РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 -4 года «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» в младшей разновозрастной группе Срок реализации программы 2 года по Программе «Юный эколог» Николаева С.Н.
рабочая программа (младшая группа)

Чугуй   Инна   Николаевна

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 -4 года

 

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

 

в младшей разновозрастной группе

 

Срок реализации программы 2 года

   

по Программе «Юный эколог» Николаева С.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_yunyy_ekolog_3-4_goda.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

детский сад   № 14  « Ласточка»

ПРИНЯТО        :                                                                                                                          

                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета                                               Заведующий  МБДОУ № 14 « Ласточка»

Протокол №_____от_______                                                                  ____________Падалка Э.Н.

 «______»_________2025 г.                                                                 Приказ №_____от_________2025г.

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 -4 года

 

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

в младшей разновозрастной группе

« Теремок»

 

Срок реализации программы 2 года

   

по Программе «Юный эколог» Николаева С.Н.

              

                                                                     

                                                                                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                                                                    Чугуй  Инна  Николаевна

                                                                                                                                          Кошевая Татьяна Анатольевна

2025 – 2026 учебный год

                                                                                          

Содержание:

1. Пояснительная  записка……………………………………………….

1.1. Цели и задачи реализации программы……………………………….

1.2.  Планируемые результаты освоения программы……………………..

1.3. Взаимодействие с семьей:………………………………………………...

2. Содержательный раздел…………………………………………………

2.1.Календарно-тематическое планирование в младшей группе………..

3.Организационный раздел………………………………………………..

3.1 Материально-техническое обеспечение программы………………...

3.2.Требования к подготовке детей………………………………………

Список литературы……………………………………......………………..        


1.Пояснительная записка.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний.

Существующие программы  для детского сада содержат раздел по ознакомлению с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание  дошкольниками разнообразия растений, животных, сезонных явлений и т.п. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями  уголка природы. Дошкольные организации, которые уделяют особое внимание экологическому воспитанию детей, с этой целью могут использовать парциальную программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Основным содержанием экологического воспитания в программе «Юный эколог» является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе  строиться на её чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей живых организмов от  факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Эти знания помогают детям понять  конкретные ситуации в поведении животных, состояний растений, правильно оценить их и адекватно на них реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, самостоятельно или вместе с взрослыми, выполнить  отдельные трудовые  действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны  передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической  игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».

В программе выделено шесть основных  тем, с которыми знакомятся дошкольники. Тема «Неживая природа-среда жизни растений, животных, человека» даёт детям элементарные представления о мироздании, неживой природе и её значении в жизни живых существ. Темы «Многообразие растений  и их связь со средой обитания», «Многообразие животных и их связь со средой обитания» посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Тема «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания» прослеживает роль среды в процессе роста и развития растений и животных. В теме «Жизнь  растений и животных в обществе» раскрывают взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которую могут наблюдать дети. Тема «Взаимодействие  человека с природой.

Принцип интеграции, реализуемый в программе «Юный эколог», позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.

1.1.Цели и задачи программы.

В процессе  образовательной деятельности по экологическому воспитанию  одновременно решаются задачи других образовательных областей, например, образовательной области «речевое развитие». Знакомство детей с миром  природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра  видеофильмов. Все эти формы работы  способствуют  интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картинки с изображением животных, растений, дети учатся  понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном  использовании грамматических форм.

В процессе работы  по программе  одновременно  решаются задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие»: воспитание моральных и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на природе, привлечение детей к посильному труду и природе и т.п.

Программа успешно интегрируется с образовательной областью «художественно-эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.

Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью «физическое развитие»: обогащённая природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.

1.2.Планируемые результаты.

- Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

- Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

- Называть времена года и отмечать их особенности.

- Знать и соблюдать элементарные  правила поведения в природе.

- Усвоить  элементарные представления о свойствах воды.

- Усвоить элементарные представления о свойствах песка, земли.

- Получить  элементарные представления о домашних животных, проявить интерес к их жизни, охотно наблюдать за ними, за их поведением, слушать сказки и рассказы.

Продолжительность каждого занятия составляет в младшей группе не более 15 мин.;

В план занятия включаются физкультминутки. Двигательная активность помогает раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.

Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы.

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

 Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени  на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

2.Календарно-тематическое планирование

в младшей разновозрастной группе « Теремок» .

Тема

Цель

Адаптация

Знакомство с корнеплодами репы и моркови.

Учить различать морковь и репу, знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики. Развивать различные ощущения детей, их речь.

Наблюдение «Кто живёт в аквариуме?»

Обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему.

Наблюдение «Рыбка живая - её надо кормить»

Дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и хочет, есть, её нужно кормить.

Знакомство со свеклой и  картофелем

Учить различать овощи - свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

Знакомство с помидором, огурцом и капустой

Учить различать овощи  по форме, вкусу, твёрдости. Знать их названия. Развивать сенсорные ощущения детей.

Что есть у рыбки?

Дать первоначальное представление о строении рыбки - вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от игрушки.

Знакомство с куриным семейством

Дать первоначальное представление о составе куриной семьи (петух, курица, цыплята), их внешних отличиях.

Наблюдение за погодными явлениями

Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.

Знакомство с фруктами

Учить различать яблоко, грушу, сливу, знать названия плодов, их сенсорные характеристики.

Наблюдение «Как узнать ёлку?»

Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от  берёзы, вызвать радостные чувства.

Знакомство с коровой и телёнком

Познакомить с коровой и телёнком, их отличительные особенности. Развивать речь детей, учить детей исполнять  игровые действия.

Наблюдение «Что есть  

 у ели?»

Показать, что у ели есть ствол, ветви покрытые иголками. Ель - стройное дерево, оно похоже на пирамидку.

