Способы ознакомления детей с природой.
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Корзухина Наталия Евгеньевна

Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно чаще проводить прогулки за пределы детского сада. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.
На прогулках воспитатели приучают детей, более внимательно наблюдать явления живой и неживой природы и устанавливать простейшие связи между ними, у детей формируют конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста  и развития.
Воспитывают интерес к природе, способность любоваться  в разное время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развиваю интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_oznakomleniya_detey_s_prirodoy.docx55.78 КБ

Предварительный просмотр:


СПОСОБЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

Основной способ знакомства с природой — непосредственное наблюдение над неживой природой, растениями и животными.
Воспитатель обращает внимание детей на выбранный для наблюдения объект, отмечает его характерные черты.
Дети рассматривают внешний вид, наблюдают за ростом растений, повадками животного, сравнивают с ранее знакомым, находят отличия и получают новые представления, приобретают новые знания.
Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми. С детьми средней группы можно проводить и более длительные наблюдения, например за ростом растения, развитием животного в течение лета.
Для уточнения и закрепления полученных детьми представлений воспитатель проводит дидактические игры. В процессе игры и труда дети познают свойства песка, воды и других природных материалов.
Коллективно работ в природе, приучаются согласовывать свои действия для достижения общей цели, помогают друг другу. Постепенно развивается чувство ответственное за порученное дело.
Детей средней группы приучают четко выполнять поручения. Они уже должны понимать, что, создавая растениям и животным хорошие условия, достигают благоприятных результатов.
Осенью, после неоднократных наблюдений с детьми за изменения погоды, воспитатель вносит в группу календарь погоды и рассказывает, что в нем ребята будут помещать свои рисунки о погоде.
Первое время педагог сам меняет иллюстрации. Затем, когда дети приобретут технические навыки в рисовании, привлекает к этому их. В конце сезона рисунки рассматриваются со всей группой: по ним дети вспоминают, какая погода была осенью (зимой, весной).

ОСЕНЬ

Наблюдения за явлениями неживой природы


Солнце. Воспитатель ежедневно отмечает с детьми, солнечный или пасмурный день, какие места участка освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки.
Дети рассказывают, что они видят: «Сейчас солнце освещает наш огород, анютины глазки на рабатке, окна младшей и старшей групп, песок, где мы играем». На вечерней прогулке дети говорят: «А теперь солнышко светит с другой стороны — освещает наши окна, ноготки, георгины и вход в детский сад».
Через некоторое время малыши замечают, что утром солнце уже не освещает огород, а вечером заходит раньше. Половина прогулки проходит при зажженных фонарях.
После многократных наблюдений делается вывод: солнце совершает определенный путь. Воспитатель сообщает детям, что сейчас осень и путь солнца короче. Спросите у детей, почему они надели пальто и шапки.
Ветер. В ветреную погоду дети отмечают, что деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Воспитатель спрашивает детей о причине, уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый — верхушки деревьев чуть качались.
На одной из прогулок предложите детям побегать в сторону ветра и против него. Спросите, когда было труднее бежать.
Используйте флажки, вертушки, шарики и другие предметы, при помощи которых можно узнать силу и направление ветра.
Дети очень любят наблюдать движение флюгера. Сделать его просто: вырежьте из пенопласта самолет и прикрепите на оси пропеллер, который будет легко поворачиваться по направлению ветра. В сильный ветер создается впечатление, что самолет сейчас полетит.
Облака. Солнечный день. По небу медленно плывут облака. Воспитатель предлагает детям посмотреть и пофантазировать, на что они похожи. Дети с интересом рассматривают облака и говорят: «Это похоже на большой дом»; «А маленькое облачко, совсем круглое, похоже на шарик».
Дети замечают, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. Воспитатель предлагает понаблюдать, от чего зависит движение облаков. Дети приходят к выводу: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную — быстро.
«Это ветер гонит облака»,— догадываются они. Воспитатель уточняет ответы детей и говорит, что осенью часто дуют ветры. Теперь детей будет интересовать, куда ветер гонит облака, в какую сторону.
Предложите заметить, над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдают, тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета оно движется, направо или налево. Туда и дует ветер. Приучайте детей наблюдать не только за направлением, но и за силой ветра.
Наступают пасмурные дни. Воспитатель обращает внимание на то, что облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие.
Наблюдая за ними, дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Вот медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь.
Осадки. Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух — влажным.
После нескольких наблюдений воспитатель задает детям вопрос: холодный или теплый дождь? Предлагает вспомнить, какой дождь был летом. Дети вспоминают, связывая с событиями: «Помните, как мы играли на участке и вдруг пошел ливень?»; «А еще летом был град. Мы собирали белые шарики, холодные, ледяные»; «Летом была и гроза: молния, гром. Мы сначала боялись и прятались»; «А помните, какая красивая была радуга — и красная, и желтая, и зеленая?»
Воспитатель предлагает сравнить летний и осенний дожди. Дети рассказывают, что осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Последующие наблюдения дадут возможность сделать вывод, что в конце осени холодные дожди усиливаются и вскоре из туч на землю будут падать снежинки. Скажите детям, что осень кончается и скоро наступит зима.
Прогулки на водоем. Для того чтобы дети лучше узнали свойства воды, необходимо продолжать с ними прогулки на ближайший пруд или речку. В начале осени посмотрите, что там изменилось.
«Купается ли кто-нибудь сейчас?» — задает воспитатель вопрос. «Нет, теперь холодно. Мы все в пальто»,— отвечают дети.
Зачерпните немного воды из речки, предложите ее потрогать и сказать, теплая она или холодная. Воспитатель делает вывод, что и рыбам стало холодно — они спрятались поглубже на дно реки: там им теплее.
На следующей прогулке дети видят, что все растения пропали, река стала как будто бы больше. Замечают, что цвет воды теперь серый. «А какого цвета была река летом?» — спрашивает воспитатель. И, вспомнив, что река была голубой, дети отмечают, что и небо было голубым, а сейчас оно серое.
Дети любят бросать в воду камешки, шишки, палочки. Поупражняйте их в понятии «тяжелый-легкий», обращая внимание на то, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности.
Перед уходом с речки наберите в детские ведра немного крупнозернистого речного песка: он пригодится для подкормки птиц. Объясните, что у птиц нет зубов и им нужно давать мелкие камешки и крупные песчинки. Они помогут перетирать твердое зерно, которым их будут кормить зимой.
Почва. Приучайте детей видеть зависимость состояния почвы от погоды. В начале осени предложите потрогать почву рукой и сказать, какая она. Дети отмечают, что земля теплая — ее нагрело солнце, она сухая — рассыпается в руке, светло-серого цвета.
Посмотрите на землю в дождливую погоду: она стала темной, уплотненной, мокрой. (Дети определяют это, нажав кончиками пальцев на поверхность.) В дождь на огороде нельзя работать, так как трава скользкая, мокрая, а земля становится липкой. На следующих прогулках дети отмечают, что становится все холоднее и земля делается холоднее.
Однажды утром покажите им белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. От солнца он тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.
Луна и звезды. На вечерних прогулках обратите внимание на глубокое, темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп — месяц. Проследите все изменения луны: от появления месяца до полнолуния, отмечайте ее цвет.
Когда светит луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе особенно ярко светят звезды. Обратите внимание, что они разные, большие и маленькие, и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло. Приучайте детей любоваться красотой луны и звезд.

