Экологические игры и игровые упражнения
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребёнок знакомится природой в процессе непосредственного  общения с ней, экспериментирования, наблюдений и игрового практикума.

Я предлагаю каталог игр по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Экологические игры и игровые упражнения

Игровое упражнение «Собери урожай»

Цель: учить различать дары полей и садов, помочь собрать урожай труженикам полей.

ХОД: Детям предлагаем собрать отдельно овощи, фрукты выставляя их перед соответствующей сюжетной  картинкой. Рассмотрев картинки дети составляют рассказ, о том, как выращивают тот или иной урожай.

Игра «К дереву беги!»

Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада, учить  ориентироваться в них, находить нужное дерево.

ХОД: К дереву можно подбегать только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!» Воспитатель называет деревья, которые растут на участке (к берёзе, к сосне, е тополю, к осине, к пихте).

Игра «Что сажают в огороде»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

ХОД: Отвечать на вопросы водящего нужно только, по словам «да» или «нет». Кто ошибся, тот отдаёт фант, который потом открывает.

В. Горох

Д. Да

В. Репка

Д.Да

В. Груша.

Д. Нет. Молодцы! А для тех кто ошибся придумываем задания.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

ХОД: Приготовить фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы, в четвёртом – насекомые.

 Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и.т.д. выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Игра «Найди пару»

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Задание «Найди предмет по сходству». Поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу, пару составляют дети у которых одинаковые листья.

Под музыку дети рассыпаются по группе «Подул ветер, все листочки полетели. Услышав слова : «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.

Игра «Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить детей классифицировать растения по признакам.

Задание. Описать предметы и найти их по описанию.

ХОД: Ребёнок выходит за дверь, остальные составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из детей описывает плод, который надо назвать и узнать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть фрукты, овощи выделять их характерные признаки.

ХОД:1. Дети достают из мешочка фрукт. Обследует его, называет.

2. Дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.

3. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, дети находят его на ощупь и достают его из мешочка.

Игра «Расскажи без слов»

Цель: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.

ХОД: Дети сидят в полукруге. Воспитатель предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

1. Показать, что стало холодно  (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

2.Показать, что идёт холодный дождь  (дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.

3. Показать, что вновь светит солнышко (дети прыгают, бегают, веселятся).

4. Показать, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками).

Словарное упражнение «Кто знает, пусть продолжает»

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети слова, относящиеся к данному значению.

Вос –ль: насекомые – это…

Дети: муха, комар…

Вос-ль: рыбы – это…

Дети: карась, щука…

Далее детям называем видовое понятие, дети обобщающее слово.

Вос-ль: муха, комар…

Дети: насекомые и.т.д.

Дидактическое упражнение «Третий лишний»

На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик, и птичка) Дети должны определить, кто лишний и.т.д.

Словарная игра «Повторяй друг за другом»

Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет своё (жук, комар…). Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. Можно играть с несколькими детьми.

Словарное упражнение «Когда это бывает»

Цель: уточнить и углубить знания о времени года.

ХОД: воспитатель называет время года (осень) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает осенью, и передаёт фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передаёт фишку третьему.

Словарное упражнение «Дополни предложение»

Цель : развивать речевую активность, быстроту  мышления.

ХОД: воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

Игровое упражнение «И я»

Цель: развивать гибкость мышления, воспитывать выдержку, чувство юмора.

ХОД: Объясняем правила игры: «Я буду рассказывать вам какую – нибудь историю, когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажите слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу произносить их не надо.

Воспитатель рассказывает: «Иду я однажды к реке…»

Дети: «И я».

- Рву цветы, ягоды.

- ?

- По дороге попадается мне наседка с цыплятами

- ?

 - Они клюют зёрнышки

- ?

- Гуляют по зелёной травке.

- И я.

- Вдруг налетел коршун.

- ?

- Цыплята и наседка испугались.

- ?

- И убежали

 - И я.

Когда дети поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы.

Игровое упражнение  «Природа и человек»

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт человеку природа.

ХОД: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе и человек ими пользуется, например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создаёт человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передаёт предмет одному из играющих. После нескольких ответов детей он продолжает: «Что создано природой?»

При проведении игры могут возникнуть беседа о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям. Люди бережно относятся к природе, охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озёра и реки, охраняют животных и птиц.

Игровое упражнение «Вершки – корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

ХОД: воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками» , а что – «корешками»: «Съедобный корень овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой - нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нём съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает  , чтобы  дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то, и другое.

Воспитатель может предложить иной вариант. Он называет слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны  «вершки».

Игровое упражнение «Что нужно?»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

ХОД:

- Дети, сегодня мы будем играть в игру «Что сажают в огороде?». Вы знаете, что сажают? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для огорода, вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажите слово «нет». Кто ошибается, тот проиграет».

- Морковь нужна?

-Да.

-Огурцы нужны?

-Да.

-Свёкла нужна?

-Да.

-Апельсины нужны?

-Нет.



