НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исакова Татьяна Викторовна

Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_derevev_osenyu_i_podgotovka_ih_k_zime.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 Кировского района Санкт-Петербурга

Непрерывная — образовательная деятельность

по исследованию объектов живой природы
на игровой основе для детей подготовительного возраста
.

«Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме»

с использованием личностно-ориентированных,

здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий.

Составил воспитатель ГБДОУ №14 Кировского района Санкт-Петербурга

Исакова Татьяна Викторовна

2018 год

Цель: Расширение знаний детей о жизни деревьев в осенний период и подготовка их к зиме.

Задачи:
1.
Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

2. Дать представления о том, почему листья желтеют и опадают.
3. Познакомить детей со способами распространения семян деревьев.
4.
Воспитывать любовь к природе, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Материалы и оборудование для проведения викторины:

- игрушка синичка;

- стихотворения;

- зеленые листья деревьев, салфетки и кубик для проведения эксперимента;

- цветная бумага;

- иллюстрации осенней природы и семян растений;

- карточки с изображением деревьев и их семян;

- загадки.

Предварительная работа:

1.Беседа об осени, наблюдения за живой природой.

2.Рассматривание картин и репродукций об осени и характерных изменений в природе в этот период.

3. Экспериментирование.

4.Стихи и загадки об осени и осенних явлениях.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Ребята, сегодня я шла на работу в детский сад через парк и любовалась красотой осенней природы и вдруг увидела синичку. Я познакомилась с ней и узнала, что ее зовут Зинька. Я спросила у нее, какие изменения происходят в жизни деревьев с наступлением осени, а также как деревья готовятся к зиме. Она мне рассказала и теперь я хочу передать вам услышанное. Но для начала я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте.

Осень.

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Какие осенние явления поэт описывает в своем стихотворении? (ответы детей)

2.Какими цветами описывает поэт осеннюю листву? (Ответы детей)

3.С чем поэт сравнивает осенний листопад? (Ответы детей)

Воспитатель:

Листья и летом, и осенью окрашены в разные цвета - и зеленые, и желтые, и красные (рассматривание иллюстраций). Самый сильный цвет-зеленый. Этот цвет листьям придает особое вещество-хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много, и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, солнце светит меньше, дни стали короче, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.

А теперь давайте проведем эксперимент: «Почему лист зеленый?»

Для этого нам понадобятся зеленые листья деревьев и белые салфетки. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? (на салфетке появились зеленые пятна).

Воспитатель:

Это зеленое вещество из листочка. Оно называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. 

Ребята, вы обратили внимание, что листья опадают осенью? А опадают ли листья летом? (нет)

Воспитатель:

Почему же зеленые листья не осыпаются, а желтые и красные осыпаются?

Оказывается, что листья - это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. И так, летом листья «форточки» необходимы и потому лист крепко держится на ветке. Осенью надобность в нем отпадает, и поэтому деревья сбрасывают листву. Даже небольшой ветерок способен сорвать лист с ветки. Так наступает листопад.

Ребята, а как вы думаете, сброшенные листья нужны дереву? (да, сброшенные листья предохраняют корни дерева от замерзания).

Воспитатель: 

Деревья приостанавливают свой рост и погружаются в глубокий сон. На каждом дереве постепенно нарастает толстый слой коры, который как панцирь защищает ствол дерева от мороза (рассматривание иллюстраций). Чем старше дерево, тем толще на нем этот слой, поэтому старым деревьям выжить зимой проще, чем молодым. Лучшей защитой дереву от мороза служит пушистый снег, который предохраняет корни и ветки от промерзания.

Физкультминутка:

Дети становятся по кругу, в центр круга воспитатель кладет листья разных пород деревьев (кленовые, дубовые, березовые и рябиновые) вырезанные из цветной бумаги. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый ребенок берёт листок. Воспитатель говорит: «Раз, два, три – кленовый лист ко мне беги!» К воспитателю должны подбежать те дети, у кого в руках кленовые листья. Далее игра продолжается аналогично с листьями других пород (дубовые, осиновые, рябиновые).

Воспитатель:

Осенью на всех деревьях созревают плоды. Ребята, как вы думаете, зачем деревьям нужны плоды? (плоды нужны для того, чтобы их есть).

Воспитатель: 

В каждом плоде находятся семена. Семенами дерево размножается (рассматривание иллюстраций).

А какие вы знаете плоды у деревьев? (У дуба - желудь; у клена, вяза – крылатка; у рябины, боярышника – ягоды с семенами; у елки и сосны – шишки с семенами).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я проверю сможете ли вы верно подобрать семена к деревьям.

На столе лежат карточки с изображениями деревьев и их семян. Подберите к каждому дереву свои семена.

Воспитатель: 

Как растение сажает свои семена? (ему помогает ветер).

Воспитатель:

Но у деревьев есть еще и другие помощники, которые помогают сеять семена: птица (семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах), звери (семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти), человек (семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе).

Дети, мне послышалось, что кто-то постучался в окно. Так ведь это синичка Зинька! Та самая синичка, которую я повстречала в парке. Давайте впустим ее к нам.

Ребята, синичка Зинька очень хочет загадать вам загадки:

1.Плащ золотистый она надевает.

  Теплое лето она провожает.

  Птиц отправляет в дальние страны,

  Нам оставляет дожди и туманы (Осень)

2.Озорной повеса

  Пролетел над лесом,

  Крыльями взмахнул –

  Лист с дерева стряхнул. (Ветер)

3.Сидит – зеленеет,

  Летит – пожелтеет,

  Упадет – почернеет. (Лист)

4.С колпачком на голове,

  Будто в путь готовый,

  Он скрывается в листве

  Дуба золотого. (Желудь)

5.Прилетает в гости к ней

  Стайка алых снегирей.

  По ветвям они снуют,

  Красны ягодки клюют. (Рябина)

6.Если дунет ветерок,

  Задрожит ее листок.

  Ветерок совсем не сильный,

  Но дрожит листок…. (осины)

Ребята, синичка Зинька долго задерживаться у нас в гостях не может, ей пора возвращаться в парк. Как гласит пословица « Не нужна птице золотая клетка, а нужна зеленая ветка».

Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя беседа?

Что вы узнали нового?

Все ли вам было понятно, и не хотите ли вы задать какие-либо вопросы?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по ФЭМП для детей 3-4 лет на тему "Поможем Винни-Пуху и Пятачку" /с использованием личностно - ориентированных и здоровьеразвивающих технологий/.

Конспект  по ФЭМП  для детей  младшего возраста разработан мной на основе развивающих игр с использованием блоков Дьенеша, кубиков "Сложи узор"....

Конспект игры-занятия для детей 2-3 лет на тему: "Снежинка в гостях у ребят"./с использованим личностно-ориентированных, социо-игровых и здоровьесберегающих технологий/.

Конспект дидактической игры по познавательному развитию для детей раннего возраста, целью которой является закрепить знания детей о свойствах снега и воды....

Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию (аппликация шерстяной нитью) Тема: «Подарок маленькой Фее» с использованием игровой, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологии.

создание условий для формирования у детей потребности передавать в своих работах красоту окружающей природы, используя доступные им средства выразительности....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой» с использованием игровой, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание условий для формирования знаний детей о наземном транспорте,  правилах дорожного  движения  и значении  сигналовсветофора.Образовательные задачи:- Обогащать представ...