Экологическое воспитание дошкольников
консультация по окружающему миру по теме

Петренко  Ирина Сергеевна
.
Главная цель экологического воспитания -формирование начал экологической    культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.odt32.22 КБ

Предварительный просмотр:


Введение.

Дошкольное  детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания -формирование начал экологической    культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.                                                                                                 Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.                                                                                                                             Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за  растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных  календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.                                                                                                                            Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого,их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять -уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.   Экологическое  воспитание является очень важным звеном системы воспитания и образования дошкольников. Именно в дошкольном возрасте формируются представления об окружающем мире. Очень важно чтобы эти представления включали в себя существующие в природе взаимосвязи всего живого.

Глава 1.Экологическое воспитание и его элементы.

Экологическое воспитание включает в себя изучение животного и растительного мира, знакомство с неживой природой, взаимосвязь между ними. Большое внимание уделяется охране природы и связи человека с природой. Необходимо вырабатывать у детей бережное отношение к природе, обучение правилам поведения в лесу, на реке. Дети должны знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы позволяет подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду.

Экология тесно связана с множеством других наук: географией, историей, и т.д. Поэтому на специальных занятиях происходит ознакомление детей с элементами других наук, даются некоторые географические знания.

Задачей экологического воспитания является формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы, зависящей от неё. Необходимо вытеснять из сознания ребёнка мысли о делении животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес-без волков. В природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Поэтому одна из важных задач экологического воспитания-выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее своевременно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок удивляется тому, что его окружает, задаёт много вопросов о растениях, животных.

Поэтому занятия по экологии не должны быть скучными. На своих занятиях я использую множество различных форм проведения знакомств детей с экологическими понятиями. Для этого использую произведения детской литературы, провожу традиционные игры, экскурсии. Ставлю с детьми театрализованные представления с экологическим содержанием.

На земельных участках засеивала грядки растениями для наблюдений за ростом, влиянием окружающей среды на них. Все эти формы работы могут использоваться для объяснения материала по самым разным разделам экологии.

Элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, музыке, развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Для экологического воспитания можно привлечь не только рассказы, стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б.Заходера. Можно использовать отдельные разделы книги «Почемучка» (Дитрих, Юрин, Кошурникова, 1992), атласы «Мир и человек», «Мир вокруг нас».

У детей дошкольного возраста существует естественное желание не только всё увидеть, но и потрогать руками. Это желание нужно использовать и для занятий по экологии. На занятиях я давала детям потрогать руками коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев. Учила определять на ощупь глину и песок, проводила различные опыты.

Так же необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим воспитанием. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. На таких комплексных занятиях дети усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов. На занятиях по развитию речи я использовала картины о природе, при этом обсуждение картины вписывается в программу экологических занятий. Для различных поделок использовала природный материал. Создавая с детьми мозаики, картины из природного материала, объясняла семена каких растений, они используют, почему они такой формы и цвета, какие животные помогают растениям распространять эти семена. Ещё на занятиях использую разнообразные наглядные пособия. Это картины о природе, произведения живописи, коллекции камней, ракушек, семян растений, гербарий, игровой материал.

Мы начинаем обучать детей элементам экологического образования с младшего возраста, когда дети знакомятся с отдельными животными и растениями. В целях экологического воспитания желательно использовать картинки, на которых живые организмы показаны как часть природы. Например, если это рыба, то на голубом фоне, в воде; если это утка, то плавающая в реке; заяц-под кустом. Растения нужно изображать с подземной частью, чтобы у детей не формировалось представление о том, что растение-это только стебель и цветок, а корни к растению уже отношения не имеют.

Получив первые знания о живой и не живой природе, о частях растений, животных, дети старших групп могут обучаться на занятиях уже на более высоком экологическом уровне.

 Важным моментом экологического воспитания детей является работа с родителями. Необходимо проводить беседы, лекции об экологии и здоровье, экологической ситуации в данной местности. Привлекать родителей к оборудованию участка, использовать их помощь, совместное участие в экологических праздниках, объяснять родителям цели и приёмы экологического воспитания детей.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Животных уголка природы дети видят ежедневно. Под руководством воспитателя ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развеваются растения и животные, какие условия нужно для них создавать.

