Обобщение опыта по теме: "Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС"
методическая разработка по теме

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов

в условиях внедрения ФГОС

(из опыта работы)

1.Информация об авторе.

2.Условия возникновения опыта

3.Перспективность

4.Практическая значимость и адресность  опыта

 5.Актуальность

6.Новизна

 7.Ведущая педагогическая идея

8.Теоретические основы  

9.Технология опыта

9.1.Цели и задачи

9.2.Содержание работы

 9.3.Результативность

10.Литература

11. Практическая деятельность

 

 

1.Информация об авторе:

 Ф.И.О.

Богомолова  Елена Александровна

Занимаемая должность

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №33»

2.Условия возникновения опыта.

 

Модернизация современного образования  требует от педагогов качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности. А  готовы ли педагоги нашего дошкольного учреждения к реализации процессов модернизации?

Анализ педагогического коллектива   отмечает, что в ДОУ работают педагоги с разным уровнем профессиональной компетенции (образование, профессиональная квалификация,  интересы).

 Таим образом можно сделать вывод, что в ДОУ возникло противоречие между тем, что необходимо внедрять в практику процессы модернизации, а педагогический коллектив к этому не готов.

 Для разрешения данной проблемы была  разработана дорожная карта методической деятельности по  внедрению ФГОС с  использованием  ИКТ- технологий в методической работе ДОУ, как инструмента повышения профессиональных компетенций педагогов»

 3.Перспективность

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной деятельности. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Владение современным педагогом ИКТ - социальный и государственный заказ.

4.Практическая значимость и адресность.

Как показывает практика, без информационных компьютерных технологий уже невозможно представить современное образование.

Имеющийся  отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что это  позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Таким образом, реализация  в ДОУ  данного направления (формирование ИКТ - компетенции педагогов)  позволит повысить профессиональный уровень педагогов, значительно улучшит качество образовательной деятельности, повысит престиж учреждения в глазах родителей, общественности.

 5.Актуальность использования информационных технологий

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения родителей и дошкольников.

Однако  главным  условием  внедрения информационных технологий в деятельность ДОУ является требование – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности  с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет образовательную деятельность  с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

 Мультимедиа-мероприятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

6. Новизна 

Информационно - коммуникативные технологии – инновации.

 Использование их в  образовательном процессе МБДОУ «Детский сад №33» является преобразованием образовательной деятельности, связанной с модернизацией и внедрением ФГОС.

7.Ведущая педагогическая идея

   Развитие образовательного учреждения   не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического коллектива.

« …при этом содержание образования должно быть ориентировано  на  индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и  развитие способностей» (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.).

         Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Т.О.за ведущую  педагогическую  идею  принимаем  высказывание современных педагогов  Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства,  способный к внедрению инноваций».     т.е, в нашем случае, обладающий  ИКТ-компетенциями

8.Теоретические основы

 

 Современные государственные требования к профессиональному образу воспитателя значительно изменились.

Профессиональная компетентность  воспитателя представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные  задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием  своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Профессиональная  компетентность  формируется  лишь в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает  педагога  наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые  возникают  в его деятельности.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением,  развитой педагогической  интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Благодаря современным исследованиям  ученых в сфере профессиональной педагогики,   открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в  которых  особое внимание отводится методическому сопровождению,  позволяющему  повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)

Анализ   психолого-педагогической  литературы  (Теоретические и практические основы  К.Ю. Белой;  П.И. Третьякова;  П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова  и др.)  с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения  отмечает, что  в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без  ИКТ - технологий.

В  ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

желание педагогов

  ИКТ- неграмотность;

актуальная необходимость использования ИКТ в процессе деятельности

неподготовленность педагогов

возрастающие требования  к уровню профессиональной деятельности педагога

неготовностью его к созданию педагогического пространства

потребность образовательной практики в высоком уровне ИКТ - компетенции  современных педагогов

невысокая эффективность процесса повышения квалификации в данном направлении;

существующая  модель  КПК направлена  на формирование  компьютерной грамотности

 необходима организация непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.

