"Соловьиный край"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Клименко Ольга Юрьевна

 

 Цель:   Расширять и закреплять знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства к малой родине. Учить детей узнавать свой город  по иллюстрациям.  Вызвать у детей чувство восхищения красотой  родного города, желание узнавать о нём как больше нового и интересного.

Уточнить с детьми информацию о родном городе, какие красивые места в нем есть, учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города,  какой транспорт в нем ходит.  Классифицировать виды транспорта.

Формировать представление о названии   улицы и адреса детского сада.

 

Оборудование: Фотографии с изображением Курска, интерактивная доска, конверт, марка.

 

Предварительная работа.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.

Беседа о названиях улиц.

Беседа о городском транспорте.

Классификация транспорта.

Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.

Беседа о домашних адресах.

Проблемные ситуации.

Игра "Путешествие по родному городу".

Игра "Узнай, где я нахожусь".

 

Расширение и систематизация словарного запаса:  Россия, родина,  край, куряне, адрес, багряный, достопримечательности.

 

 

 

«Соловьиный край»

(Дети входят в зал садятся на стульчики, на столе лежит письмо)

 

Ход занятия

 

Воспит:    Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, давайте прочитаем его.

 

Здравствуйте! Пишут вам жители далекой страны  Англии.

Мы любим, путешествовать по миру. И  узнали, что  есть такой край

которы, славиться соловьиным пением.

Хотелось бы узнать об этом крае больше и посетить это место.

 

 Воспит:   Ребята, давайте поможем жителям далекой страны и расскажем им

                  об этом  месте.   

                 А что же это за край, в котором слышится пение соловья?

                (Ответы детей)

                  А почему это наш край?

                  А как еще называют наш край? (Соловьиным краем) 

              

Воспит:   Правильно, в нашем краю живет птица соловей.

                Удивительно красивым пением радует она жителей нашего края.

                А хотите послушать, как поет соловушка?

 

Слайд 1. Прослушивание пения соловья.

 

Воспит:     А кто прочтет стихотворение о соловье?

 

Чтение стихотворения «Родная сторонушка»

Выйду я на зорьке

Слушать соловья

Рощицы, пригорки,

Вдалеке – поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поет соловушка

Свищет, заливается

Трели соловьиные

Понимаю я,

Славит он родимые

Рощи и поля

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

Славит землю русскую

Голос золотой.

 

Воспит:   Ребята, а в какой  стране находиться наш соловьиный  край? 

                (Ответы детей)

                 Да, эта страна, у которой удивительно красивое имя Россия.

                 Много стран на земле, но Россия – самая большая страна в мире:  в ней 

                 есть леса, поля, реки, моря, океаны, а так же много городов.

                

                 А в каком городе мы  живем?     (Ответ детей).

                 А  нас с вами живущих в Курске как называют?  (куряне).

                 А сейчас, я предлагаю вам послушать песню. 

 

Слайд №2.

Песня «С чего начинается Родина» М. Бернес

 

Воспит:      Ребята, а о чем эта песня?     (Ответы детей).

                  Конечно, о Родине.

Воспит:      Так что такое Родина?

                  Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы 

                  родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где   

                  жили наши прабабушки и прадедушки. 

                  Родина у каждого человека    одна.                

                  Курск – это наша с вами Родина.   

  

Воспит:     Мы учили стихотворение о Родине, кто его нам прочтет?

                    

Чтение стихотворения «Родина»

Место, где родился, Родиной зовут.

Это имя свято в сердце берегут:

Это лес сосновый, песня соловья,

С детства все знакомое позабыть нельзя.

 

                

  Воспит:    А вот когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми или   

                  даже совсем маленькими, город наш был совсем другим.  

                  Давайте заглянем в его прошлое и посмотрим, каким он был.

 

Слайд №3  Просмотр слайдов старого Курска

 

Воспит:    Вы обратили внимание, какими были дома? (деревянные, невысокие).

                 С тех пор прошло много времени, наш город изменился.

 

 

Слайд №4  Просмотр слайдов современного Курска

 

Воспит:    Ребята, а каким стал наш город?  (Ответы детей)

                  Правильно город стал еще красивее, еще больше, появилось

                  много новых многоэтажных домов, много новых улиц и много мест для  

                  отдыха.

                  А вот где вы любите отдыхать, мы сейчас посмотрим.

 

Домашнее задание «Любимое место отдыха»

 

               Эти места являются достопримечательностями нашего города, потому, что они красивые. И их с удовольствием посещаете не только вы, но и другие жители города. А так же те, кто приезжает в наш город.

