Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Низамова Анастасия Михайловна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в (старшей возрастной группе)

Тема: «Волшебная капелька»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

 «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,  «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:

  1. Формировать представления детей о свойствах воды. («Познание»)
  2. Формировать предоставления об агрегатных состояниях (вода, лед, пар). («Познание»)
  3. Пополнять активный словарь ребенка (исследование, течет, нагревается, растворяет, впитывается, газообразное состояние). («Коммуникация»)
  4. Формировать умение решать спорные вопросы, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. («Коммуникация»)
  5. Пополнять опыт детей посредством отгадывания загадок. («Коммуникация»)
  6. Закреплять умение детей подчиняться правилам в групповых играх. («Социализация»)
  7. Развивать двигательную активность детей посредством подвижной игры. («Физическая культура»)
  8. Формировать интерес детей к познавательной литературе. («Чтение художественной литературы»)
  9. Развивать способность выделять из прослушанного литературного текста характерные черты свойства и состояния воды. («Чтение художественной литературы»)
  10.  Расширять представления детей с основными правилами гигиены. («Здоровье»)
  11.  Расширять представления о правилах безопасного поведения с разными состояниями воды. («Безопасность»)
  12.  Развивать интерес детей к изобразительному искусству посредством рисования.  («Художественное творчество»)

 

Методы и приемы: (методика Н.А. Коротковой)

- практические: физминутка, опыты с водой, дидактическая игра «Где спряталась вода», дидактическая игра «Правильно или не правильно», создание художественного продукта,

- наглядные: наблюдение за опытом, иллюстрации формата А4 (реки, моря, водопадов, ручьи, озера,  снег, лёд, сосульки, дождик, лужи, растения, суп, уборка).

- словесные: беседа, художественное слово, обсуждение, ситуативный разговор, решение проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

Материалы и оборудование: (методика Н.А.Коротковой)

- Иллюстрации формат А4.

- Электрический чайник с водой.

- Ёмкость со льдом.

- Ёмкость с водой .

- Стекло.

- Лампа.

- Цветные полоски.

- Формочки.

- Сок.

-Лупа.

- Карандаши.

- Листы формата А4.

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(методика Н.А.Коротковой)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за водой, решение проблемных ситуаций связанных с состоянием воды, экспериментирование с водой.

Продуктивная

Деятельность в изостудии «История капельки».

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические «Где спряталась вода», подвижная «Круговорот воды»).

Двигательная

Подвижная игра «Моделирование трех состояний воды», игровые упражнения, двигательные паузы, физминутка «Солнце стало пригревать».

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок про воду, ситуативные разговоры.

Чтение художественной литературы  (восприятие)

 

Рассказывание, чтение рассказа «Приключение воды»

М. Ильина, обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

 

 

 

 

 

 

 

Включить детей в образовательную деятельность: воспитатель демонстрирует иллюстраций рек, водопадов, зимних пейзажей.

Дети обращают внимание. Рассматривают иллюстрации с водой.

Дети включаются в образовательную деятельность. Заинтересовываются.

2.

 

 

Воспитатель читает рассказ

«Приключение воды»

М. Ильина

 

Дети слушают

Воспитателя.

Формировать знания детей о воде.

3.

Воспитатель обсуждает с детьми, что они знают о воде, какие природные явления связанные с водой.

Дети поддерживают обсуждение о воде и о том, что они знают.

Рассматривая

иллюстрации.

 

Формировать знания детей о нахождении воды в мире.

4.

Воспитатель предлагает поиграть (Физминутка):

Солнце стало пригревать,

(поднять руки)

Стали капельки стучать,

(хлопаем в ладоши)

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

(медленно хлопаем)

А потом быстрей, быстрей

(быстро хлопаем)

Побежали ручейки,

(бег)

Их попробуй, догони!

 

Дети слушают и

проговаривают

текст физминутки,

выполняют

движения согласно тексту.

Удовлетворить базовые потребности детей в двигательной активности.

5.

Воспитатель ведет беседу о состояниях воды в природе.

Вода-это вещество, принимающее различные формы в зависимости от того, тепло или холодно. Круговорот воды в природе(твердое, жидкое, газообразное).

 

Дети участвуют в беседе о состояниях воды и делятся впечатлениями

Пополнять опыт умения поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения.

6.

Воспитатель предлагает поиграть в капельки (моделирование трех состояний вещества):

Капелькам холодно, они крепко берутся за руки, прижимаются близко друг к другу, изображая твердый кусок льда.

