Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rostok_2014.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа

по кружковой работе в старшей и подготовительной группах

«Росток»

 на 2014-2015 учебный год

Разработала: воспитатель Калугина О.А.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать и я пойму».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПСИКА.

        Программа  «Росток» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она представляет собой серию разработанных эколого-дидактических опытов, познавательных занятий для педагогов-практиков дошкольных заведений, руководителей детских кружков, а также для родителей. Данная программа направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

        В основу программы «Росток» легли программа для образовательных дошкольных учреждений, практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т.М.Бондаренко, практическое пособие для воспитателей «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Учебно-методическое пособие «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Скоролуповой О.А.

        Составляя программу  «Росток» мы опирались на то, что дошкольный период развития имеет свои ценности. Основной путь развития ребенка, т.е. его обогащение, это наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

        Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического образования является формирование осознанно-правильного отношения к  природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.

Цель данной программы явилось формирование начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения следующих задач:

- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Принципы  работы:

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Наглядность.

4. Динамичность.

5. Дифференциация.

6. Природосообразность.

7. Диагностичность.

При организации занятий используются разнообразные формы. Включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие виды как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, развитию речи. Наибольшее место отводится совместной деятельности с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Формы экологического образования дошкольников

НОД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Экскурсии в парк

Целевые прогулки по Экологической тропе

Беседа о явлениях природы

Чтение художественной литературы о природе

Моделирование сюжетов экологического содержания

Индивидуальная работа с детьми

Игры драматизации и театрализованные представления

Выставки детских работ, работ сотворчества взрослых и детей

Проектная деятельность

Рефлексивно дидактические игры и игровые упражнения с детьми

Участие в конкурсах

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры

Подвижные игры

Совместная деятельность детей

Свободная деятельность и общение детей

Содержание работы по направлениям

  • Физическое развитие

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, воспитание ценности здорового образа жизни, как части экологического воспитания

Задачи:

  • способствовать становлению у детей ценности здорового образа жизни;
  • развивать физические качества детей в играх экологической направленности;
  • создать условия для максимального развития возрастных возможностей и способностей детей с учетом климатических условий региона;
  • обучение  детей дыхательной гимнастике.

Речевое развитие 

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки общения;
  • использовать экологические  игры как средство речевого развития;
  • знакомство с устным народным творчеством, с литературными произведениями о природе.

Познавательное развитие 

Цель:  Расширение кругозора детей, формирование целенаправленного интереса к познанию.  Развитие интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, его богатствам.
  • Обучение опытно-исследовательской деятельности,
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе,
  • развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.

  • Социально - коммуникативное  развитие

Цель: включение детей в систему социальных отношений

Задачи:

  • Знакомство с народными этикетными традициями;
  • Формирование понятий: экология, природа, окружающая среда, планета Земля;
  • Знакомство с традиционными народными праздниками;
  • Организация игр-драмматизаций экологической напралвенности;
  • Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия;

  • Художественно - эстетическое развитие

Образовательная область «Художественное творчество»  соответствует художественно-эстетической линии, так как формирует знания о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, способствует включению детей в совместную деятельность с детьми и взрослыми.

Цель: воспитание ребенка как носителя культурных экологических ценностей, бережного отношения к ним.

Задачи:

  • Знакомство с картинами художников, изображающих природу;
  • Рисование плакатов, изображение природы родного края, изготовление поделок из природного материала
  • Развивать художественные способности воспитанников.

Методы реализации

Практические

Словесные

Наглядные

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребёнка.

3. Оформление зон в каждой возрастной группе для нравственно – познавательного развития.

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Подвижные игры.

7. Развлечения.

8. Моделирование ситуаций.

9. Консультации.

10. Наблюдения.

1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Аудиовизуальная техника.

5. Информационно – агитационные стенды.

6. Театральная деятельность разнообразных видов.

7. Личный пример взрослых.

Планируемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию

  • Ребенок радуется встрече с природой, животными растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения;
  • Ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни, видит связи живого с условиями среды и другими живыми существами;
  • Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, стремиться предупредить негативные поступки свои и сверстников;
  • С радостью помогает всему живому, ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата  в пределах освоенных умений)

Критерии оценки  освоения программы.

Высокий уровень: дети правильно определяют, где есть вода, воздух, называют состояния воды; называют следующие признаки воды – прозрачная, льется, может быть теплой, холодной, горячей; воздуха – прозрачный, чистый, грязный; у детей есть представления об использовании воды человеком, о необходимости воды и воздуха; сформировано правильное отношение к природе: желает экономить воду; не загрязнять воздух. Умеют различать живую и неживую природу.

Средний уровень: дети не  могут полностью определить, где есть вода, воздух; называет некоторые свойства воды и воздуха.

Низкий уровень: у ребенка не сформированы знания о свойствах воды и воздуха, хотя они называют, где есть вода и воздух

Контроль.