Воспит:    Ребята,  какие листья на деревьях?   (Ответы детей:  красные, желтые, 

                  зеленые, багряные).   

                  Когда это бывает? 

                  Что еще происходит в природе осенью? (Ответы детей) 

                  А сейчас мы станем осенними листочками  и поиграем.

 

 Физ-минутка «Листочки»

 

Воспит:    Город наш большой, красивый, улицы в нем широкие, дома высокие.

                  по этим красивым улицам ездит много разных машин, чтобы люди

                  могли  быстрее добраться на работу, в школу, а театр, в гости.

                  На каком виде городского транспорта можно доехать от вашего дома

                  до детского сада?   (Ответы детей: автобус, такси, троллейбус,   

                  автомобиль).                   

 

Воспит:      Хорошо, городской транспорт вы знаете.

                   Ребята,  пригласим мы наших гостей к нам город,  как вы думаете, 

                   на чем они приедут?                                         

                 (Ответы детей: на поезде, на самолете, на автобусе).

                    Хорошо!

                   - Куда прибывает поезд?  (На железнодорожный  вокзал)

                   - А куда приземляется самолет?   (В аэропорт)

                   - Куда приезжает автобус?   (На автовокзал).

 

Слайды№5  Игра «Найди лишнее»

 

Воспит:      Ребята, чтобы куда-нибудь ехать, нужно знать адрес того места куда 

                    вы направляетесь.   

                    Что такое адрес вы знаете?   (Ответ: улица, номер дома, квартира).

                     

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?:

«Если бы на домах не было  номеров?

«Если бы  адреса были бы у всех одинаковые?».

                    

 Воспит:     Хорошо. Ну а свой домашний адрес вы знаете?

(Спросить у двух-трех детей свой адрес).

                        А на какой улице находится наш детский сад?

 

                   

Воспит:      В нашем городе есть много замечательных мест, в котором, наверное

                    каждый из вас уже побывал.

                    Вы узнаете, что за место, если отгадаете  загадку.

 

Что за чудо - книжкин дом

У каждой книжке место в нем. (Библиотека)

 

Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво. (Парикмахерская)

 

Аллеи зовут прогуляться

Скамейки манят посидеть.

Здесь можно играть, развлекаться,

И просто на небо смотреть.   (Парк)

 

Физ-минутка «Карусели»

 

Во всех театрах артисты выступают,

А в этом театре куклы играют

Очень большие и все как живые.  (Кукольный)

   

                                                                                          На арене трюкачи,

Клоуны, жонглеры

Разноцветные лучи.

Громкий смех веселый.  (Цирк)

Слайд № 6

 

Воспит:       Ребята, а вы были в цирке?    

                    А кто выступают в  цирке?  (акробаты,  фокусники, клоуны, 

                    жонглеры, дрессированные животные)

                    Вы любите цирк?  

                    Цирк любят все и взрослые и дети.

                      Давайте сделаем открытку всеми любимого места в нашем  городе 

                   - цирка!                      

                    Вспомните, что находиться около цирка?   (Фонтан, памятник, елочки,  

                    скамейки).

 

                   Выполнение коллективной работы «Любимое место в городе»

                   Я предлагаю ее отправим нашим друзьям из Англии.

                   Для этого у нас есть конверт, на конверт надо наклеить марку.

                   А что еще нужно чтобы это письмо дошло до наших друзей?

                   (Ответы детей: написать адрес.)

                    А наша открытка поместится в этот конверт?

                    Почему?

                    Что нам надо сделать?

                    Нам надо пойти на почту и отправить открытку заказным письмом.

                    Им обязательно понравиться, они увидят, какой у нас красивый 

                    город и обязательно к нам приедут.

                 

                    Ребята, а что вам больше всего понравилось?

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

  1. Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112 с.

 

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. – сост. В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 166с.

 

 

  1. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар – практикум/ авт. – сост. В.Е. Мампман  [и др]. – Волгоград:  Учитель, 2013. – 145с.

 

  1. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО издательство» Детство ПРЕСС», 2011. – 192с.

 

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solovinyy_kray.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель:   Расширять и закреплять знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства к малой родине. Учить детей узнавать свой город  по иллюстрациям.  Вызвать у детей чувство восхищения красотой  родного города, желание узнавать о нём как больше нового и интересного.

Уточнить с детьми информацию о родном городе, какие красивые места в нем есть, учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города,  какой транспорт в нем ходит.  Классифицировать виды транспорта.

Формировать представление о названии   улицы и адреса детского сада.

