Программа "Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Cоловьева Марина Юрьевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_solovevoy_m.yu_.docx72.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 19 «РАДОСТЬ»

ПРОГРАММА

Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек

Соловьева Марина Юрьевна,

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 19 «Радость»

Утверждена на педагогическом совете

Приказ № 155  от 23.09. 2014г.

г.Урай

Пояснительная записка

Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX в. мир в результате безумного, стихийного воздействия человека на природу изменился на столько, что проблема стала одной из самых актуальных проблем современности.

Поиск путей устойчивого развития современного общества, осознания экологической ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу - экологическое образование подрастающего поколения с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Совершенно очевидно, что формировать бережное отношение к окружающей природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение, культура в сфере взаимоотношения полов.

Актуальным становится поиск комплекса условий: содержания, средств, методов экологического образования, обеспечивающих преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятие экологических проблем как гуманных, и в конечном итоге обеспечивающих развитие экологической культуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой, так и во взаимоотношениях с взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Этим обусловливается важность, придаваемая современной педагогической теорией и практикой процессу экологического образования дошкольников с гендерным подходом мальчиков и девочек,

являющегося начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.

Результаты обследования бережного отношения к природе и навыки труда в старшей группе № 10, в которой 9 мальчиков и 15 девочек, показали преобладание среднего и низкого уровней сформированности отношения к природе на начало 2012 – 2013 уч. года:

  •  общие представления о природе: высокий уровень 16%, средний -40 %, низкий - 44 %;
  •  отношение к природе: высокий уровень 20 %, средний - 40 %, низкий - 40%;
  •  практическая деятельность: высокий уровень - 12 %, средний - 36 %, низкий - 52 %.

Выход из создавшегося положения мы нашли в разработке элективной программы «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек», которая разработана с учетом «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость» на 2012-2013, 2013-2014 учебные года.

Эта программа реализуется через организованные занятия с детьми и обогащения представлений их в свободной деятельности: в книжном уголке, в игровой и продуктивной деятельности, в работе с родителями; включены разнообразные формы работы: специальные занятия, игры, инсценировки, режимные моменты. В группе создана предметная развивающая среда, где основным принципом игрового пространства является организация непересекающихся зон самостоятельной детской активности в группе: сюжетно - ролевых, строительно - конструктивных, театрально - игровых с учетом половых различий детей, где учитываются в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Такой подход позволяет всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу на занятиях.

Программа разработана в соответствии с международными,

федеральными, региональными, муниципальными документами:

  1.  Международные документы:

-Конвенция ООН « О правах ребенка»;

-Декларация прав ребенка.

  1.  Федеральные документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

-Закон РФ « Об охране окружающей среды», М.,1995г;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ. СанПин 2.4.1.3049 – 13 от 29 мая 2013 года;

- Приказ   Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  1.  Региональные документы:

- «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020г», утвержденная распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 № 91-рп

-Целевая программа  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы», утвержденная постановлением Правительства ХМАО - Югры от 8.07.2010 г № 160-п.

Муниципальные документы:

-Долгосрочная целевая программа муниципального образования городской округ город Урай «Развитие образования города Урай на 2011- 2015 годы». Постановление администрации города Урай от 17.08.2010 № 2202

Программа предполагает проведение  непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю в первую половину дня, где определяется тема недели; совместной  и самостоятельной  деятельности детей во вторую половину дня в течение рабочей недели.

Программа нацелена на формирование бережного отношения к природе  у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек, понимание ими своих личностных особенностей и возможностей в общении с природой и со сверстниками. Она  реализуется через организованную интегрированную непосредственно образовательную деятельность и совместные мероприятия детей со взрослыми (педагогами и родителями) в  игровой и практической деятельности.

Содержание программы включено в комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие», в котором отражено комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях в соответствии ФГОС ДО.

Программа предполагается для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей психики девочек и мальчиков: образное

мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий игровой вид деятельности.

Обогащение представлений детей проходит в совместных мероприятиях детей со взрослыми (педагоги, родители):        праздники и развлечения, выставки, систематические экскурсии в открытый социум (эколого-биологическая станция ЦДОД, библиотека № 2).

