Обобщение опыта по проекту: «Создание РППС с целью формирования экологической культуры дошкольников в условиях новой реальности».
проект

Ольга Михайловна Соловьёва

 Проект:

«Создание РППС с целью формирования экологической культуры

дошкольников в условиях новой реальности».

Решение актуальной проблемы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО является одной из задач согласно ФГОС ДО, ФОП ДО и предполагает сотрудничество всех участников образовательных отношений.

В ДОО был разработан проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами внедрения в деятельность ДОУ квест-технологии. Проект реализовывался в течение 1 года с учетом введения нового правого акта, определяющего содержание отечественного ДО – ФОП.

Принципы и подходы экологического воспитания, используемые при реализации проекта соответствуют ФГОС ДО и ФОП ДО:

Принцип единства познания, переживания и действия обеспечит взаимосвязь и взаимовлияние чувственного, рационального и деятельностного в познании. В центре экологического воспитания находится процесс развития познавательной деятельности детей в природном и социокультурном окружении, что обеспечивает не только единство чувственного, рационального и действенного, но и позволяет проектировать процесс воспитания экологической культуры у детей с опорой на их индивидуальность.

Принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края.

Принципы доступности, системности, научности, интеграции, гуманизации мы используем в работе с дошкольниками.

 Отдаем предпочтение эколого-системному, системно – деятельностному, личностному, культорологическому подходам.

Все выделенные подходы и принципы выступают в тесной взаимосвязи в организации экологического воспитания дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада, определяют качество дошкольного этапа образования и перспективы развития детей.

Реализация проекта предполагает работу с педагогами, взаимодействие с родителями и детьми.

Одной из задач работы с педагогами является формирование основ создания РППС в соответствие с ФГОС И ФОП ДО. В нашем детском саду с педагогами были проведены следующие мероприятия, которые включают в себя консультации, разработку памяток, семинар, мастер-класс и педагогический совет. Результатом проведенной работы является решение о создании экологической тропы на территории ДОУ.

В соответствии с п. 31.6. ФОП ДО особая роль отводится воспитывающему характеру обучения детей. Учитывается тот факт, что РППС должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и пр., в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 31.8. ФОП ДО).

В методических рекомендациях Минпросвещения и РАО составители предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности (письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ – 413/03).

Учитывая требования ФОП ДО (п.31.3) детский сад создает РППС в соответствии со своими целями и задачами.

В нашем детском саду организована РППС в группах — это центры экологии и центры опытно-экспериментальной деятельности, Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность.  В холодный период года мы   разместили здесь комнатный мини–огород. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т.е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна

Большой интерес у детей вызывает - огород на окне, ведь дети не только выращивают растение из семечка, но и могут потом наблюдать за ростом растения, а затем поделиться урожаем с животными зоопарка. А экспериментирование всегда вызывает у детей неподдельный интерес, поэтому группы оборудованы в соответствие с возрастными особенностями детей, чтобы удовлетворить их интерес в этой деятельности.

РППС по экологическому воспитанию на территории нашего детского сада представлена в виде экологической тропы. Она позволяет знакомить детей с природой родного края: растениями, насекомыми и решает ряд задач:

  • обозначает природные объекты для ознакомления детей с окружающим миром;
  • обогащает и систематизирует знания детей;
  • позволяет наблюдать, фиксировать исследовательскую деятельность в дневниках наблюдений;
  • формирует у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
  • воспитывает у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту природы своего участка.

Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, учатся оценивать воздействие человека на природу, у детей воспитывается экологическая культура поведения, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропы дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы помнили о том, что — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов, искусственно созданных, на территории и за пределами территории детского сада.

Хозяин нашей экологической тропы Аист. Он встречает детей, дает задания, помогает найти ответы на многие вопросы.

В создании экологической тропы взрослые и дети принимали непосредственное участие. В комплекс - «Зеленая аптека» родители вместе с детьми высадили, привезенные с дач, лекарственные растения (ромашку, зверобой, тысячелистник). Педагоги с детьми ухаживали за растениями на протяжении всего летнего оздоровительного периода. Учились делать лекарственные чаи. Знакомились со свойствами и пользой лекарственных растений для здоровья человека. В осеннее время дошкольники собирали цветы для гербария «Лекарственные растения».

«Огород»

Ежегодно весной в детском саду проходит акция «Подрастай, рассада- крошка», дети принимают участие в посадке семян цветов, овощей на рассаду, чтобы           впоследствии высадить на клумбы и в огород. Здесь можно увидеть астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию. Выращенные на огороде овощи (морковь, кабачки, перец, свекла) передают животным из зоопарка во время ежегодной осенней акции «Добрый урожай».

