"Соловьиный край"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Клименко Ольга Юрьевна

 

 Цель:   Расширять и закреплять знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства к малой родине. Учить детей узнавать свой город  по иллюстрациям.  Вызвать у детей чувство восхищения красотой  родного города, желание узнавать о нём как больше нового и интересного.

Уточнить с детьми информацию о родном городе, какие красивые места в нем есть, учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города,  какой транспорт в нем ходит.  Классифицировать виды транспорта.

Формировать представление о названии   улицы и адреса детского сада.

 

Оборудование: Фотографии с изображением Курска, интерактивная доска, конверт, марка.

 

Предварительная работа.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.

Беседа о названиях улиц.

Беседа о городском транспорте.

Классификация транспорта.

Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.

Беседа о домашних адресах.

Проблемные ситуации.

Игра "Путешествие по родному городу".

Игра "Узнай, где я нахожусь".

 

Расширение и систематизация словарного запаса:  Россия, родина,  край, куряне, адрес, багряный, достопримечательности.

 

 

 

«Соловьиный край»

(Дети входят в зал садятся на стульчики, на столе лежит письмо)

 

Ход занятия

 

Воспит:    Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, давайте прочитаем его.

 

Здравствуйте! Пишут вам жители далекой страны  Англии.

Мы любим, путешествовать по миру. И  узнали, что  есть такой край

которы, славиться соловьиным пением.

Хотелось бы узнать об этом крае больше и посетить это место.

 

 Воспит:   Ребята, давайте поможем жителям далекой страны и расскажем им

                  об этом  месте.   

                 А что же это за край, в котором слышится пение соловья?

                (Ответы детей)

                  А почему это наш край?

                  А как еще называют наш край? (Соловьиным краем) 

              

Воспит:   Правильно, в нашем краю живет птица соловей.

                Удивительно красивым пением радует она жителей нашего края.

                А хотите послушать, как поет соловушка?

 

Слайд 1. Прослушивание пения соловья.

 

Воспит:     А кто прочтет стихотворение о соловье?

 

Чтение стихотворения «Родная сторонушка»

Выйду я на зорьке

Слушать соловья

Рощицы, пригорки,

Вдалеке – поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поет соловушка

Свищет, заливается

Трели соловьиные

Понимаю я,

Славит он родимые

Рощи и поля

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

Славит землю русскую

Голос золотой.

 

Воспит:   Ребята, а в какой  стране находиться наш соловьиный  край? 

                (Ответы детей)

                 Да, эта страна, у которой удивительно красивое имя Россия.

                 Много стран на земле, но Россия – самая большая страна в мире:  в ней 

                 есть леса, поля, реки, моря, океаны, а так же много городов.

                

                 А в каком городе мы  живем?     (Ответ детей).

                 А  нас с вами живущих в Курске как называют?  (куряне).

                 А сейчас, я предлагаю вам послушать песню. 

 

Слайд №2.

Песня «С чего начинается Родина» М. Бернес

 

Воспит:      Ребята, а о чем эта песня?     (Ответы детей).

                  Конечно, о Родине.

Воспит:      Так что такое Родина?

                  Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы 

                  родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где   

                  жили наши прабабушки и прадедушки. 

                  Родина у каждого человека    одна.                

                  Курск – это наша с вами Родина.   

  

Воспит:     Мы учили стихотворение о Родине, кто его нам прочтет?

                    

Чтение стихотворения «Родина»

Место, где родился, Родиной зовут.

Это имя свято в сердце берегут:

Это лес сосновый, песня соловья,

С детства все знакомое позабыть нельзя.

 

                

  Воспит:    А вот когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми или   

                  даже совсем маленькими, город наш был совсем другим.  

                  Давайте заглянем в его прошлое и посмотрим, каким он был.

 

Слайд №3  Просмотр слайдов старого Курска

 

Воспит:    Вы обратили внимание, какими были дома? (деревянные, невысокие).

                 С тех пор прошло много времени, наш город изменился.

 

 

Слайд №4  Просмотр слайдов современного Курска

 

Воспит:    Ребята, а каким стал наш город?  (Ответы детей)

                  Правильно город стал еще красивее, еще больше, появилось

                  много новых многоэтажных домов, много новых улиц и много мест для  

                  отдыха.

                  А вот где вы любите отдыхать, мы сейчас посмотрим.

 

Домашнее задание «Любимое место отдыха»

 

               Эти места являются достопримечательностями нашего города, потому, что они красивые. И их с удовольствием посещаете не только вы, но и другие жители города. А так же те, кто приезжает в наш город.