Новизна представленного педагогического опыта отражена в реализации требований ФГОС ДО по привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Инновационность программы заключается в приобщение семьи для решения проблем гендерного воспитания через включение родителей  в деятельность детского сада на основе их собственных культурных интересов. Привлечение родителей для работы с детьми помогает найти лучший способ для создания доверительных отношений ребенок-родитель и комфортного психоэмоционального состояния  детей.

Цель программы:

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития при формировании бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек в совместной деятельности со взрослыми (в соответствии образовательной области « Познавательное развитие»  ФГОС ДО)

Задачи программы:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе  формирования представлений о природе нашего края, познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность при формировании целостной картины мира.
  2. Формировать у мальчиков и девочек адекватную модель поведения, умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях.
  3.  Обеспечить преемственность гендерного воспитания в детском саду и семье как обязательного условия социально-эмоционального развития ребенка:
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.

Национально - региональный компонент

реализуется содержанием основной общеобразовательной программы  дошкольного образования образовательной области  « Познавательное  развитие»  на занятиях с детьми в первой половине дня. Во второй половине дня в совместной со взрослыми (педагогами и родителями) и самостоятельной деятельности осуществляются межпредметные связи в сюжетно - ролевых играх, в трудовой деятельности, в создании продуктивных коллективных работ.

Этапы работы

Элективная  программа по теме «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек» предусматривает два учебных года: старшая, подготовительная группа.

Первый этап  (сентябрь-октябрь 2012 – 2013 уч. года) - организационно- подготовительный.

        Проведен теоретический анализ психолого – педагогической литературы. Был определен выбор темы, поставлены цель и задачи исследовательской работы, определена сущность исследуемой проблемы, ведущие методы исследования, выполнен теоретический анализ научной и методической литературы по указанной проблеме.

Второй этап  (октябрь – ноябрь 2012-2013 уч. года) -    поисково- констатирующий.

Основная задача этого этапа исследовательской работы заключалась в проведении констатирующего эксперимента с целью определения исходных

данных формирующего этапа инновационной работы.  Создана методика

диагностирования детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерной

устойчивости:

  •  общих представлений о природе;
  •  формирования бережного отношения к природе;
  •  выявления умений и навыков практической деятельности в природе. Разработана и апробирована программа «Формирование  бережного  отношения к природе у старших дошкольников  с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек».

Определены педагогические условия, способствующие формированию гуманного отношения к природе.

Ведущими методами исследования являются диагностические методы (наблюдение, тесты), практические (анализ результатов с использованием методов математической статистики).

Третий этап  (2012 – 2013 уч. год) – формирующе - аналитический.

На этом этапе внедрена и скорректирована модель формирования бережного отношения к природе средствами труда  на основе дифференцированного подхода  к воспитанию и обучению мальчиков и девочек.   Внедрены различные подходы и способы, которые смогли объединить усилия и выработать единый подход детского сада и семьи к включению взрослого в организацию познавательно-речевого развития девочек и мальчиков 5-7 лет с использование игровой мотивации мальчиков и девочек.

Проведены анализ, систематизация и оформление результатов инновационной деятельности. Ведущие методы этого этапа: анализ, обобщения, методы математической статистики.

Четвертый этап (2013 – 2014  уч. год) - этап повторного апробирования модели формирования бережного отношения к природе  с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы.

Организация работы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек возможно при следующих условиях:

  1.  создание пространственно - предметной среды ДОУ, обеспечивающей овладение детьми навыками бережного отношения к природе с учетом гендерных особенностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социуме;
  2.  повышения квалификации специалистов в дошкольном образовательном учреждении как субъективный фактор, обусловливающий эффективность реализации  элективной программы воспитания;
  3.  проведение специальной работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью ознакомления их с работы с детьми по теме;
  4.  программно - методический материал как условие обеспечение качества познавательно-речевого развития при ознакомлении дошкольников с природой.

В соответствии с этими условиями программа реализуется в трех основных блоках:

  1.  Познавательно-речевое  развитие  детей  при реализации ООП ДО МБДОУ  2012-2013, 2013 – 2014 уч. годов.    
  2. Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятия.
  3. Практическая деятельность детей   совместно с родителями.

Перспективно - тематический план работы по формированию бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда  с учетом особенностей мальчиков и девочек.

I блок. Познавательно-речевое развитие - НОД  с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание

Цель

Методы и приемы

1.

