бобры
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Васильева Лариса Николаевна

На занятии изучаем бобров: их повадки и образ жизни. Отвечаем на вопрос: вредны или полезны бобры?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.docx21.79 КБ
Файл k_bobram.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

Тема «кто такие бобры?»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к явлениям живой и неживой природы

Программные задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

- углублять представления детей о диких животных родного края (о бобрах)

- уточнять и расширять словарь по теме.

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Работа со словарём:

- активизировать словарь: травоядный, млекопитающий, грызун, веслообразный хвост, перепонки, и т.д. .

- ввести в активный словарь: бобры, плотина, хатка, запруда, натуралист.

  Материал:

- демонстрационный материал: изображение леса со спокойным ручьем, бобра, хатки, запруды, бобрят, схема хатки

  Предварительная и последующая работа:

- чтение рассказа Ивана  Соколова – Миткова « Бобры»

- эксперимент с водой, палочками, песком, глиной, камешками по созданию плотины

- рассматривание картин, иллюстраций,

- дидактические игры.

Ход занятия

На экране изображение леса с ручьем. Звучит запись «звуки леса».

- А хотелось бы вам сейчас погулять по лесу? Сегодня мы не просто будем гулять по лесу, но будем настоящими исследователями – натуралистами. Вы помните, кто такие натуралисты? Закроем глаза и представим себе, что мы сейчас в этом лесу, идем вдоль этого ручья. (изображение запруды слайд 1). И вдруг видим, что кто то повалил деревья и стащил их в ручей. Кто же это может быть? И зачем он это сделал?

- ответы детей

(изображение бобра у воды слайд 2) Посмотрите, что это за зверь сидит у воды? Все ученые обязательно записывают свои наблюдения и мы тоже будем записывать из вот по этому плану (выставляю план-схему описания животного). Вы будете говорить, что вы увидели, а я буду зарисовывать

План – схема описательного рассказ о животном:

  1. Размер
  2. Шерсть
  3. Лапы
  4. Хвост
  5. Морда

Как настоящие ученые мы должны узнать, как называется это животное (план – схемы изображений 4 животных: лося, лисы, мыши, бобра слайд 4). Обсуждаем, к какому плану соответствует (не соответствует) наше животное, почему. Выясняем, что это бобр.

Как же бобру удалось повалить столько деревьев? Посмотрите на него и скажите свои предположения. Обратите внимание на его зубы. Они очень большие и прочные. Именно ими бобр перегрызает стволы деревьев. Бобр  - грызун (изображение грызущего бобра слайд 6).

А зачем бобру деревья? (изображение запруды с хаткой слайд 7,8). Помните эксперимент в деревом и водой? Как же деревья не уплывают?  Вспомните , как мы делали плотину. Также и бобры строят свою хатку.

Давайте представим, что у нас есть не большая телекамера и заглянем внутрь хатки.

 А где же вход? Бобры оказались на столько хитры, что спрятали вход под воду. Как вы думаете, зачем им это понадобилось? (выясняем, что для защиты от хищников).

Давайте еще раз подобно рассмотрим бобра и выясним, что еще он умеет делать? Что у него на лапах, между пальцами? Помните, мы рассматривали утку, что у нее на лапах? У бобра тоже перепонки, значит он умеет хорошо плавать (изображение слайд 9). Как вы думаете, что еще помогает бобру плавать. Обратите внимание на его хвост. Это настоящий руль. В воде бобр очень ловкий, а на суше  - не уклюжий.

Вернемся  хатку? Смотрите в хатке бобрята. Бобриха кормит бобрят молоком. Все животные, которые кормят своих детенышей молоком, называются млекопитающие. (слайд 10) А чем же питается сам бобр? Бобры питаются исключительно растительной пищей. Значит они растительноядные.

Бобры строго растительноядные. (слайд 11,12)  Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осинуивутополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкойкубышкойирисомрогозомтростником и т. п., до 300 наименований). Обилие деревьев мягких пород составляет необходимое условие их обитания. Лещиналипавязчеремуха и некоторые другие деревья имеют второстепенное значение в их рационе. Ольху и дуб, обычно, не едят, но используют для построек. Охотно поедают жёлуди. Летом доля травянистых кормов в рационе бобров увеличивается. Осенью бобры занимаются заготовкой древесного корма на зиму. Запасы бобры складывают в воду, где они вплоть до февраля сохраняют свои пищевые качества. Объём запасов бывает огромным — до 60—70 кубометров на семью. Чтобы корм не вмерзал в лёд, бобры обычно подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависающие берега. Таким образом, даже после того как водоём замерзает, еда остаётся доступной для бобров подо льдом.

Как вы думаете, бобр – полезное животное? Почему?  Несмотря на то, что бобры могут показаться вредителями леса, на самом деле деятельность бобров оказывает благотворное воздейстиве на экосистему. Например, количество уток в водоёмах, благоустроенных бобрами, в среднем в 75 раз больше, чем в водоёмах без бобров. Это связано с тем, что бобровые запруды и спокойная вода привлекают моллюсков, водных насекомых, которые, в свою очередь, привлекают водоплавающих птиц, выхухолей. Птицы приносят на лапах рыбью икру и в бобровых водоёмах становится больше рыбы. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Кроме того, запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность, т.к. в них задерживается ил.

Нашими наблюдениями за бобрами может заинтересоваться любой научный журнал. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о бобрах и зарисуем это.

План – схема

  1. Особенности внешнего вида

-  зубы

- хвост

- лапы

2.  где живет

3.  чем питается

4. какую пользу приносит.

По этой схеме вы можете рассказать все что узнали о бобрах  своим родителям, братьям и сестрам. Пусть и они узнают больше о животных наших лесов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1

Слайд 3

2

Слайд 4

План – схема описательного рассказ о животном: Размер Шерсть Лапы Хвост Морда

Слайд 5

4

Слайд 6

5

Слайд 7

6

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

осина береза ива 11

Слайд 12

кубышка кувшинка рогоз 12

Слайд 13

План – схема 1. Особенности внешнего вида - зубы - хвост - лапы 2. где живет 3. чем питается 4. какую пользу приносит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Бобры - добры"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста о животных, которые обитают в Новохоперском заповеднике....

Презентация "Бобры - какие они?"

Познакомить воспитанников с интересным животным - бобром...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности и презентация по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Бобры - какие они»

Цель: дать реалистичные знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде.воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды....

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников старшей группы «Бобры-какие они?»

Цель: познакомить детей с историей сохранения речного бобра  в Воронежском заповеднике, дать представление об образе жизни бобра, познакомить детей с интересными фактами из жизни этих животных, ф...

занятие "Бобры"

1. Дать реалистические знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания.   2. Познакомить детей с заповедниками нащей области. Воспитать чувство гордости, что на нашей земле люди бере...

Презентация: Экологическое занятие "Бобры- какие они ?"

Экологическое занятие в подготовительной группе ( знакомство с бобрами Воронежского заповедника)....

Познакомить воспитанников с интересным животным - бобром

Утром трудится и днём,Потому что строит дом.Даже вечером гнёт спину,Чтобы возвести плотину.Инструмент бобра хорош:Острый, жёсткий, точно нож,Без пилы, без топоров,Строит - с помощью зубов,Зубки - горд...