Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»
консультация

Рослова Капиталина Александровна

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации. Выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе, поддержать Я-концепцию участников. Способствовать осознанию участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._povysh_kommunikat_kompet_v_usloviyah.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №26 «Здравушка»

г. Данилова Ярославской обл.

Практическая консультация для педагогов

«Повышение коммуникативной компетентности педагога

 в условиях внедрения ФГОС»


     

 Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации. Выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе, поддержать Я-концепцию участников. Способствовать осознанию участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Оборудование: демонстрационная таблица с силуэтным изображением дерева для упражнения «Дерево цели», мольберты, цветные стикеры, мяч, карандаши, листы бумаги, музыкальный центр, фонограммы.

Ход семинара

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.

1. Приветствие. Игра «Здравствуй друг»

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

- Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

- Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

- Ты пришел! (разводят руки в сторону)

- Хорошо! (обнимаются).

2. Вступление

 Нашу встречу нам хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон) .

Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители. Это означает, что современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то есть быть хорошим коммуникатором.
Чтобы определиться и проиллюстрировать цель нашего мероприятия и ожиданий от мастер-класса, я предлагаю Вам выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели».

3.Упражнение «Дерево цели»

На мольберте изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме).

Успех в любом деле зависит на 20% от профессиональной подготовленности и на 80% от общей коммуникативной компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.

Рассмотрим основные понятия:

Профессиональная компетентность — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и направляет его.

Сегодня мы с Вами постараемся практически проиграть ряд коммуникативных упражнений, направленных на развитие основных навыков эффективной коммуникации. Проанализируем результаты и объясним возможности их использования в практической деятельности.
Рассматривая коммуникативные упражнения, мы будем анализировать основные содержательные характеристики общения: восприятие и взаимооценка партнерами по общению друг друга; взаимовлияние и взаимодействие партнеров друг с другом (с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации); анализ общения (рефлексия).

4. Упражнение «Презентация товарища»

Первый участник представляется, называя свое имя, например — Ирина. Ведущий предлагает группе рассказать все, что они знают про Ирину. (Где живет, чем увлекается и т. п.). Ирина молча, слушает не перебивая. Свои поправки и добавления она сможет сделать позже. Если в группе возникает пауза, ведущий может стимулировать группу спрашивая: «Это все, что вы знаете про Ирину?». При возникновении продолжительной паузы, демонстрирующей, что про Ирину рассказать больше нечего, ей предоставляется слово для добавлений и поправок.

По окончании Ирина говорит группе: «Спасибо за то, что рассказали обо мне», и слово для представления переходит следующему по кругу участнику. Процедура заканчивается после того, как представлены все участники группы.

Упражнение хорошо проявляет общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведущему следует контролировать процедуру представления товарища, исключая возможность высказывания критических и недоброжелательных оценок и описаний.

5. Разминка «Найди свою группу»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Участникам раздаются талончики с названием группы (животные) и они должны невербально показать к какой группе относятся, и присоединиться к своей группе.

6. Упражнение «Я учусь у тебя»

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя… » (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться… » или «Да, я могу научить… ». Затем он бросает мячик другому участнику.

7. Упражнение «Что себе подарить?»

Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.

Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственной картины.

Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.

Теперь подумайте и назовите те качества, которые вам больше всего нравятся в людях. Психолог записывает на доске.

Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.
Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.

8. Ритуал прощания. Рефлексия.

Обсуждение по кругу:

1. Что понравилось?

2. Что вызвало трудности?

3. Чему способствовал проведенный семинар-практикум?

Спасибо всем за участие, и помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся.


http://www.maam.ru/detskijsad/-povyshenie-komunikativnoi-kompetentnosti-pedagoga-v-uslovijah-vnedrenija-fgos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "

     Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентност...

Инновационный проект/ Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга «Шаг на встречу»

Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив посещающих детский сад детей и их родителей. Главная причина трудностей в работе п...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....