Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной речевой группе с детьми с ОНР.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Исмагилова Рамзия Рифатовна

занятие по ознакомлению с окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Конспект  комплексного  занятия  по  ознакомлению  с  окружающим  в  подготовительной  речевой  группе  с  детьми  с  ОНР.

Тема:  Дикие  животные:  заяц.

Цель:  Расширять  знания  детей  о  группе  диких  животных  на  основе  изучения  зайца.

Задачи:  Развивать  умение  связно  отвечать  на  вопросы.  Самостоятельно  строить  предложения.   Формировать  умение  самостоятельно  анализировать  объект  (сравнивать,  обобщать,  систематизировать).   Устанавливать  причинно – следственные  связи.  Воспитывать  любовь  и  интерес  к  живой  природе.

Материал:  Иллюстрации  диких  животных.   Подносы  с  изображением  лап,  ушей,  покрова  разных  животных.  Силуэты зайца,  белые  салфетки,  клей.

                                Ход  занятия.

- Ребята,  на  столе  лежат  иллюстрации  разных  животных.  Предлагаю  выбрать  изображения  диких  животных  и  назвать  их.  Это  волк,  медведь,  заяц,  лиса,  белка,  ёж.

-Каких  животных  называют  дикими?  (это  животные,  которые  живут  в  лесу,  сами  добывают  пищу).

Предлагаю  детям  сесть  за  столы.

-Дети,  среди  всех  животных  вы  выбрали  и  зайца.  Сейчас  мы  с  вами  постараемся  рассказать  всё,  что  знаем  о  зайце.  На  подносах  лежат  картинки  и  предметы,  которые  помогут  нам  это  сделать.(на  мольберт  помещаю  картинку  с  изображением  зайца).   Предлагаю  вам  выбрать  любой  поднос,  который  лежит  на  столе.

1.  На  первом  подносе лежат  картинки  с  изображением  леса,  дома,  будки.   Предлагаю  первому  ребёнку  выбрать  иллюстрацию,  которая  подходит  к  условиям  жизни  зайца.

-Где  живёт  заяц?  (в  лесу,  под  кустом).  Выставляю  картинку  на  мольберт,  обобщая  ответ:  «Заяц – это  дикое  животное,  он  живёт  в  лесу,  под  кустом  или   под  корнями  больших  деревьев.  Дикими  животными  называют  тех,  которые  сами  себе  добывают  пищу».

2.  На  подносе  второго  ребёнка  лежат  круги  белого  цвета  3-х  размеров.

- Какого  размера  заяц,  если  сравнить  его  с  волком  или  медведем?    (заяц  маленький,  поэтому  на  мольберт  нужно  поместить  круг  маленького  размера).

- Какого  цвета  заяц?  (уточняю  и  обобщаю  ответы  детей).

-Заяц  беляк  белого  цвета,  а  заяц – русак  серого цвета.

3.  Предлагаю  третьему  ребёнку  рассмотреть  предметы,  которые  лежат  на  его  подносе  (чешуя,  перья,  шерсть,  ткань)  и  выбрать  то,  чем  покрыто  тело  зайца.

- Чем  покрыто  тело  зайца?  Какая  шерсть  на  ощупь?  Почему  заяц  меняет  цвет?   Обобщаю  ответы  детей: «Тело  зайца  покрыто  шерстью.  Шерсть  мягкая,  тёплая.  Летом шерстка  зайца  сероватая,  а  зимой  белая.   Меняется  цветом  шерсть,  чтобы  зайца  не  смогли  поймать  другие  звери»

4.  На  подносе  четвёртого  ребёнка  лежат  картинки  с  изображением  ушей  разных  животных.  Предлагаю  ребёнку  выбрать  уши  зайца.

- Для  чего  зайцу  нужны  длинные  уши?    Уточняю  и  дополняю  ответы  детей:  «Уши  зайца  хорошо  улавливают  звуки,  слух  у  них  чуткий.   Кончики  ушей – чёрные,  иногда  они  выдают  зайца.  Если  кончики ушей  сереют -  зайчик  больной  и  враги  зайца  знают,  что  поэтому  его  легче  поймать.  А  вот  глаза  у  зайца  не  косые  -  просто  они  направлены  в  разные  стороны,  поэтому  заяц  может  не  поворачивать  голову  и  видеть  далеко  вокруг  себя.

5.  На  подносе  пятого  ребёнка  лежат  картинки  с  изображением  лап  различных  животных.  Предлагаю  выбрать  заячьи  лапы.

- Почему  выбрал  именно  эти  лапы?    Для  чего  нужны  зайцу  быстрые  ноги?     Кто  враги  зайца?

Обобщаю  ответы  детей:  «Передние  лапы  зайца  короткие,  а  задние  длиннее  и  сильнее.   Поэтому  заяц  хорошо  прыгает  и  быстро  бегает.  У  зайца  на  задних  лапах  есть  широко  раздвинутые  пальцы,  поэтому  он  не  проваливается  в  снегу.  Зимой  они  обрастают  шерстью,  ему  тепло.   Быстрые  ноги  спасают  его  от  врагов:  лисы,  волка,  коршуна,  совы.

6. –Чем  питается  заяц?   Предлагаю  шестому  ребёнку   из  имеющихся  картинок  выбрать  нужные:  это  морковь,  капуста,  трава,  веточки  молодых  деревьев.

- Где  заяц  берёт  морковку?  (на  огороде,  недалеко  от  леса).

