярные наблюдения за кормушками в течение всего периода;

-  фиксировать наблюдения в дневнике;

-  оценивать предпочтения разного типа корма птицами;

-   помочь пережить птицам холода;

-  усвоение правильного поведения при общении птицами. 

-  закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

 -  пополнить развивающую среду по теме проекта.

Работа с родителями

Домашнее задание родителям:

- рекомендации на совместные прогулки;

- совместно с ребенком сделать кормушку;

- подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;

- заучивание стихотворения о зимних птицах;

- отгадывание загадок про зимних птиц;

- рассмотреть зимних птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в д/с.

Этапы проекта

I этап. Подготовительный:

  • Создание кормушек.
  • Выбор места для нее.

Подготовительный период требовал много творчества, выдумки, фантазии и усилий воспитателей, родителей, детей.

Когда мы объявили родителям, что хотим участвовать в акции «Кормушка - 2013», они восприняли нас серьезно и течение декабря месяца начали приносить кормушки. Перед родителями мы поставили задачу, чтоб кормушки должны быть добротные, сделаны на совесть, защищены от непогоды, безопасны для птиц. Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. В каждой кормушке была крыша, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, несоленое сало.

В конкурсе участвовало 9 родителей. Много творчества, выдумки, фантазии проявили дети и их родители, при  изготовлении кормушек для птиц. Это был I этап.

 II этап.

 Основной:

Вот кормушки готовы.

  • В течении месяца ежедневное кормление птиц.
  • Наблюдение за их поведением.
  • Использование разных кормов.
  • Учет количества птиц, их видов.
  • Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

Подумали и решили повесить 5 кормушки на участке, где гуляем с группой, а остальные рядом с группой, т.к. отсюда хорошо наблюдать даже через окно. В этом году это и было кстати. Ведь зима выдалась суровая.

Сильные морозы стали серьезным испытанием для зимующих птиц. Птицы узнали о кормушках очень быстро. И первые гости появились буквально  через полтора часа.

Но в подкормке птиц нужно соблюдать определенные правила.

  1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом.
  2. Если начал подкармливать в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день был корм в кормушке.
  3. Кормушки должны быть удобные, безопасные для птиц (не доступна для соседской кошки, креплена плотно)
  4. Повесить кормушки так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак вороны и голуби (для них корма достаточно и на улице, на земле)
  5. Корм должен быть защищен от непогоды (должна быть крыша, оградки, чтоб не высыпался корм на землю во время ветра, бурана).
  6. Кормушки необходимо регулярно чистить

Мы соблюдали все эти правила. Каждый день мы  добавляли в кормушки разные корма. Первыми о кормушке узнали воробьи. Несколько дней они чувствовали себя комфортно, пока к кормушке не заявились синицы. Когда корма было много они кормились вместе с воробьями, или старались кормиться в соседних кормушках.

К нашим  кормушкам стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Синички добрые, дружные. Воробьи юркие, прыткие, забияки, воришки. На кормушке они часто устраивают драки, забирают корм друг у друга, кричат, спорят за корм.

Мы наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал.  С этим наши дети согласны. На наших кормушках они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

Редко прилетали снегири, они часто не задерживались, так как они любят питаться семенами клена, ясеня а этого добра в этом году у нас на участке много.

Когда мелкие птички кормились  на кормушках, издалека их наблюдали, сидя на березах, вороны и галки. Они на кормушки не садились, а довольствовались кормом на земле, то, что упало с кормушек, или что осталось после чистки кормушек.

 

Мы очень много с детьми читали книг и рассматривали иллюстраций. А.Барто «Воробей», «Снегирь», «Скачет шустрая синица»; В. Берестов «Аист и соловей», «Жаворонок полевой», «О чем поют воробушки», «Сова и синица»; В.Бианки «Холодно, в лесу, холодно!»; В.Жуковский «Птичка»;А.Н. Майков «Ласточка»; С. Маршак «Где обедал воробей?», «Совята»; Г.Ладонщиков «Галчата!»; Н.Сладков «Синичий запас»; И Токмакова «Голуби»; Е. Трутнева « «Скоком-боком»; А. Толстой «Сорока»; А. Прокофьев «Снегири». Из прочитанных стихов и рассказов  наши дети узнали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели.

 III этап 

Заключительный: 

В итоге проведённых наблюдений наши дети научились:

  • кормить птиц различным кормом;
  • наблюдать и вести дневник наблюдений.

Узнали:

  • какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;  
  • как различить птиц по окраске;
  • какие корма предпочитают птицы;

Сделали выводы:

  • птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;  
  • В ветреные дни птицы не прилетают.  
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.
  • Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке.
  • Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, снегири, вороны и галки.
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Результат реализации проекта

- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

- Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.

- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Заключение:

Нашей целью было не только наблюдение за птицами, но и научить их различать, узнать о них как можно больше. Мы учили песни о птицах, стихи, загадки, игры, рисовали их.

Активными помощниками были родители. В итоге мы провели праздник «Птицы - наши верные друзья», были сделаны родителями маски птиц для детей, кого они представляют.

Родители стали участниками выставки рисунков «Рисуют родители», приносили корм для птиц. В конце праздника активные участники – родители были награждены дипломами по номинациям и поощрительными призами.

Наша помощь  птицам не проходит даром. Семейство большой синицы за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 10 яблонь.

Воробьи в период выкармливания птенцов уничтожают жуков – долгоносиков, гусениц-листоверток, совок шелкопрядов и мух.

Снегири летом питаются только насекомыми в лесах, этим спасают лес от гибели.


  1. « Птичий ресторан»

Ганиева Карина

  1. «Необычная кормушка»

Сюткина Таисия

  1. «Здесь всегда вкусно»

Зиннатуллина Рамиля

  1. «Оригинальная»

Рахматуллина Алина

  1. «Уютный домик»

Гараева Анастасия

  1. «Удобная кормушка»

Самойлова Диана

  1. « Не кормушка, а дворец»

Ардаширов Арслан

  1. «Добрых рук творение»

Абдрахимова Аделия

  1. «Птичья столовая»

Азаматов Азамат

Лист наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке.

Дата и время

Погодные условия

Корм для птиц

Прилетевшие птицы (название и количество)

Время пребывания у кормушки

Особенности поведения птиц

10.01.2013

Днем 14°С

Крошки хлеба

Воробьи

много

14 – 15°°

Клюют

11.01.2013

Днем 17°С

Пшено

Воробьи много

14 – 15°°

Клюют меняя

друг друга

14.01.2013

Днем 15°С

Пшено семечки

Воробьи Синицы

17 – 1730

Воробьи спорят клюют по зернушку

15.01.2013

Днем 12°С

Каша гречневая

Воробьи Синицы

14 – 15°°

16 – 1615

Клюют дружно

16.01.2013

Днем  17°С

Семена подсолнуха

Воробьи Синицы Снегири-2

11 – 1230

Клюют меняя

друг друга

17.01.2013

Днем 27°С

Крошки хлеба

Не прилетели

18.01.2013

Днем 6°С

Овес

Ворона

13 – 1320

Клюют на площадке под кормушкой

21.01.2013

Днем  3°С

Каша гречневая

Галка

12 – 1300

Под кормушкой, опасно оглядываясь

22.01.2013

Днем 5°С

Овес

Воробьи Синицы

много

14 – 1700

Клюют, перелетают с дерева на дерево

23.01.2013

Днем 5 °С

Хлеб, сало

Снегири – 3шт.

Воробьи

много

17 – 1730

Снегири висят на сале, воробьи клюют хлеб

24.01.2013

Днем 14°С

Семечки

Воробьи Синицы Снегири 17-18

14 – 1600

Воробьи спорят, вороны на площадке

25.01.2013

Днем 16°С

Пшено

Воробьи много

11 – 1230

На земле клюют

28.01.2013

Днем 17°С

Крупа ячневая

Воробьи Синицы Вороны

10 – 12

Спорят перелетаю с места на место

29.01.2013

Днем 11°С

Крупа ячневая

Галка

13 –14

Клюет опасно оглядываясь

30.01.2013

Днем 13°С

Крупа ячневая

Галка

14 – 15

Под кормушкой клюет

31.01.2013

Днем 8°С

Семечки

Синицы Воробьи

14 –17

Весело чирикают

01.02.2013

Днем 8°С

Семечки

Синицы Воробьи

15 – 17

Весело чирикают

04.02.2013

Днем 5°С

Крошки хлеба

Синицы Вороны

16 – 17

Поют синицы

05.02.2013

Днем 3°С

Крошки хлеба

Воробьи

Вороны

15 – 1630

Весело чирикают

06.02.2013

Днем 9°С

Каша перловая

Воробьи

Вороны

14 – 1430

Спустились на землю

07.02.2013

Днем 7°С

Каша перловая

Воробьи

Вороны

14 – 1530

Спустились на землю

08.02.2013

Днем до 9С

Каша перловая

Вороны

Воробьи

15 – 17

За ними наблюдает черный кот

11.02.2012

Днем 10°С

Каша перловая

Вороны

Воробьи

15 – 17

За ними наблюдает черный кот

12.02.2013

Днем  10°С

хлеб

Вороны

16 – 1730

Пытается подняться черный кот на кормушку

13.02.2013

Днем  10°С

Семечки

Вороны

16 – 1730

Пытается подняться черный кот на кормушку

14.02.2013

Днем 9°С

Семечки

Синицы

17 – 18

Пытается подняться черный кот на кормушку, но не смог

15.02.2013

Днем 8°С

Семечки

Синицы

12 – 14

Из-за кота синицы клюют с опаской

18.02.2013

Днем 12°С

Семечки

Синицы Воробьи

13 – 15

Весело чирикают

19.02.2013

Днем 12°С

Семечки

Вороны

12 – 14

Спустились на землю

20.02.2013

Днем 13°С

Семечки

Синицы Воробьи

14 –17

Весело чирикают

21.02.2013

Днем 12°С

Семечки

Синицы

12 – 14

Ели медленно

22.02.2013

Днем 13°С

Творожок и сало

3 синицы

13 – 14

Летают с опаской

25.02.2013

Днем 13°С

Зерна пшеницы

9 воробьев,

4 синицы

14 – 16

Ели медленно

26.02.2013

Днем 7°С

Семечки

7 синиц,

1 воробей

16 – 17

Берут по одному семечку

27.02.2013

Днем 8°С

Семечки

5 синиц, стая воробьев

15 – 1630

Прилетели быстро

28.02.2013

Днем 18°С

Зерна пшеницы

 стая воробьев

13 – 14

Весело чирикают

В течении двух месяцев мы вели подробный дневник наблюдений за птицами. Вот что у нас получилось

Дата

Какой корм насыпали

Какой корм уходит быстрее

Кто чаще прилетает

Утро

День

Вечер

1.02.2013

Семена подсолнуха, зерна перловки, сало

Сало

Синицы

+

4.02.2013

Крошки белого хлеба, семена подсолнуха, сало

Семена подсолнуха

Воробьи

+

5.02.2013

Творог, зерна пшеницы, размятое вареное яйцо

Зерна пшеницы

Воробьи

+

+

6.02.2013

Тыквенные семечки, сухари, смешанные с творожком, несоленое сало

Творожок и сало

Синицы

+

+

7.02.2013

Семена подсолнуха, тыквенные семечки, сало

Сало

Синицы

+

8.02.2013

Зерна пшеницы, зерна перловки, творожок с сухарями

Творожок

Синицы

+

11.02.2013

Крошки белого хлеба, зерна пшена

Крошки белого хлеба

Воробьи

+

12.02.2013

Зерносмесь

Зерна пшеницы

Синицы

+

13.02.2013

Крошки белого хлеба, зерна пшена

Воробьи

+

14.02.2013

Семена подсолнуха, тыквенные семечки, сало

Сало

Синицы

+

+

15.02.2013

Тыквенные семечки, сухари, смешанные с творожком, несоленое сало

Сало

Сорока

+

18.02.2013

Крошки белого хлеба, семена подсолнуха, сало

Крошки белого хлеба

Воробьи

+

+

Лист наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке

Дата и время

Погодные условия

Корм для птиц

Прилетевшие птицы (название и количество)

Время пребывания у кормушки

Особенности поведения птиц

1.02.2013

Крошки хлеба

_______

_______

________

4.02.2013

Пшено

3 синицы

15 минут

Летают с опаской

5.02.2013

Семечки

7 синиц,

1 воробей

25 минут

Берут по одному семечку

6.02.2013

Хлеб, сало

12 синиц

40 минут

Слетелись быстро

7.02.2013

Каша гречневая

9 воробьев,

4 синицы

1 час

Ели медленно

8.02.2013

Ягоды рябины

5 синиц, стая воробьев

1 час

Прилетели быстро

11.02.2013

Семена арбуза

7 синиц

1 час

Воробьи не ели

12.02.2013

Хлеб

21 воробей,

7 синиц

30 минут

Съели быстро

13.02.2013

Овес

7 синиц

30 минут

Воробьев спугнули голуби

14.02.2013

Хлеб

8 синиц,

17 воробье

40 минут

Съели быстро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект "Птичья столовая"

Цель данного проекта в рамках эколого-образовательной программы, которая является приоритетом в деятельности нашего ДОУ, это -знакомство детей с жизнью зимующих птиц Самарской области. Работа по проек...

Птичья столовая в детском саду.

Рекомендации по организации подкормки птиц в зимний период....

Проект "Птичья столовая" средняя группа

Идея проекта: интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» в со...

Экологический проект Птичья столовая

Экологический проект « Птичья столовая»В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций- проектов с детьми среднего возраста стало одной из интересных форм работы.Экологическая акция- ряд ...

Птичья столовая

Использование татарского народного фольклёра в формировании звуковой культуры речи детей младшего возраста...

НОД "Птичья Столовая"

Нод "Птичья столовая" Программное содержание: закрепить знание детей о домашних птицах , о их повадках, о том, как кричат; развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои де...

Акция «Птичья столовая»

Акция «Птичья столовая»(подготовительная группа) Цель: Вызвать желание оказывать действенную помощь  зимующим птицам. Задачи:     1. Формировать представления детей ...