Интегрированная НОД

 «Планета Земля в опасности»

Дать детям представление о взаимосвязи природы и человека.

Развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к природе

Мультимедийная презентация и

рассказ-беседа, проблемные ситуации, рассматривание глобуса, контурных карт.

2.

Экскурсия в библиотеку «Природа нашего края»

(ежеквартально по сезонам).

Расширять представления  детей о природе края, дать представления о назначении Красной книги.

Воспитывать бережное отношение к живым существам в природе

Ситуативный разговор с детьми, театрализованная игра;

 рассматривание книг, иллюстраций о природе нашего края:  редких животных и растениях нашего региона.

3.

 Тематическое НОД

 «Бережное отношение к природе»

Расширять и закреплять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Развивать познавательные интересы, любовь к природе, стремление заботиться и беречь ее.

Художественное слово, в гости приходит Лесовик.

Развивающие  игры:

 «Узнай дерево по листу»,  «Четвертый лишний». Модель «Этажи леса» (прием ТРИЗ), продуктивная деятельность (панно коллективной работы).

4.

НОД - путешествие «Обитатели нашего уголка» (ежеквартально  по сезонам).

Уточнить виды растений и животных в уголке природы. Выяснить потребности в определенных условиях жизни. Обучение трудовым навыкам во

Игра-путешествие по лесу нашего края; исследовательская деятельность даров леса; проблемная ситуация; продуктивная деятельность (поделки из природного материала)

Вопросы, осмотр уголка природы, игра- соревнование, обсуждение организации дежурства в зоне природы.

Обучение трудовым

время дежурства, организация работы с учетом гендерных подходов.

5.

Наблюдения за хомяком «Здравствуйте, дети, это я хомяк».

Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним. Закрепить представление детей об уходе за хомяком.

Внесение клетки с хомяком, целевое наблюдение. Рассказы  детей. Продуктивная деятельность детей.

6.

НОД – труд. «Растения нашего уголка»

Закрепить представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; отмечать особенности внешнего строения растений.

Ситуативный разговор с детьми, исследовательская деятельность частей комнатных растений.

Практическая деятельность  «Уход за комнатными растениями».

7.

НОД – пресс-конференция журналистов «Правила трудовой деятельности в уголке природы»

Закрепить представления  детей о правильном выполнении трудовой деятельности в природе зависит жизнь обитателе уголка природы.

Дети делятся на две подгруппы, «журналисты»  задают вопросы другой  команде. Продуктивная деятельность.

8.

НОД – творчество  «Через добрые дела можно стать юным экологом»

На литературных примерах показать, какие бывают поступки: хорошие и плохие. Дать понять, что юный эколог - это тот, кто любит природу, заботится о живых существах и создает для них условия жизни.

Ситуативный разговор

детей по теме стенда «Панорама добрых дел» с учетом гендерных особенностей  мальчиков и девочек. Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево».  


Содержание

Цель

Методы и приемы

1.

Обсуждение подбора  книг и иллюстраций в книжном уголке о природе нашего края

Уточнять и расширять знания детей о природе нашего региона. Воспитывать любовь к природе.

Ситуативный разговор с детьми. Ремонт книг.

2.

Рассматривание серии пособий «Природа вокруг нас» (Программа развития и обучения дошкольника)

 Обогащать кругозор детей, углубить знания об окружающем мире; работа в подгруппах -  социально-эмоционального развития детей.

Рассматривание, конструирование: дополнять своими рисунками, вырезками,  из лего.

3.

Развивающие

дидактические игры «Времена года»

Сезонные изменения в природе, действия человека в разное время года; работа в

подгруппах -  социально-эмоционального развития детей.

Дети отбирают карточки с картинками, относящимися к определенному времени года

Придумать сказку «О чем грустит осень?» и рассказать -        

4.

Развивающие

дидактические  игры

 «Кто как устроен»

Расширять кругозор детей, интерес, любознательность

Беседа, дети собирают подходящие карточки на общую карту. Сконструировать  из бумаги несуществующее животное.

5.

Развивающие

дидактические  игры

 «Во саду ли, в огороде»

Закрепить представления  детей о разнообразном растительном мире, с названиями растений и местами их произрастания

Дети соотносят карточки: что растет в огороде, в саду, в поле, в лесу. Придумать танцы о «Синьор – помидор», «Мандаринчики». танцы

6.