Капелькам тепло, они берутся за руки, на не большом расстоянии друг от друга и бегут как ручеёк.

Капелькам жарко, опускаем руки и свободно распределяемся по группе, изображаем пар. «газообразное состояние».

 

Дети выполняют правила игры описанные в тексте.

Закреплять опыт сотрудничества.

7.

Воспитатель предлагает решить проблему с помощью дидактической игры «Где спряталась вода»:  Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

 

Дети рассматривают иллюстрации и находят где спряталась вода.

Закреплять умение находить  разнообразное состояние воды в окружающей среде.

8.

Воспитатель предлагает детям провести опыты с водой, как в настоящей научно-исследовательской лаборатории:

Опыт №1:

«Вода не имеет формы»

– Что можно сказать о форме воды?

 

 

 

Опыт №2:

«Вода прозрачная»

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?

Какого же тогда цвета вода? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Опыт №3:

«У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает понюхать воду и сок яблочный.

 

Дети проводят опыты

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно переливают воду из одной формы в другую форму, вода принимает форму той посуды, куда её перелили.

 

Дети сравнивают цветные полоски бумаги с цветом воды и отвечают на вопросы. Дети смотрят через стакан с водой на рисунок и соседа.

 

 

 

 

 

 

 

Дети нюхают и делают вывод.

Закрепление знаний детей о свойствах воды и ее агрегатных состояниях.

9.

Воспитатель загадывает загадки:

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

Крупно дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь)

Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)

Дети отгадывают

загадки

Развивать логическое мышление

10.

Воспитатель ведет беседу о правилах поведения безопасного поведения с водой.

Поговорка: Вода так же опасна, как и полезна…

Дети участвуют в беседе и делятся впечатлениями

Пополнять опыт умения поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения.

11.

Дидактическая игра: «Правильно или не правильно»

Воспитатель договаривается с детьми: вы будете рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или не правильно, а потом мы проверим себя, прочитав эти правила.

 

Рассматривание иллюстраций и решение проблемы о правильном поведении.

Закреплять у детей знания о безопасном поведении с водой.

12.

 

 

 

Воспитатель предлагает детям провести опыты с водой:

Опыт №4:

«Лёд – твердая вода»

Воспитатель предлагает растопить лёд под лампой.

Опыт №5:

«Пар – это тоже вода»

Воспитатель кипятит чайник. Наливает в ёмкость воду и предлагает детям поднести стекла к пару.

Дети проводят опыты

 

Дети ставят ёмкость со льдом под лампу и наблюдают как лёд превращается в воду.

Делают вывод: лёд-это вода

Дети держат стекла над горячей водой.

На стекле появляются капельки от пара.

Делают вывод: пар-это тоже вода.

Закрепление знаний детей о свойствах воды и ее агрегатных состояниях.

Освоение экспериментирования.

Развитие познавательной активности.

 

13.

Беседа о здоровье.

- А зачем моется человек?

- А что может случиться с грязнулей?

 

 

 

Дети слушают

воспитателя,

отвечают на

вопросы,

рассматривают

картинки.

Закрепить правила

здорового образа

жизни.

14.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Круговорот воды» : на полу круг(облако). Все дети – капельки в облаке.
Воспитатель читает стихотворение:
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки…
Когда стихотворение заканчивается, ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны. Играет музыка. Ведущий командует: «Капельки домой». Воспитатель останавливает музыку. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили.

 

Дети выполняют правила игры описанные в тексте.

Закрепления умение детей подчиняться правилам в групповых играх и сотрудничать между собой.

15.

 

 

 

Воспитатель предлагает нарисовать «историю капельки»

 

 

 

Дети рисуют карандашами на бумаге формата А4

 

 

 

Развитие

художественно –

творческих способностей. Закреплять знание детей, о том какое состояние принимает вода.

 

16.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы и делает вывод, что они узнали нового.

Дети организуют

показ своих работ. И делают вывод, что вода превращается в лёд, когда холодно, и в пар, когда очень горячо.

У детей сформирован

интерес к дальнейшей

деятельности по теме «Вода».

 

 

Итоговое мероприятие: Работа с родителями. Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми придумать фокус с водой.

 

Литература:

1. Короткова Н. А.  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс,  г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.

