НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей старшего возраста. «Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. "Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 Кировского района Санкт-Петербурга
Непрерывная — образовательная деятельность
по исследованию объектов живой природы
на игровой основе для детей старшего возраста.
«Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья»
с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности.
Составил воспитатель ГБДОУ №14 Кировского района Санкт-Петербурга
Исакова Татьяна Викторовна
2020 год
Цель: Расширение знаний детей о состоянии растений в осенний период времени.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
2. Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
3. Дать представления о том, почему листья желтеют и опадают.
4. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
5. Закрепить знания детей о знакомых породах деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
6. Обогатить словарный запас детей (слова: черешок, кромка).
7. Развивать любознательность, внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.
8. Познакомить детей с трудом взрослых по уходу за растениями и уборке листьев.
9. Воспитывать любовь к природе, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.
Материалы и оборудование:
- Электронная доска;
- лупы;
- листья деревьев разной формы и размеров;
- зеленые листья, белые салфетки и деревянные кубики для проведения эксперимента;
- листы бумаги с заданием «Полет листка»;
- цветные карандаши;
- вырезанные из цветного картона листья разных пород деревьев;
- контейнеры с прикрепленными к ним рисунками с изображением разных пород деревьев.
Предварительная работа:
1.Беседа об осени, наблюдения за живой природой.
2.Рассматривание картин и репродукций об осени и характерных изменений в природе в этот период.
3. Опыты и экспериментирование.
4.Стихи и загадки об осени и осенних явлениях.
5.На прогулке наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски.
6.Игра «С чьей ветки детки»
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в экологической лаборатории всезнаек. Проведем опыты и эксперименты, узнаем, почему лист зеленый и что с ним происходит в осенний период времени. Кроме этого, вас ждут интересные задания и игры. Но сначала давайте с вами поговорим, какое время года сейчас за окном. (Осень)
Воспитатель:
Ребята, а сколько осенних месяцев? (Три)
Давайте их перечислим (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на электронную доску и внимательно послушайте.
(Воспитатель показывает иллюстрации, соответствующие описательному рассказу)
Осень – красивая пора. В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Солнечных деньков становится все меньше. Моросят мелкие, холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые и багряные листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, и ветви их обнажаются.
А теперь отгадайте загадку:
Листья за руки взялись,
Закружились, понеслись.
Пожелтел и лес и сад.
Вы узнали ….. (листопад)
Воспитатель:
Ребята, давайте исследуем строение листа при помощи лупы. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Эта сторона листа всегда темнее, т.к. вбирает в себя больше солнечного света. Убедитесь в этом сами, переверните листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называют «кромкой». Рассмотрите ее. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая верхушка у вашего листочка.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели, (плавное покачивание руками из стороны в сторону над головой)
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели (руки в стороны, бег с плавными махательными движениями)
И на землю тихо сели. (медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (встать, руки в стороны)
Закружились, полетели (бег с плавными махательными движениями)
И на землю снова сели. (присесть)
Воспитатель:
А теперь давайте проведем эксперимент: «Почему лист зеленый?»
Для этого нам понадобятся зеленые листья деревьев и белые салфетки. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? (на салфетке появились зеленые пятна).
Воспитатель:
Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень, становится холоднее, а световой день короче, деревьям поступает меньше солнечного света. Зеленое вещество в листочках постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда листья начинают окрашиваться в другие цвета. А в какие цвета окрашиваются листья осенью? (желтые и красные)
Воспитатель:
Я думаю, все вы видели, как опадают листья с деревьев осенью. Давайте проведем эксперимент, для того чтобы выяснить какие листья падают быстро, а какие медленно. Для этого возьмите со стола в руку тот листок, который вам понравился больше всего, и встаньте. Поднимите руку вверх и отпустите листок. Во время падения листа понаблюдайте за его полетом. Из эксперимента вам станет ясно, что большой лист падает медленно, плавно покачиваясь, а маленькие листья падают быстро кружась.
Воспитатель:
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат листы бумаги с изображенными силуэтами листьев разных пород деревьев. Давайте раскрасим их в осенние цвета и обведем пунктирную линию, которая показывает, как именно листик опускается на землю во время листопада.
Воспитатель:
А теперь мы поиграем с вами в игру «С какого дерева листок» и, таким образом, потренируемся определять дерево по форме его листа.
На полу разбросаны опавшие листья с разных пород деревьев. На контейнерах изображены знакомые вам деревья. Назовите их. (дуб, клен, осина)
Собирайте листочки и кладите их в тот контейнер, на котором изображено дерево, с которого они слетели.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, сброшенные листья нужны дереву? (да, сброшенные листья предохраняют корни дерева от замерзания и служат для него удобрением).
Воспитатель:
А вот с дорог и тротуаров листья принято убирать.
И хоть наше занятие в лаборатории и подошло к концу, у нас осталось еще одно невыполненное дело. Мы с вами на ближайшей прогулке уберем опавшую листву с нашей площадки и сложим ее под корни деревьев для того, чтобы им было тепло и уютно предстоящей зимой.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие в лаборатории?
Было ли вам интересно?
Что вы узнали нового?
Все ли вам было понятно, и не хотите ли вы задать какие-либо вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли
В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Квест-игра «Приключение в зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста.Квест-игра "Приключение в зимнем лесу"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД по исследованию объектов живой и неживой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Откуда берется хлеб?» с использованием здоровьесберегающих технологий и поисково-исследовательской деятельности
Конспект занятия на игровой основе для детей подготовительного возраста. "Откуда берется хлеб"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой природы для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина «Знатоки диких и домашних животных» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых технологий
Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина "Знатоки диких и домашних животных"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Зайка в гостях у ребят» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Зайка в гостях у ребят"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Однажды утром» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Однажды утром"....