 

Оборудование: Фотографии с изображением Курска, интерактивная доска, конверт, марка.

Предварительная работа.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.

Беседа о названиях улиц.

Беседа о городском транспорте.

Классификация транспорта.

Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.

Беседа о домашних адресах.

Проблемные ситуации.

Игра "Путешествие по родному городу".

Игра "Узнай, где я нахожусь".

Расширение и систематизация словарного запаса:  Россия, родина,  край, куряне, адрес, багряный, достопримечательности.

«Соловьиный край»

(Дети входят в зал садятся на стульчики, на столе лежит письмо)

Ход занятия

Воспит:    Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, давайте прочитаем его.

Здравствуйте! Пишут вам жители далекой страны  Англии.

Мы любим, путешествовать по миру. И  узнали, что  есть такой край

которы, славиться соловьиным пением.

Хотелось бы узнать об этом крае больше и посетить это место.

 

 Воспит:   Ребята, давайте поможем жителям далекой страны и расскажем им

                  об этом  месте.    

                 А что же это за край, в котором слышится пение соловья?

                (Ответы детей)

                  А почему это наш край?

                  А как еще называют наш край? (Соловьиным краем)  

               

Воспит:   Правильно, в нашем краю живет птица соловей.

                Удивительно красивым пением радует она жителей нашего края.

                А хотите послушать, как поет соловушка?

Слайд 1. Прослушивание пения соловья.

Воспит:     А кто прочтет стихотворение о соловье?

Чтение стихотворения «Родная сторонушка»

Выйду я на зорьке

Слушать соловья

Рощицы, пригорки,

 Вдалеке – поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поет соловушка

Свищет, заливается

Трели соловьиные

Понимаю я,

Славит он родимые

Рощи и поля

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

Славит землю русскую

Голос золотой.

Воспит:   Ребята, а в какой  стране находиться наш соловьиный  край?  

                (Ответы детей)

                 Да, эта страна, у которой удивительно красивое имя Россия.

                 Много стран на земле, но Россия – самая большая страна в мире:  в ней  

                 есть леса, поля, реки, моря, океаны, а так же много городов.

                 

                 А в каком городе мы  живем?     (Ответ детей).

                 А  нас с вами живущих в Курске как называют?  (куряне).

                 А сейчас, я предлагаю вам послушать песню.  

Слайд №2.

Песня «С чего начинается Родина» М. Бернес

Воспит:    Ребята, а о чем эта песня?     (Ответы детей).

                  Конечно, о Родине.

 Воспит:       Так что такое Родина?

                  Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы  

                  родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где    

                  жили наши прабабушки и прадедушки.  

                  Родина у каждого человека    одна.                

                  Курск – это наша с вами Родина.    

 

Воспит:     Мы учили стихотворение о Родине, кто его нам прочтет?

                   

Чтение стихотворения «Родина»

Место, где родился, Родиной зовут.

Это имя свято в сердце берегут:

Это лес сосновый, песня соловья,

С детства все знакомое позабыть нельзя.

                 

  Воспит:    А вот когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми или    

                  даже совсем маленькими, город наш был совсем другим.  

                  Давайте заглянем в его прошлое и посмотрим, каким он был.

Слайд №3  Просмотр слайдов старого Курска

Воспит:    Вы обратили внимание, какими были дома? (деревянные, невысокие).

                 С тех пор прошло много времени, наш город изменился.

Слайд №4  Просмотр слайдов современного Курска

Воспит:    Ребята, а каким стал наш город?  (Ответы детей)

                  Правильно город стал еще красивее, еще больше, появилось

                  много новых многоэтажных домов, много новых улиц и много мест для  

                  отдыха.

                  А вот где вы любите отдыхать, мы сейчас посмотрим.

Домашнее задание «Любимое место отдыха»

 

               Эти места являются достопримечательностями нашего города, потому, что они красивые. И их с удовольствием посещаете не только вы, но и другие жители города. А так же те, кто приезжает в наш город.

Воспит:    Ребята,  какие листья на деревьях?   (Ответы детей:  красные, желтые,  

                  зеленые, багряные).    

                  Когда это бывает?  

                  Что еще происходит в природе осенью? (Ответы детей)  

                  А сейчас мы станем осенними листочками  и поиграем.

 Физ-минутка «Листочки»

Воспит:    Город наш большой, красивый, улицы в нем широкие, дома высокие.

                  по этим красивым улицам ездит много разных машин, чтобы люди

                  могли  быстрее добраться на работу, в школу, а театр, в гости.

