Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировачно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Приоритетная задача направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, выстраивания гипотезы, проведения опыта, эксперимента.

Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.

Подводя воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос, воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает вопросы о состоянии наблюдаемого объекта. Побуждает устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых условий.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

Воспитатель не навязывает правильные ответы, а предлагает обратиться к эксперименту, опыту, чтобы уточнить свое мнение, а также подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждает делать выводы и обобщения. Дети радуются, делая открытия.

Этот этап предполагает опору на жизненный опыт ребенка, развитие эмоций, развитие воображения, находчивости, сообразительности, любознательности, самостоятельности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности децентрироваться. Реализуется потребность в самовыражении и самоутверждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный песок

Цель:  познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

Приоритетная задача: побуждение детей к эмоционально-познавательной деятельности.

стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, выстраивания гипотезы, проведения опыта, эксперимента.

Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода.

Оборудование: три стеклянные банки, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа.

Ход занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами и качествами песка, его происхождением.

  1. Уточнение правил безопасности.

Воспитатель: какие правила безопасности при работе с песком вы знаете?

Дети: Не брать песок и грязные пальцы в рот. Не тереть грязными руками глаза.

  1. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассматривают в лупу. В баночку с водой опускают горсть сухого песка, не размешивая его.

Воспитатель: Что происходит?

Дети:  Песок оседает.

Воспитатель: На поверхности можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдет?

Дети: Песочная пыль раствориться и окрасит воду.

Воспитатель предлагает детям пересыпать сухой песок из одной баночки в другую.

Воспитатель: Какой песок?

Дети: Песок сыпучий.

Воспитатель: Попробуйте слепить из  сухого песка шар.

Дети: не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль.

Дети рассматривают влажный песок.

Воспитатель: Какой влажный песок?

Дети: плотный, мягкий.

Под руководством воспитателя, дети наливают воду в сухой и влажный песок.

Воспитатель: Что вы наблюдаете:

Дети: Влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем она уходит вглубь.

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети называют свойства песка. Совместно с воспитателем делают вывод, что песок – это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки; пыль легкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по аппликации Тема: «Живые бабочки»

Конспект образовательной ситуации по аппликацииТема: «Живые бабочки»...

Картотека наблюдений на прогулке за предметами и объектами живой и не живой природы

Картотека наблюдений на прогулке за предметами и обеъктами живой и не живой природы...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...