Итоговые занятия.

Мониторинг.

Условия реализации программы, необходимое оборудование и материалы.

- фотографии, картинки, руисунки с изображением различных природных водоемов;

-географическая карта мира, глобус;

- прозрачные сосуды различной формы и сечения;

- стеклянные воронки и стеклянные палочки

- фильтровальная бумага;

- вещества: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло;

- оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник, холодное стекло;

- схема круговорота воды в природе;

- клеенки;

- фломастеры, цветные карандаши;

- диски с записями звуков природы, шума моря, журчания ручья, пения птиц;

- кусочек кирпича, камень, гвозди, крупные пуговицы;

- картины и рисунки на экологическую тему (дымящие заводы, загрязненные водоемы, лес, поле и т.п.)

        Программа рассчитана на два года по три занятия в неделю по 15-20 минут.

Учебно-тематический план

первый год обучения

дата

Тема занятия

Сентябрь

Комплектование группы

Проведение инструктажа

Целевая прогулка «Экологическая тропа»

Целевая прогулка «Экологическая тропа»

Целевая прогулка «Осень в детском саду»

Как все живое растет?

Учитесь жалеть и беречь

Рисование «Наша осень»

Октябрь

Беседа «Вода в жизни человека»

Игра «Вода в жизни человека»

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Круговорот воды в природе»

Рисование «Путешествие капельки»

«Иван Царевич и Серый волк»

Экспериментирование «Как измерить объем воды»

Вода, вода, кругом вода

Опыты «Вода – какая она?»

Природа в октябре

Животные и птицы осенью

Наблюдение  «Осеннее небо»

Рисование «Осеннее небо»

Ноябрь

Игра «Вода  - природная стихия»

Где живет капля воды в детском саду

Экспериментирование «Поможем воде стать чистой»

Где мы используем воду

Носы нужны не только для красы

Как мы дышим

Что такое воздух

Погода в ноябре

Как звери готовятся к зиме

Как птицы готовятся к зиме

Перелетные птицы

Декабрь

Лес – наше богатство

Беседа о лесе

Рисование «Лес»

Лесные жители

Погода в декабре

Как зимуют звери в лесу

 «Зимний лес»

Зимние гости

Рисование «Зимний лес»

Где рождается снег

Конструирование «Снежинки»

Письмо деду Морозу

Защитим елочку

Аппликация «Нарядим елочку»

Рисование «Новогодний праздник»

Январь

Ознакомление с воздухом

Экспериментирование «Как обнаружить воздух»

Воздух есть во всех предметах

Воздух упругий

Дуем играем

Чем пахнет воздух

Как увидеть воздух

Как зимуют птицы

Птицы в городе

Февраль

Тематическая неделя «Птицы зимой» Беседа

Тематическая неделя «Птицы зимой»  изготовление памяток

Тематическая неделя «Птицы зимой» конкурс кормушек

Экскурсия по территории детского сада «Кормление птиц»

Что такое иней

Беседа о снеге

Наблюдение за снегом

Рисование снежинок

Опыты «Снег – вода»

Опыты «Чистый ли снег?»

Вода водица

Март

Воздух вода и свет

Экспериментирование  «Свойства воздуха»

Цветы для мамы

Беседа «Свойства воздуха и воды»

Чистые воздух и вода – богатства нашей страны. Часть 1.

Чистые воздух и вода – богатства нашей страны. Часть 2.

Беседа «Облака»

Наблюдение «Облака»

Весна пришла

Признаки весны

Природа весной

Как птицы встречают весну

Рисование «Весенняя капель»

Экскурсия по территории детского сада

Апрель

Беседа «Воздушный океан»

Воздух нужен для жизни

Чистый и загрязненный воздух Пробуждение природы

Какие семена путешествуют по воде и по воздуху

Тематическая неделя «Защитим первоцвет» Беседа

Тематическая неделя «Защитим первоцвет» рисование

Тематическая неделя «Защитим первоцвет» оригами

Беседа «Путешествие по глобусу»

День Земли

Рисование «Наша Земля»

Значение воды в жизни всего живого. Часть 1

Значение воды в жизни всего живого. Часть 2

Использование воды человеком

Май

Беседа «70 лет Великой Победе»

Тот памятный май

Открытка для ветерана

Целевая прогулка «Экологическая тропа»

Целевая прогулка «Экологическая тропа»

Беседа «Таинственные превращения»

Свойства воды

Свойства воздуха

Диагностика

Диагностика

Составление отчета

Педсовет

Второй год обучения

Сентябрь

Проведение инструктажа

Целевая прогулка «Экологическая тропа»

Целевая прогулка «Экологическая тропа»

Целевая прогулка «Осень в детском саду»

Рисование «Наша осень»

Беседа «Вода в жизни человека»

Игра «Вода в жизни человека»

Экспериментирование «Свойства воды» объем

Экспериментирование «Свойства воды» Форма

Экспериментирование «Свойства воды» Вкус  запах, цвет

Экспериментирование «Свойства воды» Лед и пар

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Круговорот воды в природе»

Рисование «Путешествие капельки»

Октябрь

Экспериментирование «Как измерить объем воды»

Вода, вода, кругом вода

Опыты «Вода – какая она?»