Воспит:    Ребята,  какие листья на деревьях?   (Ответы детей:  красные, желтые, 

                  зеленые, багряные).   

                  Когда это бывает? 

                  Что еще происходит в природе осенью? (Ответы детей) 

                  А сейчас мы станем осенними листочками  и поиграем.

 

 Физ-минутка «Листочки»

 

Воспит:    Город наш большой, красивый, улицы в нем широкие, дома высокие.

                  по этим красивым улицам ездит много разных машин, чтобы люди

                  могли  быстрее добраться на работу, в школу, а театр, в гости.

                  На каком виде городского транспорта можно доехать от вашего дома

                  до детского сада?   (Ответы детей: автобус, такси, троллейбус,   

                  автомобиль).                   

 

Воспит:      Хорошо, городской транспорт вы знаете.

                   Ребята,  пригласим мы наших гостей к нам город,  как вы думаете, 

                   на чем они приедут?                                         

                 (Ответы детей: на поезде, на самолете, на автобусе).

                    Хорошо!

                   - Куда прибывает поезд?  (На железнодорожный  вокзал)

                   - А куда приземляется самолет?   (В аэропорт)

                   - Куда приезжает автобус?   (На автовокзал).

 

Слайды№5  Игра «Найди лишнее»

 

Воспит:      Ребята, чтобы куда-нибудь ехать, нужно знать адрес того места куда 

                    вы направляетесь.   

                    Что такое адрес вы знаете?   (Ответ: улица, номер дома, квартира).

                     

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?:

«Если бы на домах не было  номеров?

«Если бы  адреса были бы у всех одинаковые?».

                    

 Воспит:     Хорошо. Ну а свой домашний адрес вы знаете?

(Спросить у двух-трех детей свой адрес).

                        А на какой улице находится наш детский сад?

 

                   

Воспит:      В нашем городе есть много замечательных мест, в котором, наверное

                    каждый из вас уже побывал.

                    Вы узнаете, что за место, если отгадаете  загадку.

 

Что за чудо - книжкин дом

У каждой книжке место в нем. (Библиотека)

 

Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво. (Парикмахерская)

 

Аллеи зовут прогуляться

Скамейки манят посидеть.

Здесь можно играть, развлекаться,

И просто на небо смотреть.   (Парк)

 

Физ-минутка «Карусели»

 

Во всех театрах артисты выступают,

А в этом театре куклы играют

Очень большие и все как живые.  (Кукольный)

   

                                                                                          На арене трюкачи,

Клоуны, жонглеры

Разноцветные лучи.

Громкий смех веселый.  (Цирк)

Слайд № 6

 

Воспит:       Ребята, а вы были в цирке?    

                    А кто выступают в  цирке?  (акробаты,  фокусники, клоуны, 

                    жонглеры, дрессированные животные)

                    Вы любите цирк?  

                    Цирк любят все и взрослые и дети.

                      Давайте сделаем открытку всеми любимого места в нашем  городе 

                   - цирка!                      

                    Вспомните, что находиться около цирка?   (Фонтан, памятник, елочки,  

                    скамейки).

 

                   Выполнение коллективной работы «Любимое место в городе»

                   Я предлагаю ее отправим нашим друзьям из Англии.

                   Для этого у нас есть конверт, на конверт надо наклеить марку.

                   А что еще нужно чтобы это письмо дошло до наших друзей?

                   (Ответы детей: написать адрес.)

                    А наша открытка поместится в этот конверт?

                    Почему?

                    Что нам надо сделать?

                    Нам надо пойти на почту и отправить открытку заказным письмом.

                    Им обязательно понравиться, они увидят, какой у нас красивый 

                    город и обязательно к нам приедут.

                 

                    Ребята, а что вам больше всего понравилось?

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

  1. Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112 с.

 

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. – сост. В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 166с.

 

 

  1. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар – практикум/ авт. – сост. В.Е. Мампман  [и др]. – Волгоград:  Учитель, 2013. – 145с.

 

  1. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО издательство» Детство ПРЕСС», 2011. – 192с.

 

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solovinyy_kray.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель:   Расширять и закреплять знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства к малой родине. Учить детей узнавать свой город  по иллюстрациям.  Вызвать у детей чувство восхищения красотой  родного города, желание узнавать о нём как больше нового и интересного.

Уточнить с детьми информацию о родном городе, какие красивые места в нем есть, учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города,  какой транспорт в нем ходит.  Классифицировать виды транспорта.