Рассматривание альбомов:        «Времена

года», «Животные нашего края», «Птицы

насекомые», «Домашние животные»

Развивается любознательность, интерес к объектам природы, бережное отношение к природе

Рассматривание, чтение, вырезка из журналов, газет

II блок. Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня

за прорастанием лука (1 раз в неделю)

ознакомление с ростом и развитием лука, его взаимосвязью с внешней средой. Создать ситуацию опыта.

луковиц, сравнение по форме, размеру, цвету. Уточнение условий для роста. Опыт. Наклеивают на банке цветовые кружки, обозначающие различные условия для прорастания: свет, вода, температура, отмечают в «Дневнике наблюдений».

7.

Лото «Зеленый друг», «Что где растет»

Познание окружающего мира, развивать память, внимание, восприятие

Распределение карточек, рассматривание, показ, вопросы определения, выяснение.

8.

Создание альбомов  экологического характера.

с помощью родителей, внесение в книжный уголок для рассматривания.

Расширять кругозор, любознательность, интерес, любовь, бережное отношение к природе нашего региона.

«Времена

года»,«Животные нашего края», «Насекомые и растения», «Птицы» и т.д.,

Рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы.

9.

Создание  развивающих

 игр  с помощью родителей по теме  «Природа и человек»

Закреплять и систематизировать представления  детей о том, что создано человеком и что дает природа; устанавливать коммуникативные ситуации.

Беседа, уточнение, вопросы, и рассказы  воспитателя.

Работа в подгруппах.

10.

Сбор коллекций семян растений, осенних листьев, коры деревьев нашего региона с привлечением родителей.

. Расширять кругозор детей, любознательность, интерес.

Социально – эмоциональные контакты  ребенок - педагог – родитель.

Оформление коллекций

 семян растений, осенних листьев, коры деревьев.

11.

Ведение «Дневников наблюдений»: за , прорастанием лука.

Укрепить понимание зависимости растущего растения, поведение хомячка от комплекса условий, в которых они находятся

Зарисовки детей в дневнике, рисунки детей.

12.

Коллективная работа. Составление панно

Закрепить представления о нашем общем доме - природе. Воспитывать

Заранее с детьми приготовить детали: силуэты животных,

«Природа нашего края»

любовь к природе, бережное отношение к живым объектам.

деревьев, кустарников и т.д., наклеить на лист бумаги.

13.

Познавательно -

экологический праздник «Природа - чудесница» совместно с родителями.

Отразить  многообразие растительного и животного мира, помочь детям почувствовать красоту природы, сопричастность всему живому и прекрасному.

Использовать конкурсы,

загадки, художественное слово, сказочные герои, развивающие  игры «С какого дерева лист» и др. Танец животных, пение птиц, песня, вопросы, вручение сувенирчиков от Природы мальчикам и девочкам.

III этап. Практическая деятельность детей

Содержание

Цель

Методы и приемы

1.

Игра – экспериментирование  «Сколько воды нужно растениям»

Закреплять

представления о разном количестве воды для растений.

Практическая деятельность:  проверка за прошедшими изменениями в растениях.

2.

Практическая деятельность «Правила ухода за комнатными растениями»

Уточнить, обобщать представления о комнатных растениях, об их отношении к теплу, влаге, свету.

Проблемная ситуация. Практическая работа для мальчиков и девочек.

3.

Организация практической деятельности детей  по

экологическому проекту «Панорама добрых дел»

(еженедельно).

Закрепить представления  детей о бережном отношении к природе, значение полученных практических   навыков. Развивать  инициативность, осознанную заботу о живых существах. Заинтересовать девочек и мальчиков отметкой дел на стенде «Панорама добрых дел».

Организация практической деятельности детей и отметка результатов работы на стенде «Панорама добрых дел»:

  •  дежурство в уголке природы;
  • активность и инициативность в подкормке птиц в холодное время года;
  • самостоятельность в выращивании растений;
  • доброе отношение к природе;
  • интересные рисунки о природе;
  • изготовление плакатов

природоохранной акции.

4.