Предварительный просмотр:

                Экологические игры и игровые упражнения

Игровое упражнение «Собери урожай»

Цель: учить различать дары полей и садов, помочь собрать урожай труженикам полей.

ХОД: Детям предлагаем собрать отдельно овощи, фрукты выставляя их перед соответствующей сюжетной  картинкой. Рассмотрев картинки дети составляют рассказ, о том, как выращивают тот или иной урожай.

Игра «К дереву беги!»

Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада, учить  ориентироваться в них, находить нужное дерево.

ХОД: К дереву можно подбегать только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!» Воспитатель называет деревья, которые растут на участке (к берёзе, к сосне, е тополю, к осине, к пихте).

Игра «Что сажают в огороде»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

ХОД: Отвечать на вопросы водящего нужно только, по словам «да» или «нет». Кто ошибся, тот отдаёт фант, который потом открывает.

В. Горох

Д. Да

В. Репка

Д.Да

В. Груша.

Д. Нет. Молодцы! А для тех кто ошибся придумываем задания.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

ХОД: Приготовить фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы, в четвёртом – насекомые.

 Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и.т.д. выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Игра «Найди пару»

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Задание «Найди предмет по сходству». Поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу, пару составляют дети у которых одинаковые листья.

Под музыку дети рассыпаются по группе «Подул ветер, все листочки полетели. Услышав слова : «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.

Игра «Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить детей классифицировать растения по признакам.

Задание. Описать предметы и найти их по описанию.

ХОД: Ребёнок выходит за дверь, остальные составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из детей описывает плод, который надо назвать и узнать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть фрукты, овощи выделять их характерные признаки.

ХОД:1. Дети достают из мешочка фрукт. Обследует его, называет.

2. Дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.

3. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, дети находят его на ощупь и достают его из мешочка.

Игра «Расскажи без слов»

Цель: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.

ХОД: Дети сидят в полукруге. Воспитатель предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

1. Показать, что стало холодно  (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

2.Показать, что идёт холодный дождь  (дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.

3. Показать, что вновь светит солнышко (дети прыгают, бегают, веселятся).

4. Показать, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками).

Словарное упражнение «Кто знает, пусть продолжает»

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети слова, относящиеся к данному значению.

Вос –ль: насекомые – это…

Дети: муха, комар…

Вос-ль: рыбы – это…

Дети: карась, щука…

Далее детям называем видовое понятие, дети обобщающее слово.

Вос-ль: муха, комар…

Дети: насекомые и.т.д.

Дидактическое упражнение «Третий лишний»

На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик, и птичка) Дети должны определить, кто лишний и.т.д.

Словарная игра «Повторяй друг за другом»

Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет своё (жук, комар…). Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. Можно играть с несколькими детьми.

Словарное упражнение «Когда это бывает»

Цель: уточнить и углубить знания о времени года.

ХОД: воспитатель называет время года (осень) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает осенью, и передаёт фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передаёт фишку третьему.

Словарное упражнение «Дополни предложение»

Цель : развивать речевую активность, быстроту  мышления.

ХОД: воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

Игровое упражнение «И я»

Цель: развивать гибкость мышления, воспитывать выдержку, чувство юмора.

ХОД: Объясняем правила игры: «Я буду рассказывать вам какую – нибудь историю, когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажите слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу произносить их не надо.

Воспитатель рассказывает: «Иду я однажды к реке…»

Дети: «И я».

- Рву цветы, ягоды.

- ?

- По дороге попадается мне наседка с цыплятами

- ?

 - Они клюют зёрнышки

- ?

- Гуляют по зелёной травке.

- И я.

- Вдруг налетел коршун.

- ?

- Цыплята и наседка испугались.

- ?

- И убежали

 - И я.

Когда дети поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы.

Игровое упражнение  «Природа и человек»

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт человеку природа.

ХОД: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе и человек ими пользуется, например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создаёт человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передаёт предмет одному из играющих. После нескольких ответов детей он продолжает: «Что создано природой?»

При проведении игры могут возникнуть беседа о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям. Люди бережно относятся к природе, охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озёра и реки, охраняют животных и птиц.

Игровое упражнение «Вершки – корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

ХОД: воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками» , а что – «корешками»: «Съедобный корень овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой - нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нём съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает  , чтобы  дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то, и другое.

Воспитатель может предложить иной вариант. Он называет слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны  «вершки».

Игровое упражнение «Что нужно?»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

ХОД:

- Дети, сегодня мы будем играть в игру «Что сажают в огороде?». Вы знаете, что сажают? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для огорода, вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажите слово «нет». Кто ошибается, тот проиграет».

- Морковь нужна?

-Да.

-Огурцы нужны?

-Да.

-Свёкла нужна?

-Да.

-Апельсины нужны?

-Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

Дидактические игры и игровые упражнения «Экологический календарь»

Игра формирует у дошкольников основы экологической культуры. Учить детей находить ответы на поставленные вопросы с помощью условных обозначений. Развивать связную речь, логическое мышление, мелкую мот...

Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста

Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...