Проект "Растения. Почему и как они растут?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект для детей подготовительной группы об условиях, необходимых для роста растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_pochemu_i_kak_oni_rastut.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 2221

Проект

Проект «Растения. Почему и как они растут?»

Номинация «Сто тысяч почему живут на белом свете»

Авторы:

Шамшурина Оксана Викторовна,

Земяхина Евгения Эдуардовна

2013

Пояснительная записка.

В настоящее время дети свободно входят в интернет для получения информации, еще до поступления в школу многие из них умеют читать и писать, но все чаще и чаще от них ускользают простые и доступные вещи и понятия, которые были хорошо известны их бабушкам и дедушкам. Далеко не каждый современный ребенок знает, как правильно посадить семена растений, и какие условия нужны, для того, чтобы из маленького семечка что-нибудь выросло. Нас, взрослых, волнует состояние окружающей среды. Мы общаемся с будущим поколением ежедневно, для нас, воспитателей – это наши воспитанники. Каким образом можем мы передать будущим поколениям наши знания и тревогу об этом? Можно просто рассказать об изменениях, происходящих в природе, можно показать фильмы, но для каждого ребенка всегда интереснее попробовать, испытать все самому. Наша задача сделать это так, чтобы каждый ребенок вынес для себя что-то интересное и полезное в дальнейшую жизнь, получил новый практический опыт.

С сентября 2012 года в нашей группе начал действовать кружок «Юный эколог». Сначала мы рассказали детям об исчезающих видах животных и растений, занесенных в «Красную книгу», спросили у детей, хотят ли они что-либо изменить, попробовать сохранить? Конечно, они хотели! Работа кружка «Юный эколог» ведется в трех направлениях: животные, растения, деятельность человека в природе.

В блоке «Растения» мы рассматриваем вопросы:

- редкие, исчезающие растения;

- «Почему и как они растут?»

В нашей группе появилась научная лаборатория по наблюдению за ростом и развитием растений. Она ищет ответы на второй вопрос. Нам уже удалось узнать:

Что влияет на рост растений?

- свет? Продолжительность дня? (проверили во время выращивания арбузов, в планах – пронаблюдать рост растения в ограниченном освещении)

- вода? (прорастет ли сухое семя или его надо замочить, как часто его надо поливать?)

- качество воды? (чистая или загрязненная)

- регулярность ухода?

- качество почвы (плодородная или нет)

- время года (количество солнечных дней в месяце, тепло…)

Паспорт проекта

Название

«Растения. Почему и как они растут»

Авторы

Шамшурина О. В., Земяхина Е. Э.

Вид

Длительный с 20.09.12 по 18.02.2013

Участники

Воспитатели и дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Постановка проблемы

Что необходимо растениям для полноценного роста и развития

Цель проекта

Формирование осознанного отношения детей к растительному миру.

Задачи проекта

1. Изучить стадии развития растений, условия, необходимые для хорошего роста.

2. Установить взаимосвязи между условиями окружающей среды и ростом растения.

3. Определелить значение воды и ее качества для роста и развития растений.

4. Выявление подходящего грунта для лучшего роста растений.

5. Учить детей делать самостоятельные выводы, проводить параллели на основе полученных знаний.

План реализации проекта

1.​ Постановка задачи для детей. (сентябрь)

2.​ Выращивание арбуза из семян. Влияние светового дня на развитие и рост растений. (октябрь, ноябрь)

3 Проращивание фасоли. Выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени. (ноябрь, декабрь)

4.​ Внесение веток в группу. Определение значения воды и тепла для роста растений. (январь, февраль)

5  Рост гвоздик в окрашенной воде. Определение влияния качества воды на развитие растения.(январь)

6  Проращивание семян в разных грунтах разного типа. Какая почва лучше для роста и развития растения? (февраль)

7 ​ Подведение итогов проекта. (февраль)

Этапы образовательной деятельности, распределение деятельности по дням

Первый этап: влияние светового дня на развитие и рост растений

1день - Рассматривание арбуза, отделение семян, замачивание (со всеми детьми)

4 день – Рассматривание проросших семян, посадка (со всеми детьми, посадка по подгруппам)

5 день – Полив (дежурные)

8 день – Рассматривание появившихся ростков (все дети), полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы)

9 день – Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

11 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

12,13 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы).

14 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

15,16 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы)

17 день – Рассматривание появившихся листьев «настоящих» листьев (все дети), измерение ростков, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

18 день - Уход за растениями (дежурные по уголку природы).

19 день – рассматривание ростков, определение условий способствующих хорошему росту растений (все дети).

22 день – рассматривание подмерзших ростков, выявление причины произошедшего. Подведение итогов.

Второй этап: выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени.

1 день – Рассматривание семян фасоли, замачивание двух семян и посадки одного семени сразу в грунт.

3 день – рассматривание проросшего семени и испорченного семени. Посадка проросшего семени.

5 день – Полив (дежурные)

8 день – Рассматривание появившегося ростка (все дети), полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы)

11 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

12,13 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы).

14 день – рассматривание фасоли, которую посадили без проращивания, фиксация ее неспособности расти, выявление причины произошедшего. Подведение итогов.

Третий этап: определение значимости воды и тепла для роста растений

1 день – Срезание и рассматривание веток 4 деревьев (береза, сирень, липа, осина). Обработка срезов у деревьев. Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой

2 день – Рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

5 день - Рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы).

9 день – Рассматривание появившихся листьев (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). Выявление причины развития и роста листьев. Подведение итогов.

Четвертый этап: определение влияния качества воды на развитие растения.

1 день – Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду.

2 день – Рассматривание цветов (все дети)

3 день – Рассматривание цветов, определение какие цветы больше окрасились.

4 день – Рассматривание цветов, сравнение цвета цветков с цветками предыдущего дня

5 день –Рассматривание цветов, Выявление причины увядания цветов яркой окраски и короткого стебля. Подведение итогов.

Пятый этап: какая почва лучше для роста и развития растения?

1 день – Проведение беседы на тему: Для чего необходима почва для растения? Откапывание из-под снега песка и грунта с примесями песка и камней.

2 день – Посадка семян лука в три емкости с разным грунтом (песок, грунт с примесью, покупной грунт)

3 день – полив грунта (дежурные)

6 день – Рассматривание всходов семян в разных грунтах (все дети)

Результативность

1 этап: Появление «настоящих» листьев арбуза на 13 день

2 этап: пророщенная фасоль дала всходы.

3 этап: срезанные ветки деревьев распустились, выпустив листочки в разное время

4 этап: цветы с коротким стеблем окрасились раньше, но и завяли они раньше.

5 этап: на 6 день появились всходы в покупной почве и в почве с примесью (их меньше чем в покупном грунте), а в песке зафиксирована малая всхожесть семян и они гораздо слабее.

Выводы детей

Первый этап.

Арбуз у нас, к сожалению, не вырос. Ростки тянулись к свету и прислонялись к окну, хотя мы их поворачивали каждый день. В одно холодное утро мы пришли в группу и увидели, что ростки, которые были ближе всех к стеклу, согнулись и как будто «сварились». Мы пришли к выводу, что им стало холодно. Нашим арбузам не хватило солнечного света. Надеемся, что весной мы вырастим арбузы. Теперь то мы знаем, что для роста растений нужно не только вода и земля (почва), но и обязательно много солнечного света и тепла!

Второй этап.

Для того чтобы семя проросло, его необходимо проращивать, но необходимо соблюдать правила, иначе семена погибнут.

Третий этап.

За окном зима, но веточки, как только мы занесли их в группу и поставили в воду, начали распускать листочки. Вода и тепло очень нужны растениям.

Четвертый этап.

Растения не могут жить без воды, и она им нужна для развития и роста, но если эта вода будет плохого качества, то они могут быстро погибнуть.

Пятый этап.

В песок сложнее сажать семена – они всплывают при поливе. Семена хуже растут в песке, долго не могут укорениться.

Выводы воспитателей

1.Проект вызывал большой интерес у старших дошкольников, дал возможность пронаблюдать развитие растения от семени до полноценного ростка. Особенно ценным этот опыт оказался для детей, проживающих в городе.

2. Дети научились отмечать изменения в календаре наблюдений, на основе полученного опыта смогли самостоятельно сделать выводы о том, какие условия необходимы для роста растений.

3. Проект наглядно показал детям, что процесс выращивания растений - это сложная и ответственная работа. Она требует больших усилий, регулярного ухода и заслуживает уважения.

4. Проведение экологических проектов воспитывает у детей бережное отношение к своему и чужому труду, ответственность и любовь к природе.

5. Проект помогает реализовать задачи всестороннего развития детей: развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, воспитания трудолюбия, усердности, терпеливости.

Тематическое планирование.

Сентябрь. Постановка задачи для детей. Начало работы кружка «Юный эколог». (НОД по разделу «Познание»)

Октябрь. Рассматривание арбуза. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)

Отделение семян, проращивание (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).

Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой , «Труд»)

Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1)

Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).

Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)

Ноябрь. Декабрь. Рассматривание фасоли. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)

Посадка и проращивание семян фасоли (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).

Посадка пророщенного семени. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»)

Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1). Изучение детской энциклопедии, просмотр мультфильмов (см. Приложение 2).

Сотрудничество с родителями – изучение значимости проращивания для роста растений в домашних условиях. Рекомендовали компьютерную игру «Домовёнок Бу» (см. Приложение 2)

Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).

Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)

Январь. Февраль. Рассматривание деревьев (липа, осина, береза, сирени). Срез веток и обработка срезов на деревьях. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)

Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой. (НОД по разделу «Познание»)

Уход за ветками (смена воды в ёмкостях), фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).

Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)

Январь. Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду. (НОД по разделу «Познание»).

Фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).

Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)

Февраль. Выбор и подготовка разных видов грунта. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).

Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).

Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).

Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.

Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....

Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"

Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Почему в космос летают на ракете?

Расширить представление детей о ракете...

"Почему заяц шубу поменял?"

знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые сущест­ва приспосабливаются к сезонным изменениям в природе....

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»

laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...