«Развитие любознательности детей младшего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Авторский материал по опытно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_material.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме:
«Развитие любознательности детей младшего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Тимофеева Виктория Владимировна

Воспитатель

МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №7»

С.Осташёво , Волоколамский р-н , Московская обл.

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»

Рейчел Карсон.

«Чувство удивления» 1956 г.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробейю. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.

Актуальность в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой.

Опыты я подбираю простые для выполнения.Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. В моей группе создана «Мини лаборатория». Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, паролоновые губки.

В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, растворяемость. Приведу небольшой перечень материалов, которыми можно наполнить такой центр для детей младшего возраста.

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, миски).
  2. Мерные ложки.
  3. Соломка для коктейля.
  4. Гигиенически безопасные пищевые красители, растворимые ароматические вещества (ваниль) и продукты (соль, сахар, кофе, чай).
  5. Природный материал (камешки, ракушки, шишки, семена, кусочки коры, листья, веточки, мех, и т.п.)
  6. Бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, и т.п.)
  7. Магниты.
  8. Увеличительные стёкла.
  9. Мельницы песочные, водяные.

   В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
  3. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
  4. Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).

Анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Конспект занятия-экспериментирования в 1-й младшей группе

«Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»

Цели:

Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики.

Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

Учить доводить работу до конца.

Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Оснащение: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой,фартуки. Аудиозапись Свиридов «Отзвуки вальса». Игрушка зайчика.

Ход занятия-экспериментирования:

Игровой момент.

Воспитатель:

-Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришел зайка. Ой, а что это он держит? (письмо и банку с сухим песком). Письмо , написано «Ребятам из детского сада».Это письмо нам, давайте его прочитаем. «Дорогие ребята, я нашел баночку, но не знаю, что в нем находится, и что можно с этим делать. Может вы мне поможете! Ваш друг Зайка.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайке?

Воспитатель показывает детям баночку с песком.

Воспитатель: Что это такое? (Песок).

Воспитатель: Молодцы, конечно же это песок.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Зайка, сейчас мы тебе всё расскажем о песке. Но в начале, ребятки, давайте уточним правила работы с песком. Скажите, а что нельзя делать во время работы с песком:

не брать песок в рот;

не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками;

 

быть очень аккуратными;

 Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь подоите к столу.Нас сегодня ждал песочек – чистый , свежий , золотой.Залезай сюда дружочек , хочешь рой , а хочешь строй. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, сыпучий.

Воспитатель:

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

Поиграем с песочком на ладошке.Ребята , а песок состоит из песчинок . они маленькие , как трудно держать их в руках. Песчинки сыпятся, как струйка.

Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта)

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

Воспитатель: А давайте насыплем в формочки песок ( спросить цвет формочек ) и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)

- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель:  Запомните,ребята, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

 Выполнение 2-й части эксперимента.

-Ребята,а кто скажет, что надо сделать, чтобы  можно было лепить куличики из песка.  (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель наливает воду в песок.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.)

Вывод. Значит, если в песок налить воду, он станет мокрым.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте  напомним Зайке всё, что мы узнали о песке.

- Я узнал, что песок сухой  из него нельзя делать куличики.

- Песок мокрый из него можно лепить куличики.

     Ребята , зайка говорит вам большое спасибо . он так много узнал  про песок : какой он , и что можно с ним сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.

Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....

Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»...

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...