Учу детей сравнительному анализу; сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, находить интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо ухоженный аквариум украшают комнату. Всё это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными формировала у детей определённые трудовые навыки, учила внимательно относиться к обитателям живого уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, я учитывала конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

1.1.Уголок природы.                                                                              

Отбор растений и животных для уголка природы осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

В уголок природы следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в которой расположено дошкольное учреждение. У всех растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса, например рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно так же учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты: для младшей и средней групп-растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах должны быть объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зелёную окраску листьев, рыбы с округлой формой тела и удлинёнными плавниками.

В уголках природы младшей и средней групп помещала самых неприхотливых обитателей, чтобы дети в состоянии были ухаживать за ними.

В уголках природы старшей и подготовительной к школе групп могут обитать растения и животные более требовательные к условиям жизни, по количеству их должно быть больше.

При подборе комнатных растений учитывала особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север-хорошо развиваются теневыносливые.

Одни обитатели уголка природы постоянно находятся в группе, их дети могут наблюдать в течении года. Это комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей. Другие объекты размещаются в уголке на короткое время-на сезон, а иногда и часть его.

Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы помогает воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни-птицы в светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум - в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте групповой комнаты. Детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости какого-то одного обитателя из массы других.

Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение групповой, делать его привлекательным, уютным.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательной и образовательной работы с детьми. Они очищают микроклимат помещения, в котором находятся дети; увлажняют воздух и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениями-лейки, щёточки, ведро, клеёнка, тряпочки, палочки для рыхления земли. Для ухода за животными- ведро, тряпочки, щётки, совки. Ещё тёрки, тарелочки, разделочные доски, ножи.

Весь инвентарь хранится в уголке для дежурных. Там же находится и корм для рыб в плотно закрытых банках.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка всегда помнила, что моё отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных.

1.2.Знакомство с аквариумом.

Кроме комнатных растений в уголок природы детского сада помещают аквариум с рыбками. Содержание аквариума-одно из самых интересных и увлекательных занятий, оно не только доставляет радость и удовольствие, но и может многому научить.

Работая с детьми младшей группы по технологии программы Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости», я знакомила ребят с аквариумом следующим образом: в начале года аквариум в группе отсутствует. В течение нескольких недель мы постепенно знакомим детей с обитателями уголка природы и подходим к тому, что хорошо бы нам завести в группе рыбку. Но она не сможет у нас жить, потому что у неё нет дома. А дом для рыбки это аквариум.

По технологии Н.М. Крыловой все занятия проводятся от имени отрицательного героя, в данном случае Мишки, который приходит в группу глупеньким и ничего не умеющим. А дети, которые всё знают и умеют, доказывают Мишке, что они правы. По ознакомлению детей с аквариумом занятие проходит в форме диалога.

Мишка хочет, чтобы рыбка жила в избушке из прутиков с окошками и дверью. Ребята должны объяснить ему, что рыбка живёт в воде, а из его домика вся вода выльется через щели. Дети объясняют Мишке, что вода в аквариуме должна быть свежая и чистая, стенки в аквариуме тоже должны быть прозрачными, чтобы свет проникал в воду. И, чтобы мы могли наблюдать за тем, как рыбка плавает, спит, ищет корм. Дети рассказывают, что рыбка питается водорослями и мелкими насекомыми, которые водятся в песке.

В аквариуме мы должны создать такие условия для рыбки, в которых ей было комфортно, удобно. Ведь рыбка, в отличие от нас, не может жить на суше. Поэтому содержать аквариум с рыбками очень сложно.

Одновременно с образовательной задачей решала и другие, не менее значимые. Например, экологическая. Ведь если вода в аквариуме будет гнилая, мутная и с запахом, то рыбка погибнет.

Корм, которым мы кормим рыб, тоже не должен оставаться, иначе, он начинает оседать на дно и гниёт. От этого и запах, и цвет воды портится. Поэтому кормить рыбку лучше понемногу и через день.

В младшей группе знакомила детей с такими понятиями, как чешуя, хвост, плавники, жабры, водоросли. Дети знают, что у рыбы есть глаза и рот. Так же они знают, для чего они нужны (глаза, чтобы видеть, рот, чтобы есть) и сами могут это объяснить.

В младшей группе я кормила рыб сама, но дети наблюдали за этим процессом. Им тоже очень хочется сомостоятельно заботиться о питомцах. Кроме корма рыбы питаются водорослями, которые мы тоже посадили в аквариум.

