Рабочая программа по экологическому воспитанию "Экскурсия в мир воды»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бурлакова Елена Валерьевна

Программа расчитана для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

РФ РБ МУ «РУО» АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО      ОБРАЗОВАНИЯ       «КАБАНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК»

 

                                                                                                                                                             

        

              Рабочая программа по экологическому воспитанию  

                             Тема: « Экскурсия в мир воды»

                                    в средней возрастной  группе 4-5 лет

                                                           Воспитатель: Бурлакова Елена Валерьевна

                                                      2014 г

                                               п.Селенгинск

 

Тип программы: Экспериментально – познавательный.

Участники программы: воспитанники, воспитатели, родители.

                                      1.Пояснительная записка.

  • Актуальность программы.

Экологическое состояние планеты требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации. Назрела необходимость экологического воспитания детей уже в младшем дошкольном возрасте.

Цели программы:

  • Образовательные. Формирование у детей начальных знаний о различных явлениях окружающей среды в которой живет человек и в частности о воде, как важному природному ресурсу необходимого для жизни.
  • Воспитательные.

          Развитие коммуникативных и социальных навыков: умение работать          в группе, учитывать мнение партнера, договариваться, отстаивать свое мнение.

          Привитие элементарных норм бережного отношения к воде.

  • Развивающие.

          Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами в ходе реализации каждого этапа программы.

Задачи программы: 

Систематизировать и расширить знания о распространении воды в природе; знание ее в жизни человека.

Сформировать начальные знания о свойствах воды.

Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного) в быту и в природе.

Активизировать, обогащать природоведческий словарь ребенка.

Реализация программы:

Программа рассчитана на период 2014-2015г сагласно перспективного плана  1 раз в неделю.

  • Теоретические занятия: 

Занятие 1. Вода в природе.

Занятие 2. Физические свойства воды.

Занятие 3. Круговорот воды в природе.

Занятие 4. Вода в жизни человека.

Занятие 5. Вода в жизни растений.

Занятие 6. Животные обитатели водоемов

Занятие 7. Беречь воду значит беречь планету.

Занятие 8. Очистка воды.

Занятие 9. Байкал – жемчужина Бурятии.

Практические занятия:

Наблюдения за сезонными изменениями  воды:

  • Зима.
  • Весна.
  • Лето.
  • Осень.

Подвижные игры: «Мельница», «Мы - водные животные».

Дидактические игры: «Кому нужна вода, а кому - полянка »,  «Рыбы морей и океанов», « Небо. Земля. Вода», «Путешествие на Волшебный остров».

Загадки.

Экспериментальная часть:

Передвижение воды по сосудам растения.

Очистка воды.

Занимательные опыты с водой:

Опыт 1. «Радуга»

Опыт 2. «Почему плавает картофель в воде»

Опыт 3. «Изменение окраски веществ в воде»

Итоги программы.

  1. Знать:

Где встречается вода, какая бывает вода;

Значение  воды в жизни животных организмов;

Как человек загрязняет воду;

Что  может сделать каждый даже ребенок, чтобы сберечь воду.

  1. Уметь:
  • наблюдать;
  • рассуждать, ясно и четко излагать свои мысли, отстаивать свое мнение, учитывать мнение партнера.

 Музыкальное  сопровождение. Литература: 1.Загадки и пословицы о природе и погоде. О, Д, Ушакова.

Окружающая среда и ее охрана. И.Р.Голубев.

Под водой - биологи.  В.Левин.  В .Коробков.

Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Н.В. Коломин.

Знания по химии.

Занятие 3 Круговорот воды в природе.

Конспект занятия – экспериментирования.

                               Цели

Образовательные:

  • Расширить знания детей о значении воды в жизни человека:

- круговорот воды в природе;

- источники питьевой воды;

Воспитательные:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

  • Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными  и глаголами по теме занятия, развивать фонематический слух, т.е умение слышать звук в слове, определять место звука в слове.

                     Материалы для занятия

  • Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник, холодное стекло.
  • Схема круговорота воды в природе.  
  • Картина горы с шапкой снега.
  • Кроссворд.
  • Картинки с изображением: рек, озёр и т.д.

                             

                                     Ход занятия

Предлагаю детям отгадать ключевое слово занятия.

        1                     2                        3                      4

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте.

Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нем также на третьем месте.

В третьей клеточки живет буква, с  которой начинается слово «дорога».

И в четвертой клеточки запишем букву, которая стоит на втором месте в   слове «рама».

После того как слово отгадано, становится ясна тема занятия - «Вода».

Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Земля и сам человек живет  на твердой земной поверхности.

Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Так что не даром нашу планету называют голубой.

  • На Земле вода содержится во многих  водоемах: морях и океанах, реках, ручьях, озёрах, родниках, болотах и прудах (рассматриваем картинки).
  • В морях и озёрах вода солёная, она не пригодна для питья ( беру воду подсаливаю и даю детям попробовать, чтоб они имели представление о вкусе соленой воды).  
  • В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки  её  используют как питьевую (дети пробуют на вкус).
  • Дети делают выводы.

А теперь давайте поговорим вот о чем. Вода в наши квартиры поступает со станций очистки. На эти станции вода поступает из рек, озёр. Наш посёлок очень большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы её берем тоже много.

Скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках не кончается?

Как река пополняет запасы воды?

Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

  • Перед опытом необходимо предупредить детей, что нельзя покидать свое рабочее место.
  • Опыт: В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струёй. Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала  только воду.

С помощью детей воспитатель формулирует первый вывод: вода  при нагревание превращается пар. Затем к струе пара я подношу холодное стекло. Подержав его под паром, выключаю чайник, убираю в

недоступное место и  приглашаю детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды.

Откуда? Ведь перед опытом стекло было чистым и сухим. Делается вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. 

Вот так происходит и в природе, каждый день. Солнце нагревает воду в реках, вода превращается в пар, в виде пара влага поднимается в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды становится много, они становятся слишком тяжелые для облака и выпадают дождем на землю.

 Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю. Свой рассказ иллюстрирую с помощью схемы круговорота воды.

               

                    «Создание корзины идей»

Дети вместе с воспитателем говорят о том, что нужно делать, чтобы водоемы не загрязнялись. Все предложения детей записывают, и создается «Книга добрых идей и дел».

Дети говорят, что надо беречь воду!  Не засорять её! Не бросать в реки мусор! Экономить воду, после того как помыли руки, закрывать кран с водой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет

Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...

"Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6-7 лет"

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»   В. Су...

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе

Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».

Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

«Рабочая программа по экологическому воспитанию детей 6-7 лет «Наш зеленый дом»

Настоящая программа разработана на основе основной образовательной программы детского сада «Солнышко», парциальной программы Николаевой  С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,  с уч...