Формировать представление о названии   улицы и адреса детского сада.

 

Оборудование: Фотографии с изображением Курска, интерактивная доска, конверт, марка.

Предварительная работа.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.

Беседа о названиях улиц.

Беседа о городском транспорте.

Классификация транспорта.

Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.

Беседа о домашних адресах.

Проблемные ситуации.

Игра "Путешествие по родному городу".

Игра "Узнай, где я нахожусь".

Расширение и систематизация словарного запаса:  Россия, родина,  край, куряне, адрес, багряный, достопримечательности.

«Соловьиный край»

(Дети входят в зал садятся на стульчики, на столе лежит письмо)

Ход занятия

Воспит:    Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, давайте прочитаем его.

Здравствуйте! Пишут вам жители далекой страны  Англии.

Мы любим, путешествовать по миру. И  узнали, что  есть такой край

которы, славиться соловьиным пением.

Хотелось бы узнать об этом крае больше и посетить это место.

 

 Воспит:   Ребята, давайте поможем жителям далекой страны и расскажем им

                  об этом  месте.    

                 А что же это за край, в котором слышится пение соловья?

                (Ответы детей)

                  А почему это наш край?

                  А как еще называют наш край? (Соловьиным краем)  

               

Воспит:   Правильно, в нашем краю живет птица соловей.

                Удивительно красивым пением радует она жителей нашего края.

                А хотите послушать, как поет соловушка?

Слайд 1. Прослушивание пения соловья.

Воспит:     А кто прочтет стихотворение о соловье?

Чтение стихотворения «Родная сторонушка»

Выйду я на зорьке

Слушать соловья

Рощицы, пригорки,

 Вдалеке – поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поет соловушка

Свищет, заливается

Трели соловьиные

Понимаю я,

Славит он родимые

Рощи и поля

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

Славит землю русскую

Голос золотой.

Воспит:   Ребята, а в какой  стране находиться наш соловьиный  край?  

                (Ответы детей)

                 Да, эта страна, у которой удивительно красивое имя Россия.

                 Много стран на земле, но Россия – самая большая страна в мире:  в ней  

                 есть леса, поля, реки, моря, океаны, а так же много городов.

                 

                 А в каком городе мы  живем?     (Ответ детей).

                 А  нас с вами живущих в Курске как называют?  (куряне).

                 А сейчас, я предлагаю вам послушать песню.  

Слайд №2.

Песня «С чего начинается Родина» М. Бернес

Воспит:    Ребята, а о чем эта песня?     (Ответы детей).

                  Конечно, о Родине.

 Воспит:       Так что такое Родина?

                  Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы  

                  родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где    

                  жили наши прабабушки и прадедушки.  

                  Родина у каждого человека    одна.                

                  Курск – это наша с вами Родина.    

 

Воспит:     Мы учили стихотворение о Родине, кто его нам прочтет?

                   

Чтение стихотворения «Родина»

Место, где родился, Родиной зовут.

Это имя свято в сердце берегут:

Это лес сосновый, песня соловья,

С детства все знакомое позабыть нельзя.

                 

  Воспит:    А вот когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми или    

                  даже совсем маленькими, город наш был совсем другим.  

                  Давайте заглянем в его прошлое и посмотрим, каким он был.

Слайд №3  Просмотр слайдов старого Курска

Воспит:    Вы обратили внимание, какими были дома? (деревянные, невысокие).

                 С тех пор прошло много времени, наш город изменился.

Слайд №4  Просмотр слайдов современного Курска

Воспит:    Ребята, а каким стал наш город?  (Ответы детей)

                  Правильно город стал еще красивее, еще больше, появилось

                  много новых многоэтажных домов, много новых улиц и много мест для  

                  отдыха.

                  А вот где вы любите отдыхать, мы сейчас посмотрим.

Домашнее задание «Любимое место отдыха»

 

               Эти места являются достопримечательностями нашего города, потому, что они красивые. И их с удовольствием посещаете не только вы, но и другие жители города. А так же те, кто приезжает в наш город.

Воспит:    Ребята,  какие листья на деревьях?   (Ответы детей:  красные, желтые,  

                  зеленые, багряные).    

                  Когда это бывает?  

                  Что еще происходит в природе осенью? (Ответы детей)  

                  А сейчас мы станем осенними листочками  и поиграем.

 Физ-минутка «Листочки»

Воспит:    Город наш большой, красивый, улицы в нем широкие, дома высокие.

                  по этим красивым улицам ездит много разных машин, чтобы люди

                  могли  быстрее добраться на работу, в школу, а театр, в гости.

