Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Сюжетные игры для детей старшего возраста

    Андреева Татьяна Юрьевна

    Знакомим детей с профессиями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detyam_o_professiyakh.doc199.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детям о профессиях.

    врач 
    Он лекарствами не лечит,
    Но врача нужнее нет.
    Если есть ошибки в речи -
    Их исправит....( логопед).

    Мы вас очень просим. Дети!
    Не кричите в кабинете!
    Если будете орать-
    Врач не будет принимать!
    ********************************
    Сегодня мы с тобой отправимся на экскурсию (прогулку) в поликлинику. Здесь работают врачи, а так же люди, которые им помогают.
    Вместе людей, которые работают в больницах и поликлиниках, называют медицинские работники (новое слово, обратить на него внимание, повторить вместе с ребёнком). А места, где они работают – медицинские учреждения (новое слово).
    Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели.
    Примерный диалог (можно и без него):

    Взрослый: А ты был(а) когда-нибудь у врача?
    Ребёнок: был(а)
    В: А как называются люди, которые посещают врача?
    Р: Пациент.
    В: Ты помнишь, во что обычно одеваются врачи?
    Р: Они носят белые халаты и белую шапочку на голове.
    В: А кто работает в поликлинике?
    Р: Врач, медсестра
    В. А ты хотел(а) бы узнать, кто ещё работает в поликлинике?
    Р: Конечно.

    Тогда давай мы начнём нашу экскурсию и познакомимся поближе с теми, кто работает в поликлинике.

    http://cs5970.vk.me/u44021504/-12/x_f823d5c8.jpghttp://cs5970.vk.me/u44021504/-12/x_e7f561b2.jpg

    Итак, мы заходим в поликлинику и первого, кого мы видим, это регистратор (новое слово).
    Кто же такой регистратор:
    Это очень нужный человек в поликлинике. Его кабинет называется регистратура (новое слово). Он записывает всех больных на приём к врачу, выдаёт специальный лист – талон. В талоне написано, когда больному нужно придти к врачу и в какой кабинет пройти. В регистратуре можно вызвать врача на дом или получить справку.
    А ещё в регистратуре хранятся все медицинские карточки.
    В: Ты знаешь, что такое медицинские карточки?
    Р:…
    В: это такая специальная тетрадь, в которой записаны все прививки, которые делались пациенту и все болезни, которыми он переболел.

    Давай получим у регистратора талоны и пройдём к другим врачам. (Подготовить талоны и по одному вручать их ребёнку).

    Итак, давай посмотрим наш первый талон. Он к врачу педиатру.
    Кто же такой педиатр? (новое слово). Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно.

    Мне нравится

    Ну вот, побывали мы у педиатра, а теперь давай посмотрим наш следующий талон. Он к врачу отоларингологу (новое слово). Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР (новое слово).
    Давай выясним, кто же такой ЛОР и что же он лечит? А лечит этот врач ушки, горло и носик. Обычно, когда детки болеют, они идут сначала к педиатру. И, если заболевание не сложное, педиатр лечит сам. Но если заболевание серьёзное, тогда педиатр выдаёт направление к ЛОРу.

    У нас есть ещё талон, давай посмотрим, к какому же он врачу. Этот талон к врачу, который называется окулист (новое слово).
    Давай зайдём в кабинет окулиста, здесь на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения (заранее распечатать плакат и показать ребёнку). Эту профессию ещё называют таким сложным словом, как офтальмолог (новое слово). Это врач, который, как вы уже догадались, лечит наши глазки, занимается болезнями, связанными со зрением. Он помогает подобрать очки или контактные линзы, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьёзных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства.

    Итак, вот наш последний талон. Написано на нём стоматолог (новое слово).
    Зайдём к нему в кабинет. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые.

    Есть ещё один медицинский работник, про которого мне бы очень хотелось тебе рассказать, это медсестра (новое слово).
    У каждого врача есть медсестра. Медсестра – это главный помощник любого врача. Она помогает врачу, и порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Медсестра берёт анализы, ставит уколы, делает прививки, выдаёт справки и направления к другим врачам, заполняет больничные листы. Выполняет все распоряжения доктора.

    Ну, вот и закончилась наша с тобой экскурсия в поликлинику.

    Давай вспомним с тобой всех врачей, с которыми мы сегодня познакомились.
    - как называется врач, который лечит детей?
    - у какого врача в кабинете висит табличка, с помощью которой можно проверить зрение?
    - кто из врачей учит правильно чистить зубки?
    - к какому врачу нужно обратиться, если сильно заболели ушко, горлышко или носик.
    - как называется медицинский работник, который выдаёт талоны к врачам?
    - как называется медицинский работник, который берёт анализы, делает уколы и прививки?
    - где работает регистратор?

    Мы поговорили с тобой о врачах, которые лечат детей. Но есть ещё врач, который лечит животных. Он называется ветеринар (новое слово) и работает он в ветеринарной клинике (новое слово).
    Это тоже врач, только врач необычный. Его главная задача – это осмотр животных, назначение им лечения и необходимых прививок. Человек этой профессии должен быть очень добрым и любить животных, ведь чтобы животное позволило ему себя лечить, оно должно чувствовать, что человек не хочет причинить ему зла.

    Вот и познакомились мы с профессией врача. На самом деле специальностей у врачей гораздо больше. Постепенно мы познакомимся и с другими.

    Примечание:
    Экскурсию (прогулку) в поликлинику можно провести за один раз, но если ребёнок устал и начал отвлекаться, лучше разделить на несколько частей.

    http://cs5970.vk.me/u44021504/-12/x_6b859bb6.jpg

    http://cs5970.vk.me/u44021504/-12/x_f9613843.jpg

    Продавец

    Сегодня мы с тобой отправимся в большой магазин. Большие магазины сейчас принято называть торговыми центрами. Торговый центр – это магазин, в котором много разных отделов. Это и продовольственный (продуктовый) отдел, и книжный, и одежный, и обувной, и отдел игрушек, мебельный, и компьютерный. Очень удобно посещать подобные торговые центры, всё можно купить в одном месте.

    В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.

    Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т.д.), и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники).

    Мне нравится

    Продавец

    В магазине, на базаре

    И в буфете, наконец,

    Всюду, где бы ни бывали,

    Вас встречает продавец.

    Он продаст кефир старушке

    И свисток озорнику,

    Ленту яркую девчушке

    И ватрушку толстяку.

    Удочку для дяди Пети,

    А для тети Веры — брошь.

    Так всегда любезно встретит —

    Без покупки не уйдешь,

    Математику он знает

    Ну, конечно же, на пять —

    Деньги быстро сосчитает,

    Чтобы сдачу верно дать.

    Покупатели толпою

    Целый день к нему идут

    Очень нужен нам с тобою

    Продавца нелегкий труд!

    (Н.Кнушевицкая)

    Примерный диалог с ребенком:

    В.: Ты когда-нибудь был в магазине?

    Р.: Был.

    В.: Как называются люди, которые продают товар?

    Р.: Продавцы.

    В.: А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

    Р.: Покупатели.

    В.: А во что одеты продавцы? В обычную одежду или в специальную?

    Р.: В обычную и в специальную.

    В.: Правильно, некоторые продавцы должны ходить в специальной одежде. Это, например, продавец молочного отдела или продавец в аптеке. А ещё в каждом большом продовольственном отделе или магазине придумывают одинаковую спецодежду для всех работников магазина.

    В.: А какие отделы/магазины ты можешь назвать?

    Р.: называет такие, какие сможет вспомнить.

    В.: Правильно, а ещё бывают…

    Итак, мы с тобой отправимся в магазин. Но не за покупками, а чтобы понаблюдать за работой продавца.

    Вместе с продавцом мы придём в магазин ещё до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? А затем, чтобы успеть расставить товар на свои места.

    Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что-то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан.

    Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

    Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир (закрепляем слово).

    Кто же такой кассир? Кассир это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово), он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар.

    Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине?

    В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин.

    Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар.

    В магазине работает товаровед (новое слово), это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, что бы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа.

    Конечно же, в магазине работают уборщицы(ки) (закрепляем слово), которые следят за чистотой магазина. И если кто-нибудь из покупателей нечаянно что-то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков).

    И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу.

    Ну, вот и закончилась наша прогулка по магазину.

    В следующий раз, когда пойдёшь в магазин, посмотри внимательно – может быть, ты заметишь ещё что-нибудь интересное.

    В магазине папа с Настей
    Покупают к чаю сласти.
    Шоколадный торт "Причуда"

    Очень любит тётя Люда.
    Три эклера, пять колец
    Завернул им … (продавец)

    Носит он тяжёлые грузы,
    Будь-то мебель иль арбузы.
    Утром ведь он рано встал,
    За день очень он устал.
    «Дайте кто-нибудь мне стульчик» -
    Скажет вам уставший… (грузчик)

    Моет окна и полы,
    Пыль не спрячется в углы.
    Как увидит грязь – поморщится,
    Вот такая чистюля наша … (уборщица)

    Чтоб товары закупить,
    Лучшие на свете,
    Чтобы радовались им
    Взрослые и дети.
    В магазине есть эксперт,
    Звать его … (товаровед)

    И журнальчик, и газету
    Продавец продаст мне эту.
    В теремке своём сидит,
    Сквозь окошечко глядит.
    (Киоскёр)

    Продавец

    Продавец — молодец!
    Он товары продает —
    Молоко, сметану, мед.

    А другой — морковь, томаты,
    Выбор у него богатый!

    Третий продает сапожки,
    Туфельки и босоножки.

    А четвертый — стол и шкаф,
    Стулья, вешалки для шляп.

    Продавцы товары знают,
    Даром время не теряют.

    Все, что просим, продадут.
    Это их привычный труд!

    Дидактические игры

    Магазин «Ягоды, фрукты»

    Цели и задачи: Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов и ягод; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами «фрукты», «ягоды».



    Подготовка: Необходимо подобрать картинки (или игрушки), изображающие известные детям фрукты и ягоды.

    Выбирается продавец. Картинки раскладываются на столе вверх изображением. Покупатель подходит к столу и, не называя фрукта/ягоды, описывает то, что хотел бы купить. Например: «Я хочу купить фрукт. Он круглый, бывает красного, жёлтого и зелёного цветов. Растёт в саду. Из этого фрукта можно варить варенье и компот, можно использовать как начинку к пирогу.» (Яблоко)

    Покупатель должен так описать картинку, чтобы продавец понял, какие фрукты или ягоды он хочет купить.

    Продавец продает фрукты и ягоды (отдает картинку) только тому, кто правильно выполнил задание.

    Рекомендации:

    По этому же принципу могут быть проведены игры: «Магазин «Овощи, фрукты» или «Магазин «Посуда», «Магазин «Бытовая техника», «Магазин «Игрушек» и т.д.

    повар

    Сегодня мы с тобой отправимся на новую экскурсию. Сегодня мы познакомимся с профессией повара.

    Кто же такой повар? Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как ты думаешь, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто – готовить? Ты скажешь: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».

    На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.

    А как ты думаешь, где может работать повар?

    Сейчас мы с тобой отправимся в столовую. Что же такое столовая? Столовая - это большое помещение, в котором кушают. Столовая бывает и в детском саду, и в школе и на заводе.

    Примерный диалог:

    В.: А ты когда-нибудь был в столовой?

    Р.: Был.

    В.: Тебе понравилось, как была приготовлена еда? Было вкусно?

    Р.: Да

    В.: А кто же приготовил еду в столовой?

    Р.: Повар.

    В.: А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?

    Р.: В специальную.

    В.: Правильно, повар должен быть одет в белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым и без карманов. В карманы складывают разные мелочи, а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и пр.), так как они нечаянно могут попасть в пищу.

    В.: А как ты думаешь, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?

    Р.: Моет.

    В.: Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.

    В.: А как ты думаешь, зависит ли наше здоровье и красота от того, что мы едим?

    Р.:Да.

    В.: Конечно зависит! Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть мы должны кушать. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов. В разных продуктах содержаться разные витамины, поэтому питание должно быть разнообразным. Многие продукты перед употреблением в пищу необходимо приготовить. Именно этим и занимаются повара.

    В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как ты думаешь, как она называется? Ну, конечно, это кухня.

    Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Как ты думаешь, что это за предметы?

    Полюбуйся, посмотри -
    Полюс северный внутри!
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет. (Холодильник)

    Четыре синих солнца
    У бабушки на кухне,
    Четыре синих солнца
    Горели и потухли.

    Поспели щи, шипят блины.
    До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

    Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

    Среди ложек я полковник.
    И зовут меня… (Половник)

    Под крышей - четыре ножки,
    Над крышей - суп да ложки. (Стол)

    Жесткая, дырявая,
    Колючая, корявая.
    Что ей на спину положат,
    Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

    Закипит – исходит паром,
    И свистит, и пышет жаром,
    Крышкой брякает, стучит.
    - Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

    Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыпет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее.

    А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!

    Ну, вот завтрак и готов. Скоро люди придут в столовую завтракать. Что же теперь нужно сделать повару?

    Повар готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только пришли в столовую люди - аккуратное раскладывает вкусную кашу в тарелки и разливает какао по чашечкам!

    Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита!

    Но вот люди поели и ушли. Тут на помощь повару приходит посудомойщик. Кто же такой посудомойщик (закрепляем слово)? Это человек, который моет посуду. В его обязанности входит хорошо промыть посуду и разложить её по своим местам. Это очень тяжёлая и ответственная работа.

    Что же теперь будет делать повар? Может быть отдыхать? Конечно же, нет. Ему ещё предстоит приготовить обед, а затем и ужин.

    у, вот мы и побывали с тобой в столовой, а где же ещё может работать повар? Повар может работать в кафе и ресторане, в кондитерской (кулинарии), на хлебозаводе.

    В кондитерской работает повар – кондитер (закрепляем слово). Чем же занимается кондитер? Кондитер готовит сладкие, мучные блюда: пирожные, торты, пироги, конфеты.

    На хлебозаводе работает повар-хлебопёк (закрепляем слово). Покупая в магазине хлеб и хлебобулочные изделия, мало кто задумывается о том, как и кем они были изготовлены. А изготовили их хлебопеки. Хлебозавод никогда не останавливает свою работу, хлебопеки работают и днём и ночью, в дневную и ночную смену. И всё это для того, чтобы на нашем столе в любое время был свежий хлеб
    .

    Как ты думаешь, какие качества нужны, чтобы работать поваром?

    У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

    Повар должен быть чистоплотным.

    Повар должен быть очень внимательным.

    У повара должна быть хорошо развита фантазия, ведь повар не только готовит блюда, но и украшает их перед подачей на стол. А многие повара придумывают свои блюда, и дают им название.

    Ну, вот мы и познакомились с профессией повар. В следующий раз внимательно наблюдай за тем, как твоя мама готовит, может быть и ты подскажешь какую-нибудь интересную идею!

    ПОВАР

    Дайте повару продукты:
    Мясо птицы, сухофрукты
    Рис, картофель... И тогда
    Ждёт вас вкусная еда.

    Сергей Чертков

    ***

    Повар у плиты творит,
    Как на крыльях он парит.
    Все бурлит вокруг него,
    Кухня – кузница его.

    Каждое его творенье -
    Просто сказка, объеденье,
    Мысли, творчества полет.
    Тот, кто пробовал, поймет.

    Дидактические игры.



    Карточки «Что лишнее».



    Цели и задачи: Развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать. Развивать связную речь.



    Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления различных блюд. На каждой карточке один лишний предмет.



    Игра:Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему
    .

    Словесная игра «Варим компот»



    Цели и задачи:Развитие внимания, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря.

    Ведущий говорит:

    Сегодня мы будем варить компот, я буду называть ягоды и фрукты, а вы мне скажете, какой компот из них получится.

    Например:

    Клубника – клубничный, малина – малиновый, ежевика – ежевичный, яблоко – яблочный, груша – грушевый.



    Примечание:так же можно играть и в другие словесные игры: Варим суп, делаем салат, печём пирог и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетная игра для детей раннего возраста "Кукла Катя заболела"

    Сюжетная игра для ясельной группы«Кукла Катя заболела» Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.Материал и оборудование:  Больн...

    Музыкальные - сюжетные игры для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи.

    Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характ...

    Сюжетные игры для детей старшего возраста

    Знакомим детей с разными профессиями...

    Сюжетные игры для детей старшего возраста

    Знакомим детей с разными профессиями...

    сюжетные игры для детей раннего возраста .июнь.

    сюжетные игры для детей раннего возраста....