ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Першина Ирина Леонидовна

Верно ли, про гуся в народе говорят : «Вышел сухим, как гусь из воды» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esperementalnaya_deyatelnost.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Верно ли, про гуся в народе говорят: «Вышел сухим, как гусь из воды» Давайте проверим, так ли это?

Ход занятия:

 (звучит музыка птиц, дети подходят к волшебному дереву)

Воспитатель:

Ребята, сегодня я вас приглашаю в лес.

Посмотрите как красиво в лесу, птицы на деревьях сидят.

(останавливается около волшебного дерева).

Ой, а это дерево, наверное, волшебное. Сколько птиц на нём интересных. Но  что – то здесь не так, что лишнее?

Дети: Здесь не только птицы.

Воспитатель:  Скажите, какие части тела  что есть у птиц?

Дети: голова, туловище, хвост, крылья, лапы, глаза, клюв.

Воспитатель: Так что  на нашем дереве лишнее?

Дети: Лишний – самолёт

Воспитатель: Почему? Ведь он летает, у него есть хвост, крылья.

Дети: Это воздушный транспорт. Он сделан из железа. Его сделал человек.

(самолёт убирает с дерева)

Воспитатель: Что ещё лишнее?

Дети: Лишняя стрекоза.

Воспитатель: Почему? У неё есть крылья

Дети: Это насекомое (убирает стрекозу)

Воспитатель: Что ещё лишнее?

Дети: Лишняя белка.

Воспитатель: Почему? Ведь у неё есть хвост.

Дети: Белка – это дикое животное (убирает белку) .

Воспитатель: Теперь на дереве остались только птицы. А вот под деревом  птицы?

Дети: да.

Воспитатель: Назовите их? (курица, гусь, утка, индюк,  перепёлка). А какие это птицы?

Дети: Домашние.

Воспитатель: почему они так называются?

Дети: Живут с человеком, он о них заботится.

Воспитатель:  Предлагаю вам поиграть в игру «Что я за птица»

 (дети берут вырезанных  из бумаги  маски  птиц)

 РАЗОБРАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МАСКИ

домашние:  утка гусь  индюк курица  перепел

перелетные:  аист  ласточки  стрижи   кукушка скворец

зимующие:  синица  воробей голубь ворона дятел  сорока снегирь

Воспитатель по команде предлагает детям разбиться на колонны. Заранее объявляется, что

1 колонна – домашние птицы,

2 колонна – перелётные птицы,

3 колонна - зимующие птицы.

Звучит классическая музыка.

Воспитатель

 «Вы ребята отвернитесь, птицами ко мне вернитесь».

В лесу в лесочке.

На земле, на дубочке

Птицы летали, корм собирали.

Ай! Птицелов идёт

Он в неволю вас возьмёт.

Птицы улетайте, свои колонны занимайте.

Воспитатель: Молодцы! (дети садятся на места)

Воспитатель: Ребята, все ли птицы одинаковые?

Дети: Нет. Есть большие, есть средние, есть маленькие.

Воспитатель: Назовите, каких  вы знаете больших птиц?

Дети: страус,  аист, журавль, ястреб…..

Воспитатель: Назовите маленьких птиц.

Дети: Воробей, перепёлка,  синица, соловей,  трясогузка….

Воспитатель: Назовите птиц среднего размера.

Дети: курица, гусь, утка, индюк, ворона, кукушка, лебедь…

Воспитатель: Чем ещё отличаются друг от друга  птицы кроме размера?

Дети: цветом перьев (опереньем)

Воспитатель: Верно! Давайте поиграем в игру «Отгадай птицу» (показ иллюстраций)

На  магнитной доске  Иволга.

Дети отгадывают птицы.

Воспитатель:  Какое у нее оперение (желтое).

Воспитатель показывает на другую птицу

А это что за птица? (Галка), какого цвета ее оперение? (черного)

Воспитатель просит отгадать  еще одну   птицу (снегирь) Какого она цвета?

Воспитатель: А яйца у птиц одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно! Птицы разного размера и разного цвета, и яйца у них разные. Посмотрите (показ иллюстраций  различных яиц)

Воспитатель: Дети  давайте посмотрим,  из чего состоит яйцо,

 (  разрезаем варёное яйцо, сваренное в крутую  пополам).

Дети: Белок, желток, скорлупа.

Воспитатель: А из чего появляются  птенцы?

Дети: Из яйца.

Воспитатель: А где находятся яйца до появления птенцов?

Дети: В гнезде.

Воспитатель: А гнёзда у птиц одинаковые?

Дети: Нет!

Воспитатель:  весной мы вешаем  домик, для какой птицы?

ДЕТИ : скворечник,  для скворца.

Воспитатель: Гнездо  ласточки мы где   с вами видели?

Дети: на  окне второго этажа нашего садика.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а можно узнать птицу не видя её?

Дети: Можно!

Воспитатель: Как?

Дети: По голосу, по следам.

Воспитатель:  Давайте поиграем в игру «Угадай, чей голосок» (запись)

Воспитатель предлагает угадать по  голосу:

Соловья,  кукушку,  воробья,   дятла,  сороку,   гуся.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, а чем цыплёнок и   гусёнок похожи?  А в чем различие?

Дети: похожи тем, что у них  обоих  есть голова, туловище, клюв, два крыла, лапки. Отличие в  лапках, у гусёнка на лапках перепонки.

Воспитатель: Верно! Про гуся в народе говорят так: «Вышел сухим, как гусь из воды»  Давайте проверим, так ли это? Верно ли, говорит народ?

Опыт с перьями:

Дети подходят к экспериментальным столикам, на подносе лежат перья куриные  и гусиные, бумажные перья, стоят емкости с водой, бумага,  сливочное масло, кисточки,  салфетки

Воспитатель: Возьмите в руки куриное перо. Давайте его рассмотрим. Какое оно тяжёлое или лёгкое? Какое оно твердое или мягкое? Скажите, какая птица подарила вам перо? ( не водоплавающая, курица) А курица это какая птица, где она живет? (домашняя, в курятнике). Как вы думаете должно перо намокнуть?( да) А теперь опустите его в емкость с водой. Какое стало перо, что произошло (оно намочилось). Положите перо на поднос.

 А вот у меня другое перо. Это перо как вы думаете чьё? (гусиное), Где живет эта птица? ( водоплавающая) Это водоплавающая птица живет около водоёмов. Давайте опустим перья гусиные в воду и поднимите их. Посмотрите, что происходит с водой? ( она скатывается с пера)Знаете почему?( нет) Это потому, что у водоплавающих птиц есть специальная железа, жиром гуси при помощи клюва  смазывают  перья и остаются сухими. Давайте, убедимся так это или нет. Возьмите перо, вырезанное из бумаги, намажьте его сливочным маслом  при помощи кисточки, а теперь опустите его в воду, поднимите. Что происходит? (вода скатывается, перо не намокло)

Воспитатель: Значит, верно, жир не дает перьям намокать в воде.

Скажите, как в народе говорят про гуся?

Дети: «Вышел сухим, как гусь из воды»

Воспитатель: Верно ли это высказывание?

Дети: Да

Воспитатель: Мы смогли доказать это?

Дкети: да

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы людям?

Дети: уничтожают насекомых, уничтожают личинки,

лечат деревья, красиво поют, дают мясо, яйцо,

 из пуха шьют тёплую одежду, подушки, одеяла

Воспитатель: Вы много рассказали о пользе птиц,

Что вам понравилось в нашем путешествии.  Что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе

конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...

"Лаборатория Горелкина" (опытно - эксперементальная деятельность по пожарной безопасности)

Формирование представлений у детей о пожароопасных предметах, показат детям, как быстро загораются предметы из различных материалов, какие средства можно использовать при тушении. Наглядный показ, как...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Музыкально одаренные дети»

Целью создания эксперементальной программы является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопреде...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС.  Отмечаются достоинства применения о...

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность)

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность)...

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность) и "Художественное творчество" (лепка)

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность) и "Художественное творчество" (лепка)...