В средней группе детям разрешала кормить рыб самостоятельно, но обязательно под контролем воспитателя. Необходимо также следить, чтобы дети не бросали в аквариум игрушки и мелкие предметы. Я объяснила детям, что предметы грязные, рыбка может заболеть и погибнуть, а предмет от воды тоже испортится.

В младшей группе лучше держать в аквариуме рыбок среднего и крупного размера, т.к. дети маленькие и им сложно сконцентрировать внимание на мелких предметах. К крупным относятся: вуалехвост (золотая рыбка), макропод, гурами. У них ярко-окрашенная чешуя, большие плавники и хвост.

В старших группах можно держать меченосцев, гуппи и неонов. Они мелкие, но тоже очень красивые и яркие.

1.3.Мини-музей в детском саду.

 Наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией в состав экологического комплекса детского сада входит мини-музей природы.

Сегодня мини-музей - неотъемлимая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Он создаётся для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. Тематика мини-музеев может быть различной. Организуя в дошкольном учреждении мини-музей, педагоги решают множество различных задач по ознакомлению детей с окружающим миром.

Дети знакомятся с особенностями, строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимостью бережного отношения к природе, воспитания интереса к миру растений.

Так же, детей знакомят с проблемой отходов, с вариантами использования различного «мусора». У детей развивается воображение, речь, творчество.

На базе музея проводятся беседы о правильном содержании домашних животных. Дети сочиняют рассказы о своих питомцах, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок.

В мини-музеях представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Это могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнёзда птиц и насекомых.

При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». То есть в музее не должно быть пойманных и засушенных насекомых, специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п.. Всё это наносит непоправимый вред природе, а главное -формирует у ребёнка потребительский подход к окружающему миру. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий.

Экспонаты музея постоянно используются педагогом-экологом, педагогом по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы для ознакомления с окружающим миром. После каждого экологического занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы.

Мини-музеи стали неотъемлимой частью дошкольных учреждений.

Глава2.Игровые методы в экологическом воспитании.

Мы часто и не подозреваем о существовании невидимых ниточек, связывающих всё живое друг с другом. На самом деле природа живёт по собственным законам. И мы, хотим того или нет, должны их соблюдать и учитывать в своей жизни. Иначе биосфера разрушится, а жизнь на нашей планете исчезнет. И понимать это будет только тот  человек, который узнал об этом в детстве. Ведь даже сложные на первый взгляд вещи можно объяснить с помощью игры.

«КТО КОГО ЕСТ».

Каждое живое существо должно чем-то или кем-то питаться. Травоядные животные поедают растения, а их, в свою очередь, ловят хищники. Серый волк гоняется за зайцами вовсе не потому, что он «плохой» (как часто считают дети). Просто он выполняет отведённую природой роль: поедать ослабленных, больных животных и тем самым предотвращать распространение болезней. Если серый хищник не будет добросовестно выполнять свою «работу», зайцев расплодиться столько, что они нанесут огромный урон растениям, и лес придётся спасать. Именно так и было в своё время с оленями во Франции: сначала там радовались истреблению волков, затем выяснили, что расплодившиеся не в меру олени объели массу деревьев, потом люди осознали, что волки нужны не меньше, чем травоядные, и вернули хищников в природу. Для того чтобы понять, как живые организмы связаны пищевыми цепочками, сделаем наборы карточек с изображением разных растений и животных, например: трава- заяц- волк (при этом мы помним, что всё начинается с солнышка, трава без него не вырастет). Другие варианты цепочек: фитопланктон (мельчайшие океанические растения) -рачки- рыба- тюлень- белый медведь; еловая шишка- белка- куница; растение (нектар) -мушка- стрекоза- лягушка- цапля. Игра проводится следующим образом: каждый ребёнок получает одну из карточек, и все вместе дети составляют «пищевую цепочку». То есть ребята должны встать друг за другом так, чтобы получилась пищевая цепочка, и объяснить, почему она должна быть именно такой. Усложнённый вариант: дети получают карточки «с участниками» двух-трёх пищевых цепочек. В этом случае они должны разделить карточки и составить две-три цепочки. Можно спросить ребят, как, по их мнению, способен повлиять на цепочку человек. Если в игре принимают участие две команды, они могут составлять две одинаковые цепочки, соревнуясь, кто это сделает быстрее и лучше объяснит свои действия. Понять цепочки питания помогает и сказка В. Бианки «Сова». Играя, дети могут составить цепочку, отражающую сюжет этого произведения.