А так же позволил определить  направления  для разрешения данных противоречий;  способствовал выбору целей и задач.

9.Технология опыта:

        9.1.Цели и задачи

Цель: инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение профессиональной компетенции педагогов через  активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи:  

-обучение педагогов владению информационно-коммуникативными технологиями ; 

- разработка системы   эффективной консультативной методической поддержки в области повышения  ИКТ - компетенции педагогов;

- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения  образовательного процесса

Результат: достижение ИКТ - компетенции:

Критерии  развития способностей педагогов

  • умеет создавать текстовые и графические документы;
  • умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  • знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  • умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

9.2.Содержание работы:

9.2.1. Использование ИКТ в методической работе

Необходимо  отметить, что современная методическая деятельность не может быть организована без использования ИКТ.

Я применяю ИКТ в следующих видах методической деятельности:

Виды методической деятельности

1

Ведение документации старшего воспитателя (планирование, банк данных, мониторинг, отчеты)

2

Использование ИК в оформлении методического материала для наглядной информации

3

 Разработка материалов для разнообразных форм методической работы:

-доклады для педсоветов

-консультации для педагогов разного уровня, - консультации для специалистов,

 -консультации для родителей

-составление  картотек

4

Подготовка презентаций:

-для методической работы (семинары, семинары - практикумы, консультации, самообразование педагогов);

- для педсоветов

-для родительских собраний

-тематические презентации по информированию о деятельности ДОУ для  размещений на сайте;

-для анализа тематической деятельности

- для участия в профессиональных творческих конкурсах

-для использования в работе с детьми

-использование готовых презентаций

- создание шаблонов презентаций

5

Методическая деятельность в работе с педагогами через создание продуктов издательской деятельности:

-листовки         

-буклеты.  

6

Методическая деятельность в работе с семьей через создание продуктов издательской деятельности:

-листовки         

-буклеты

-тематические газеты  

7

Методическая  деятельность с использованием сети ИНТЕРНЕТ (в том числе через индивидуальные задания педагогам):

-расширение научно - теоретических знаний

- -поиск тематической информации

-изучение опыта других ДОУ и конкретных педагогов

-размещение продуктов творческой деятельности детей и педагогов на сайтах профессиональных и творческих конкурсов

-размещение материалов на  сайте  ДОУ

-работа с личным сайтом

-общение на сайте

9.2.2. Основные направления  методической деятельности по внедрению ИКТ в практику работы ДОУ:

 Для решения вышеуказанных проблем мне потребовалось выявить уровень возможностей для внедрения ИКТ в практику работы ДОУ, спрогнозировать направления методической деятельности:

Основные направления  методической деятельности по внедрению ИКТ в практику работы ДОУ:

Уровень

 Направление методической деятельности

Пути  достижения

Формы достижения

Личный уровень

Повышение личной ИК-компетенции

Самообразование,

Обучение  на специализированных курсах

Самообразование, курсовое обучение

Уровень, направленный на педагогов ДОУ

изменение  подходов к организации методической деятельности

   дифференциация педагогов по уровню и мотивации к использованию ИКТ

 изучила профессионально-личностные особенности педагогов:

-диагностирование (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3));

-индивидуальное собеседование;

-изучение  адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

-систематизация и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Уровень формирования материально- технических условий

- создание материально- технических    условий для внедрения ИКТ  

- приобретение компьютеров в ДОУ

-приобретение компьютеров в  семье

-приобретение мультимедийного оборудования

Непосредственное обучение ИКТ - технологиям через  разные формы методической деятельности (Школу молодого воспитателя  (4 занятия по владению ИКТ);

подготовка материалов к выступлениям, задания по  поиску нового материала в сети Интернет, проведение МО, конкурс ДОУ подготовка информации для уголка родителей, выпуск газет ДОУ, буклетов, участие в конкурсах, обзор деятельности профессиональных сообществ, создание банка ИКТ-продуктов для педагогов, для детей, для родителей, для специалистов.