Развивающие

дидактические  игры

 «Кто как устроен»

Расширять кругозор детей, интерес, любознательность

Беседа, дети собирают подходящие карточки на общую карту. Сконструировать  из бумаги несуществующее животное.

5.

Развивающие

дидактические  игры

 «Во саду ли, в огороде»

Закрепить представления  детей о разнообразном растительном мире, с названиями растений и местами их произрастания

Дети соотносят карточки: что растет в огороде, в саду, в поле, в лесу. Придумать танцы о «Синьор – помидор», «Мандаринчики». танцы

6

Рассматривание альбомов:        «Времена

года», «Животные нашего края», «Птицы

насекомые», «Домашние животные»

Развивается любознательность, интерес к объектам природы, бережное отношение к природе

Рассматривание, чтение, вырезка из журналов, газет

7

Трудовые поручения: сбор семян растений, осенние листья, кора деревьев

Воспитывать положительное отношение к труду, подражать действиям взрослых, осознание значимости поручения

Собирать семена, рассказывать о них. Высушивать их, сделать в альбом.

8

Практическая деятельность «Огород на окне»

Закреплять навыки обследования детей и навыки посадки. Желание ухаживать за «Огородом на окне»

Посадка лука репки, дольки чеснока, корней укропа, петрушки. Ежедневно наблюдать, поливать, отмечать в «Дневнике наблюдений» (разные по цвету для девочек и мальчиков).

9

Циклические наблюдения за прорастанием лука (1 раз в неделю)

Систематическое ознакомление с ростом и развитием лука, его взаимосвязью с внешней средой. Создать ситуацию опыта.

Рассматривание луковиц, сравнение по форме, размеру, цвету. Уточнение условий для роста. Опыт. Наклеивание на банке цветных кружков, обозначающих различные условия для прорастания: свет, вода, температура; результаты отмечают в «Дневнике наблюдений».

10

Цикл наблюдений за попугаем (9 наблюдений)

Поддерживать интерес детей к наблюдениям в специально созданных условиях.

Наблюдения за попугаем, отмечать в «Дневнике наблюдений».

11

Работа с календарем природы.

Систематически наблюдать за природой, живой и неживой, конкретизировать представления детей о сезонных изменениях природы

Наблюдения, зарисовки, отмечают погоду, дни недели, месяц, число, рисунки

12

Дежурство в уголке природы

Подводить детей к пониманию необходимости постоянно заботиться об обитателях уголка, способствовать воспитанию ответственности за порученное дело

Осматривают приготовление необходимого оборудования, наблюдение, трудовые процессы с учетом гендерного подхода.

13

Наблюдение за ростом «огорода на окне» и прорастание лука

Желание наблюдать, ухаживать, выполнять трудовые процессы

Наблюдение, ведение дневника наблюдений, зарисовки.

14

Изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о природе

Побуждать детей к самостоятельной деятельности

Дети рисуют животных, птиц, растения. Составление книжки-самоделки.

15.

Работа творческой мастерской.

 Поделки из природного материала

 Закреплять  творческие навыки детей.

Развивать воображение, фантазию, интерес

Из природного материала: веточки, листья, пух, семена и т.д. делать поделки. Составить общую композицию, обыграть.

16.

Развивающие  игры  «Я живу в Югре»: чудеса зимнего леса.

Обогащать  кругозор детей:   о  природе родного края;

работа в подгруппах -  социально-эмоционального развития детей.

Путешествие по игровому полю «по просторам Югры» Разыграть сценку «Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои».

17.

Животные зимой. Кто и как прячется?

Развивается любознательность, творческое воображение, представления о животных

Ситуативный разговор,

 имитации поведения животных. Настольный театр придумать сценки из жизни животных.

18.

Как просыпаются деревья весной.

Развивается творческое воображение, любознательность и способность

идентифицировать себя с  растениями.

Ситуативный разговор.

Имитация движений: как просыпается почка, цветок тянется к солнцу и др.

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

  1.  Провести индивидуальные беседы по результатам обследования детей бережного отношения к природе:
  •  общие представления о природе;
  •  отношение к природе;
  •  практическая деятельность.
  1.  Клуб выходного дня. Экскурсия в лес осенью.
  2. Проведение праздников в группе  «Вот и стали мы на год взрослей»: организация сотрудничества педагогов,  детей и родителей.
  3.  Приобщение к подготовке выставки «Дары осени»: «Осенние поделки в группе» с целью  выстраивания  с родителями индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.
  4.  Анкетирование родителей. Цель: выяснить отношение родителей к природе родного края.