Наблюдения за растительным миром

Прогулки в парк. Обратите внимание детей, как тихо в парке или сквере. На фоне голубого неба красиво выделяются ярко-желтые листья клена и березы, ярко-красные листья осины. Приучайте детей наслаждаться красотой природы с самых ранних лет.
Объясните, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного и коричневого. Посмотрите, как долго не опадают и остаются зелеными листья сирени. Предложите детям узнать знакомые деревья и кустарники по стволу, форме и цвету листьев.
Поиграйте в игру «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой — что у нее желтые листья; третий — что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Объяснения детей помогут им всматриваться, хорошо запоминать внешний вид и названия деревьев. В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.
Через некоторое время придите с детьми в парк перед листопадом. Они его не узнают. Кажется, что стало просторнее.
Преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев: почти черный у липы, зеленый у осины.
Следующую прогулку проведите во время листопада. Можно всем раздать корзиночки для сбора листьев. Предложите детям сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени. Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещенные яркими лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это листопад. «Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают»,— уточняет он.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди лист определенного дерева», которая помогает закрепить знания, полученные на предыдущих прогулках.
Можно поиграть в игру «Деревья». Дети, изображая различные деревья, держат в руках листья. Воспитатель говорит: «Дует сильный ветер — у-у-у — и качает деревья». (Все дети качают руками с листьями.) «Закружились листочки». (И дети кружатся, подняв руки.)
«А теперь листочки полетели на землю». (Дети подбрасывают листья и приседают.) И т. д.
Интересна такая игра: сделав всем детям шапочки из листьев, воспитатель говорит: «Я собрала листья, сейчас сплету гирлянду». (С этими словами она берет ребенка за руку, он — следующего, и все, взявшись за руки, идут «змейкой».)
«Длинная гирлянда получилась. А теперь я сплету венок». (Все встают в круг и идут сначала в правую сторону, а потом — в левую.) При этом можно спеть хороводную песню.
Дети очень любят раскладывать листья на бумаге, составляя различные узоры. Воспитатель дает им бумагу разного размера и цвета, советует, какие лучше подобрать цвета, чтобы получилось красивое сочетание. Дети раскладывают листья по размеру, начиная с больших и кончая самыми маленькими, составляют узоры определенной формы, что помогает им закрепить пространственное представление — середина, углы, вверху, внизу и т. д.
В конце прогулки предложите детям побегать по листьям, поиграть с ними. Прочитайте четверостишие:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Летят,
Под ногой шуршат,
Шуршат...
Перед уходом предложите глубоко вдохнуть, спросите, чем пахнет в воздухе. Невозможно забыть чудесный запах осеннего вянущего листа.
Придите в парк после листопада. Дети тотчас заметят, что на деревьях нет листьев, они лежат на земле, побуревшие и сухие, а в парке стало светло. Небо как будто увеличилось. Хорошо видно, что оно темно-голубое, а по краям светлее.
Прогулки на водоем. Во время прогулки к водоему посмотрите на берега: вся растительность пожелтела, увяла. Цветут лишь некоторые растения, например омежник, который растет у самой воды. Он похож на зонтик.
На поверхности воды растений стало тоже меньше. Ряски — маленькие растения, которые покрывали большую часть водоема, теперь осталось немного.
Цветник. Обратите внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотрите цветы, оставшиеся на рабатках.
Вспомните, какие цветы цвели летом, как много их было. Поиграйте в игру «Найди цветок по описанию»: вы описываете внешний вид цветка (высоту, окраску, форму), а дети отыскивают его в цветнике.
Выкопайте кусты астры или сальвии, посадите в ящики и поставьте в групповой комнате. При уходе за ними привлекайте детей. Дети средней группы уже могут собирать семена в цветнике. Научите их делать это осторожно, чтобы не помять стебли.
Нужно собирать семена не более двух растений, например настурции и ноготков, чтобы малыши могли сравнить их и складывать в две коробочки. Покажите, где и как будете сушить семена.
В конце осени хорошо посетить с детьми цветочный магазин. Войдя в него, предложите рассмотреть цветы, узнать знакомые. Купите какое-нибудь цветущее растение: цикламен, глоксинию или вечноцветущую бегонию. Расскажите, как красиво будет цвести купленное растение в уголке природы, если за ним хорошо ухаживать.
Труд взрослых. Понаблюдайте, как взрослые в парке заботятся о растениях и готовят их к зиме: выкапывают клубни георгинов, убирают их в подвалы, укрывают розы, аккуратно связывают раскидистые кустарники. Обратите внимание, как
садовники старательно и осторожно обращаются с растениями, чтобы не сломать, не повредить их.
На огороде. Много радости доставляет детям сбор овощей со своего огорода. Они уже знают, как растут помидоры, умеют осторожно, так, чтобы не повредить плети и хрупкие листья, собирать огурцы. Знают, что овощи перед едой надо тщательно мыть.
Хорошо бы показать и огород, где работают школьники. Можно пойти на ближайший пришкольный участок или на станцию юннатов. Встречу нужно предварительно продумать и подготовить, чтобы она была полезна и для хозяев, и для гостей.
Лучше прийти во время сбора урожая. Покажите общий вид огорода, обратите внимание на дружную работу старших. Попросите школьников показать свой огород. Дети узнают знакомые растения, рассматривают их. Загадайте загадки об овощах.
Затем предложите помочь школьникам в сборе овощей. На прощание старшие дарят малышам разные овощи и рассказывают, какие из них едят сырыми, а какие варят. Обратите внимание детей на крупные, красивые овощи. Школьники за ними ухаживали: поливали, пололи, рыхлили — и поэтому собрали хороший урожай.
На прогулке можно провести игру с овощами. Возьмите с собой незаметно зайца или другую игрушку. На улице выньте и начните от его имени рассказ: «Нес я сегодня с огорода зайчатам овощи в корзинке. Погналась за мной лиса. Я побежал, споткнулся и рассыпал их. Помогите мне, дети, собрать овощи и положить их в корзинку».
Ребята по очереди кладут овощи в корзину и называют их. Когда ребенок покажет и назовет репу, заяц спросит: «А как ты узнал, что это репа, а не лук?»
Дети отвечают, что репа круглая, желтая, у нее едят только ту часть, которая растет в земле. Есть репу можно сырую и вареную, она вкусная, сладкая. «А это что?»— спрашивает заяц. «Это тоже репа, но маленькая»,— отвечают дети.
Вдруг ребенок вынимает шишку. «А это как называется?»— спрашивает заяц. Дети смеются: «Это шишка, ее не едят». Заяц отбрасывает шишку в сторону: «Это лиса, наверное, бросила в меня».
«А это тоже нельзя есть?»— спрашивает заяц, указывая на картошку. «Можно,— отвечают дети,— только вареную».
Называя овощи, заяц часто ошибается. Дети поправляют его. В конце игры он благодарит за помощь и угощает заранее заготовленными морковкой и репой.
Игра проходит оживленно, если воспитатель хорошо к ней подготовился. Надо брать небольшой набор овощей, разных по размеру, хорошо знакомых детям.
Желательно побывать с детьми во фруктовом саду при сборе яблок. Они увидят, как сборщики, стоя на лестницах, осторожно собирают яблоки поздних сортов, аккуратно укладывают их в ящики. Предложите детям взять по яблоку, хорошо рассмотреть и понюхать его. Одно яблоко разрежьте, объясните, что семечки у него темные, яблоко спелое, его можно есть.
Побывайте с детьми у овощной палатки. Уточните, какие овощи и фрукты они знают. Незнакомые назовите и расскажите, где они растут.
Обычно витрина бывает очень красочно оформлена: оранжевая морковь, ярко-красные помидоры, бордовая свекла, желтые дыни красиво выглядят в темной зелени сельдерея и изумрудной зелени петрушки. Повар детского сада рассказывает детям, из каких овощей он готовит обед.
Для закрепления знаний об овощах организуйте игру в «магазин». Расставьте на столе блюдечки с разными овощами и фруктами. Сначала продавцом будет воспитатель. Чтобы купить овощи, дети должны описать то, что они хотят по величине, цвету и форме.

