Конспект НОД "Мир комнатных растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Александровна Тючкалова

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе.

Тема: «Мир комнатных растений».

Цель:

  • Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
  • Учить детей узнавать растения по внешнему виду, называть их, знать родину комнатных растений.
  • Закреплять знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло и вода.
  • Вызвать интерес к уходу за комнатными растениями, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним.

Материал и оборудование: комнатные цветы, оборудование по уходу за растениями, ванночка с водой, палочки для рыхления, губки, пульверизатор, клеенки, лейки, фартуки, магнитофон.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Давайте пройдемся медленно по саду

И здравствуйте, скажем, каждому цветку.

Я должна над цветками наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 - Ребята, посмотрите внимательно какие у нас красивые и разнообразные комнатные цветы в группе. Давайте назовем их и найдем их родину по глобусу. Алоэ, Бальзамин, Герань – из Африки, Фикус, Бегония – из Азии, Кактус и Монстера – из Америки.

А знаете, почему у цветов такие разные и не понятные названия? Потому, что все комнатные растения родом из разных стран, дальних и жарких. Поэтому эти заморские гости любят тепло и боятся сквозняка.

Растения хоть и иностранные, но наши бабушки давно дали им привычные названия. Например, как вы думаете, почему в народе Алоэ называют «столетником»? (растет очень долго, чем дольше, тем больше лекарственной силы у него). Бальзамин – «огонек», «недотрога», «Ванька-мокрый».

Вспомните сказку А. Аксакова «аленький цветочек». Как вы думаете, как выглядит цветок, который просила младшая дочь привезти из-за моря? И в сказках и в жизни мореплавателям, путешественникам не только сладости и наряды заказывали, но и цветы. Игрушки ломались, сладости съедались, а цветы и их названия оставались. Цветы приживались и входили в нашу жизнь.

Цветы и зимой и летом оставались зелеными. Может быть цветы не живые, а искусственные? Докажите, что это не так. Какие признаки живого вы знаете? (рост, питание, дыхание). Растут ли цветы? Чем и с помощью чего они питаются? (вода, питательные вещества из почвы с помощью корней). Дышат: поглощают углекислый газ и выделяют кислород (очищают воздух). Воздух нужен и для корней (рыхление). Умеют ли цветы передвигаться? (поворачиваются к солнцу).

Какие условия необходимы для роста растений? (свет, тепло, влага). Проверим результаты опытов: растениям нужна вода – на ветвях дерева поставленных в воду  набухли почки, а затем распустились листочки. Семена фасоли и бобов намоченные дали ростки. Вывод: растениям для роста нужна вода. Сравним цветок у окна и цветок, который несколько дней простоял в шкафу: листья цветка стоявшего у окна большие и яркие, а у цветка, который стоял в шкафу завядшие и бледные. Вывод: растениям необходим свет.

Для хорошего роста растений их необходимо содержать в чистоте. Почему? Листья цветка должны быть чистыми, чтобы клетки его листьев могли хорошо поглощать СО2 и выделять О2. Сравним два цветка: чистый и грязный. Листья у первого цветка чистые и они хорошо поглощают СО2, а у второго цветка листья пыльные, поэтому клеткам этого растения будет сложнее поглотить углекислый газ и выделить кислород. Определим модель чистого цветка (на мольберт выставляются две карточки, дети определяют какая для ухоженного цветка, какая для запущенного).

Давайте поиграем в игру «Рождение цветка», но для начала послушайте сказку «Цветок»: семечко долго спало в земле. Ему было холодно и темно. Когда весной пригрело солнышко, а девочка полила его водой из лейки, проклюнулся росточек. Он протиснулся на поверхность и потянулся к солнцу. Вскоре росток превратился в стебелек. На стебле появился листочек и набух бутон. Всем стало понятно, что скоро появится цветок. А тот не торопился, прихорашивался в бутоне, набирался сил. И вот однажды утром, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он развернул свои лепестки и подставил их к солнцу. Все любовались цветком и говорили: «Какой красивый цветок расцвел». Моделирование роста цветка на доске.

Ребята, а какие растения Южного Урала вы знаете? С помощью знаков – символов можно «зашифровать» любой цветок, фрукт или овощ. Попробуйте разгадать шифр, который есть у вас на столе. Дети опираясь на условные обозначения определяют растение (цвет, форма, размер, вкус, место произрастания).

А какое самое распространённое дерево растет на Южном Урале? А дерево это растение? Да, растение, но только очень большое. Давайте составим модель дерева. С чего надо начинать (корень), что идет дальше (ствол), и завершаем (ветки, листья). Давайте сравним дерево с цветком Что у них есть общего и чем они отличаются друг от друга?

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выбери инструмент для ухода за цветком». Из различного выбора предметов, дети должны найти необходимые предметы  для ухода за цветком.

Далее детям предлагается надеть фартуки и нарукавники, и, оборудовав свое рабочее место, протереть листья комнатных растений и порыхлить почву.

Давайте пройдемся медленно по саду

И здравствуйте скажем каждому цветку

Я должна над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать их

А для того, чтобы увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Называем растения и находим их родину по глобусу.

А знаете почему у цветов такие разные и не понятные названия…растения хоть и иностранные, но наши бабушки…

Вспомните сказку Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»

Цветы и зимой и летом оставались зелеными… Какие признаки живого вы знаете? Растут ли цветы? Чем и с помощью чего они питаются? Дышат. Двигаются.

Какие условия необходимы для роста растений? Проверим результаты опытов. Ветки и бобы – вода. Два цветка – свет. Для хорошего роста растений, их необходимо содержать в чистоте. Сравним грязный и чистый цветок. На мольберте выставляются карточки.

Игра «Рождение цветка». Рассказать сказку. Смоделировать сказку карточками на мольберте.  

Какие растения Южного Урала вы знаете? С помощью знаков-символов можно зашифровать любой цветок…работа с шифром-схемой за столом.

Какое самое распространённое дерево растет на Ю.У? А дерево это растение? Модель дерева. Сравниваем дерево и комнатные растения.

Игра «Выбери инструмент»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Комнатные растения"

Приоритетным направление моей педагогической деятельности является –экологическое воспитание дошкольников. Поэтому представляю вашему вниманию конспект открытого занятии по экологическому воспит...

Конспекты занятий комнатные растения

конспекты занятий по знакомству  старших дошкольников ( 5-6 лет ) с комнатными растениями....

Конспект занятия "Комнатные растения" подготовительная группа

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Развивать творческие способности детей....

Конспект занятия "Комнатные растения" подготовительная группа

Воспитывать интерес к растениям, воспитывать бережное отношение к ним. отображение представлений в изобразительной деятельности....

Конспект занятия "Комнатные растения и уход за ними".

Занятие для детей подготовительной грууппы. Обобщение и уточнение знаний детей о комнатных растениях и уходе за ними....

Конспект занятия "Комнатные растения"

Конспект занятия по экологии подготовлен и проведен с детьми средней группы....