Главные вкладки

    Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Бухтоярова Татьяна Николаевна

    Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_mir_morya.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка - детский сад № 111 г. Владивостока»

    Комплексное занятие

    Тема «Мир моря»

    Из цикла «Уроки моря»

    Старший дошкольный возраст

                                            Составила: воспитатель

                                          Бухтоярова  Т.Н.

    Владивосток

    2011 год

    Цель: Создать условия для ознакомления детей с самыми большими водоемами - морям и океанами - разными средами обитания живых организмов.

    Задачи: Объяснить детям, что водная среда обитания была и остается малодоступной и загадочной для человека, что существуют соленые и пресные водоемы, разные среды обитания живых организмов, научить детей различать звуки ручья, реки, моря; способствовать развитию слухового и зрительного восприятия; развивать эмоциональную сферу; познавательный интерес к миру моря; формировать эмоционально-положительное отношение к миру моря.

    Подготовка: Маски сельди, скумбрии, рачков, акулы катран; картины, иллюстрации морских пейзажей.

    Ход занятия

    Комната оформляется по морским мотивам (иллюстративный ряд)

    Воспитатель: Дверь тихонько открывайте

    И сюда все заплывайте

    Здесь кругом одна вода

    Вижу берег, все сюда.

    Обсыхайте, отдыхайте,

    На вопросы отвечайте.

    Медитативная пауза (звуки ручья, реки, моря)

    Воспитатель: Дети кому из вас знакомы эти звуки? Где их можно услышать? (шум ручья, моря, бегущей воды, крики чаек) Как живется водным обитателям в ручье, речке, море? Давайте испытаем это на себе.

    Игра пантомима «Среда обитания» (вводится понятие «среда жизни») Воспитатель: Встаньте свободно, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в воде (в ручейке, реке, море), покажите как вы двигаетесь, когда вокруг вас находится вода. Запомните эти ощущения. А сейчас вы находитесь в песке, земле. Попробуйте подвигаться, сравните ощущение с предыдущими и запомните его. Вы стоите на земле (на тротуаре, в лесу), попробуйте пошевелиться в разных направлениях. Какое сейчас у вас ощущение? (ответы детей)

    Воспитатель: Во время игры вы испытывали различные ощущения, потому, что находились в водной, почвенной и наземно-воздушной средах. Среда, которая находится вокруг вас, и есть «среда жизни» различных организмов; некоторые из них живут в воде, другие - в почве, а жизнь многих связана с водной и наземной средой обитания. В какой среде вам было комфортней находиться? (Ответы детей)

    Воспитатель: Одни живые существа предпочитают пресные водоемы, где нет соли (озеро Ханка). Другие выбирают соленые (залив Петра Великого, Амурский, Уссурийский заливы, Японское море, Тихий океан и пр.)

    Чтение стихотворения А.А. Усачева «Четыре океана» (читает ребенок) На нашей земле океанов - четыре: Индийский - самый соленый в мире. Океан Атлантический славен сельдями. Ледовитый все время спит подо льдами. А Тихий, конечно же, вовсе не тихий - А буйный, глубокий и самый великий!

    Воспитатель: Все мы любим купаться в море, но не все знают, почему в море плавать легче, чем в пресном водоеме. Пусть эксперимент поможет ответить на этот вопрос.

    Демонстрационный эксперимент. 

    Воспитатель: Представим себе, что куриное яйцо - это человек. Погрузим яйцо в пресную воду (яйцо тонет). Нагреем воду с поваренной солью, полностью её растворив. Дадим раствору остыть до комнатной температуры. Опустим яйцо в соленую воду.

    Так почему человек предпочитает купаться в соленом водоеме? Дети: В морской воде человеку легче держаться на плаву. Вода как бы выталкивает на поверхность. Морская вода обладает лечебными свойствами от некоторых болезней.

    Воспитатель: Ребята, какие пресные водоемы Приморского края вы знаете? (озеро Ханка, река Уссури). Многие обитатели пресных водоемов находятся на грани исчезновения и охраняются государством. Например: желтощёк, черный амур, китайский окунь, черный амурский лещ.

    Откуда взялась в океане соль? Почему вода в океане соленая? Рассматриваем схему круговорота воды в природе. Когда вода в виде дождя выпадает на землю, часть её испаряется, часть - просачивается в почву. Обратите внимание на капельку, которая побывала в грунтовых водах. Куда она потом отправилась? Капелька из грунтовых вод «прихватила» с собой минеральные соли, которые потом попали в океан. Капелька испарилась, а соль осталась, вот и получается, что соль накапливается в океане, а капелька продолжает своё путешествие. Поэтому вода в океане соленая.

    Дидактическая игра: «Вода, вода» 

    Набор карточек: озеро, речка, родник, щука, окунь, карась серебряный, мягкотелая черепаха, сом Солдатова, черный амурский лещ - пресная вода; морские волны, кит, акула, айсберг, медуза, дельфин, краб, акула-молот, прибой, шторм - соленая вода.

    Цель: Закрепить понятия «пресный» и «соленый» водоемы.

    Задание: Из карточек разложенных на ковре отобрать те, которые относятся

    к пресному водоему, затем к соленому. Обосновать свой выбор.

    Педагог: Ну садитесь поскорей,

                     Что нам скажет царь морей?

                     Вызываем Нептуна:

                     Поднимайся дед со дна!

    Появляется фигура Нептуна, выполненная из картона. Воспитатель достает большой голубой конверт с посланием морского царя: «Приветствую вас, земляне. Соленые водоемы - мои владения, и со дня их сотворения я бессменно здесь царю и все новое творю».

    Воспитатель: Жизнь в соленой воде понравилась не только вам, но и морским обитателям. Кто из вас знает почему?

    Дети: Соленая вода содержит в себе все вещества, необходимые для чудесной жизни морских существ, их роста и выращивания потомства. Ведь в каждом живом существе присутствует вода. Узнать, сколько же воды содержится в человеке, рыбе, медузе, нам поможет наглядный прием. Наглядный прием: «Голубое пятно»

    Задание: обвести картонные шаблоны фигуры человека, овощей, медузы. Наложить их на голубые прозрачные шаблоны, показывающие, сколько воды содержится в этих объектах.

    Творческая работа: «Вода, во всех вода»

    Задание: Дети вырезают шаблоны и наклеивают их на вторую страницу альбома «Уроки моря».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие в подготовительной к школе группе. Тема: «Космос-это интересно».

    Комплексное занятие в подготовительной к школе группе.Тема: "Космос-это интересно"....

    Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "Осень в лесу"

    Цели: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о повадках диких животных средней полосы России. Закреплять навыки прямого и обратного счета до 10. Учить прибавлять и вычитать единицу. Р...

    Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "За правое дело- стой смело!"

    Учить детей понимать значение слова "Родина";Расширять представления о защитниках Отечества;Формировать эмоционально- полодительное отношение к воинам, их подвигам;Развивать любознательность,чувство с...

    Комплексное занятие в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

    Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе,тема: «Волшебница зима»...

    «Домашние животные» Комплексное занятие в подготовительной к школе группе

    Комплексное занятие предусматривает использование разностороннего материала, охватывающие многие компоненты речевой системы:- развитие и обогащение словаря по теме «Домашние животные»;- совершенствова...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Урок мира».

    Познакомить со значением слов мир, символ, со значением  цветов в государственной  символике (Флаге),          познакомить с символом мира;    ...