 

Формирование мотивационной готовности педагогов

Мотивация педагогов к освоению ИКТ

Демонстрация успехов при использовании ИКТ - умений.

Развитие потребности усовершенствовать свою работу Развитие чувства соперничества

Развитие чувств наставничества

Личное участие в профессиональных конкурсах

Оказание помощи в подготовке материалов для группы

Взаимопосещение, конкурс ДОУ

Развитие ИКТ - компетенций

Стимулирование педагогов

Использование ИКТ-продуктов педагогов  в пропагандировании работы ДОУ, в формировании обобщения личного педагогического   опыта

9.2.3. Основные этапы формирования ИКТ- компетенции педагогов

Аналитический этап:

Цель; Анализ имеющихся условий для внедрения ИКТ в деятельность ДОУ.

На первом этапе была проведена диагностика уровня ИКТ – компетентности педагогов ДОУ с использованием анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий (приложение 1)

При анализе результатов анкетирования  были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий 

Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

 

Уровень ИКТ

Количество педагогов

Личные убеждения

Пути устранения

Группа 1

уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует 

6 (50%)

если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением  ИКТ

Причины  заинтересованности педагога:

- экономия времени при разработке дидактических материалов;

- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

- новый уровень педагогического мастерства.

Группа 2

уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая

4 (33%)

Технологии  разнообразны и динамичны,  требуют больших временных  (искать в библиотеке (64%),)

Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3

уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая

1(8%)

ИКТ - условия позволяют реализовать индивидуальный стиль образования и личный профессиональный рост, но нет умений

Привлечение к разработке методических материалов ДОУ

Привлечение к участию в профессиональных конкурсах

Группа 4

уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая

1(8%)

ИКТ - условия позволяют реализовать индивидуальный стиль образования и личный профессиональный рост, есть  умения, необходима  потребность в развитии информационной культуры.

При этом  с помощью опроса и собеседования выявлены  показатели ИКТ-насыщенности  окружающей среды;

 В ДОУ

Личное пользование дома и на работе

Личное пользование дома  

1компьютер

1

4

 принтер

Сеть ИНТЕРНЕТ

1

3

Низкие результаты  готовности  педагогов  к применению  новых технологий в воспитательно-образовательном процессе определили выбор форм управления повышением ИКТ - компетентности.

Практический этап: Формы работы с педагогами

Цель: выработка системы  методических действий по повышению ИКТ-компетенций педагогов МБДОУ «Детский сад  №33»

 Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой методического управления  было выбранопедагогическое и административное воздействие.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии.  

Методическое управление осуществлялось  с позиции содействия и взаимодействия. Для этого была разработана модель методической работы по повышению  ИК - компетенции:

Алгоритм методической работы по повышению ИКТ - компетенций педагогов

В основу  методической деятельности по формированию ИКТ - компетенции лег принцип  дифференциации  по подгруппам.

  Это позволяет использовать сильные стороны педагогов, ненавязчиво скорректировать  и устранить затруднения, повысить мотивацию.

Для  данных объединений педагогов  определила задачи:

-обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов детского сада;

- создание условий для роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;  

-повышения профессиональной компетенции,

- а также, организация активного участия педагогов  в инновационных процессах.

 Дифференциация по подгруппам

  Методическая задача

Творческая группа по разработке  дорожной карты ДОУ

В состав входят заведующий, специалисты, старший воспитатель. Данная группа отвечает за разработку и реализацию дорожной карты    

Творческая группа по разработке образовательной программы ДОУ

В состав входят педагоги, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за разработку образовательной программы детского сада  и создания  условий  для   ее  внедрения.    

 Группа   информационной  поддержки

В состав  группы входят педагоги детского сада, которые  имеют  высокий уровень владения компьютерными технологиями.

Группа     создает  видеотеки; ведет  издательскую деятельность; компьютерное сопровождение мероприятий детского сада  и   др.                                  

Школа   молодого  воспитателя

Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим педагогам,   имеющим затруднения в какой-то либо области. Работа группы направлена  на обогащение знаний педагогов; разработка  занятий  с использованием цифровых образовательных ресурсов  

Школа наставника

В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Данная группа отвечает за индивидуальную помощь коллеге.  