Знакомство с козой  и козлёнком

Учить узнавать козу на картинке, находить и показывать видимые части тела. Развивать речь детей.

Наблюдение за погодой

Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.

Наблюдение «Поможем ёлке - она живая»

Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере  ели.

Украсим ёлку снегом

Упражнять в апликации, умении располагать изображение на листе бумаги.

Кто прилетает на кормушку?

Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях. Учить различать птиц - ворона, воробей, голубь.

«Заяц и волк»- лесные жители.

Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке.

Наблюдение, «Какие воробьи? Какие вороны?»

Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске, закрепить названия птиц.

Наблюдение за погодой

Обратить внимание на природные явления.

Наблюдение «На кормушку прилетают голуби»

Познакомить с голубями.

«Заяц, волк, лиса и медведь - обитатели леса».

Расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях.

Наблюдение «Какая птичка?»

Познакомить ещё с одним обитателем уголка природы: это птица- канарейка.

Наблюдение «Чем канарейка и попугай отличается от вороны и воробья»

Уточнить представление детей  о внешнем облике уже знакомых ими птиц, показать отличие канарейки (попугая) от вробья и вороны.

Наблюдение «Вода льётся из крана»

Уточнить, что в помещении вода появляется, когда открывают водопроводный кран. Вода прозрачная, сквозь неё видны руки.

Занятие «Посадка репчатого лука»

Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого  можно вырастить зелёный лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в  воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что для роста зелени нужна вода.

Наблюдение за погодой

Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.

Наблюдение «Как снег становится водой»

Показать, что снег в тепле тает и становится водой.

Наблюдение «Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные ощущения детей (кожей) - учить различать  холодную и горячую воду, правильно обозначать её словами.

Занятие «Знакомство с фруктами»

Дать представление  о фруктах. Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, запаха, поверхности. Развивать  сенсорные ощущения. Сообщить, что фрукты полезны для здоровья.

Разноцветная вода (наблюдение)

Напомнить, что вода прозрачная, но её можно сделать цветной. Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив её по формочкам.

Разноцветные льдинки (наблюдение)

Показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветные льдинки (твёрдый, холодный. Не  льётся, хрупкий).

Занятие «Айболит проверяет здоровье»

Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью витаминов. Развивать речь детей.

Наблюдение за погодой и работа с календарём погоды.

Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.

Занятие «Знакомство с комнатными растениями»

Уточнить представление детей о уже знакомых ими комнатных растений. Учить различать листья, стебель, цветы, знать, что корни в земле. Растения живые,им нужна вода и тепло.Их не льзя рвать, а нужно любоваться.

Наблюдение за погодными явлениями

Обратить  внимание на природные явления изменения в природе (набухание почек)

Занятие «Знакомство с лошадью и жеребёнком»

Учить узнавать на картине лошадь и жеребёнка, отличать их от козы с козлёнком. Учить находить и показывать части тела животных. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.

Наблюдение за погодой и работа с календарём погоды

Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.

Занятие «Корова, коза, лошадь - домашние животные»

Закрепить  представление о знакомых домашних животных их облике, отличительных особенностях. Развивать речь детей, активизировать словарь.

Упражнять в строительстве  дома из кубиков.

Наблюдение «Знакомство с одуванчиком»

Показать новое растение, выделить характерные особенности (Жёлтый пушистый цветок, длинный стебель). Воспитывать эмоциональный  отклик на красоту растения.

Занятие «Знакомство с кошкой и собакой»

Познакомить с собакой, кошкой и их детёнышами, учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их речи. Сообщить, чем питаются животные, чем полезны в хозяйстве.

Наблюдение «Сравнить листья одуванчика  и мать - и – мачехи»

Показать листья первоцветов, сравнить.

Занятие «Собаки, кошки, мышки»

Уточнить и закрепить представление о собаках, кошках и мышах.

Наблюдение за погодой

 Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.

Наблюдение «Сравнение одуванчика с мать - и - мачехой»

 Показать  различие и сходство растений.

Диагностические наблюдения за детьми в комнате природы, на участке детского сада

Определить степень готовности детей включаться в совместную с воспитателем деятельность, направленную на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

                                   3.Организационный раздел.

3.1.Материально- техническое  обеспечение программы.

Помимо живых объектов зелёной зоны детского сада важным условием успешной работы по  программе «Юный эколог» является наличие книг, методических пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.

Книги и наглядные  пособия

Русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Таблицы «Времена года», «Календарь природы», «Домашние животные», «Дикие животные».

В  целях экологического воспитания детей можно использовать различные научно-  познавательные фильмы, аудиозаписи звуков природы: шум моря, лесные шорохи, пение птиц, стук дождя и журчание ручья.

Игры и игрушки

Игра  среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо строить  на игровой основе, вклучая   разнообразные игры.

Фигурки  животных (дикие, домашние), куклы, персонажи сказок.


3.2.Требования к уровню подготовки детей

Воспитанник должен:        

ЗНАТЬ        

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.        

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ        

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..


Литература:

1.Парциальная  программа «Юный эколог» 3-7 лет. С.Н. Николаева.

2.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе детского сада 3-4 года. С.Н. Николаева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет

Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...

"Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6-7 лет"

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»   В. Су...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ, ВОСПИТАНИЮ, РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Первые три года жизни, как признано отечественными и зарубежными учёными, имеют большое значение для дальнейшего развития человека. На этот период приходится начало и наиболее бурное развитие всех спе...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы

Введение.В настоящее время, в связи с ухудшением состояния окружающей среды, возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Были п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе по Программе « Умные пальчики» И. А. Лыков

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО КОНСТРУИРОВАНИЮДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ  «Умные  пальчики»   в младшей разновозрастной группе...