Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда
консультация по окружающему миру на тему

Цель:  Создать условия  для  повышения  профессиональной  компентетности  педагогов  ДОУ для  развития    субъективной  позиции  ребенка  в труде, эффективности организации трудового воспитания .

 

План.

1.                 Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности.

2.                  Понятие субъекта деятельности.

3.                  Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности.  

4.                 Значение освоения субъектной позиции в деятельности для развития личности ребенка дошкольного возраста.

5.                 Необходимые условия для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_trud.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда

педагог-психолог

Бабушкина С.М.

Цель:  Создать условия  для  повышения  профессиональной  компентетности  педагогов  ДОУ для  развития    субъективной  позиции  ребенка  в труде, эффективности организации трудового воспитания .

План.

  1. Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности.
  2.  Понятие субъекта деятельности.
  3.  Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности.  
  4. Значение освоения субъектной позиции в деятельности для развития личности ребенка дошкольного возраста.
  5. Необходимые условия для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда.

1. В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова А. С. Макаренко: «Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания». В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т. к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.  Т.Е как мы с вами говорили, ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.  

2. Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека?  В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:

  • эмоциональный компонент - выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;  
  • эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность;
  •  деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

3. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом    деятельности;
  • самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
  • в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий для развития ребенка как субъекту игровой, художественной, элементарной трудовой, культуры и деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.  

Требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Т.О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

4. Педагогические усилия воспитателя направлены на создание условий для организации различных видов труда, центров для их реализации («Мастерица», «Мастерская дедушки Мороза», «Мастерская по починке игрушек, книг» и т.д.). Воспитатель  стимулирует    переживание    ребенком    радости труда, воспитывает    эмоциональное,    заинтересованное,    активное    отношение  к элементарной   трудовой деятельности.   При   этом   воспитатель  использует игровую   мотивацию   («Город   мастеров»,   «Мастерская   нужных   вещей»)   и ролевую идентификацию (ты — мастер добрых дел);  использует комплекс методов стимулирования  радости труда (раскрытие  радостных  перспектив, прием эмоционального моделирования, опора на трудовую активность ребенка, создание ситуации успеха и др.). Используются   разнообразные формы  поощрения   и  оценки  самостоятельности,  творческого  отношения  к труду, сформированности общетрудовых и специальных навыков. Воспитатель создает условия для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда, навыков и способов деятельности. Для этого взрослый ставит ребенка в позицию творца, преобразователя, обучает навыкам планирования, поощряет активность, инициативность детей в труде, способствует воспитанию личностных качеств (ответственность, организованность, трудолюбие и т.п.).

Какие же условия необходимо создать при организации трудовой деятельности детей?

1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка.

2. Учет нагрузки на ребенка.

3. Трудовая деятельность должна учитываться ими как необходимая. Только понимание важности будущего результата формирует нравственно-ценностные мотивы, побуждающие дошкольников к качественному выполнению заданий и преодолению трудностей.

4. Трудовая деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами. Обязательная предвосхищающая оценка воспитателя.

5. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь ввиду одновременное решение двух задач: и обучение приемам работы, и воспитание отношения  к ней, нравственно-волевых качеств.

6. При организации труда детей необходимо учитывать еще одну особенность - воспитание коллективизма.  Дети получают возможность отстаивать свою правоту или соглашаться с мнением сверстников, оценивать справедливость замечаний. Все это влияет на становление и развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, растет коллективистская направленность личности: ребенку становится небезразличным мнение сверстников о себе, поддержка ими его успехов, проявление внимания к его затруднениям.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, самостоятельности. При организации дежурств воспитатель уделяет внимание еще одному вопросу – это сочетания работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?

В старшей и подготовительной к школе группах д/сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, как уборка групповой комнаты или участка, оформление зала, разбивка огорода, цветника. Определяя содержание общей работы, воспитатель включает только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремиться к тому, чтобы занять всех детей.

В каждой  группе с учетом возраста детей и требованиями программы должны быть оборудованы уголки труда:

  • хозяйственно-бытовой труд: клеенка, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник.;
  • труд в уголке природы: фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы, оборудование для мытья аквариума и ухода за животными;
  • труд на участке: ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;
  •  ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, древесина и т.д.

5. Выполняя  с детьми разные виды труда, педагоги используют  модели последовательности выполнения трудовой деятельности (одевание, умывание и т. д.), схемы по уходу за растениями.

Педагоги должны планировать и проводить  различные виды труда в течение всего дня пребывания детей в МДОУ.

В утренние часы дети трудятся в уголке природы: ухаживают за растениями и животными. 

На прогулках дети помогают взрослым  территорию участка приводить в порядок. 

Во второй половине дня планируется и проводится ручной труд: лепка из соленого теста, вышивка, изготовление поделок из природного материала, оригами.

Задача педагога в старшей группе – помочь ребенку освоить позицию субъекта в элементарной трудовой деятельности, т. е. научиться видеть необходимость повседневного труда, самостоятельно выполнять трудовые процессы целостно – от постановки цели до получения результатов и уборки рабочего места, осуществляя самоконтроль. Реализовать эту задачу помогает организация ручного труда.

В процессе изготовления поделок дети активно действуют инструментами под руководством взрослого, правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется ясное представление о таких категориях, как величина, форма. В сравнении и при отборе предметов совершенствуются точность восприятия, глазомер, накапливается сенсорный опыт.

Изготовление поделок требует от детей не только наглядно - действенных практических операций, но и предварительного размышления, анализа стоящей задачи, выделения главного, существенного при её решении.

Ручной труд - это деятельность, позволяющая нам учить детей четко разделять задания на отдельные операции и планировать их последовательность.

Чем старше становятся дети, тем более яркую общественную направленность приобретают мотивы трудовой деятельности. Однако и в этом процессе необходимо подвести детей к осознанию цели труда. Когда перед детьми стоит цель - сделать игрушку в подарок малышам, папе или маме, то дети начатое дело всегда доводят до конца, проявляя при этом особое старание, желание выполнить эту работу хорошо. От понимания результативности и полезности своей работы ребенок испытывает радость. Он начинает осознавать значимость своего труда.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"

Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...

«Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга»

доклад на тему "Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга"...

Создание условий для формирования сенсорной культуры детей первой младшей группы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе...

«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Создание условий для проявления инициативности ребенка в игровой деятельности

Создание условий для проявления инициативности ребенка в  игровой деятельности...