Октябрь

  1.  Привлечение родителей к обустройству развивающей среды в группе.
  2.  Клуб общения детей и родителей «Мы и наши дети». Организация игротеки детей и родителей  по теме «Природа и дети».
  3.  Приобщение родителей к созданию коллекции:
  4.  семян растений, осенних листьев, коры деревьев.

Ноябрь

  1. 1.Праздник «Осенины» -  организация сотрудничества родителей, детей.
  2.  Групповое родительское собрание с целью заинтересовать родителей жизнью группы, сделать их единомышленниками в организации работы по проблемной теме.
  3.  Приобщение родителей к созданию коллекции тропических растений (киви, цитрусовые, гранат).

Декабрь

  1. Изготовление кормушек для птиц.
  2. Изготовление плакатов в защиту зеленой красавицы «Ель - красивое и полезное дерево»

3. Изготовление игрушек для городского конкурса «Лучшая елочная игрушка».

Январь

  1.  Родительский лекторий по теме «Формирование общения и взаимопонимания с ребенком при воспитании бережного отношения к природе».
  2.  Привлечение к организации выставки детских работ «Зимушка - зима», подготовленных совместно с родителями.

Февраль

  1.  Привлечение к организации месячника оборонно - массовой и спортивной работы, посвященной Дню защитника Отечества.
  2.  Привлечение родителей к созданию огорода на окне.

Март

  1.  Общение детей и родителей в условиях праздника «Мамы всякие нужны».
  2.  Приобщение родителей к созданию коллекции семян цветов для рассады.

Апрель

1. Экологический праздник детей совместно с родителями «Природа - чудесница».

Май

  1. Привлечение родителей при подготовке клумб и рабаток для посадки рассады цветов.

Способы проверки знаний, умений и навыков

  1. Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (сентябрь).
  2. Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (контрольный срез, декабрь).
  3. Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (май).

Обследование детей по формированию бережного отношения к природе старшего дошкольного возраста.

I. Для изучения сформированности общих представлений о природе и бережного отношения к природе использовались следующие задания:

Задание 1. Цель: определение уровня экологических знаний и готовности соблюдать правила поведения в природе.

Методы: беседа.

  1.  Расскажи, что такое лес?
  2.  Как нужно вести себя в лесу? Почему?
  3.  Можно или нельзя оставлять на месте отдыха консервные банки, полиэтиленовые пакеты, кожуру от бананов и другое?
  4.  Назови зверей.
  5.  Как зимуют звери в лесу?
  6.  Назови птиц.
  7.  Вспомни и скажи, какие птицы улетают осенью в теплые края?
  8.  Назови растения.
  9.  Что происходит с растениями зимой? Весной? Летом? Осенью?

Задание 2. «Беседа по картинкам».

Цель: Выявить знания детей о многообразии животного мира ХМАО (звери, птицы, насекомые, рыбы, растения).

Оборудование. Набор картинок с изображением растительного и животного мира ХМАО: млекопитающие: хищные (волк, лиса,); травоядные (лось, заяц, олень); птицы: перелетные (ласточка), зимующие (синица,

воробей); рыбы (щука, карась, окунь); насекомые (муравей, комар, пчела, шмель); хвойные деревья (ель, сосна, кедр); лиственные деревья (осина, береза); кустарники (малина, смородина,); ягоды (клюква, брусника,).

Методика выполнения: посмотри на картинки и назови зверей, птиц, рыб, насекомых, которых ты знаешь?

  •  Составь группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
  •  Почему ты объединил зверей (птиц, рыб, насекомых) в одну группу?

II. Для определения отношения детей к природе подобраны задания:

Задание 1.

Цель: определение уровня эмоционального отношения к природе.

Метод: беседа.