Наблюдения за животным миром

Насекомые. Летом на улице было много бабочек, жучков, лягушек. Постепенно дети замечают, что насекомые исчезают. «Куда делись кузнечики? Почему не видно бабочек?»— спрашивают обычно дети. Предложите им поискать насекомых под полусгнившими пеньками, под камнями и подумать, почему они туда попрятались.
В солнечные, погожие осенние дни обратите внимание на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой, вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху.
Поймайте одну из них, положите на ладонь и рассмотрите с детьми в лупу. Это паутинка. На нижнем конце ее малыши увидят крохотного паучка. Понаблюдайте за ним: сначала он будет лежать неподвижно, потом, перебирая малюсенькими ножками, побежит по ладони; добежав до края, выпустит паутинку и спустится по ней.
Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие по воздуху. Иногда удается увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и понесет на новое место. Там он свернется под засохшим листом и проспит всю зиму.
Скажите детям, что паук полезен: он уничтожает мух — разносчиц грязи и болезней.
Птицы. Приходя осенью в парк или сквер, воспитатель обращает внимание детей на тишину, спрашивает, почему так тихо. Дети замечают, что в парке нет птиц. Вспомните, как их много было летом, как наблюдали за ласточками, которые ловили в воздухе мух и комаров для птенцов.
Теперь насекомых нет. Уточняя ответы детей, воспитатель поясняет, что птицы на зиму улетают. Позже дети заметят, появление таких птиц, как галки, сороки и вороны. Это зимующие птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к людям, чтобы прокормиться в холодную зиму.
Сделайте с детьми кормушку для птиц, выберите для нее укромное место, окруженное деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи, и начинайте подкормку. Пока кормушка не установлена, насыпайте зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту подкормки.
Ежедневно, прикармливая птиц, беседуйте с детьми, вызывая у них желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму. Напоминайте о пользе птиц.
Предлагайте ребятам наблюдать, какие птицы прилетают, рассматривайте их внешний вид, отмечайте, какие из них охотнее клюют тот или иной корм. Когда птицы привыкнут к месту кормления, поставьте кормушку и расскажите, когда и как надо кормить птиц.
Домашние животные. На прогулках можно встретить кошку. Обратите внимание детей на ее настороженные уши — она может улавливать едва слышный шорох. У нее большие глаза, которые хорошо видят и в темноте. Она чувствует, холодная или горячая пища: усы увеличивают чувствительность.
Посмотрите, какие мягкие подушечки на лапках — она может тихо, неслышно подкрадываться. Покажите детям, как кошка лазает по забору, по деревьям, иногда почти по отвесной стене — в это время она выпускает когти. Загадайте детям загадку: «Мягкие лапки, а в лапках — царапки».
Кошка приносит пользу — ловит мышей. Она может незаметно подкрасться и тихо прыгнуть, отталкиваясь задними ногами. Спросите детей, у кого из зверей задние ноги длиннее передних, кто может прыгать. Дети назовут кролика, зайца.
Рассмотрите с детьми собаку. Чем она отличается от кошки? Собака больше, ноги у нее длиннее, она хорошо бегает, а прыгать, как кошка, не может.
Собака очень привязана к человеку: она стережет его дом, ходит с хозяином на охоту. Загадайте загадку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком».
Во время наблюдения спросите, у кого дома есть кошка или собака, как ребенок помогает ухаживать за животными. На прогулках вы можете рассмотреть лошадь. Она, как и собака,— друг человека, облегчает его труд.
Детям нравится это крупное, красивое животное. Спросите, как можно назвать одним общим наименованием кошку, собаку и лошадь, которые живут у человека при доме, помогают ему. Дети ответят, что это домашние животные.
Труд взрослых. Во время прогулок обращайте внимание на труд людей осенью. Люди знают, что после осени наступит холодная зима, и деятельно готовятся к ней: снимают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты, шьют теплую одежду, запасают топливо, заботятся о растениях и животных. Покажите, как после уборки огорода старшие дети аккуратно чистят инвентарь и убирают его на место хранения.
Огород перекапывают обычно родители. Отметьте их дружную работу. Рассмотрите лопаты: они большие, а дети работают маленькими.
Покажите, как осторожно распутывают старшие ребята засохшие вьюнки около своих беседок, убирают листья деревьев в траншеи для заготовки листовой земли. Дети средней группы могут нагружать ими свои машины и тележки и подвозить.
Обратите внимание, как взрослые обрезают поломанные ветки у деревьев. Объясните, что зимой около деревьев надо играть осторожно, чтобы не поломать веточки. Расскажите, какой хороший урожай вырастет.
Осенью многие сажают возле домов молодые деревья и кустарники. Обратите внимание, как бережно взрослые обращаются с саженцами, как аккуратно придерживают их во время посадки, как заботливо поливают. Скажите, что каждый человек любит свой дом и свой огород и старается их украшать.
После такой беседы детям будет понятно, почему их родители придут сажать на участке детского сада деревья. Они будут с гордостью говорить: «Эти березки посадили наши папы и мамы!» Ребята с удовольствием помогают поддерживать маленькое деревце или присыпать землю лопатками. Им хочется трудиться так же, как папа или мама.