                  На каком виде городского транспорта можно доехать от вашего дома

                  до детского сада?   (Ответы детей: автобус, такси, троллейбус,    

                  автомобиль).                    

Воспит:      Хорошо, городской транспорт вы знаете.

                   Ребята,  пригласим мы наших гостей к нам город,  как вы думаете,  

                   на чем они приедут?                                        

                 (Ответы детей: на поезде, на самолете, на автобусе).

                    Хорошо!

                   - Куда прибывает поезд?  (На железнодорожный  вокзал)

                   - А куда приземляется самолет?   (В аэропорт)

                   - Куда приезжает автобус?   (На автовокзал).

Слайды№5  Игра «Найди лишнее»

 

Воспит:      Ребята, чтобы куда-нибудь ехать, нужно знать адрес того места куда  

                    вы направляетесь.    

                    Что такое адрес вы знаете?   (Ответ: улица, номер дома, квартира).

                     

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?:

«Если бы на домах не было  номеров?

«Если бы  адреса были бы у всех одинаковые?».

                     

  Воспит:     Хорошо. Ну а свой домашний адрес вы знаете?

(Спросить у двух-трех детей свой адрес).

                        А на какой улице находится наш детский сад?

                   

Воспит:      В нашем городе есть много замечательных мест, в котором, наверное

                    каждый из вас уже побывал.

                    Вы узнаете, что за место, если отгадаете  загадку.

 

 Что за чудо - книжкин дом

У каждой книжке место в нем. (Библиотека)

Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво. (Парикмахерская)

Аллеи зовут прогуляться

Скамейки манят посидеть.

Здесь можно играть, развлекаться,

И просто на небо смотреть.   (Парк)

Физ-минутка «Карусели»

Во всех театрах артисты выступают,

А в этом театре куклы играют

Очень большие и все как живые.  (Кукольный)

   

                  На арене трюкачи,

Клоуны, жонглеры

Разноцветные лучи.

Громкий смех веселый.  (Цирк)

Слайд № 6

Воспит:       Ребята, а вы были в цирке?    

                    А кто выступают в  цирке?  (акробаты,  фокусники, клоуны,  

                    жонглеры, дрессированные животные)

                    Вы любите цирк?  

                    Цирк любят все и взрослые и дети.

                      Давайте сделаем открытку всеми любимого места в нашем  городе  

                   - цирка!                      

                    Вспомните, что находиться около цирка?   (Фонтан, памятник, елочки,  

                    скамейки).

 

                   Выполнение коллективной работы «Любимое место в городе»

                   Я предлагаю ее отправим нашим друзьям из Англии.

                   Для этого у нас есть конверт, на конверт надо наклеить марку.

                   А что еще нужно чтобы это письмо дошло до наших друзей?

                   (Ответы детей: написать адрес.)

                    А наша открытка поместится в этот конверт?

                    Почему?

                    Что нам надо сделать?

                    Нам надо пойти на почту и отправить открытку заказным письмом.

                    Им обязательно понравиться, они увидят, какой у нас красивый  

                    город и обязательно к нам приедут.

                 

                    Ребята, а что вам больше всего понравилось?

Использованная литература:

  1. Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112 с.

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. – сост. В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 166с.

  1. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар – практикум/ авт. – сост. В.Е. Мампман  [и др]. – Волгоград:  Учитель, 2013. – 145с.

  1. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО издательство» Детство ПРЕСС», 2011. – 192с.

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Соловьиный край"

Цель:   Расширять и закреплять знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства к малой родине. Учить детей узнавать свой город  по иллюстрациям.  Вызва...

Соловьиный праздник (конспект).

По народному календарю 15 мая отмечается соловьиный праздник. Дети средней группы могут выполнить оригами самостоятельно под руководством воспитателя....

Творчество писателей Соловьиного края рубежа XX-XXIв.в.

Творчество писателей Соловьиного края  рубежа XX-XXIв.в....

Проект «Птицы Соловьиного края»

Цель проекта : формировать и расширить экологические знания о птицах родного края, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям....

Сценарий летнего фестиваля для дошкольников и их родителей "Соловьиный день"

Данный сценарий летнего тврорческого фестиваля "Соловьиный день" разработан с целью воспитания любви и гордости к своей малой родине в совместном сотрудничестве педагогов, детей и родителей ...

Проект по социально-коммуникативному и познавательному развитию "Мой край соловьиный"

Мы рассматриваем проект как педагогическое сотрудничество взрослых и детей для активного приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитания любви к родному краю. Это сложный и длительный процесс, но ...

Презентация "Соловьиный Курский край"

Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берѐзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за ...