  1.  Что ты сделаешь, если увидишь в лесу больного зайца?
  2.  Ты встретил в лесу маленького ежа. Возьмешь ли ты его домой?
  3.  Представь себе: на улице холодно, идет дождь, на твоем крыльце сидит голодная, замерзшая собака. Что ты сделаешь?
  4.  Где бы ты хотел наблюдать за животными: в зоопарке или в лесу, в поле?
  5.  Как бы ты поступил, если бы увидел, что мальчики обижают кошку?
  6.  Ребенку предлагаются картинки со следующим изображением: раненая птица; заяц под дождем; котята, играющие с клубком ниток; собака со щенком; медведь в зоопарке; заяц, убегающий от лисы. (У ребенка спрашивается - что он чувствует, испытывает, глядя на картинки).
  7.  Ребенку предлагается представить себя лисичкой и передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях.
  8.  Ребенку предлагается представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях; рассказать, о чем думает березка, чем живет.
  9.  Ребенку предлагается представить себя котенком, который промок под дождем и передать свои ощущения в жестах, мимике, движениях.
  10. Ребенку предлагается изобразить распускающийся цветок при помощи жестов, движений, мимики.

Задание 2. Мое отношение к природе.

Цель: Выявить умение ребенка осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного или не бережного отношения.

Методика выполнения:

  •  Ты бережно или не бережно относишься к природе?
  •  Если ребенок считает, что он бережно относится к природе, предложить ему рассказать, что и как он делает.
  •  После рассказа спросить: «Кто учит тебя бережно относиться к природе?».
  •  Если ребенок ответил, что он не бережно относится к природе, предложить ему назвать конкретные случаи такого отношения.

III. Для изучения навыков и умений практической деятельности детей подобраны следующие задания:

Цель: выяснить освоение детьми компонентов трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и качестве труда.

Содержание задания: Для диагностики подготовить комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и не нужного для него; картинки с изображением трудового оборудования; трудовых действий, игровой персонаж.

Задание 1.

Цель: Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную взрослым. Выявить характер мотивации труда.

Методика диагностики: Ребенку дается задание - обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной:

1. Познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли»).

  1.  Практическая («Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль»).
  2.  Игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребенок не принимает предшествующую.

Задание 2.

Цель: Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.

Методика диагностики: Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.

Задание 3.

Цель: Выяснить, способен ли ребенок предвидеть результат труда.

Методика диагностики:        Дать ребенку задание рассказать о

последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребенку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»),

Задание 4.

Цель: Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.

Методика диагностики: Предложите ребенку отобрать необходимое для ухода оборудование. Поставить его в ситуацию выбора:        вместе с

необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).

Задание 5.

Цель: Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.

Методика диагностики: Дать задание показать Незнайке, как правильно поливать растения, рыхлить почву, убрать пыль с разных растений. Проверить,

правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием: «Из чего можно вырастить растение (герань и т.д.)? Покажите, как надо посадить, чтобы оно выросло?».

Задание 6.

Цель: Выявить, умеет ли ребенок соотносить результат труда с целью.

Методика диагностики: Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел и что получилось?

В ходе диагностики заполняется протокол, вносятся в него обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой деятельности по уходу за живыми объектами.


Уровни сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Высокий.        Ребенок        самостоятельно        способен поставить цель труда;

принимает        цель, мотивированную не только  игровой  и практической задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает        средства        и выполняет        трудовые действия достаточно

самостоятельно и качественно. Выполняет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Можно спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.

  1. Средний.        Ребенок        принимает цель        труда при условии игровой или

практической ее мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателей. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые - при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.

  1.  Низкий. Ребенок не принимает цель труд, поставленную воспитателем вне игровой мотивации. Самостоятельно ее не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий, и качество результат низкое.

Список средств обучения 1. Технические средства обучения:

  •  аудиоаппаратура
  •  диски СД,
  •  аудиозаписи музыкальных произведений
  •  видеоаппаратура
  1.  учебно-наглядные пособия:
  •  оформление учебной зоны в группе;
  •  книги, иллюстрации, картины о природе нашего края и комнатных растениях;
  •  учебно-наглядные пособия: «Природа вокруг нас», «Времена года», «Животные нашего края», «Птицы и насекомые», набор календарей
  •  материалы и оборудование для познавательно- исследовательской деятельности в группе;
  •  уголок природы в группе в соответствии программных требований;
  •  дидактические игры по темам познавательно-речевых занятий в соответствии ООП ДО в старшей, подготовительной группе.

