Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировачно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Приоритетная задача направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, выстраивания гипотезы, проведения опыта, эксперимента.
Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.
Подводя воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос, воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает вопросы о состоянии наблюдаемого объекта. Побуждает устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых условий.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.
Воспитатель не навязывает правильные ответы, а предлагает обратиться к эксперименту, опыту, чтобы уточнить свое мнение, а также подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждает делать выводы и обобщения. Дети радуются, делая открытия.
Этот этап предполагает опору на жизненный опыт ребенка, развитие эмоций, развитие воображения, находчивости, сообразительности, любознательности, самостоятельности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности децентрироваться. Реализуется потребность в самовыражении и самоутверждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительный песок
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.
Приоритетная задача: побуждение детей к эмоционально-познавательной деятельности.
стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, выстраивания гипотезы, проведения опыта, эксперимента.
Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода.
Оборудование: три стеклянные банки, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа.
Ход занятия-экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами и качествами песка, его происхождением.
- Уточнение правил безопасности.
Воспитатель: какие правила безопасности при работе с песком вы знаете?
Дети: Не брать песок и грязные пальцы в рот. Не тереть грязными руками глаза.
- Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассматривают в лупу. В баночку с водой опускают горсть сухого песка, не размешивая его.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: Песок оседает.
Воспитатель: На поверхности можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдет?
Дети: Песочная пыль раствориться и окрасит воду.
Воспитатель предлагает детям пересыпать сухой песок из одной баночки в другую.
Воспитатель: Какой песок?
Дети: Песок сыпучий.
Воспитатель: Попробуйте слепить из сухого песка шар.
Дети: не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль.
Дети рассматривают влажный песок.
Воспитатель: Какой влажный песок?
Дети: плотный, мягкий.
Под руководством воспитателя, дети наливают воду в сухой и влажный песок.
Воспитатель: Что вы наблюдаете:
Дети: Влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем она уходит вглубь.
- Фиксирование результатов эксперимента.
Дети называют свойства песка. Совместно с воспитателем делают вывод, что песок – это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки; пыль легкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая открытая НОД по развитию речи, обучению грамоте, исследованию объектов живой и не живой природы и рисованию п подготовительной к школе группе.
Итоговая НОД в подготовительной к школе группе....
Конспект образовательной ситуации по аппликации Тема: «Живые бабочки»
Конспект образовательной ситуации по аппликацииТема: «Живые бабочки»...
Картотека наблюдений на прогулке за предметами и объектами живой и не живой природы
Картотека наблюдений на прогулке за предметами и обеъктами живой и не живой природы...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей старшего возраста. «Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. "Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья"...