НАША РОДИНА РОССИЯ!
материал по окружающему миру

Грачева Ирина Леонидовна

Предварительный просмотр:

                        Конспект  НОД

                 в подготовительной группе 

                                на тему:

«Путешествие в историю Древней Руси»

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

4.Закреплять умение детей творчески использовать в изобразительной деятельности знакомые им нетрадиционные техники исполнения.

5.   Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись,  богатырь.

 6.Развивать творческие способности детей.

7. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, к истории возникновения России, любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Материал к занятию: русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня,  иллюстрации о богатырях, репродукция картины Васнецова «Три богатыря», щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, магнитофон, аудиозапись былины.

Предварительная работа: чтение книг: И. Никитина “Русь”, былины о богатырях, « История России для детей». Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками.

Ход НОД:

 Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал и приветствуют гостей.

Тетушка Маланья:  Детушки, посмотрите, там, в дальнем-далеке виднеется Родина. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?

Дети: Да.

Тетушка  Маланья: Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.

Кто прямо пойдет,

Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).

Тетушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?

Дети: Нет.

Тетушка Маланья: Почему?

Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.

Тетушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

Дети: Славяне.

Тетушка Маланья: Правильно, славяне. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Днепр (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?

Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Тетушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?

Дети: Мы обо всем узнали из летописи и  былин.

Тетушка Маланья:  Расскажите, что такое – летопись?

Дети: Летопись – это произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена.

Тетушка Маланья: Совершенно верно. Летопись – это древнее историческое произведение, в которой по годам или летам (отсюда и название – лето или год) описывалось все, что происходило на русской земле в древние времена.

Тетушка Маланья: Расскажите, что такое былины?

Дети: Былины это русские народные песни о подвигах богатырей. Былина – старина, “старинушка”, о действие происходящем в прошлом.

Тетушка Маланья: Кто сказывал былины?

Дети: Былины сказывал певец в Древней Руси.

Тетушка Маланья: Я предлагаю вам послушать отрывок из былины. Вспомните как она называется? О ком эта былина?

Слушание былины в аудиозаписи.

Дети: Былина называется « Илья Муромец».

Тетушка Маланья:  Каких еще богатырей вы знаете?

Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка…

Тетушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

 Показ картины «Богатыри»

Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова.

 Тетушка Маланья: Как одевались богатыри?

Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – брамица. На ноги они надевал поножи, а на руки – поручи.        

А как называется снаряжение богатыря?

 (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

2. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?                 

Тетушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.

(на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.

Мальчики:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

(Под музыку “Богатырская наша сила” мальчики пляшут с мечами и щитами в середине пляски к ним присоединяются с платочками девочки).

В конце пляски девочка говорит слова:

Мы платочки вышивали,

Встречи с вами ожидая.

Вас защитники Руси

Благодарим от всей души.

Девочки дарят платочки “богатырям”, а взамен получают мечи и вместе уходят.

Тетушка Маланья. Не только платочки дарили богатырям. Красивые вышитые узорами рубахи дарили богатырям матери,  сестры или невесты.  Она сопровождала богатырей во всех дальних походах на ворога. Вот мы и узнали как, готовятся богатыри к защите своей Родины.

Как вы думаете, как же простые люди становятся богатырями?

Дети: нужно много тренироваться; нужно учиться бить врагов; нужно быть здоровым и умным.

Тетушка Маланья. Я с вами согласна. Богатырями не рождаются, богатырями становятся! И это происходит по-разному Можно быть сильным, но трусливым. А можно быть слабым, но очень любить свою Родину, свой народ и тогда родная земля сделает тебя богатырём.

Тетушка Маланья. Ну что же детушки  есть у нас доспехи,

а что же еще нужно настоящим богатырям?

Дети: Богатырю нужен настоящий богатырский конь.

Тетушка Маланья. Я предлагаю вам отправиться в творческую мастерскую, в которой мальчики  изготовят  для себя настоящего  богатырского коня, а девочки  вышьют для них красивую русскую рубаху. Вы согласны? Тогда проходите  и усаживайтесь.

Но прежде чем начать работу давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).

Дети выполняют работу.

Тетушка Маланья. Хорошие  у нас получились работы.  Я предлагаю девочкам подарить  рубахи.

Итог занятия

Где вы сегодня побывали?

Что нового узнали?

Что вам особенно понравилось в путешествии?

Что вам запомнилось?

Надеюсь, что в будущем наши мальчики будут настоящими защитниками нашей Родины. А наше путешествие по Древней Руси подошло к концу.

Дети вместе с тетушкой Маланьей под музыку выходят из группы.



Предварительный просмотр:

Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.  Сведения и понятия о родине дети усваивают, начиная с младшего возраста и к старшему возрасту диапазон знаний расширяется. К концу дошкольного возраста  дошкольник должен иметь представления о родной стране, ее традициях и  истории,  знать государственные символы, некоторые государственные и народные праздники, народы, проживающие на территории нашей страны…  

Помочь дошкольникам усвоить  знания поможет игра.  Предлагаю вам вместе с детьми «поиграть», в путешествие по нашей стране России… 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»

План-конспект ООД

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«С чего начинается Родина?» с использованием ИКТ

Разработала и провела: воспитатель Грачева И.Л.

г.Заволжье, 2016г.

Программные задачи:
Углублять и уточнять представления о Родине - России
, и ее истории.

Закреплять знания детей о символике государства, о том, что Россия — огромная, многонациональная страна. 

Уточнять знания о государственных праздниках.
Развивать память, коммуникативные навыки.
Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства. 

Материалы:

Презентация, указка, мяч, материалы для дидактических игр, 3 стола, ковер.

Предварительная работа:

Беседы о России и российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание карт, фотографий и иллюстраций.

ХОД  ООД.

Дети входят.  Звучит музыка. 

Воспитатель: ребята, прислушайтесь, о чем поется в этой песне? Ответы детей…


Воспитатель: Давайте, вспомним, что такое Родина? А чего начинается Родина? Ответы детей…

Воспитатель: У всех людей есть еще самое дорогое — это родная страна. Как называется наша родная страна? Ответы детей…

Воспитатель: А мы с вами люди, живущие в России, мы, кто? Ответы детей…

 Воспитатель.  А хотите, ребята, еще больше узнать о России? Ответы детей…

 Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, на волшебном транспорте. Догадались, что же это за транспорт?  Это же ковер самолет. Мы будем путешествовать по разным точкам, нашего маршрута.

Но сначала скажите мне, кто самый главный на любой экскурсии? Ответы детей…

Воспитатель: Без экскурсовода  нам будет скучно и не интересно, поэтому сегодня мне будете помогать вы  ребята.

- Но прежде чем отправиться в путешествие немного разомнемся.

Игра с мячом 
Я буду вам бросать мяч и называть начало пословицы, а вы должны ее закончить и вернуть мяч мне.

Первая остановка называется «Географическая».

О чем можно рассказать экскурсоводу на этой остановке: 

Скажите, пожалуйста, где мы с вами можем увидеть всю нашу необъятную страну?

 Посмотрите,  на карту. Наша страна располагается на материке Евразия.

Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург…

Воспитатель: Мы  предлагаем вам сделать привал и поиграть в игру, в ходе которой мы вспомним, какие народы проживают на территории нашей страны. Я буду бросать вам мяч, а вы будете бросать мне мяч обратно и называть народы разных национальностей, живущих в нашей стране.

Игра с мячом

Воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ.

Воспитатель: Молодцы, а нам пора снова в путь, занимайте свои места. Наш ковер самолет отправляется (звук ветра).

Вторая остановка называется «Историческая».

О чем можно рассказать экскурсоводу на этой остановке: 

Давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Днепр (показать на карте)…

Воспитатель: Мы отправляемся дальше, занимайте свои места (звук ветра).

Следующая остановка «Праздничная»

Воспитатель: В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. А вы знаете эти праздники? Ответы детей…

 Воспитатель:  Тогда я предлагаю загадать друг другу загадки.

Воспитатель: Назовите государственные праздники, которые мы еще не назвали. Ответы детей…

Воспитатель: Русский народ встречал не только государственные, но и народные праздники, такие как: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Отмечали их весело и дружно, с песнями, плясками и играми.

Воспитатель: А мы снова отправляемся в путь (звук ветра).

Воспитатель: Следующая остановка «Государственная». 

О чем можно рассказать экскурсоводу на этой остановке: 

- Скажите, пожалуйста, как называется столица нашей Родины? Ответы детей…

Посмотрите на карту, где она находится? (показать ).

В Москве в столице нашей Родины работают правительство Российской Федерации и наш президент…
Президентом нашей страны является...

Воспитатель: Предлагаем вам сделать привал и немного поиграть.

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

— Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

- Какие цвета присутствуют во флаге России? 

Молодцы, предлагаю поиграть в игру. Вам нужно из частей собрать полное изображение.

Дидактическая игра «Собери герб» (Дети собирают паззлы). 

Воспитатель: Что получилось?

Ответы детей…

Воспитатель: Что изображено на нашем гербе? 

Ответы детей…

Воспитатель: Правой лапой орёл сжимает скипетр.  В его левой лапе держава (государство). - Кто изображён на щите? - Как зовут всадника?

Ответы детей…

Воспитатель: Георгий Победоносец издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!

Воспитатель: А что же такое гимн?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно! У каждой страны свой гимн.

Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Итог занятия: 

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора в детский сад. (Возвращаемся в детский сад, звук ветра)

-Чему посвящено было сегодня наше путешествие? Ответы детей…

Какая станция показалась для вас самой интересной?  Ответы детей…

Что бы вы рассказали о России своим друзьям или родителям?  Ответы детей…

Воспитатель: Еще раз хочу отметить, что страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Хочу  закончить наше путешествие пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Узнай флаг России»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

                                                             Ход игры

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

G:\флаг герб\i.jpghttp://sportmoda72.ru/wp-content/uploads/2015/09/40a1cbdaea82ef8257d855a1357e7749.jpgG:\флаг герб\507869252_29312b92ff_z.jpg

G:\флаг герб\36742_15_73d757a923cc188b2e0199b080251497.jpgG:\флаг герб\3902773867.jpgG:\флаг герб\british-flag.jpg

G:\флаг герб\i (1).jpgG:\флаг герб\italiya.jpgG:\флаг герб\Ingland-800x600.jpg

   

Дидактическая игра «Собери Герб России» G:\флаг герб\gerb.jpg

Цель: Закреплять знания детей о гербе и его значении. Развивать связную речь ребёнка, грамматический строй речи, активизировать словарный запас. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать патриотические чувства: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей Родине;


Ход игры:

1. Соберите герб Российской Федерации из частей.

2. Опишите герб России и расскажите, что он обозначает.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

КВН "Наша Родина Россия" "Наша Родина "Кузбасс"

Сценарий интеллектуального развлечения "Наша Родина Россия"  "Наша Родина Кузбасс" предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет)  Все задания посвящены теме...