Список литературы

  1. Гризик Т. И. Познаю мир. М.:        Издательский        дом        «Воспитание
  2. дошкольника», 2004.-128с.
  3. Гризик Т.И. Ребенок познает мир. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.-79с.
  4. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Доронова Т.Н. вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: Просвящение, 2005.
  6. Край родной. Азбука краеведения /автор - составитель Гаврилова О.Н. Екатеринбург, ООО «СВ-96», 2001 .-391
  7. Маневцова JI. Ребенок познает мир природы. //Дошкольное воспитание.- 2004,-№8,-С. 17-19.
  8. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у дошкольников и младших школьников. - Екатеринбург, 1993. 256 с.
  9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002,- 336с.
  10. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников.- М.: Мозаика, 2004.-123с.
  11. Петунии К. Основы экологического воспитания и ответственное отношение к природе. // Народное образование.-2005.-№8,- С.121-123.
  12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001,- 432с.

Приложение 2

Динамика сформированности компонентов бережного отношения к природе в старшей группе № 10  в течение 2012-2013 уч. года  (%)

КОМПОНЕНТЫ

Уровни

Общие представления о природе

Отношение к природе

Практическая

деятельность

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Высокий

16

24

20

28

12

20

Средний

40

64

40

64

36

68

Низкий

44

12

40

8

52

12

Вывод. Итоги обследования детей на начало и конец года в старшей группе показали следующие результаты:

  •  общие представления о природе: детей высокого уровня увеличилось с 16 до 24 % из них 1 мальчик, 6 девочек; среднего с 40 до 44% из них 6 мальчика, 8 девочек; уменьшились показатели низкого уровня с 44 до 12% из них 2 мальчика, 1 девочка;
  •  отношение к природе стало более осознанно и эмоционально в оценке своего поведения, увеличилось количество высокого уровня с 20 до 28% из них 1 мальчик, 6 девочек, среднего с 40 до 64 % из них 7 мальчиков, 8 девочек, уменьшилось количество низкого уровня с 40 до 8% из них 1 мальчик, 1 девочка;
  •  умения и навыки в практической деятельности детей высокого уровня увеличилось с 12 до 20% из них 1 мальчик, 4девочки, среднего с 36 до 68% из них 7 мальчиков, Юдевочек, уменьшилось количество низкого уровня с 52 до 12 % из них 1 мальчик, 1 девочка.

Приложение 3

Динамика сформированности компонентов бережного отношения к природе в подготовительной группе № 10 в 2013 -2014 уч.  года  (%)

КОМПОНЕНТЫ

Уровни

Общие представления о природе

Отношение к природе

Практическая

деятельность

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Высокий

24

68

28

72

20

78

Средний

64

32

64

28

68

22

Низкий

12

0

8

0

12

0

Вывод. Итоги обследования детей на начало и конец года в подготовительной группе показали следующие результаты:

  •  общие представления о природе: детей высокого уровня увеличилось с 24 до 68 % из них 6 мальчиков, 10 девочек; среднего с 64 до 32% из них 3 мальчика, 5 девочек; уменьшились показатели низкого уровня с 12 до 0% ;
  •  отношение к природе стало более осознанно и эмоционально в оценке своего поведения, увеличилось количество высокого уровня с 28 до 72% из них 7 мальчиков, 8 девочек, среднего с 64 до 28 % из них 2 мальчика, 7 девочек, уменьшилось количество низкого уровня с 12 до 0%;
  •  умения и навыки в практической деятельности детей высокого уровня увеличилось с 20 до 78% из них 7 мальчиков, 12 девочек, среднего с 68 до 22% из них 2 мальчика, 3 девочки, уменьшилось количество низкого уровня с 12 до 0%.        ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание с учетом гендерных особенностей. Игры для девочек и мальчиков.

Образовательная область "Социализация". Воспитание с учетом гендерных  особенностей....

Гендерные особенности мальчиков и девочек

Этот конспект родительского собрания будет интересен воспитателям старших групп детского сада...

Тема: "Воспитание гуманного отношения к природе у старших дошкольников"

Опыт работы по образовательной область "Познание"...

Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

В данной статье рассмотрены проблемы  экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности  усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе у старших дошкольников.

Рекомендации для родителей по воспитанию бережного отношения к природе у детей....

Гендерные особенности мальчиков и девочек

Выступление на на собрании...

Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.

На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирован...