Экологическое воспитание через экспериментальную деятельность.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мартын Наталья Викторовна

В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю экологическому воспитанию, так как  считаю, что именно в период дошкольного воспитания  идет формирование экологической культуры. Если с малых лет объяснять ребёнку, почему нельзя ломать деревья, стрелять из рогатки в птиц, разрушать муравейник, переводя это на личный пример, тогда мы воспитаем экологически культурных людей. При построении системы работы по экологическому воспитанию  детей  я выделила следующие основные направления:

  • познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
  • познавательно – игровое направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
  • практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;
  • исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

Дети дошкольного возраста – это любознательные, думающие, наблюдающие личности.  Познавая мир, они делают множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в него постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Детское экспериментирование, отличается от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребёнка.

 Методы экспериментального обучения помогают ребенку научиться, не бояться выражать свои мысли, развивают логику, мышление, учат находить разнообразные варианты и пути решения образовательной задачи. Непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам с использованием наглядного и  индивидуального раздаточного материала. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенкаДля того чтобы ещё больше увлечь детей, в мир исследования,  я  организовала, экологический клуб «Любознайка», где мы  проводим различные опыты с учётом возрастных особенностей  детей.  

Вот некоторые из них:

«Мокрое и сухое»                     

Продолжить знакомить детей с температурой. Учить сравнивать разные температуры и состояние (холодный, горячий, сухой, мокрый) .Развивать любознательность .

Воспитатель предлагает  намочить платочки, а потом посушить их на подоконнике, на батарее, на шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек. Почему?

«Делаем  картинки из песка»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть)

Развивать творческую активность. Воспитывать самостоятельность. Сухой песок,  кулёчки, лопатки, трубочки.

Дети из различных предметов сыплют песок тонкой струйкой на цветную бумагу, делая узоры

«Следы на снегу»

 Продолжать знакомит детей со свойствами снега (плотность). Развивать любопытство.

 Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу, сравнивают отпечатки разных предметов, разглядывают следы птиц на снегу.

 «Тает снежок»

 Познакомить детей с превращением снега в воду. Развивать чувство любопытства. Воспитывать желание выполнять трудовое поручение.

 Ведерки, лопатки, увеличительное стекло.

 На участке дети набирают снег в несколько ведерок. Заносят его в группу и смотрят, что происходит со снегом.

 «Игры с тенью»

2. Познакомить детей с особенностью появления теней.

3. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность

3. Лампа, белая скатерть, различные предметы

4. Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность

Основная задача экологического воспитания в детском саду – обеспечить ребенка занятиями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творением ума и рук челов...

Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость н...

«Экологическое воспитание через театрализованную деятельность».

Процесс взаимодействия ребенка с растительным  и  животным  миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у  ребенка  как в нравственном, так и в безнравс...

Развитие экологического воспитания через экспериментальную деятельность

Актуальность проекта: "Любовь к Родине начинается с любви к природе". Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети...

"Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность дошкольников"

Консультация для родителей в рамках дня открытых дверей, состоявшегося 25.03.2017г. в ГБОУ Школа №809 дошкольное отделение....

Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...