Игра «Вода  - природная стихия»

Где живет капля воды в детском саду

Экспериментирование «Поможем воде стать чистой»

Где мы используем воду

Обитатели уголка природы

Кто живет в аквариуме?

Что есть в аквариуме и кому это нужно?

Что и как едят рыбы?

Какие наши рыбки?

Как рыбки отдыхают и спят?

Ноябрь

Наведи порядок в аквариуме.

Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером

Простые и ценные камни в природе

Что человек делает из глины

Сравнение песка, глины и камней

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения

Беседа об осени

Беседа о лесе

Цепочки в лесу

Кто главный в лесу?

Почему белые медведи не живут в лесу

Декабрь

Сравнение белого и бурого медведей

Через добрые дела можно стать юным экологом

Снег – он какой?

Можно ли пить талую воду?

Что такое пар и когда его можно увидеть?

Экспериментирование «Что бывает с паром при охлаждении?»

Зимние узоры на окне

Чем ель похожа на другие деревья

Чем ель на участке отличается  от игрушечной елки?

Сколько лет елке?

Как себя чувствует сломанная ель?

Изготовление плакатов на тему «Спасем Елку – красавицу лесов».

Письмо Деду Морозу

Рисование «Наша Елочка».

Целевая прогулка «Наши елочки»

Январь

«Солнце, Земля и другие планеты»

Земля  - живая планета

Что мы знаем о птицах

Тематическая неделя «Птицы зимой»

Тематическая неделя «Птицы зимой»

Тематическая неделя «Птицы зимой»

Птичий город на деревьях

Беседа «Воздушный океан»

Наблюдения «Воздушный океан»

Февраль

Опыты «Воздушный океан»

Для чего нужен воздух

Экспериментирование «Как обнаружить воздух в помещении?»

Экспериментирование «Воздух есть во всех предметах»

Экспериментирование «Воздух упругий»

Экспериментирование «Дуем – играем»

Экспериментирование «Чем пахнет воздух»

Экспериментирование «Как увидеть воздух»

Сравнение домашних и диких животных

Когда животных в природе становится много или мало?

Морские коровы и Красная книга

Пройдет зима холодная…

Март

«Зеленая служба» Айболита – весенний уход за комнатными растениями

Верба в вазе (начало наблюдений)

Подарок любимому человеку к 8 Марта.

Лес в жизни человека

Беседа «Соберем  макулатуру – сохраним дерево»

Рисование листовок «Сохраним дерево»

Мой родной край: заповедные места и памятники природы

Почему планета голубая?

Кому нужна вода?

Река, озеро, море, океан.

Море бывает в беде.

Нефть в море

От чего погибли киты

Рисование плакатов «Сохраним море!»

Апрель

Почему земля кормит?

Зеленая аптека.

Беседа «Путешествие по глобусу»

Белые шапки на глобусе

Тематическая неделя «Защитим первоцвет» Беседа

Тематическая неделя «Защитим первоцвет» рисование

Тематическая неделя «Защитим первоцвет» оригами

Что такое кислый дождь

Земля с днем рождения тебя!

Посвящение в юные экологи

Рисование «Наша Земля»

Беседа «Участок наш дом»

Земля наш общий дом

Май

Беседа «70 лет Великой Победе»

Открытка для ветерана

Тот памятный май

Рисование плакатов «Сохраним планету живой»

Домашние животные

Беседа «Ребята и зверята»

Животные в истории моей семьи

Рисование «Зверье мое»

Диагностика

Программное обеспечение «Росток»

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2003
  2. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1973
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004 г.
  6. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991
  7.  Зенина Т.Н. Экологические праздники для старших дошкольников. –  М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
  8. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: «Просвещение», 1993
  9.  Интеграция разных видов деятельности в экологическом образовании дошкольников. Методические разработки. Уфа, 2011.
  10. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005 г.
  12. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.  – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
  14. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада.  – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
  15. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 1996
  16.  Рыжова Н.А. Программа «Наш дом природа». Блок занятий «Я и природа». – М.: «Карапуз-дадактика», 2005 г.
  17. Смирнова В.В.,  Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001
  18. Степанова Н.В. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
  19. Степанова Н.В. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
  20. Черникова М.С. Программа «Планета наша – хрупкое стекло». – Бирск: 2005.
  21. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М.: «АСТ-Пресс», 1999.
  22. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. М.: Творческий центр сфера, 2008 г.