                        Физминутка.

                     Игра  «Зайцы».

     Вот  встречаются  зайчата.  Как  согреться  нам, ребята?

     Чтобы  побыстрей  согреться,  надо  спинками  тереться.

     Посмотрите,  что  за  пальчик,  ловко  прыгает,  как  зайчик.

     На  бревно  и  на  пенёк  прыг – скок,  прыг – скок.

     Мы  приходим  в  огород,  это  что  у  нас  растет?

     Ухватив  за  хвостик  ловко,  тянем  спелую  морковку.

     Длинноухий  озорник  в  огород  привык  ходить.

      Он  по  грядкам   прыгать  стал,  всю  капусту  потоптал.

      Мы  за  ним  -  он  скок – поскок  с  огорода  наутёк.

-А  сейчас,  ребята,  послушайте  мой  рассказ  про  зайца  и  постарайтесь  запомнить то  новое,  что  я  расскажу,  с  чём  мы  не  говорили  раньше.

   Рассказ  воспитателя.

   Заяц  -  это  дикое  животное,  потому  что  сам  добывает  себе  пищу.  Он  живёт  в  лесу  под  кустиком  или  под  корнями  больших  деревьев.  По  сравнению  с  другими  животными  заяц  маленький.  Но  хорошо  видны  на  снегу  его  следы.  Ну,  а  где  же  он  сам?  А  он  вырыл  себе  ямку  в  снегу  и  спрятался  в  ней.  Много  у  зайца  врагов:   разные  хищные  звери  и  даже  птицы  -  все  хотят  полакомиться  вкусной зайчатиной.     Норы  у  зайца  нет,  а  на  дерево  он  взобраться  не  может.  Вот  и  спасают  зайца  быстрые  ноги  и  шубка – невидимка.   Летом  заяц  весь  серый,  прижмётся  где-нибудь  под  кустом  и  не  найдёшь  его.  А  к  зиме  полиняет,  белый  станет,  в  снегу  и  не  заметить.   Шубка  у  зайца  тёплая  и  пушистая.

   Днём  зайцу  разгуливать  никак  нельзя,  хоть  он  и  в  шубке – невидимке,  а  всё – таки  сразу  бы  заметил  его  ястреб  и  лисица.  Вот  зайцу  и  приходится  весь  день  спать  где – нибудь  под  кустиком,  а  как  солнышко  зайдёт,  начнёт  темнеть,  так  заяц  и  просыпается.   Сядет,  насторожит  уши,  послушает  все  ли  кругом  спокойно,  потом  потрёт  лапкой  мордочку,  умоется,  обчистится  и  потихоньку  -  прыг  -  прыг  -  отправляется  на  кормёжку.

   На  голове  настороженно  торчат  длинные  уши,  которые  хорошо  улавливают  звуки,  слух  у  зайца  чуткий.   При  подозрительных  звуках  заяц  поднимается  на  задние  лапы  и  осматривается  кругом.   При  опасности  он  прижимается  к  земле,  а  затем,  прижав  уши  к  затылку,  бросается  бежать,  делая  частые  повороты  в  стороны,  запутывая  следы.  

    Задние лапы  у  зайца  сильнее  и  длиннее  передних,  поэтому  он  хорошо  прыгает  и  быстро  бегает.   Ноги  спасают  его  от  врагов.

    Летом  зайцу о  еде  заботиться  легче,  кругом  растёт  вкусная  травка  -  ешь  сколько  хочешь,  в  сельских  огородах  растёт  морковка,  капуста.  А  вот  зимой  зайцу  приходится  хуже.   Ведь  он  не  белка  -   запасов  не  делает ,  а  кругом  все  снегом  покрыто.  Бежит  заяц  в  поле,  раскопает  снег  до  самой  земли  и  достает  зеленые  хлебные  ростки.   А  иногда  начинает  кору  деревьев  обгладывать,  молодые  веточки  объедать.

     Проживет  заяц  зиму,  а  весной,  когда  появляются  первые  проталинки,  у  зайчих  уже  родятся  дети – зайчата,  по  2 – 3- 4  зайчонка.   Зайчиха  кормит  их  молоком.  А  через  10  дней  у  зайчат  вырастают  зубки  и  они  начинают  питаться  самостоятельно.

    -  А   сейчас,  ребята,  а  вам предлагаю  посмотреть  небольшой  фильм о  зайце,  устраивайтесь  поудобнее  на  подушках (просмотр  фильма  3,5 мин).

-  Ребята,  я  хочу,  чтобы  у  каждого  из  вас  был  свой  зайчик.  Я  предлагаю  вам  его  сделать  (показываю  образец).    На  столах  лежат  бумажные  силуэты  зайцев.    Показываю,  как  можно  сделать  уши  из  двух  полосок  бумаги.   А  шерстку  дети  делают  из  скомканных  кусочков  салфеток.

    В  ходе  работы  веду  беседу  с  детьми,  что  они  узнали  нового,  что  им  понравилось.  Обобщаю  ответы  детей.

- Какой  заяц?  (быстрый,  чуткий,  трусливый,  длинноухий,  серый,  белый,  пушистый).

- Что  умеет  делать  заяц?  ( бегать,  прыгать,  запутывать  следы,  грызть,  спасаться,  менять  цвет).

-Какие  сказки  и  рассказы  вы  еще  знаете  о  зайце?

В  конце  занятия  подводится итог.