5. Блог о воспитании, обучении и развитие детей, «Цикл экологических занятий о воде для дошкольников», URL: http://kids-kids.ru/?p=1606 (дата обращения: 13.03.2013)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kapelka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки

на тему:

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

в непосредственно образовательной деятельности

 «Волшебная капелька»

                                                                           

 Выполнила

Низамова

Анастасия  Михайловна

Должность

Воспитатель

МБДОУ детский сад №362

Красноглинский района

г. Самара

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в (старшей возрастной группе)

Тема: «Волшебная капелька»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», 

 «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,  «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:

  1. Формировать представления детей о свойствах воды. («Познание»)
  2. Формировать предоставления об агрегатных состояниях (вода, лед, пар). («Познание»)
  3. Пополнять активный словарь ребенка (исследование, течет, нагревается, растворяет, впитывается, газообразное состояние). («Коммуникация»)
  4. Формировать умение решать спорные вопросы, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. («Коммуникация»)
  5. Пополнять опыт детей посредством отгадывания загадок. («Коммуникация»)
  6. Закреплять умение детей подчиняться правилам в групповых играх. («Социализация»)
  7. Развивать двигательную активность детей посредством подвижной игры. («Физическая культура»)
  8. Формировать интерес детей к познавательной литературе. («Чтение художественной литературы»)
  9. Развивать способность выделять из прослушанного литературного текста характерные черты свойства и состояния воды. («Чтение художественной литературы»)
  10.  Расширять представления детей с основными правилами гигиены. («Здоровье»)
  11.  Расширять представления о правилах безопасного поведения с разными состояниями воды. («Безопасность»)
  12.  Развивать интерес детей к изобразительному искусству посредством рисования.  («Художественное творчество»)

Методы и приемы: (методика Н.А. Коротковой)

- практические: физминутка, опыты с водой, дидактическая игра «Где спряталась вода», дидактическая игра «Правильно или не правильно», создание художественного продукта,

- наглядные: наблюдение за опытом, иллюстрации формата А4 (реки, моря, водопадов, ручьи, озера,  снег, лёд, сосульки, дождик, лужи, растения, суп, уборка).

- словесные: беседа, художественное слово, обсуждение, ситуативный разговор, решение проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: (методика Н.А.Коротковой)

- Иллюстрации формат А4.

- Электрический чайник с водой.

- Ёмкость со льдом.

- Ёмкость с водой .

- Стекло.

- Лампа.

- Цветные полоски.

- Формочки.

- Сок.

-Лупа.

- Карандаши.

- Листы формата А4.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(методика Н.А.Коротковой)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за водой, решение проблемных ситуаций связанных с состоянием воды, экспериментирование с водой.

Продуктивная

Деятельность в изостудии «История капельки».

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические «Где спряталась вода», подвижная «Круговорот воды»).

Двигательная

Подвижная игра «Моделирование трех состояний воды», игровые упражнения, двигательные паузы, физминутка «Солнце стало пригревать».

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок про воду, ситуативные разговоры.

Чтение художественной литературы  (восприятие)

Рассказывание, чтение рассказа «Приключение воды»

М. Ильина, обсуждение.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Включить детей в образовательную деятельность: воспитатель демонстрирует иллюстраций рек, водопадов, зимних пейзажей.

Дети обращают внимание. Рассматривают иллюстрации с водой.

Дети включаются в образовательную деятельность. Заинтересовываются.

2.

Воспитатель читает рассказ

«Приключение воды»

М. Ильина

Дети слушают

Воспитателя.

Формировать знания детей о воде.

3.

Воспитатель обсуждает с детьми, что они знают о воде, какие природные явления связанные с водой.

Дети поддерживают обсуждение о воде и о том, что они знают.

Рассматривая

иллюстрации.

Формировать знания детей о нахождении воды в мире.

4.

Воспитатель предлагает поиграть (Физминутка):

Солнце стало пригревать,

(поднять руки)

Стали капельки стучать,

(хлопаем в ладоши)

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

(медленно хлопаем)

А потом быстрей, быстрей

(быстро хлопаем)

Побежали ручейки,

(бег)

Их попробуй, догони!

Дети слушают и

проговаривают

текст физминутки,

выполняют

движения согласно тексту.

Удовлетворить базовые потребности детей в двигательной активности.

5.

Воспитатель ведет беседу о состояниях воды в природе.

Вода-это вещество, принимающее различные формы в зависимости от того, тепло или холодно. Круговорот воды в природе(твердое, жидкое, газообразное).

Дети участвуют в беседе о состояниях воды и делятся впечатлениями

Пополнять опыт умения поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения.

6.

Воспитатель предлагает поиграть в капельки (моделирование трех состояний вещества):

Капелькам холодно, они крепко берутся за руки, прижимаются близко друг к другу, изображая твердый кусок льда.

Капелькам тепло, они берутся за руки, на не большом расстоянии друг от друга и бегут как ручеёк.

Капелькам жарко, опускаем руки и свободно распределяемся по группе, изображаем пар. «газообразное состояние».

Дети выполняют правила игры описанные в тексте.

Закреплять опыт сотрудничества.

7.

Воспитатель предлагает решить проблему с помощью дидактической игры «Где спряталась вода»:  Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

Дети рассматривают иллюстрации и находят где спряталась вода.

Закреплять умение находить  разнообразное состояние воды в окружающей среде.

8.

Воспитатель предлагает детям провести опыты с водой, как в настоящей научно-исследовательской лаборатории:

Опыт №1:

«Вода не имеет формы»

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №2:

«Вода прозрачная»

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?

Какого же тогда цвета вода? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Опыт №3: 

«У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает понюхать воду и сок яблочный.

Дети проводят опыты

Дети самостоятельно переливают воду из одной формы в другую форму, вода принимает форму той посуды, куда её перелили.

Дети сравнивают цветные полоски бумаги с цветом воды и отвечают на вопросы. Дети смотрят через стакан с водой на рисунок и соседа.

Дети нюхают и делают вывод.

Закрепление знаний детей о свойствах воды и ее агрегатных состояниях.

9.

Воспитатель загадывает загадки:

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

Крупно дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь)

Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)

Дети отгадывают

загадки

Развивать логическое мышление

10.

Воспитатель ведет беседу о правилах поведения безопасного поведения с водой.

Поговорка: Вода так же опасна, как и полезна…

Дети участвуют в беседе и делятся впечатлениями

Пополнять опыт умения поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения.

11.

Дидактическая игра: «Правильно или не правильно»

Воспитатель договаривается с детьми: вы будете рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или не правильно, а потом мы проверим себя, прочитав эти правила.

Рассматривание иллюстраций и решение проблемы о правильном поведении.

Закреплять у детей знания о безопасном поведении с водой.

12.

Воспитатель предлагает детям провести опыты с водой:

Опыт №4:

«Лёд – твердая вода»

Воспитатель предлагает растопить лёд под лампой.

Опыт №5:

«Пар – это тоже вода»

Воспитатель кипятит чайник. Наливает в ёмкость воду и предлагает детям поднести стекла к пару.

Дети проводят опыты

Дети ставят ёмкость со льдом под лампу и наблюдают как лёд превращается в воду.

Делают вывод: лёд-это вода

Дети держат стекла над горячей водой.

На стекле появляются капельки от пара.

Делают вывод: пар-это тоже вода.

Закрепление знаний детей о свойствах воды и ее агрегатных состояниях.

Освоение экспериментирования.

Развитие познавательной активности.

13.

Беседа о здоровье.

- А зачем моется человек?

- А что может случиться с грязнулей?

Дети слушают

воспитателя,

отвечают на

вопросы,

рассматривают

картинки.

Закрепить правила

здорового образа

жизни.

14.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Круговорот воды» : на полу круг(облако). Все дети – капельки в облаке.
Воспитатель читает стихотворение:
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки…
Когда стихотворение заканчивается, ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны. Играет музыка. Ведущий командует: «Капельки домой». Воспитатель останавливает музыку. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили.

Дети выполняют правила игры описанные в тексте.

Закрепления умение детей подчиняться правилам в групповых играх и сотрудничать между собой.

15.

Воспитатель предлагает нарисовать «историю капельки»

Дети рисуют карандашами на бумаге формата А4

Развитие

художественно –

творческих способностей. Закреплять знание детей, о том какое состояние принимает вода.

16.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы и делает вывод, что они узнали нового.

Дети организуют

показ своих работ. И делают вывод, что вода превращается в лёд, когда холодно, и в пар, когда очень горячо.

У детей сформирован

интерес к дальнейшей

деятельности по теме «Вода».

Итоговое мероприятие: Работа с родителями. Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми придумать фокус с водой.

Литература:

1. Короткова Н. А.  «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс,  г. Москва, 2007г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», старший дошкольный возраст, Педагогическое общество России, Москва, 2003г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада познавательное развитие», ТЦ «Учитель», 2004г.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада», УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 1999г.

5. Блог о воспитании, обучении и развитие детей, «Цикл экологических занятий о воде для дошкольников», URL: http://kids-kids.ru/?p=1606 (дата обращения: 13.03.2013)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности " Волшебный сундучок"

Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности Тема: «КНИЖНЫЕ МАСТЕРА»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Книжные мастера»...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНЫЕ КАМЕШКИ»

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочен...