НОД по исследованию объектов живой и неживой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Откуда берется хлеб?» с использованием здоровьесберегающих технологий и поисково-исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исакова Татьяна Викторовна

Конспект занятия на игровой основе для детей подготовительного возраста. "Откуда берется хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkuda_beretsya_hleb.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 Кировского района Санкт-Петербурга

Непрерывная  — образовательная деятельность

по исследованию объектов живой и неживой природы
на игровой основе для детей подготовительного возраста
.

«Откуда берется хлеб?»

с использованием здоровьесберегающих технологий

и поисково-исследовательской деятельности.

Составил воспитатель ГБДОУ №14 Кировского района Санкт-Петербурга

Исакова Татьяна Викторовна

2018 год

Цель: Расширение у детей знаний о значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный

    хлеб.
2. Совершенствовать знания детей о процессе выращивания хлеба.

3. Познакомить детей с профессией людей, причастных к выращиванию и производству хлеба.

4. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим

    его.

Материалы и оборудование для проведения викторины:

- Игрушка петушок;

- мешочек с зернами;

- карточки с загадками и пословицами;

- мяч;

- стихотворения;

- иллюстрации процесса производства хлеба (набор на каждого ребенка);

- иллюстрации хлебобулочных изделий.


Предварительная работа:

1.Беседа с детьми о сборе урожая и процессе производства хлеба.  
2.Рассматривание иллюстраций по заданной теме.
3.Пословицы, стихотворения и чтение художественных произведений о хлебе.

4.Рассматривание картин известных художников, обращавшихся в своем творчестве к теме хлеборобства.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением зерен злаковых культур.


Ход занятия:

Воспитатель: 
Ребята, сегодня к нам в гости пришел петушок. А в крылышке он держит мешочек. Интересно, что же в нем лежит? (ответы детей).

Он хочет загадать вам загадку:

«Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я,

Будет целая семья». (Зерно)

Петушок предлагает вам отправиться вместе с ним на «ковре-самолете» в путешествие на хлебное поле, где растут зернышки.

Ребята, а из какой сказки петушок к нам пришел? (украинская сказка «Колосок»)

А давайте вспомним, для чего нужны ему были зернышки? (чтобы испечь хлеб)

А что нужно для того, чтобы испечь хлеб?

Сейчас мы с вами и узнаем, откуда хлеб пришел? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб? (из муки)

Воспитатель: 
Из чего получают муку? (из зерна)

Воспитатель: 
Зерна бывают разные. Сейчас мы вместе с петушком покажем вам зерна злаковых культур: пшеницы и ржи.

Эти растения имеют стебель в виде полой (пустой) соломинки, которая заканчивается колосом. Колос состоит из зерен.

Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Зерна отвозят на завод, где их перерабатывают в муку. Сбором урожая  занимаются хлеборобы. Ребята, я хочу вас познакомить с этой работой.

Ребята, на столе лежат конверты с карточками. Возьмите их. На карточках изображен процесс производства хлеба. Я буду вам рассказывать о процессе производства, а вам нужно будет подобрать карточку, подходящую по смыслу. Выкладывать карточки будем слева направо.  

Выращивать и убирать людям хлеб помогают  машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто управляет трактором? (тракторист)

Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю. Найдите, пожалуйста, подходящую карточку.

Затем землю рыхлят с помощью больших грабель, которые называются бороной. У нее острые стальные зубья. Земля после такой обработки становится рыхлой, мягкой, готовой к посеву. К трактору прикрепляют сеялки и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Найдите, пожалуйста, подходящую карточку.

Послушайте стихотворение:

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Наступают летние жаркие дни. Вот и взошла пшеница. Найдите, пожалуйста, подходящую карточку.

Все лето созревают зерна в колосьях на полях. За их ростом наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту.

Давайте и мы с вами на минуточку превратимся в колоски пшеницы:

Вырос в поле колосок: (тянут руки вверх)

Он не низок, не высок.

Ветерок его качает, (качают руками из стороны в сторону)

Влево, вправо наклоняет. (наклоны тела вправо, влево)

Колоски мы все пожнем - (руки на поясе, ноги на ширине плеч, наклон вперед)

Много хлеба напечем, (перекладываем тесто из руки в руку)

А еще наварим каши

И подкрепим силы наши.

Воспитатель:
Когда зёрна созрели, начинается жатва. На поля выходят другие машины-комбайны. Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который управляет комбайном? (комбайнер)

Найдите, пожалуйста, подходящую карточку.

Воспитатель: 
Что же делает комбайн? Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Затем зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами, там его сушат и хранят. Найдите, пожалуйста, подходящую карточку.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? (на мельницу)

Воспитатель: 
Там зерно мелют в муку. Найдите, пожалуйста, подходящую карточку.

Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод)

Воспитатель: 
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение про тесто:

Представь, что нам с тобою дан

Огромный-преогромный чан.

Что насыпаем мы туда?

Нам нужны мука, вода,

Соль и сахар нам нужны,

Меж собой они дружны!

Дрожжи знают свое место,

Без дрожжей какое тесто?

Это надо все смешать,

Кто нам станет помогать?

«Руки» механические,

«Руки» электрические.

Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки хлеба.

В булочной много хлебобулочных изделий. Сейчас мы с вами поможем продавцу разложить их на прилавки. Называйте, какие вы знаете? (батоны, булочки, баранки, бублики и др.) Петушок будет их раскладывать (петушок подбирает карточки с изображением тех изделий, которые называют дети).

Русский народ с огромным уважением всегда относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом-солью.  

Ребята, как нужно относиться к хлебу? (бережно, съедать весь до конца. Хлеб нельзя выбрасывать)

Воспитатель:

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Какой хлеб?»
Нужно подобрать определения к слову хлеб. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, называя определения, например: хлеб румяный, свежий, вкусный, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный).

Да, ребята, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный, сытный и вкусный.

Воспитатель:

Сейчас я вам зачитаю несколько пословиц, а вы попробуйте объяснить их значение:

1. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится. (нужно приложить усилия, чтобы что-то получилось)

2. Из одной муки хлеба не испечешь. (в хлеб, помимо муки, еще добавляют соль, сахар, воду и дрожжи)

3. Хлеб всему голова (хлеб - самый главный продукт на столе людей. И без него нам будет очень трудно жить)

Воспитатель:

Ребята, а в завершении нашего путешествия петушок загадает вам загадки:

Не море волнуется,

Спелым колосом красуется! (Поле)

Золотист он и усат.

В ста карманах – сто ребят. (Колос)

Одно бросил -

Целую горсть взял. (Зерно)

Корабль-великан

Не по морю плывет.

Корабль-великан

По земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

И комковато, и

Ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб)

Воспитатель: 

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вам понравилось больше всего?

Что вы узнали нового?

Петушок прощается с вами, ему пора в свою сказку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Методы исследования объектов живой и неживой природы в образовательной деятельности с детьми РАС для активизации познавательной деятельности.

Цифровизация повлияла на все сферы жизни, включая образование. Современные вызовы в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью связаны с поиском и научным обоснованием эффективных технологий, методик, ор...