Литературная викторина "У нас в гостях былина"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дурцева Татьяна Викторовна

Викторина проводится по типу телепередачи «Умники и умницы». Она является итогом проведённой воспитателем большой работы по ознакомлению дошкольников с русским фольклором - былинами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«У нас в гостях былина»

(старшая группа)

Цель:

  Упорядочить и закрепить знания детей о былинах, русских богатырях. Развивать у детей интерес к нашей долгой истории, стремление к участию в игре и победе.

Материал:

Три дорожки разного цвета по шесть ступеней в каждой; Эмблемы участникам – 3 шт,; медали победителям- 3 шт.; выкройки богатырских рубахах, образцы символов вышивки, 2 красных и 2 чёрных фломастера, репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри», выставка ранее выполненных детских творческих работ по былинам (рисунки, аппликации, поделки из пластилина и природного материала).

Ход викторины:

Викторина проводится по типу телепередачи «Умники и умницы». Она является итогом проведённой воспитателем большой работы по ознакомлению дошкольников с русским фольклором - былинами. Воспитатель говорит, что для участия в игре нужно выбрать 3 человека. Тот, кто первый отгадает предложенные загадки, тот и начнёт игру.           Предлагаемые загадки:                                                                                                                                      Без глаз, без крыльев - сама свистит, сама летит. (Стрела)                                                                                                                                                                                                                                    Что на сковороду наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин)                                                                             В каком копытце полно водицы? (Колодец)                                                                                                                                          По итогам выбрали трех участников игры. Воспитатель прикрепляет участникам эмблемы викторины. Воспитатель объявляет детям, что победителем игры будет тот, кто пройдёт по своей дорожке все ступеньки и придет первым. Оставшиеся дети будут зрителями, и ведущий (воспитатель), тоже будет давать им задания, так что скучать никому не придется.

Ведущий говорит, что для того, чтобы сделать шаг на первую ступеньку дорожки, участники должны ответить на вопрос: «Чем отличаются былины от сказок?» (ответ: былины пели сказатели под гусли, а сказки рассказывали, былинные герои существовали на самом деле). Ребенок. который первым дал ответ на вопрос, делает шаг вперед.

Ведущий задаёт два вопроса зрителям – девочкам:                                                                             Зачем богатыри, отправляясь на бой, одевали на себя красиво вышитые одежды? (Ответ: одежда считалась оберегом богатыря, она защищала его от гибели). Какие символы вы знаете? (Ответ: красный крест-солнце, черная линия - мать сыра земля, волнистая линия – жизнь и.т.д.)                                                                                                                                                              Девочки, которые первыми ответят на этот вопрос, становятся мастерицами-вышивальщицами. Они садятся за отдельный стол, где приготовлены образцы символов вышивки, фломастеры, выкройки рубах. Ведущий дает им задание вышить рубахи для богатырей.                                                                                                                                                                            Затем воспитатель предлагает умникам ответить на вопрос: Как Илья Муромец богатырём стал? (Ответ:  у Ильи были больные ноги, он 30 лет сидел на печи. Однажды пришли к нему странники и попросили у него воды. Илья ответил, что не может этого сделать, потому, что он не может ходить. Странники настаивали, он попробовал встать и у него получилось. Быстро прибавлялись силы.) Правильно ответивший делает шаг вперед.


Ведущий обращается к зрителям с такими вопросами:                                                                                                                        Какого богатыря земля носила через силу? (Святогора.)                                                                                                                                    Кто из богатырей превратился в мушку, а свою дружину превратил в маленьких мурашек? (Вольга Всеславьевич)

Два мальчика, которые первыми ответят на эти вопросы, садятся за стол, показывать свою «богатырскую силу»: стараясь склонить руку соперника к столу. Воспитатель хвалит ребят и говорит, что они молодцы и настоящие богатыри.

Далее ведущий показывает репродукцию картины Васнецова «Богатыри» и задает вопросы по картине:                                                                                                                                                           Кто написал и как она называется? (В.М.Васнецов «Богатыри»)                                                                                                     Кто на ней изображён? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)                                                Почему у богатырей с картины такие имена? (Ответ: Илья Муромец – из города Мурома, Алёша Попович – сын попа, Добрыня Никитич- очень добрый человек).                                                                 За каждый правильный ответ - -шаг вперед.                                                                                                                            Если после заданных вопросов самый умный умник не определился, воспитатель задаёт ещё один вопрос: О ком написаны эти строки:

«У него пальцы белые

Опускаются на струны золочённые,

А голос, как ручей звенит…»

(Ответ: Новгородский гусляр Садко)

Зрители аплодисментами поздравляют умников, а воспитатель вручает им медали                                                                        за 1,2,3 места и хвалит их за знание былин.

Далее ведущий обращает внимание на работу мастериц-вышивальщиц. Все рассматривают их красивые работы, которые показывали свою «богатырскую силу».

После проведения викторины воспитатель благодарит всех детей за участие в игре, хвалит за знание русских былин, и предлагает их потанцевать под русскую старинную мелодию, придумать движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по басням и былинам

ИтоговоеЦель. Обобщать знания детей о басне и былине. Понимать разницу между этими жанрами.Оборудование. Репродукция картины Васнецова «Три богатыря»; Иллюстрации к басням И. Крылова «Лебедь, Рак и Щу...

Литературно-музыкальная композиция "В гостях у сказки"

Эту сказку я придумала сама. Главное действующее лицо - девочка Неля- во сне видит необычную сказку, которая происходит с ней. Она побывала и на полянке, где встретила ее жителей : насекомых, цветы, п...

Литературно-театральная викторина "В гости к бабушке- загадушке"

Сценарий литературно -теаральной викторины для детей подготовительной к школе группы .Подготовленные дети из одной группы могут показать детям другой группы....

Литературный конкурс чтецов "В гостях у Зимы"

Литературный  конкурс чтецов  "В  гостях  у  Зимы"  для  старших и подготовительных  групп....

ЛИТЕРАТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В гостях у сказок Корнея Ивановича Чуковского» Воспитатели Виноградова Н.Ф. и Баженова А.П.

ЛИТЕРАТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В гостях у сказок Корнея Ивановича Чуковского»...

Литературная викторина Тема: «В гости к сказкам» для детей 6-7 лет

Расширение знаний детей о сказках и формирование запаса литературных  художественных впечатлений.- Закрепить и расширить знания детей о сказках; - обучать узнавать сказки и их героев;- воспи...

Совместная образовательная деятельность Литературная викторина "Сказка в гости к нам пришла"

Цель: Развитие художественно-эстетического восприятия и эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, произведения искусства....