ЗИМА

Наблюдения за явлениями неживой природы


Снег. «Вот и пришла к нам зима»,— говорит воспитатель. С первых же дней у детей появляется стремление к деятельности: расчистить снег, сделать горку.
Придя на участок, воспитатель обращает внимание детей на следы, предлагая узнать, чьи они, куда ведут. Следы приводят к сараю, и малыши догадываются, что это дядя Коля — дворник — шел в сарай за лопатой. Вот следы от его ботинок, а вот след от лопаты.
С этого времени дети никогда не начинают убирать свежевыпавший снег, пока не рассмотрят, есть ли следы на дорожках и чьи они. А когда воспитатель в шутку до прихода детей прошел по дорожке с куклой, долго думали: чьи же это такие маленькие следы рядом с большими? Догадались только тогда, когда взяли на прогулку куклу и заметили, что у нее влажные сапожки.
Обойдите с детьми места, где вы обычно гуляете, и рассмотрите, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Зимой наблюдения за погодой лучше проводить не сразу по выходе на прогулку, а после того, как дети поиграют со снегом и поработают. Тогда они лучше определят, какой сегодня снег, какая погода.
По-прежнему ведутся наблюдения за солнцем. Дети отмечают, что зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче.
Когда идет снег, понаблюдайте, как меняется все вокруг. «Смотрите, дети, как красиво падает снег! — говорит воспитатель.— Это снегопад. Зимой мы будем с вами часто наблюдать за снегопадом». Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
После снегопада посмотрите, какие большие сугробы намело вокруг. Загадайте загадку: «Я, как песчинка, мал, а землю покрываю». Это снежинки. При ветре они кружатся в воздухе.
Рассмотрите их на рукаве пальто через лупу, спросите, на что они похожи. Дети скажут, что снежинки похожи на звездочки, на цветки, на иголочки, сложенные вместе. Сделайте вывод, что снежинки бывают разной формы.
На одной из прогулок предложите детям с одной руки снять варежку, а на другой — оставить и поймать снежинки. Посмотрите, где они растают скорее. Пусть дети подумают почему.
Снег — прекрасный строительный материал. После снегопада начинается активное строительство. Дети с помощью воспитателя лепят из снега машину, горку, пароход, снежные комнаты, которые превращаются то в больницу, то в театр, то в магазин.
Мороз. Однажды дети увидят, что все стекла разрисованы красивыми, причудливыми узорами, сквозь которые просвечивает солнце. Кажется, что окно вспыхивает розовыми огоньками. Объясните, что это мороз заморозил стекла, значит, на улице холодно. Но на прогулке все равно интересно.
Знакомьте детей со свойством воды превращаться в лед. Раздайте цветные льдинки. Их можно гонять палочкой по ледяной дорожке, бегать, держа на короткой лопатке, скатывать с невысокой горки. Цветными льдинками украшают участок, раскладывая их на снежной клумбе или на крыше кукольного домика.
А как интересно увидеть в снегу грибы! Для этого окрашенную воду замораживают в маленьких тазиках, а потом цветные шляпки кладут на ножки сделанные из снега.
Знакомьте детей со свойствами льда. Малыши узнают, что лед прозрачный. В начале зимы рассмотрите через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки — лед твердый. Посетите с детьми каток, и они убедятся в этом: катается много людей, а лед не проваливается. Лед скользкий — коньки скользят по льду.
Оттепель. Во время оттепели любимое занятие детворы — лепка снеговиков. В такую погоду можно поиграть и в снежки, подправить свои постройки из снега.
Поговорите с детьми о погоде. Они скажут, что сегодня тепло. «Оттепель,— уточняет воспитатель.— А что можно сказать про снег, какой он?» «Снег липкий — из него можно лепить»,— отвечают дети. Прочитайте народную потешку:
Снег пушистый лег на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Во время оттепели обращайте внимание детей на сосульки. Это растаявший снег под действием солнца превратился в воду, а затем замерз, образовав лед. Пусть дети потрогают сосульки рукой и сделают вывод, что они прозрачные, твердые, холодные.
Покажите детям деревья, когда после оттепели ударит мороз. На ветках образуется тонкий слой льда. Ветки качаются от ветра, задевают друг друга — и слышен тихий мелодичный звон.
Вьюги и метели. В феврале дуют сильные ветры. Снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окна. Предложите прислушаться, как завывает ветер. Скажите, что на дворе метет метель. На прогулке покажите сугробы, которые намело около заборов, а в других местах снега нет и даже видна земля. Спросите, почему так получилось. (Это ветер дул в сторону забора.)
Постепенно день увеличивается, но по-прежнему холодно. Иногда идет снег. Прочитайте детям стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог.
Скажет: кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?
Труд взрослых. Ближе к весне на улицах начинается веселое оживление. Дворники очищают тротуары от снега, посыпают дорожки песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, покажите работу снегоуборочной машины. Как быстро и ловко сгребает она снег! Объясните детям, что снег увозят на поля. Весной он растает, и для растений будет больше влаги.

Наблюдения за растительным миром

Прогулки в парк. Предложите детям пойти в парк и посмотреть, что там изменилось. (В парке тихо, все покрыто снегом, стало светлее и чище. Деревья запорошены снегом.)
Спросите, кто из них сможет узнать деревья по стволу и веткам. Ребята прежде всего узнают ель. Она как была, так и стоит зеленая. На ее ветках висят красивые длинные шишки. Дети найдут и березу по ее белому стволу, тонким веточкам, свисающим вниз. Непривычно видеть липу с оголенным темным, почти черным стволом. Возле нее, на снегу, рассыпаны плоды — орешки, которые дети любили собирать осенью. Они будут опадать всю зиму.
Если увидите на дереве поломанную ветку, осторожно срежьте ее и принесите в детский сад. Поставьте в теплую воду и понаблюдайте, как она оживает: на ней появляются листья. Сделайте вывод: деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые — и играть около них нельзя, можно поломать ветки, очень хрупкие зимой.

Наблюдения за животным миром

Птицы. Гуляя по парку, дети наблюдают за воробьями, которые молча сидят на ветках деревьев. На участке детского сада они тоже часто видят воробьев, прилетающих за кормом. Но те всегда шустрые, веселые, дерутся из-за крошек.
«Почему-то воробьи нахохлились и не прыгают»,— замечают дети. Воспитатель объясняет, что им холодно, так они греются. «Прилетайте к нам на участок! — приглашают дети воробьев.— Мы всех птиц кормим. Поклюете крошек, и вам будет тепло».
Утром ребята идут к кормушке, расчищают метелкой пушистый снег и насыпают разнообразное угощение: тут и зерно, и ягоды, и крошки белого сухого хлеба, и косточки из супа. Дети сыплют каждый вид корма отдельно и никогда не забывают добавлять песок.
Малыши хорошо знают повадки воробьев. Воспитатель предлагает последить за воробьями, посмотреть, где они живут. Дети узнают, что воробьи прячутся под крышей дома и в скворечниках.
Предложите помочь воробьям пережить холодную зиму. Принесите для них лоскутки, вату, перья и положите на кормушку или на забор. Дети увидят, как воробьи унесут все к себе. Скажите, что теперь им будет тепло.
На участок прилетают и другие птицы. Воспитатель рассказывает понемногу о каждой, загадывает загадки, предлагает наблюдать за повадками.
Вот прилетела большая белая птица с черным хвостом и крыльями.
Это сорока. Дети внимательно смотрят, как она выбрала суповую косточку и долбит ее крепким клювом. Обратите внимание, как красива сорока на снегу. Прочитайте народную потешку:
Стрекотунья белобока
Возле горницы моей,
Скачет пестрая сорока
И зовет ко мне гостей.
Дети узнают на кормушке ворону: она вся серая, а голова и крылья черные; клюет все без разбора, но больше всего любит сало и остатки мяса.
Далеко слышна звенящая песня синицы. Она всегда в движении, своим острым клювом и зимой ухитряется доставать насекомых из-под коры деревьев. Крупные зерна синица зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части.
Красивы разноцветные щеглы. Лоб у щегла красный, крылья черные с желтыми полосками, грудка белая с коричневыми пятнами. Щеглы всегда при летают стайкой. Их привлекает репейник. Очень быстро они вытаскивают из него семена, а пустую темную кожуру бросают на снег.
В серединезимы кормушку посещают снегири. Они тоже прилетают стайками, долго сидят на одном месте, поедая ягоды, и тихо пересвистываются.
По оперению снегири разные: одни с красными грудками и голубыми спинками, другие окрашены скромно — в серый цвет. Снегири любят ягоды, из которых выклевывают косточки, а все остальное бросают. Хохлатые свиристели поедают ягоды без остатка. По оставшемуся корму дети узнают, кто прилетал сегодня на кормушку.
Пройдет веселый новогодний праздник — и на участок вынесут елку, на которой старшие дети развесят подарки для птиц: красные ягоды — для свиристелей и снегирей, репейник — для нарядных щеглов, метелки овса и других злаков — для воробьев и овсянок, палочки, облитые растопленным салом, и кусочки колбасы — для синиц.
Это очень увлекательное зрелище: на зеленых ветвях — птицы самой различной окраски. А как приятно детям сознавать, что они помогают пернатым!
Птицам нужны еще и витамины. Предложите детям посеять в ящиках овес и салат для подкормки.

ВЕСНА

Наблюдения за явлениями неживой природы


Солнце. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. «Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома,— говорят дети,— а зимой, когда мы приходили в садик, было темно». Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками.
Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните, как вы сравнивали облака с домом, с горами, с белыми барашками, с кусочками ваты. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.
Снег. Наблюдайте с детьми за изменениями снегового покрова. Пригреет днем солнце — и появится на последних снежных сугробах ледяная корочка — наст.
День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз — и под крышами появилась бахрома матовых сосулек. Спросите, почему с одной стороны дома сосулек больше. Почему днем сосульки блестят и падают?
Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Загадайте детям загадку: «Что растет вниз головой?»
Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды. С каждым днем их становится все больше, образуются лужи, которые утром затягивает тонкий ледок. Прочитайте детям строчки:
На заре на розовой
Лужу подморозило.
Ах, как вкусно
Под ногою хрустнуло!
Ручьи. Днем становится все теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: дети делают запруды, пускают лодочки из бумаги, ореховых скорлупок, коры деревьев. Понаблюдайте, как вода течет с возвышенных мест вниз.
Пройдите по течению ручейков, и вы увидете, что она стекает в особые приемники через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку.
Если есть возможность, покажите, как бегут ручьи с полей, с дорог и, сливаясь в один бурный, шумный поток, несутся вниз к реке, увлекая за собой ветки, палочки и мелкие предметы.
Грозы. Вскоре загремит первая гроза. За зиму дети уже отвыкли от дождя, и первый весенний гром их очень радует. Они прислушиваются к его раскатам, к шороху дождевых капель. Вокруг все темнеет, небо прорезывают зигзаги молнии. Малыши знают, что после дождя растения будут лучше развиваться. Смотря в окна, они все вместе просят:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По лавочке скачут.
И яркое солнце освещает напоенную дождем землю. Светлыми каплями унизаны ветки, листья. Гроза ушла, пахнет душистыми травами, мокрой листвой.

Наблюдения за растительным миром

Цветы. Ранней весной обратите внимание детей на проталины: там уже появилась зеленая травка. Начинает она расти у заборов, у домов, где больше пригревает солнце. Во время наблюдения скажите: «Травка-муравка со сна поднялась...»
Когда зацветет мать-и-мачеха, сравните ее с одуванчиком, который дети хорошо знают и помнят. Цветочный стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья. Цветки мать-и-мачехи чутки к перемене погоды: если начнет накрапывать дождь, они закрываются. То же происходит вечером.
После цветения мать-и-мачехи зацветают синие подснежники, называемые голубыми перелесками. Дети помнят их еще с младшей группы. Вскоре расцветает ветреница. Покажите, как она качается от ветра в еще пустом весеннем лесу. Обратите внимание на ее длинный стебель, белые, нежные цветочки, на красивый, резной лист.
Из весенних растений дети хорошо запоминают медуницу. Она появляется в лесу, когда еще деревья стоят без листьев. Медуница любит свет, солнце. Это первый медонос. Расскажите детям, что сначала у нее появляются розовые цветочки, в которых много сока, потом цветок становится голубым и сока в нем уже меньше, а в синих цветках сока нет совсем — и пчелы на них не садятся.
Про каждое растение старайтесь рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.
Деревья. В парке дети увидят большое количество срезанных веток. Объясните им, что садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли, стали гуще и красивее. Возьмите несколько веток с разных деревьев и поставьте в группе в банку с водой комнатной температуры. Не забудьте сделать косой срез, чтобы образовалась большая поверхность для всасывания воды. Воду меняйте через 3—4 дня.
Через некоторое время тополь выпустит сережки, бузина — листья. Сравните их между собой.
Обратите внимание, что на ветках есть почки. Рассмотрите их с детьми. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у бузины крупные, сидят по две напротив друг друга, тоже ароматные; у березы круглые, но мелкие. Можно брать ветки и других деревьев, но для более легкого сравнения почки должны быть контрастные.
В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех), верба, козья ива, ольха. Полюбуйтесь с детьми, как красивы ветка осины с шелковистыми сережками, орешник с толстенькими почечками, из которых свисают красные шелковистые нити.
Покажите детям лиственницу. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зеленой хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.
Во время цветения деревьев пойдите во фруктовый сад. Сравните два дерева — яблоню и грушу. Полюбуйтесь видом цветущих деревьев в бело-розовом весеннем наряде. Напомните, что люди много работали, чтобы сад стал таким красивым.
Для закрепления знаний о деревьях проведите с детьми несколько игр. В игре «Беги к дереву» дети бегают к дереву, объясняя, как они узнали его. В игре «Я загадаю — вы отгадайте» ребенок перечисляет характерные признаки какого-нибудь дерева, а остальные отгадывают. В игре «Узнай дерево по листу» один из детей описывает форму листа, его величину, а другие отгадывают, с какого он дерева.

Наблюдения за животным миром

Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые. Вначале мухи, комары, бабочки неподвижно сидят на заборах, затем, отогревшись, летают по участку в поисках пищи. Пусть дети понаблюдают за бабочками: сравнят их по цвету, величине.
Возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Подойдите к муравьиной куче и объясните, что это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо. Рассмотрите кучу и спросите, из чего она состоит. Больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, почек, чешуек и комочков почвы. Их притащили маленькие труженики — муравьи.
В куче дети заметят дырочки. Это ходы во внутренние коридоры. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Они тоже недавно проснулись и пока еще вялые.
Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Летом еще раз побывайте у муравейника, понаблюдайте за жизнью муравьев. Скажите, что люди берегут муравейники, огораживают их.
Птицы. С приближением весны дети замечают, что корм, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Объясните, что птицы улетели: одни — ближе к северу, где холоднее, другие — в лес, где появились насекомые. Оставшиеся птицы заметно изменились.
Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд, и громко кричат. Овсянок зимой трудно было отличить от воробьев. Весной их серенькие перышки стали желтыми, а сами они, молчаливые зимой, поют теперь звонко, с переливами.
Воробьи стали громче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть, как они купаются в весенних лужах.
Скажите детям, что скоро начнут прилетать птицы из теплых краев. Покажите темные гнезда грачей на деревьях. Прислушайтесь: здесь еще тихо.
Наконец появились крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите сравнить с вороной и галкой: чем они похожи и в чем различие.
Грачи важно разгуливают по проталинам, зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. В сельской местности они деловито шагают за трактором во время боронования зяби и то и дело поднимают с земли личинок.
Скажите детям, что грач очень полезная птица. Он поедает вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят всходы, подгрызая молодые корешки. Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица —...
(Грач.)
Дети средней группы принимают участие в традиционном утреннике — Дне птиц, затем выносят на участок скворечники, а взрослые прикрепляют их к деревьям.
Обратите внимание, что в парке тоже появилось много скворечников, которые сделали школьники ко Дню птиц. Дети заметят и другие домики: синичники, дуплянки. Все приготовлено для того, чтобы в наших садах и парках поселилось как можно больше птиц.
Скоро они будут вить гнезда и выводить птенцов, которым нужно много мягкого корма. Птицы уничтожают вредных насекомых и их гусениц, и наши парки будут всегда зеленые.
Интересно наблюдать, как возятся прилетевшие скворцы в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Понаблюдайте, как скворец, сидя на ветке перед своим домиком, размахивает крылышками, вертит головой и широко раскрывает клюв.
Прислушайтесь к его пению. Оно напоминает то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип телеги. Загадайте детям загадку: «На шесте — дворец, во дворце — певец. А зовут его...» (Скворец)
Посмотрите, как скворцы осыпали деревья фруктового сада и собирают на ветках гусениц.
В начале апреля прилетают жаворонки. Дети вспоминают, как на даче летом они слушали их пение. Жаворонка не видно, только высоко в небе слышны его звонкие трели. В первой половине мая появляются ласточки. Их легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка белые, хвост напоминает вилку.
Вначале они стайками сидят на проводах или антеннах и щебечут. Затем начинают летать и ловить в воздухе насекомых. Загадайте загадку про ласточку: «Спереди — шильце, сзади — вильце, на груди — белое полотенце».
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Брюшко и грудка у ласточки белые, а у стрижа темные. Крылья у стрижа длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и этим питается.
Домашние животные. Расскажите детям, что весной у всех животных появляются детеныши. Хорошо наблюдать за их постепенным развитием: как они начинают ходить, затем через короткое время приобретают ловкость, уверенность в движениях и т. д.
Обратите внимание, как внимательно следят животные за своим потомством: кормят, охраняют от опасности.
Большой интерес вызывает у детей наблюдение за молодняком домашних животных, пасущихся на лугу. Телята, ягнята очень резвые: прыгают и бегают друг за другом по зеленой траве, пытаются щипать ее. Маленькие жеребята на длинных ногах стараются держаться около своих мам.
Прогулки на водоем. Когда вода в водоемах прогреется, обязательно побывайте там. У самого берега дети увидят коричневых лягушек. Рассмотрите их и скажите, что это лягушки травяные, но приходят к воде. Недавно они проснулись и теперь отогреваются на солнце после долгой холодной зимы. Понаблюдайте, как скачет лягушка, как она квакает, вспомните песенку про лягушку.
Труд весной. В парке кипит работа. Там сажают деревья и кустарники. Покажите детям, какие глубокие ямы вырыли взрослые для их посадки.
Рассмотрите саженцы: они еще маленькие, но корневая система у них хорошо развита. Объясните, что корни будут доставлять воду и вещества из земли для питания растения.
Понаблюдайте, как садовники очищают газоны от прошлогодней травы и подготавливают новые. Объясните, что газон специально сеют, чистят и подстригают.
У детей уже есть опыт посева семян. Теперь они могут посадить луковицы на зелень, посеять горох, редис, укроп, а в конце мая — семена кабачков. Перед посевом предложите рассмотреть семена и сравнить их: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупные, а у редиса мельче и цвет другой; у укропа зеленые, плоские, хорошо пахнут; у кабачков крупные, белые.
Учите детей правильно поливать. Спросите, какой водой они поливают комнатные растения. Такой же надо поливать и огородные. Объясните, что надо идти вдоль грядки, нагибая лейку близко к растениям.
Детей можно привлечь к прополке гряд с боков, а между растениями пропалывает воспитатель. Скажите, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из земли. Покажите, какие сорняки надо выдергивать. В первую очередь лебеду. У нее нежные листья, с нижней стороны покрытые серебристым налетом. Она легко выдергивается.
Покажите, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Во время прополки у каждого ребенка должно быть ведерко или корзиночка для сорняков. Покажите место, куда надо относить и складывать сорняки.
По окончании работы пусть дети полюбуются грядками, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти.

ЛЕТО

Летом вся жизнь детей в основном проходит на воздухе. Выходя утром на участок, продолжайте отмечать погоду: есть ли на небе солнце, или оно закрыто облаками, есть ли ветер, тепло или прохладно и т. д.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Дети привыкают систематически следить за погодой и сообщать воспитателю свои наблюдения.
Прогулки на луг. Сходите на луг с детьми утром, пока трава покрыта росой. Воздух наполнен запахом цветов, хотя некоторые из них еще закрыты зелеными листочками: одуванчик, вьюнок и др. Прислушайтесь к утренним звукам. Высоко в небе поет-звенит жаворонок. Стрижи, пронзительно крича, гоняются в воздухе за насекомыми.
Пастух гонит стадо и громко щелкает длинным кнутом. В деревне перекликаются петухи. На далеком поле слышен рокот трактора. Весь луг залит солнцем.
Предложите детям найти знакомые им растения. Они укажут на одуванчик, ромашку. Вот растение с желтыми цветками, немного похожее на львиный зев, который растет в цветнике. Но у львиного зева цветки крупные, а эти мелкие. Скажите, что цветок называется льнянкой. Лютик дети тоже узнают по блестящим ярко-желтым лепесткам. Над лугом порхают бабочки. Пчелы перелетают от цветка к цветку, собирая сладкий сок (нектар).
Спросите, какими красками можно нарисовать луг (зеленой — траву и желтой — цветы).
В следующий раз пойдите на луг днем. Он кажется пестрым: цветы все раскрылись. На лугу тихо, только слышно стрекотание кузнечиков в траве. Найти их довольно трудно. Если удастся, рассмотрите его с детьми: тело у него удлиненное, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики.
Дети удивляются строению ног кузнечика — «коленками назад». Кузнечик может быстро ползать и прыгать. Вспомните, кто еще прыгает. (Заяц, воробей, сорока.)
После наблюдений за кузнечиком дети делают вывод, что он живет в траве и сам похож на травку по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить. Расскажите, что кузнечики любят солнце. По утрам, лежа на солнце, они «принимают солнечные ванны», поворачиваясь с одной стороны на другую.
Дети могут увидеть и серого кузнечика. Если его начинают ловить, он невысоко взлетает, раскрывая яркие, цветные крылья, а затем снова прячется в траву. Серый кузнечик тоже очень любит солнце. Кузнечики питаются мелкими насекомыми и растительной пищей.
Над цветущим лугом порхает много бабочек. Предложите детям понаблюдать за бабочками, когда они летают и когда, сложив крылья, сидят на цветках. У летающих бабочек крылья ярко окрашены, а у сидящих, когда крылья сложены и видна их оборотная сторона, тусклые и одноцветные. Так их меньше заметно.
Дети увидят в траве разнообразных гусениц. Скажите, что они появляются из яичек, которые откладывают бабочки. Гусеницы прожорливы, объедают листья и приносят большой вред растениям. Обратите внимание детей, как много птиц вьется над лугом. Они собирают гусениц и улетают кормить своих птенцов.
Полюбуйтесь с детьми вечерним лугом. Цветки растений закрылись, луг стал зеленым и погружается в сон. Обратите внимание на чудесные краски летнего заката. Слышен какой-то скрип: это кричит коростель — дергач. Становится прохладно.
После прогулки поиграйте с детьми в игру «Угадай: чей цветок?». Опишите внешний вид цветка, а дети должны отгадать, как он называется. Загадайте загадку или прочитайте четверостишие про цветок, например: «У цветочка белый венчик и оранжевый глазок». (Ромашка.)
Воспитатель предлагает вспомнить разученные ранее стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», «Колокольчик», «Фиалка» и прочитать их, глядя на цветы.
Прогулки в лес. С нетерпением ждут дети прогулок в лес.
Сначала посмотрите на него издали. В лесу пусть дети немного побегают, освоятся, узнают знакомые деревья.
Покажите детям группу берез. Обратите внимание, что они все разные. «Вот березы как три сестрички,— говорит воспитатель,— а вот одна низконизко наклонила свои ветви». Скажите детям, что народ сложил о березе много песен, стихотворений:
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Затем посмотрите, какие цветущие растения растут в лесу, поищите ландыши. Пусть дети полюбуются красотой и почувствуют необыкновенный аромат цветка.
Прочитайте стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
Загадайте загадку про ландыши: «Белые горошки на зеленой ножке». Воспитатель не должен забывать, что ландыш ядовит.
Лес полон звуков. Прислушайтесь к ним. Где-то недалеко воркует горлица, кукует кукушка, радостно щебечут, свистят невидимые птицы. Скажите детям, что птицы сейчас сидят в гнездах на яйцах, согревают их. Потом из яиц вылупятся птенцы. Если мы будем беспокоить птиц, они улетят, яйца остынут и птенцы погибнут. Этих слов достаточно, чтобы дети не заглядывали в найденные гнезда и не гонялись за птицами.
Перед уходом еще раз полюбуйтесь лесом, спросите, чем он понравился детям. Скажите, что люди любят растения, лес, луга. Недаром в народе говорят: «Растение — земли украшение». Не забывайте повторять слова при наблюдениях, чтобы дети хорошо их запомнили.
В следующий раз пойдите в лес во время цветения липы. Рассмотрите дерево, его невзрачные цветки, пахнущие медом.
Послушайте, как гудят возле липы пчелы. Вспомните с детьми, для чего пчелы собирают сок из цветов липы. Сравните лист липы и лист березы.
Сидя под липой, спросите детей, почему так прохладно под деревом. Они скажут, что на открытом месте жарко, а под липой много тени. Постарайтесь поймать ящерицу и показать ее детям. Тело ящерицы длинное, зеленоватое, под цвет травы, покрытое роговой чешуей.
У ящерицы короткие, ноги. Когда она бежит, тело изгибается. Несколько дней ящерица может пожить в террариуме, чтобы дети рассмотрели ее поближе. Ест она насекомых и растительную пищу. Подержав ее немного в группе, отнесите в лес на то же место, где нашли.
Через некоторое время дети замечают, что в лесу стало значительно тише. Объясните, что у многих птиц вывелись птенчики. Птицы заботятся о них, стараются достать побольше корма.
Вспомните, как долго гоняются в воздухе за кормом стрижи и ласточки. А лесным птицам приходится искать жуков, пауков, гусениц, червей на деревьях и под ними. Скажите, что птицы иногда очень далеко летают за кормом: на поля, на луга, на огороды. Они приносят большую пользу людям, сохраняя урожай.
Понаблюдайте за муравьями. Они уже не те, что были весной: оживились, быстро бегают, многие что-то несут. На муравейнике дети увидят какие-то белые зерна. Это семена травы ожики, которые притащили муравьи. Найдите эту траву и покажите детям. Это первая цветущая трава.
Ходя в лес за ягодами, а затем за грибами, приучайте собирать все осторожно, не ломая веток, не пугая лесных обитателей. Напоминайте о других людях, которые придут в лес наслаждаться красотой природы. Скажите детям народную пословицу: «Рощи да леса — всему краю краса».
В лесу или на лугу поиграйте в игру, которая развивает внимание: «Найди другую — не такую». Дети становятся в круг. Воспитатель срывает травинку и передает ребенку, говоря: «Найди другую — не такую». Ребенок рассматривает ее и ищет вокруг себя не похожую на ту, что у него в руках, затем передает следующему. В конце игры воспитатель отмечает, что даже на таком небольшом участке очень много разных растений.
Внимание и интерес к природе развивает игра «Найди такую же». Ребенок должен найти такую же травинку, как у воспитателя. После игр с растениями не бросайте сорванную траву, а засушите ее, потом приклейте в альбом и поместите в уголок природы.
Прогулки на водоем. Дети любят прогулки на водоем. Летом у воды прохладнее. Зачерпните немного воды, пусть дети ее потрогают. Спросите, почему в водоеме теплая вода.
Посмотрите, как на самой поверхности воды кружится целая стая черных жучков. Они то прыгают вверх, то ныряют под воду. Это жучки-вертячки. Рассмотрите их с детьми.
Дети бывают очень удивлены видом водомерки. Клоп на длинных ногах свободно бегает по поверхности воды, как будто меряет шагами воду.
Если вам удастся поймать стайку мальков и поместить в широкую банку, рассмотрите их внимательно. У них сплюснутое с боков узкое тело, покрытое чешуей, есть плавники, хвост. Рыбы легко опускаются вниз, поднимаются, меняют направление. Объясните, что эти маленькие рыбки — мальки. Они недавно появились из икринок. Выпустите их в речку, пусть подрастут.
Интересно рассмотреть тритонов. У них вытянутое тело с длинным хвостом, сжатое с боков. Некоторые из них ярко окрашены, и на спине высокий гребень. Спросите детей, похож ли тритон на лягушку.
Обратите внимание, как порхают над водоемом стрекозы: прозрачные крылья блестят на солнце. Есть стрекозы с голубыми и зелеными крыльями. А вот бабочка, похожая на моль, только тело у нее покрыто волосками. Когда она сидит, то складывает крылья, как крышу, домиком.
В следующий раз рассмотрите растительность водоема. Дети обратят внимание, что она непохожа на луговую или лесную. Покажите камыш, тростник, рогоз — высокие сухие растения, корни которых в воде.
Прогулки на пастбище. На пастбище дети спрашивают, где живут коровы, кто их хозяин, чем их кормят. Предложите посмотреть, как пасутся коровы, что они едят на лугу, как пастух гонит их на водопой, как они пьют там воду. Понаблюдайте их возвращение вечером домой.
Во время наблюдений загадайте загадки: «My, му — молочка кому?» (Корова.) «Острые рожки, тонкие ножки, то травки пучок, то сена клочок она добывает и сыта бывает». (Коза.)
Спросите, как называют животных, которые живут с людьми. Скажите, что народ любит домашних животных, называет их своими друзьями, сочиняет про них стихи:
У людей
Есть помощники, други верные:
А первый друг-то — лошадушка,
А второй-то друг — коровушка,
А третий друг-то — овечушка,
А четвертый друг — сера кисонька,
А пятый друг — верный пес Барбос.
Други верные и помощники.
На огороде. Вот поспел горох. Дети угощают им малышей. Он кажется особенно сладким, так как они вырастили его сами.
Вспомните игру с зайцем, который растерял овощи. Он появляется и сейчас. Теперь зайчата посылают детям подарки. Воспитатель помещает овощи в мешочек.
Дети на ощупь определяют и описывают овощи, а остальные отгадывают. Когда все овощи будут вынуты, зайчик спрашивает, как их можно назвать одним словом. Затем зайчик угощает детей морковью и репой, приготовленными заранее.
Покажите детям колхозный огород, понаблюдайте, как работают на нем взрослые. Спросите, красиво ли на огороде, большой ли он, ровные ли грядки. Обратите внимание на крупные кочаны капусты. Предложите подумать и сказать, зачем так много овощей посеяли и посадили земледельцы. Вспомните красивые витрины овощных магазинов в городе.
Понаблюдайте, как отправляют овощи в город. Одну за другой нагружают машины. Все кто живет в городе, будут довольны.
В саду. Пойдите с детьми в колхозный фруктовый сад во время сбора плодов. Вспомните, как красиво цвели фруктовые деревья. Теперь детей поражает обилие яблок и груш. Ветки с яблоками почти касаются земли. Уточните, что груши и яблоки — это фрукты.
Дайте каждому ребенку яблоко и грушу и попросите сравнить их по форме, цвету, вкусу. Посмотрите, как упакованные плоды отправляют на машинах в магазины.
В поле. Детям необходимо знать, откуда берется хлеб. Для этого им нужно показать уборку ржи или пшеницы. Полюбуйтесь общим видом поля, его простором, шелестящими колосьями, которые блестят на солнце. Подойдя поближе, сорвите один колос и высыпьте зерно на руку.
Скажите, что это рожь (пшеница). Раздайте детям по зернышку, пусть они рассмотрят его, понюхают, попробуют. Спросите, много ли зерен в одном колосе, какое зерно.
Предложите посмотреть, как
комбайн будет убирать урожай. Обратите внимание на острые ножи, которые срезают колосья, как сыплется зерно в подъехавшую машину, как его много, какое оно чистое. Теперь зерно повезут на мельницу, смелют, и будет мука. Из муки замесят тесто и испекут хлеб.
Скажите, что хлеб пекут на хлебозаводе, где большие печи и все делают машины. Вспомните с детьми, как на кухне повар пек булки.
Понаблюдайте, как комбайн выбрасывает солому, рассмотрите ее с детьми: там нет зерен. Вот какую умную машину придумали люди! Она все делает сама: срезает рожь, вымолачивает, провеивает зерно.
Походите с детьми по стерне: они увидят, где прошел комбайн, там колосьев не осталось. Много хлеба будет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Способы ознакомления детей со скульптурой

Консультация для воспитателей по ознакомлению детей сташего дошкольного возраста со скульптурой....

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.       Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучи...

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями (из опыта работы)

Статья может быть полезна для педагогов детей дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребёнка с понятием частей суток и днями недели, а также развивать у него ч...

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...