Откуда пришел хлеб
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

О появлении хлеба в народе и его социальной значимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_prishel_khleb_podgotovitelnaya_gruppa.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ по позновательно- речевому развитию

«Откуда хлеб пришёл?»  для детей подготовительной к школе  группы

( Образовательные области: познание, социализация, коммуникация)

Задачи:

  • Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнивать с тем, как это делалось в старину.
  • Актуализировать словарь детей по теме «Хлеб».
  • Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида злаков и способах получения муки.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация  «Выращивание хлеба в старину и в наше время»; колосья, зерно пшеницы и ржи, мука пшеничная;

лупы, тарелочки, дощечки, камни, пестики, ручные жернова.  

Ход:

Воспитатель:  Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:

Отгадать легко и быстро

 Легкий, пышный и душистый

 Он и черный, он и белый,

 А бывает подгорелый.

 Без него плохой обед,

 Вкусней его на свете нет? (хлеб) (Слайд 2)

- Вы правильно отгадали. Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о хлебе. Будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, проводить исследования как настоящие учёные рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинными и современными способами.

Воспитатель: В какое время года колхозники начинают готовиться к севу? (Весной) (Слайд 3 )

Воспитатель: Как подготавливают землю? (Вспахивают, боронят, удобряют.)

Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?

(В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг) (Слайд 4 )

Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки?

(Раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно)  Покажите.

- Как сеют зерно в наше время? (В наше время  зерно сеют сеялками) (Слайд 5 )

- Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру) (Слайд 6 )

Физкультурная минутка «Колоски»

По весне поле вспахали,

Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.

 Зерном поле засевали.

«сеют» перемещая руки вперед

Солнце припекает,

Перекрестив ладони, раздвинув пальцы, поднимают руки вверх (солнце)

 Землю согревает.  

Опускают постепенно руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу

 Высоко поднялись колоски,

Руки сложить полочкой, поднять руки согнутые в локтях.

К солнышку тянутся они.

Поднимаем руки вверх подняться на носки.

Ветер налетает,

Покачивают руками над головой.

Колоски качает.

Наклоны корпуса вправо и влево.

Вправо пригнулись.

Влево качнулись.

Медленно опускают руки, быстро шевеля пальчиками.

А как дождичек идет

Рожь водицу пьет и пьет.

Складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту «пьют».

Вот какая нива!

До чего ж красива!

Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты.

Трясут кистями над головой

Воспитатель: Хорошо быть волшебником. Вот как быстро мы вырастили  колоски. А сколько сил и энергии тратят люди на выращивание хлеба! Но что же нам делать дальше? Хлеб созрел. (слайд 7 ) (Колхозники начинают жатву.) 

Воспитатель: В какое время года начинается жатва? (Осенью) 

Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?  (слайд 8 ) (В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.)

Воспитатель: Какое орудие труда помогало выбивать зерно из колосьев и как это происходит в наше время? (Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн) 

Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас? (Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе ) (слайд 9 )

Воспитатель: Какие приспособления для помола были до мельниц? (Камни с дощечками, ступа и пестик, ручные жернова) (слайд «Первые приспособления для помола»).

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: В начале занятия я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. (Дети одевают белые халаты, садитесь за столы)

Воспитатель: Отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.  

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Колосья.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются? ( Слайд 10)

(Зерном, усиками.)

Воспитатель: Посмотрите сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек.  Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное. Чем отличается зерно пшеницы и ржи? ( Размером и формой - ржаное зерно более длинное и тонкое; цветом – пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.) ( Слайд 11)

Воспитатель: Теперь сравните зерно и  муку. (Зерно крупное и твёрдое, а мука – мелкая и мягкая.)

Игра «Найди колосок»

Воспитатель: Положите каждое зёрнышко к его колоску.

Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого? (Камнем.)

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем растереть зерно камнем, как это у нас получится?

Дети растирают зерно с помощью дощечки и камня.

Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями? (Нет, нужно потратить много времени и сил.)

Воспитатель: Спустя какое - то время люди придумали ступку и пестик. Дети толкут зерно с помощью пестика.

Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.

Дети рассматривают  ручные жернова.  Засыпают зерно пшеницы и мелют. Сравнивают полученную муку. Обсуждают, какой способ легче.

Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.

Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.

Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола.

Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.

Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?

(В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе) ( Слайд 12)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные калачики.

Игра «Молотьба» (дети встают в круг).

Не гром грохочет, не пальба,

Гремит - грохочет молотьба.

Чу-чу-чу – я зерно молочу

Удары кулачками друг о друга

Чу-чу-чу – жернова кручу

Круговые вращения сложенных ладоней

Чу-чу-чу – муку получу

Пальцы рук сжимаются - разжимаются

Ач-ач-ач –  испеку калач

«пекут»

Чо-чо-чо – в печке горячо

Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди

Ачики-ачики – вкусные калачики

Хлопки в ладоши

Из пшеницы пекут хлеб, какой?

Из ржи пекут хлеб, какой?

Из пшеницы пекут лепешки, значит, лепешка какая?

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,  в наше время стало легче выращивать хлеб?

 (Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

откуда пришел хлеб

путь хлеба от поля до магазина...

Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"

Рекомендовано для воспитателей детского сада....

Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".

Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....

Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".

Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....

"Откуда пришел хлеб"

« Откуда хлеб пришел»( интегрированное занятие в логопедической,  подготовительной к школе группе)Цели:Уточнить и закрепить представление детей о выращивании х...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Откуда пришел хлеб".

Конспект занятия  в старшей группе на тему "Откуда пришел хлеб"....