«СПЛЕТЁМ ПАУТИНУ ЖИЗНИ».

Эта игра как бы продолжает предыдущую, но позволяет глубже осознать, что все растения, грибы, животные, человек связаны между собой так же тесно, как ниточки в паутине. Порвёшь одну, остальные ослабнут, и вконце паутина исчезнет.

Сделаем как можно больше карточек (15-20) с изображением разных растений или их частей (шишка, жёлудь, лист) и животных, которые относятся к разным группам: хищникам, травоядным, «санитарам». Необходимо рассказать, что санитары (грибы, некоторые жуки, бактерии, дождевые черви) уничтожают мёртвые остатки растений и животных. Общее число карточек зависит от количества участников. Карточек хищников должно быть меньше, чем травоядных, а карточек травоядных меньше чем карточек с изображением растений. Для удобства карточки прикрепляются к одежде, как значки-бейджеки, или закрепляются на шнурках и вешаются на шею (во время игры руки участников должны быть свободными). Потребуется также длинный, достаточно толстый шнур (его длина также зависит от количества участников: чем больше, тем длиннее верёвка). Участники игры становятся в круг, в центре ведущий. Он предлагает создать сеть жизни и напоминает, что всё на Земле начинается с Солнца, которое даёт свою энергию растениям. После этого ведущий просит взять в руки и крепко держать конец верёвки участника, на карточке которого изображено растение. Кто может съесть это растение? Отзывается, например, игрок- «заяц». Игрок- «растение передаёт ему верёвку с помощью ведущего и предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен быть хорошо натянут. Далее в игру вступает ребёнок с карточкой волка, к которому ведущий также подходит с натянутой верёвкой. Но и волк не вечен, он может умереть, и тогда его останки «съедят» бактерии, жуки- мертвоеды. Значит, следующим в игру вступает ребёнок с изображением бактерий или жука. Благодаря действиям природных «санитаров» в почве появляется больше пищи для растений. Значит, опять вырастает трава или дерево- за верёвку берётся новый игрок- «растение» (например, тот, у кого на бейджике изображена сосновая шишка). Шишку может съесть белка или дятел, которым, в свою очередь, лакомиться хищник (куница), и т.д.. Постепенно все участники игры оказываются вовлечёнными в сеть- паутину. Игра заканчивается, когда вся верёвка оказывается в руках участников игры в виде натянутой сетки. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность- положить на неё какой-либо широкий и достаточно тяжёлый предмет, например книгу. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое. Но наступает момент, когда и у неё кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка (это может быть и другой участник игры). «Волк» отпускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, «заяц»), тоже отпускает верёвку, и т.д.. В результате получится, что из-за исчезновения одного хищника распалась вся паутина жизни. В заключение ведущий подчёркивает, насколько в природе всё тесно связано между собой и как важно сохранить на Земле «сферу жизни».

«КТО С КЕМ ДРУЖИТ.»

Каждое дерево- это «дом» и «столовая» для огромного количества животных. Под разными деревьями растут разные растения, грибы. То есть и в том случае действует закон природы о взаимозависимости всего живого. Понять, какие невидимые ниточки связывают дерево с другими живыми организмами, поможет дидактическая игра «кто с кем дружит». Для игры понадобятся две большие карточки с изображением сосны и дуба и тридцать маленьких с рисунками животных, грибов, растений, которые связаны с каждым из них.

ВАРИАНТ 1. Дошкольники получают задание: сложить деревья из карточек с изображением корней в почве, ствола, кроны дерева. Чем различаются эти растения? Чем похожи? (У обоих деревьев есть корни, ствол, крона и т.д.). Дети называют каждую часть дерева, объясняя её функцию: корни находятся в земле и, как насосы, выкачивают оттуда пищу и воду, которые затем поднимаются наверх к листьям по стволу. В листьях на солнышке тоже «варится» особая пища при помощи зелёных зёрнышек- поварят (хлорофилл). Почему мы называем сосну и дуб деревьями? У них один большой ствол. Посмотрим на карточки с изображением растений, например сон- травы, ландыша, пролески, хохлатки. У них нет такого большого твёрдого ствола, а есть маленькие нежные стебельки. Эти растения называются травами.

Детям  старшего возраста можно дать дополнительную информацию. Например: дуб любит расти на богатых почвах, ему нужна влага. Подчеркнём, что для жизни дубу необходимы солнце, дождь, снег, вода и «пища» из почвы. Почва нарисована на картинке с изображением корней. Для того чтобы дети наглядно увидели и остальные важные факторы, используем карточки с изображением солнца, ветра и т.п.. В итоге у нас получится дуб, состоящий из трёх частей, а вокруг него будут разложены изображения всего того, что необходимо ему для жизни. Спрашиваем ребят, встречались ли им дубы в лесу или в парке? Что им запомнилось (какого цвета были листья, жёлуди на дереве или под ними, какая была кора, корни и т.п., был ли он похож на дуб, нарисованный на картинке)?

ВАРИАНТ 2. (используются две большие карточки с изображением сосны и дуба и маленькие- с рисунками жёлудей, сосновых шишек, цветков дуба, «свечей» с пыльцой сосны, листа дуба и хвои).

 Большие карточки положим на расстоянии друг от друга, маленькие- перемешайте. Задание детям: а) выбрать все маленькие карточки, которые относятся к их дереву (в данном случае- к сосне) и положить их рядом с ним; б) выбрать все маленькие карточки, связанные с дубом (жёлуди, лист, цветки), и разложить  их возле соответствующего изображения. Пусть участники игры сравнят растения.

 1.Чем различаются лист дуба и хвоя  сосны? (Обратим внимание детей на то, что хвоя- это тоже листья, но особые). У каких деревьев есть ещё хвойники? Чем отличаются лист дуба от листьев других деревьев?

 2.Рассмотрим жёлуди и шишки вместе с семечком. Для чего семечку сосны крылышко? Оно улетает далеко от дерева, на котором выросло, падает на землю, и на свет появляется маленькая сосенка. А может ли летать жёлудь? Пусть дети выскажут свои соображения и аргументируют их: эти плоды тяжёлые, они не могут летать, у них нет крылышка, поэтому они падают недалеко от дуба, но многие животные разносят их по лесу, пряча на зиму (сойка, белка). Иногда звери забывают о своих запасах, и из желудей в разных местах леса вырастают маленькие дубки. Что нужно, чтобы из семечка сосны или жёлудя выросли маленькие деревца, которые превратятся затем в большие сосны и дубы? И семечку сосны, и жёлудю нужна почва, в которой они будут расти, нужно солнышко (без тепла и света они не прорастут), снег, который укроет их от мороза, дождик, который напоит.  При объяснении материала вновь используем дополнительные карточки с изображением солнца, ветра, дождя, снега и т.п.. Сравним и рассмотрим с детьми цветки дуба и пылящие шишки сосны. Они очень разные, но и у тех, и у других есть пыльца, которую разносит ветер. Если не будет пыльцы, то у сосен не появятся шишки с семенами, а у дуба- жёлуди.

В заключение подчеркнём, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки. Все они отличаются друг от друга, поэтому мы можем узнать деревья по их внешнему виду, отличить сосну от дуба, липы и т.д..

ВАРИАНТ 3. (используются все карточки комплекта). Во время игры педагог берёт по очереди маленькие карточки и советуется со своими воспитанниками, возле какого дерева их положить и почему. Выслушав ответы, ведущий даёт дополнительную информацию и оставляет маленькую карточку (например, с рисунком кабана) возле большой (соответственно с изображением дуба). Дети постарше могут играть самостоятельно. Следует чередовать «сосновые» и «дубовые» карточки. В конце игры образуются две группы карточек, на которых нарисованы живые организмы. Жизнь одних связана с дубом (они обычно встречаются в дубовых лесах), а других- с сосной (они обитают в сосняках). Необходимо обратить внимание детей на то, что с каждой из пород связаны разные организмы: и растения, и животные (птицы, звери, насекомые), и грибы. Одни используют дерево как дом, другие- как столовую, третьи и живут, и питаются на этих деревьях. Кто-то из них ест листья, кто-то- жёлуди или кору, то есть все части деревьев «идут в дело».

ВАРИАНТ 4. Помогает закрепить у детей представление о взаимосвязях живых организмов и на этой основе научить понимать, что может произойти, если исчезнет отдельное дерево или весь лес.

Предложим дошкольникам представить, что сосну (дуб) спилили. Вспомним песенку о зелёной ёлочке, которую «срубили под самый корешок». Во многих районах нашей страны, где нет еловых лесов, на Новый год наряжают сосны. Обсудим с детьми, кто и где видел пни деревьев в лесу, в парке. Для игры используем только нижнюю часть карточек с изображением корней в почве. Карточки с рисунками ствола и кроны отложим в сторону, подчеркнув, что после рубки исчезли и хвоинки (листья), ветви, кора, которыми питались многие животные и для которых ветви и ствол были и «домом», и «столовой». Затем предложим ребятам высказать свои предположения о том, что будет с каждым из животных, связанных с сосной. Например, что случится с дятлом? Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если срубят не одну сосну, а весь лес, и дятел не сможет найти корм? Зимой не будет сосновых шишек, и он может погибнуть от голода. Желательно, чтобы к этим выводам дети пришли самостоятельно, педагог лишь незаметно направляет ход их мыслей. Используя информацию о животных, связанных с сосной, сделаем совместно с детьми вывод о том, что случится, если дерево погибнет. Важно подчеркнуть, что гибель сосны приведёт к исчезновению даже тех животных, которые не кормятся и не живут на ней. Например, вместе с гусеницами могут исчезнуть и поедающие их птицы. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои, они погибнут, а значит, уменьшится количество хищников, которые ими питаются, например рысей. Аналогичную беседу можно посвятить животным, связанным с дубом: не будет жёлудей- станет меньше животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Уже сейчас осталось мало жуков- оленей, собирающих сок старых дубов. Сова не только потеряет свой дом- дупло, но и пищу- лесных мышей, которые едят жёлуди, то есть она станет голодной и бездомной. Поскольку дуб, в отличие от сосны, создаёт тень, после его вырубки резко изменятся световые условия для растущих под кроной растений, например ландыша, копытня. Сократится количество ландышей- станет меньше насекомых, которые прилетают к нему. Уменьшится и количество птиц, которые ими питаются, и т.д.. Обсуждение необходимо начинать с простых связей, переходя постепенно к более сложным, опосредованным. В заключение ещё раз попросим детей перечислить, что случится в лесу, если человек уничтожит дерево или вырубит лес. А что произойдёт, если мы посадим дерево? (Появятся новые «дома» и «столовые» для животных).

Заключение.

В результате анализа большого количества педагогической литературы необходимо согласиться, что природа благотворно воздействует на все стороны человеческой личности. Она делает человека добрее и мягче, формирует способность к сопереживанию и милосердию, способствует развитию эмоциональной сферы. Природа является источником эстетического наслаждения, оказывает воздействие через литературу, музыку, живопись и иные виды искусства.

Дети любят рисовать и петь, играть и читать, но ни один из видов деятельности ребёнка не сравнится по силе воздействия с ознакомлением с природой. Каким бы интересным делом дети ни занимались, как бы увлечению ни играми, появление собаки, кошки, даже жука или мухи сразу привлекает к себе их внимание.

Поэтому, в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям.

Использованная литература.

  1. Ж. Л. Васякина- Новикова, В. Н. Сахарова 1996  Методические рекомендации к программе «Паутинка».
  2. Т. Гризик  Д.В. № 6,5 1999 г.  «Познаю мир».
  3. Е.  И.  Золотова  1998  «Знакомим дошкольников с миром животных».
  4. Н.  М.  Крылова,  В.  Т.  Иванова  1992  Методическая разработка программы «Детский сад- Дом радости».
  5. М.  В.  Лучич  1973  «Детям о природе».
  6. М.  М.  Марковская  1989  «Уголок природы в детском саду».
  7. С.  Николаева  Д.  В.  № 7, 8, 10-12,  1997 г.;  №1, 2, 3, 4,  1998. «Формирование начал экологической культуры».
  8. С.  Николаева  Д.  В.  № 6,  2000 г.  «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых».
  9. С.  Н.  Николаева  Юный эколог: « Программа и условия её реализации вдетском саду».- М., 1998
  10.  С.  Н.  Николаева  «Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста».- М.,1993
  11.  С.Н.  Николаева  «Методика экологического воспитания в детском саду».- 6-е издание- М.: Просвещение, 2006
  12.  А.  А.  Плешаков  1994  «Природа и человек».
  13.  Н.  А.  Рыжова  1995  «Невидимые ниточки природы».
  14.  Л.  Л.  Русскова  1986  Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
  15.  Н.  А.  Рыжова  Д.  В.  № 4, 2000 г.  «Экологическая тропинка».
  16.  Г.  Фрей  1962  «Твой аквариум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...