Творческая   группа  по оформлению  и  дизайну ДОУ

Данная группа – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве.

           

 В процессе деятельности разработала дорожную карту  (приложение3) методической деятельности ДОУ, направленную на повышение ИКТ-компетенций педагогов и внедрение ФГОС.

 При планировании и организации методической  работы использовала  разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их   ИКТ-компетенций.    Среди них:

 

  • недели педагогического мастерства;
  • творческие фестивали
  • мастер-классы;
  • семинары - практикумы;
  • работа в творческих группах
  • проведение мо на базе
  • подготовка материалов к выступлениям на родительских собраниях,
  • выполнение заданий МО,
  •  выступлений на совете педагогов
  • общение педагогов в сети интернет, в том числе на профессиональных сайтах
  •  информационная деятельность  
  • участие в детских  и профессиональных конкурсах, в том числе через Интернет.
  • ознакомление родителей и общественности с результатами участия детей и педагогов в конкурсах (оформление выставок)

Однако наиболее удачными считаю следующие:

1. Передовой опыт —  оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства.

В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

2.Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми. Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий.  

3.Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют  семинары - практикумы. К проведению семинаров  подключаются  педагоги  группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.   Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.  Наряду с методической деятельностью, организуемой с педагогами велась работа по формированию ИКТ - среды, в том числе через повышение мотивации на приобретение ИКТ - средств для пользования в домашних условиях. Таким образом,  характеристика информационной среды на сегодняшний период:

В ДОУ

Личное пользование дома и на работе

Личное пользование дома  

3 компьютера

2

12

Цветной принтер

2

5

Проектор

1

Сеть ИНТЕРНЕТ

1

12

9.3.Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс

Итоговый этап.

Цель: изучение успешности использования вышеперечисленных форм формирования ИКТ - компетенций педагогов.

В процессе реализации  итогового этапа формирования ИКТ - компетенции педагогов провела повторное  исследование, которое отразило уровень сформированности  данной компетенции с использованием анкеты «Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий» (приложение 1)

Анализ  анкеты на данном этапе  выявил, что позиции педагогов значительно изменились;

группа

Уровень ИКТ

Количество педагогов

Личные убеждения

Группа 1

уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует 

1 (8%)

если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением  ИКТ

Группа 2

уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая

0

Технологии  разнообразны и динамичны,  требуют больших временных (и не только) затрат,  (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию  предпочитают искать в библиотеке (64%),  

Группа 3

уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая

2 (16%)

ИКТ - позволяют реализовать индивидуальный стиль образования и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в  образовательный процесс.

Группа 4

уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая

9 (76%)

Существует  связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

 Практический контроль и анализ участия педагогов в мероприятиях ДОУ отмечают: в итоговом периоде педагоги;

-используют в подготовке и проведении образовательной деятельности ИКТ;

-используют материалы сети Интернет для разработки материалов по организации образовательной деятельности

-разрабатывают НОД с использованием ИКТ

-создают базу ИКТ - педагогического опыта.

В сравнении с первоначальным периодом значительно повысилось число педагогов, владеющих ИКТ и имеющих для этого высокую мотивацию. Однако еще имеются педагоги устаревшей  формации, которые предпочитают работать без использования ИКТ. Для устранения данной ситуации продолжу работу с данным педагогом индивидуально.

Соотнесение целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта:

 

Планируемые достижение ИКТ - компетенции:

Фактические  результаты

умеет создавать текстовые и графические документы;

умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);

умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;

владеют навыками поиска информации в Интернете;

знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;

активно используют информационные технологии в образовательном процессе

знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

 владеют способами и методами применения компьютерных технологий  в работе с детьми и семьей

умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;

умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

Анализ соотнесения целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта.

Результативность методической работы по совершенствованию ИКТ - компетенции         педагогов ДОУ

раздел

ИКТ-материалы

Методическая работа с педагогами

- разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса

- система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов,

-создано 10   презентаций по методической работе

-подготовлена  медиатека  наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательным мероприятиям;

 -5 занятий с использованием информационных технологий.