«Метеоплощадка»

Метеостанция в детском саду — это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий по экологическому воспитанию, формированию знаний о временах года, представлений о природных явлениях. И, главное, в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья, ну и конечно игровые методы обучения. Тогда оно будет легким, и детям будет нравиться весь процесс. Метеостанция в детском саду — это еще и экологический уголок на территории детского сада. Родители вместе с детьми изготавливали тематические картинки, рисунки для оформления метеоплощадки.

 «Птичий дворик»

 «Птичий дворик» в осенне-весеннее время представлен в виде аллеи кормушек, где дети имеют возможность заботиться о братьях наших меньших. Совместно с родителями дети изготавливают кормушки из стандартных и нестандартных материалов, с педагогами – съедобные «столовые для птиц»». Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, воспитывают любовь к родной природе.

Деревья, кустарники, цветы, растущие на территории детского сада, также являются объектами экологической тропы. Дети подготовительной группы принимают участие в изготовлении табличек с названиями растений (рисуют, подписывают). Ребята учатся заботится о растениях, изучают условия их жизнедеятельности, разучивают стихи и песни, посвященные русской березе «Во поле береза стояла», «Эх, лапти мои» и т.д.

Мы считаем, что участие детей и родителей при организации развивающей среды на территории детского является необходимым условием для проведения качественной работы по формированию ценностного отношения к природе родного края у дошкольников.

На территории Тропы мы разместили экологические знаки, созданные в содружестве детей с педагогами. Предварительная работа по правилам поведения в природе помогла осознать важность выполнения правил, а знаки — это напоминание для тех, кто еще не усвоил все правила поведения в природе.

Дети с удовольствием участвуют в уходе за растениями на территории ДОУ (в цветниках, на клумбах, в огороде), обучаясь правилам ухода за растениями.

Родители приняли активное участие в работе по экологическому воспитанию детей. Они предложили свою помощь в создании Тропы: привезли лекарственные растения, помогли оборудовать метеоплощадку, тропу здоровья.

Родители с детьми постоянно участвуют в различных выставках и конкурсах, проводимых в детском саду — это поделки из природного материала, изготовление кормушек для птиц.

Реализуя педагогический проект по экологическому воспитанию мы создавали и проекты, которые разнообразили экологическую тропу.

Сотрудничество с зоопарком имеет у нас давнюю традицию: сотрудники зоопарка рассказывают детям о животных, показывают презентации, фильмы, а мы в свою очередь щедро делимся урожаем с огорода с животными зоопарка.

  Благодаря проводимой работе мы положительную динамику по экологическому воспитанию детей. Дети понимают и обосновывают необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам живой и неживой природы; имеют навыки: экологически грамотного поведения в природе, быту; экологически безопасного поведения, могут прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде.  Дети стали активными участниками природоохранных акций и конкурсов.

Педагоги:

  • повысили свой профессиональный уровень по вопросам экологического воспитания дошкольников (50% педагогов прошли курсы повышения квалификации, приняли участие в вебинарах, круглых столах, семинарах по проблеме),
  • разработали и провели игровые квесты с детьми и их родителями
  • научились применять свой творческий потенциал и знания для создания инфраструктуры ДОО (тематических зон, арт-объектов),
  • обобщили свой педагогический опыт на выставках, конкурсах, конференциях и в средствах массовой
  • проект получил рецензию Чечулиной О.Г. (кандидат педагогических наук, заведующей кафедрой ДО ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО

Родители:

Результаты анкетирования родителей выявили положительную динамику в отношении родителей к:

  • формированию ценностного отношения к окружающему миру (60% – сентябрь 2022 г.; 98% – май 2023 г);
  • воспитанию нравственных качеств у детей (50% – сентябрь 2022 г.; май 2023 г. – 98%).
  • Родители принимали активное участие в реализации проекта (50% – сентябрь 2022 г., 75% – май 2023 г.)

С социальными партнерами

  • организовано плановое сотрудничество с библиотеками им. К. Маркса, им. В.И. Даля, Новосибирским зоопарком им. Шило Р.А.

Развивающая предметно-пространственная среда:

В ДОО была пополнена экологическая РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО (п.31.1,31.2,31.3.,31.5,31.6, 31.8,31.9).

Проект соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО (зарегистрирован в Минюстом России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 7184). Создает условия для формирования экологической культуры, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей, способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора и культуры природопользования; выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с включением в образовательную деятельность регионального компонента; формирует у ребенка первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фото материал715.54 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.

В подготовительных группах  детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...

Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....

Обобщение опыта работы по созданию условий для театрализованной деятельности

Обогащение предметно-развивающей среды уголка театрализации новыми видами театра....