                  На каком виде городского транспорта можно доехать от вашего дома

                  до детского сада?   (Ответы детей: автобус, такси, троллейбус,    

                  автомобиль).                    

Воспит:      Хорошо, городской транспорт вы знаете.

                   Ребята,  пригласим мы наших гостей к нам город,  как вы думаете,  

                   на чем они приедут?                                        

                 (Ответы детей: на поезде, на самолете, на автобусе).

                    Хорошо!

                   - Куда прибывает поезд?  (На железнодорожный  вокзал)

                   - А куда приземляется самолет?   (В аэропорт)

                   - Куда приезжает автобус?   (На автовокзал).

Слайды№5  Игра «Найди лишнее»

 

Воспит:      Ребята, чтобы куда-нибудь ехать, нужно знать адрес того места куда  

                    вы направляетесь.    

                    Что такое адрес вы знаете?   (Ответ: улица, номер дома, квартира).

                     

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?:

«Если бы на домах не было  номеров?

«Если бы  адреса были бы у всех одинаковые?».

                     

  Воспит:     Хорошо. Ну а свой домашний адрес вы знаете?

(Спросить у двух-трех детей свой адрес).

                        А на какой улице находится наш детский сад?

                   

Воспит:      В нашем городе есть много замечательных мест, в котором, наверное

                    каждый из вас уже побывал.

                    Вы узнаете, что за место, если отгадаете  загадку.

 

 Что за чудо - книжкин дом

У каждой книжке место в нем. (Библиотека)

Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво. (Парикмахерская)

Аллеи зовут прогуляться

Скамейки манят посидеть.

Здесь можно играть, развлекаться,

И просто на небо смотреть.   (Парк)

Физ-минутка «Карусели»

Во всех театрах артисты выступают,

А в этом театре куклы играют

Очень большие и все как живые.  (Кукольный)

   

                  На арене трюкачи,

Клоуны, жонглеры

Разноцветные лучи.

Громкий смех веселый.  (Цирк)

Слайд № 6

Воспит:       Ребята, а вы были в цирке?    

                    А кто выступают в  цирке?  (акробаты,  фокусники, клоуны,  

                    жонглеры, дрессированные животные)

                    Вы любите цирк?  

                    Цирк любят все и взрослые и дети.

                      Давайте сделаем открытку всеми любимого места в нашем  городе  

                   - цирка!                      

                    Вспомните, что находиться около цирка?   (Фонтан, памятник, елочки,  

                    скамейки).

 

                   Выполнение коллективной работы «Любимое место в городе»

                   Я предлагаю ее отправим нашим друзьям из Англии.

                   Для этого у нас есть конверт, на конверт надо наклеить марку.

                   А что еще нужно чтобы это письмо дошло до наших друзей?

                   (Ответы детей: написать адрес.)

                    А наша открытка поместится в этот конверт?

                    Почему?

                    Что нам надо сделать?

                    Нам надо пойти на почту и отправить открытку заказным письмом.

                    Им обязательно понравиться, они увидят, какой у нас красивый  

                    город и обязательно к нам приедут.

                 

                    Ребята, а что вам больше всего понравилось?

Использованная литература:

  1. Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112 с.

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. – сост. В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 166с.

  1. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар – практикум/ авт. – сост. В.Е. Мампман  [и др]. – Волгоград:  Учитель, 2013. – 145с.

  1. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО издательство» Детство ПРЕСС», 2011. – 192с.

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Соловьиный край"

Цель:   Расширять и закреплять знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства к малой родине. Учить детей узнавать свой город  по иллюстрациям.  Вызва...

Творчество писателей Соловьиного края рубежа XX-XXIв.в.

Творчество писателей Соловьиного края  рубежа XX-XXIв.в....

Проект «Птицы Соловьиного края»

Цель проекта : формировать и расширить экологические знания о птицах родного края, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям....

Сценарий летнего фестиваля для дошкольников и их родителей "Соловьиный день"

Данный сценарий летнего тврорческого фестиваля "Соловьиный день" разработан с целью воспитания любви и гордости к своей малой родине в совместном сотрудничестве педагогов, детей и родителей ...

«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»

laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...

Проект по социально-коммуникативному и познавательному развитию "Мой край соловьиный"

Мы рассматриваем проект как педагогическое сотрудничество взрослых и детей для активного приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитания любви к родному краю. Это сложный и длительный процесс, но ...

Презентация "Соловьиный Курский край"

Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берѐзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за ...