 -электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;

 - имеется электронный адрес,

-созданы личные сайты сотрудников (5)

 -в отдельных группах (2) ведется работа с педагогами через личные интернет-  сайты

Методическая работа с родителями

-свой интернет-сайт,

Методическая работа со специалистами

- подготовлена  медиатека  наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательным мероприятиям;

Разработано педагогами:

Создано презентаций педагогами ДОУ

Презентация для работы с детьми -5

Презентаций для работы с семьей-7

Презентаций по распространению опыта-8

Показатели эффективности внедрения ИКТ в повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ

           Достижения

2013

2014

 Количество  педагогов

принявших  участие  в  методической работе

100%

100%

Количество        педагогических   публикаций.

1

15

   Участие в конкурсах

 ( международные,    всероссийские, областные, районные):

Муниципальных

2

2

Всероссийских

5

15

Международных

2

4

 Повышение   квалификации

       (Аттестация)                                                                  

100%

100%

Повышение квалификации  (Курсы)

100%

100%

Достижения детей, как показатель ИКТ - компетенции педагогов

Всероссийские детские конкурсы

5

12

Анализ результативности методической работы по совершенствованию ИКТ- компетенции         педагогов ДОУ и показателей  эффективности внедрения ИКТ в повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ  также подтверждает ее эффективность работы.

Таким образом, можно сделать вывод: реализация данной модели методической помощи  позволила:

-качественно  повысить  ИКТ - компетентность  воспитателя, что, в свою очередь,   дало возможность:

-повысить профессиональный уровень воспитателей;

-значительно улучшить качество образовательной деятельности в  ДОУ;

-повысить статус образовательного учреждения.  

В процессе моей методической деятельности была сформирована:

-система  работы старшего воспитателя по формированию ИКТ - компетенций педагогов ;

-разработан план семинаров - практикумов для обучения педагогов основам ИКТ - технологии (приложение 2);

-разработана дорожная карта по внедрении ФГОС и повышения профессиональных  компетенций воспитателей  с помощью информационно - компьютерных технологий (приложение 3).

Схема 1

Система методической работы старшего воспитателя по повышению ИКТ - компетенции педагогов ДОУ:

Формы работы

Формы работы

семинары - практикумы

работа в творческих группах

недели педагогического мастерства

информационная деятельность   на сайте ДОУ

подготовка материалов к выступлениям на родительских собраниях

использованием ИКТ

участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

мастер-классы;

Формирование материалов по обобщению личного профессионального опыта

выполнение заданий МО,

общение педагогов в сети интернет, в том числе на профессиональных сайтах

 

10. Литература

Список используемой литературы

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. М.,2005.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
  3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.2009.№12

Приложение1

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий

 Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Должность ___________________________________________________________

2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______

3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

  • при подготовке к занятию;
  • на занятии;
  • для самообразования;
  • другое (укажите).

4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

  • текстовый редактор;
  • электронные таблицы;
  • электронные презентации;
  • мультимедийные диски;
  • специализированные программы;
  • Интернет;
  • другое (укажите).

5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1–2 раза в месяц;
  • 1–2 раза в четверть;
  • другое (укажите).

6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

________________________________________________________________

7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? ________________________________________________________________

8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий?______________________________________________________________

9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________

10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________

11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 Приложение2

 Тематика ИКТ- семинаров -практикумов

 I.    Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Набор и редактирование текстового документа.
  4. Абзацные отступы и интервалы.
  5. Создание и форматирование таблиц.
  6. Вставка рисунка.
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

II.  Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки.
  2. Подготовка буклета и печать.

III. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
  4. Создание управляющих кнопок.
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации

IV. Интернет

  1. Поиск в сети Интернет.
  2. Сайт

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

Приложение 3

Дорожная карта по внедрении ФГОС и повышения профессиональных  компетенций воспитателей  с помощью информационно - компьютерных технологий

(приложение в отдельном файле)