«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»
методическая разработка по теме

Серегина Алёна Анатольевна

 

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей их взаимодействия человека с ней.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_opyta_raboty_-_kopiya.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

Опыт педагогической работы по теме:

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель II квалификационной категории

 Серегина Алёна Анатольевна

Владимир 2013

Актуальность:

     Началом формирования экологической культуры личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период  закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

   Мы считаем, что основной целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, то есть выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

      Именно поэтому важно создавать условия для развития детей дошкольного возраста  в  данном направлении. Что мы и пытаемся сделать в нашей группе.

  Но, к сожалению, по нашим наблюдениям, традиционные формы специально организованной деятельности не дают нужного эффекта, так как не позволяют ребенку развивать творческий  потенциал. По нашему мнению очень важно, чтобы ребенок раскрыл  себя, был успешен в любом виде деятельности, в простых для него открытиях. Именно тогда мир природы станет для него увлекательным и интересным.

  Таким образом, мы вышли на необходимость создания условий для реализации творческого потенциала ребенка, средствами экологического воспитания.

      Под условиями мы понимаем создание образовательной среды, которая будет направлять, и включать ребенка в познание и изучение мира природы. Мы предлагаем вам более подробно рассмотреть составляющие образовательной среды, которую  мы создали в нашей группе.

    Обратите внимание, в составляющую образовательной среды мы включили следующие блоки:

Предметно-развивающая среда.

Специально организованная образовательная деятельность.

Условия для самостоятельной творческой активности.

Работа с родителями по данной проблеме.

     Организовывая работу по каждому направлению, мы старались подобрать наиболее эффективные средства и методы для творческой самореализации наших воспитанников в процессе формирования экологической культуры. Более подробно рассмотрим работу по каждому направлению.

     Мы предлагаем вашему вниманию наиболее эффективные по нашему мнению формы и методы активного включения детей в данный вид деятельности.

Предметно-развивающая среда.

     В нашей группе организован экологический музей «Таинственный мир природы». Этот музей является для детей настоящей школой природы. В нем имеют место следующие экспозиции:

- «Растения вокруг нас» (гербарий)

- «Животным и растениям нужна помощь» (редкие, исчезающие виды растений и животных представлены в альбомах и фотографиях)

- «Из недр Земли» (коллекция минералов и горных пород)

- «Вода – источник жизни» (иллюстрации воды, ее использование, охрана)

- «Зеленая аптека» (гербарий лекарственных трав представлены в иллюстрациях и гербарии)

- «Экосистемы» (модели)

- «Экологические катастрофы и бедствия» (альбомы и иллюстрации)

     Также подобраны экологические игры, направленные на формирование у детей экологической культуры.

- Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности.  (Например: «Строительство города». Цель: формировать представления о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

- Имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности. (Например: «Экосистема водоем», «Экологические пирамиды»)

- Дидактические игры (Например: «Времена года»,

«Кто где живет», «Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом»(об экосистемах), «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе)).

     Все игры постоянно обновляются и преобразуются в зависимости от интересов и творческого поиска наших воспитанников.

     В нашей группе оснащена лаборатория юного эколога, где дети проводят наблюдения, эксперименты и опыты.

Специально – организованная образовательная деятельность

   Конечно, основной формой работы является специально организованная     образовательная деятельность, которую мы также активно используем в своей работе. Только мы пытаемся изменить форму традиционных занятий, насытить их разнообразными методическими приёмами и  средствами с использованием деятельностного подхода.

     В своей работе мы использовали цикл бесед «Уроки доброты», где дети  закрепляли в сознании нормы и правила  обращения с объектами природы, учились проявлять доброжелательность друг к другу и к миру в целом.

     Традиционным стало проведение в нашей группе мини экологических экскурсий. Примером могут послужить такие экскурсии: «Природа вокруг детского сада», «Природа в историческом центре нашего города». Результаты работы оформляли в виде альбомов, рисунков, коллекций.

     Активно дети включались в занятия, которые проходили в форме «Лаборатории Любознайки», где дети экспериментировали, познавали, делали выводы и маленькие открытия для себя.

Условия для самостоятельной творческой активности

   Так же одной из важных задач является воспроизведение и усвоение детьми накопленной познавательной информации в разных видах деятельности. Поэтому мы старались создать наиболее оптимальные условия для самостоятельной творческой   активности маленьких первооткрывателей.

     Интересной формой работы мы считаем цикл наблюдений «Природа в искусстве», основанный на методе «отраженной природы». В процессе изучения той или иной экологической темы, мы знакомили детей с предметами искусства художников, писателей, скульпторов, музыкантов. Обращали внимание детей на то, как передают  красоту природы писатели, как отражают в своих произведениях мир природы художники.  Вместе с детьми замечали природные мотивы в посуде, картинах, игрушках. Старались, что бы  наши воспитанники тоже прониклись  любовью к красоте природы, к ее величию.

     Очень интересной формой является создание экологических книг, которые дети оформили сами или с помощью своей семьи. В этих книгах нашлось место и сказкам и стихам и рассказам. Ребята сами оформляли иллюстрации, составляли рассказы к своим книгам.

     В недели экологического творчества наши маленькие воспитанники могли быть художниками, музыкантами, скульпторами и учеными. Каждый из ребят мог проявить себя и быть успешным.

Работа с родителями по данной проблеме.

Не секрет, что сотрудничество с семьей является важным фактором в проведении любого мероприятия в ДОУ. Наши родители тоже были активными помощниками в создании условий для творческой самореализации ребенка, в процессе формирования экологической культуры.

     В нашей группе часто проходят акции, направленные на привлечение внимания к той или иной экологической проблеме. При выборе темы акции мы стараемся обращать внимание  на актуальные вопросы,  близкие по интересам нашим детям. Вот некоторые из них: «Все вокруг цветёт», «Поможем друзьям нашим меньшим», «Люблю березку русскую».

     Немало важна роль совместного творчества ребенка и родителей дома, именно поэтому  мы организовывали различные конкурсы, ориентированные на  привлечение внимания родителей к экологическим проблемам и закрепление знаний детей, полученных в ДОУ дома. Особо удачно прошли конкурсы: на лучшую экологическую елку «Сбережем и украсим лесную красавицу»; на лучшую кормушку для птиц «Птичке нужен новый дом». В рамках проведения дня рождения нашего учреждения «День детского сада -Полянка» мы проводим конкурс на лучшую цветочную поделку, ведь наш детский сад – это единство непохожих цветов.

     Семьи воспитанников активно включались в работу по благоустройству прогулочного участка и территории ДОУ. Нами был организован трудовой десант «Трудимся вместе – вместе растем», где каждый участник мог привнести частичку себя в наш маленький уголок природы.

    Доброй традицией в нашей группе стала оформление  «Панорамы добрых дел», где мы отражаем всю деятельность семей воспитанников по  проблеме экологического воспитания.

     Таким образом, мы считаем, что процесс формирования экологической культуры дошкольников можно сделать не только познавательным, но и увлекательным, создавая условия для творческой самореализации каждого ребенка.

     

     

   

Предметно-развивающая среда

Специально организованная образовательная деятельность

Работа с родителями по данной проблеме

Условия для самостоятельной творческой активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"

Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Создание условий для творческой самореализации педагогов ДОУ

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,чтобы зажечь другого, надо самому гореть.Ж. Сименон...

Создание в ДОУ эколого-развивающей среды, как средства формирования экологической культуры и культуры здоровья дошкольников

Формирование культуры здоровья и экологической культуры в нашем детском саду является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками ...