Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Цель: повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_srednyaya_gruppa.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 “Детский сад общеобразовательного вида №95”

Экологический проект

 “Маленький эколог”

Подпроект “Лаборатория неживой природы”

(средняя группа)

                                                         Воспитатель ВКК

                                                              Смирнова С.Ю.

                           

«Лаборатория неживой природы»

Подпроект

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 95»

Смирнова С.Ю.

Проблема. 

Как познакомить детей среднего дошкольного возраста с неживой природой?

Цель:

 Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.

Задачи:

  • Расширять представления детей о мире неживой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опыта, эксперимента и делать выводы.
  • Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 9 месяцев.

Участники проекта: 

  • дети среднего возраста, группа №8,
  • воспитатель,
  • родители.

Актуальность темы проекта: 

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Для того, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.

Этапы реализации:

Подготовительный:

- изучение литературы;

- обновление содержания «уголка экспериментирования»;

- составление конспектов, опытов, пособий;

- определение тем консультаций для родителей.

Реализационный:

- проведение игровых занятий по экспериментированию;

- работа с родителями;

- чтение художественной литературы, УНТ;

- игры: настольно-печатные, пальчиковые, речевые, фокусы;

- проведение диагностик.

Заключительный. 

Экспериментально-опытное занятие для детей среднего возраста «Невероятные приключения в сказочной стране».

Ожидаемый результат:  

Обогащенное представление детей об объектах неживой природы, освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, повышение интеллектуальной активности, любознательности и интересов детей.

Перспективный план работы по подпроекту

«Лаборатория неживой природы»

(средняя группа)

п/п

Исследовательский объект или явление

Название мероприятия,

опыта, эксперимента

Цель

опыта

Материалы,

оборудование

1

2

3

4

5

1

Окружающий мир, мир природы и рукотворный мир.

1.Рукотворный мир и мир природы.

1.Группировать предметы по происхождению.

1.Муляжи овощей, фруктов, кукольная мебель, посуда.

2.Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

2.Закрепить представление об организмах.

2.Ширма, различные предметы окружающего мира.

3.Превращение.

3.Знакомство со словами “превращение”. Формирование действия превращения.

3.Пластилин, картинки с изображением больших и маленьких животных, растений.

4.Свойства вещества.

4.Развитие

способности к преобразованию

Развитие экологического сознания.

4.Деревянная палочка, мел, пластилин, 2 стакана, вода, лед, вода в пакете, молоток, кубик, картинка ”бассейн”.

2

Вода.

1.Узнаем какая вода.

Выявить свойства воды: льётся, прозрачная, имеет вес.

2 одинаковые ёмкости, закрытые крышками(одна с водой), набор мелких цветных предметов.

2.Вода – волшебница.

Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, при этом она меняет цвет, вкус, запах.

3 одинаковых ёмкости с водой:

- гуашь

- растворимый кофе

- 10 кубиков сахара рафинад

- одинаковые стаканчики по числу детей.

3.”Умная галка”.

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в ёмкости: плоскостное изображение или игрушка «галка».

4.Фонтанчики. Водяная мельница.

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода, водяная мельница.

4

Воздух.

1.Воздух вокруг нас,

его свойства.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на его свойства: прозрачный, невидимый, легкий.

Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, лист бумаги, капроновый платок.

2.Загадочные пузырьки.

Обнаружить воздух в других предметах.

Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

3.Игры с воздушными шариками, соломинкой, мыльными пузырями.

Знакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить воздух.

Ёмкость с водой, трубочки для коктейля, 2 по-разному надутых воздушных шарика.

4.Воздух работает.

Дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусники, воздушные шары, мельницы и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, пластилин, палочка, воздушные шарики.

4

Превращение воды.

1.Лёд-вода.

Развивать представление о плавлении льда, о превращение его в воду, о зиме и лете.

Каждому ребенку – лед в целлофановом пакете. 2 картинки с одинаковыми пейзажами, но в разные времена года (лето-зима)

2.Нагревание - охлаждение.

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании.

Картинка “Пятачок в постели”, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящийся кастрюлей; символ тепла -  солнце, символ холода – снежинка, сахар, стакан, спиртовка.

3.Испарение.

Формирование представлений, что при нагревании вода превращается в пар. Формирование целостного представления о 3 агрегатных состояниях воды: лед-вода-пар. Представление об источниках тепла.

Кусочки льда, стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.

4.Лёд - вода - пар.

Сформировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменение воды.

Символы: «лёд», «вода», вырезание из белого картона облако, кружок с Дедом Морозом на фоне снежинок, красный кружок с жёлтым солнцем.

5

Вес.

1.Лёгкий – тяжёлый.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.

Пёрышки и камень. Непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой

и травой.

2.Плавает – тонет.

Показать, что все легкие предметы обладают плавучестью.

Кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок.

6

Температура (теплота).

1.Горячо – холодно.

Научить на ощупь определять температуру воды, предметов. Напомнить правила безопасности (можно обжечься)

Пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнце, в тени; предметы, лежащие в тени и под лучами солнца.

2.Чудесный мешочек.

Продолжать определять температуру жидкостей и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)

7

Песок и глина.

1.Песочные струйки.

Знакомить со свойствами сухого песка – сыпучестью.

Пластиковые бутылки, сухой песок, воронки, лупы.

2.Песочная страна.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

Песок, вода, лопаточки, совочки, ведерки, формочки.

3.Узнаем, какая глина.

Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьется.

Куски глины, емкости (ведерки), вода.

4.Глиняные шарики.

Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

Глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина, миска с водой, тряпочки, подставки для работы.

8

Свет.

1.Свет повсюду.

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные.

Плакат «Время суток», картинки с изображением источников света, предметы, которые не дают света, фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

2.Свет и тень.

Познакомить с образованием тени от предметов, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

9

Магнетизм.

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом, магнитный конструктор.

10

Экспериментально – опытное занятие в средней группе.

Невероятные приключения детей в сказочной стране.

Закрепить знания о свойствах воды, воздуха, магнита, о явлениях природы, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, доброжелательности друг к другу, к окружающему миру.

Конверты с письмами, рюкзак, магнит, оборудование для опытов, плоскостной замок и ключи, сундук, книги со сказками.

Литература.

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р.

Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Москва, 2012.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.

Неизведанное рядом. Москва, 2001.

3.Зубкова Н.М.

Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, 2012

4.Ковинько Л.В.

Секреты природы – это так интересно. Москва, 2004.

5.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.

Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2011

6.Тугушева П.П., Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...