Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаброва Наталья Ивановна

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

 Речевые задачи:

 1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

 2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

 

 Познавательные задачи:

 1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

 Воспитательные задачи:

 1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

 2.​ Формировать навык работы в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Перелетные птицы». Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

 Речевые задачи:

 1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

 2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

 1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

 Воспитательные задачи:

 1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

 2.​ Формировать навык работы в коллективе.

 Речевой материал:

 1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

 2 ​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

 3. ​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

 4.​ Загадки.

Оборудование:

 1.​ Картинки с изображениями птиц;

 2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

 3​. Раздаточный материал по количеству детей:

 Маленькие карточки с изображениями;

 Пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый);

 Трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке);

 Клеёнка для лепки;

 Образец готовой работы.

 Ход занятия

 1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

 2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

 Опадают листья.

 Тает снег.

 Ветер качает ветви деревьев.

 Дети загорают у реки.

 Люди убирают урожай на полях.

 Птицы улетают на юг.

 3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

 Воспитатель:

 — Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

 Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

 Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

 Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

 А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

 А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

 Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

 А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

 4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

 5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

 1.​ Игра «Один — много»:

 — Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

 Ласточка – ласточки – много ласточек

 Соловей –

 Кукушка –

 Скворец –

 Грач –

 Синица –

 2.​ Игра «Нелепицы»:

 — Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

 Птенцы высиживают яйца.

 Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

 Дети сделали для аистов скворечники.

 Тело птицы покрыто шерстью.

 Птенцы строят гнёзда.

 Скворец живёт в будке.

 3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

 — Послушайте внимательно и отгадайте:

 Каждый год я к вам лечу,

 Зимовать у вас хочу,

 И ещё красней зимой

 Ярко-красный галстук мой.

 (Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

 Чистит пашню от червей.

 (Грач).

Эту птицу каждый знает:

 На шесте его дворец.

 Червяков птенцам таскает

 Да трещит весь день…

 (Скворец).

Начинает песни в мае,

 Трели льются средь ветвей,

 Всё вокруг ему внимает!

 А певец тот…

 (Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

 А своих они бросают.

 И в лесу возле опушки

 Счёт годам ведут…

 (Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?

 (Воробей).

Прилетает к нам с теплом

 Путь проделав длинный,

 Лепит домик под окном

Из травы и глины.

 (Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки,

 Ведь это …

 (Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

 — Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

 Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

 Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

 — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

 — Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

 Далее дети по образцу размазывают пластилин, заполняя рисунок.

 7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

 — На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

 Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

 Какие – зимующие?

 Какие птицы прилетают к нам на зиму?

 Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

 Все хорошо сегодня старались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Новые приключения Лунтика"

Конспектинтегрированного занятия«Новые приключения Лунтика»в  логопедической группе(старший возраст)МДОУ « Детский садкомбинированного вида  № 35« Аленушка- 1»г. Ершова Саратовск...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морские обитатели".

Использование в работе педагога психолога здоровьесберегающих технологий посредством интегративной деятельности....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «В гостях у матрешки»

Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки,...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе на тему: "Рыбы".

Интегрированное занятие для старшей группы соединяет знания из разных образовательных областей. Такое занятие способствует повышению мотивации обучения, развитию речи, углубляют представления о поняти...