НОД "Волшебство в одном кристалле"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) по теме «Волшебство в одном кристалле» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, с использованием технологии ТРИЗ, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей НОД, повышает их познавательную активность, облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nod_volshebstvo_v_odnom_kristalle.zip2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»

Г. Ртищево Саратовской области

Методическая разработка

Мастер-класс  НОД

с детьми старшего дошкольного возраста

(с использованием технологии ТРИЗ)

«Волшебство в одном кристалле»

Область «Познавательное развитие»


                                              Автор: воспитатель Булгакова Екатерина Сергеевна

2014г.

Аннотация:

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) по теме «Волшебство в одном кристалле» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, с использованием технологии ТРИЗ, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей НОД, повышает их познавательную активность, облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Дошкольный возраст уникален, поскольку  как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это  позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

В своей работе использую один из методов технологии ТРИЗ –  решение сказочных задач. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать  необычными свойствами и включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.Для НОД с использованием ТРИЗ, характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводит детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы.Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими
исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла.Это своеобразное общение с  природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг  нас движемся, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.

Таким образом, в результате свободной деятельности, НОД с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗразвивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы применяем в НОД и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологию.

Введение:

Актуальность.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые детские вопросы. Тема НОД возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Детей это очень заинтересовало.   Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Ведь есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим, но лишь без соли не обходится никто! Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем, чем она полезна и в каких необычных целях может быть использована.

Цель и задачи НОД

Цель НОД: расширить и систематизировать знания детей о соли, использования ее в жизни человека, применение в творчестве.

Образовательные задачи: расширять представления детей о соли и ее свойствах, в каких видах существует, где и как используется.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, творческое воображение, навыки изготовления и применения цветной соли для создания необычных сувениров, эстетическое восприятие формы, цвета, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.

Виды детской деятельности в НОД

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

Одобрение детей.

Похвала за усердие, желание выполнить задание.

Развивающая среда:

-  сосуд с водой;

- соль;

- сахар;

- лупы по количеству детей;

- разные виды соли;

- тарелочки

- ложечки

-бутылочки

-материал для декорирования

Предварительная работа:

- Загадывание загадок про соль и сахар;

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- Заучивание пословиц и поговорок о соли.

- Окрашивание соли

-Аппликация из цветной соли

Словарная работа:

- Морская соль;

- Кристаллы соли;

Ход НОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждет много всего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

- Любите ли вы путешествовать?! Предлагаю вам отправится сегодня в очень интересное место, где проводятся разные опыты, эксперименты.

-Не будем терять время, отправляемся! Приглашаю всех в кружок!

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

А закрыв на миг глаза,

Попадаем в чудеса...

Воспитатель:

- Где же мы с вами оказались?

Ответы детей(мы в лаборатории).

- А хотели бы вы попробовать себя в роли ученых? (одеваем халаты)
- Ну вот, теперь мы настоящие ученые!

Отгадав загадки, мы узнаем с чем мы будем экспериментировать.

Загадки про соль и сахар:

- Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)

- В воду упала и пропала (соль)

- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Воспитатель:

- Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.),для этого мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что?

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

Опыты с солью:

- Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли.

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая) .

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась) .

Воспитатель:

- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей) .

Воспитатель:

- Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.

- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

- Ребята соль-полезное ископаемое.Производится соль в разных видах: мелкого помола, крупного, йодированная, морская, каменная (показать виды соли) .

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребёнка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Воспитатель:

- Как вы думаете, где можно использовать соль?

Высказывание детей

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

В медицине:

Помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти. Очень полезны солевые ванны.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте вспомним, как мы с вами использовали соль для изготовления прекрасных аппликаций?!

Дети:

-Мы ее красили гуашью. Разводили гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет, чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена. Оставляем соль в формочках в теплом месте до полного высыхания.

Воспитатель:

- А сегодня я предлагаю вам сделать радугу в бутылочке, используя нашу цветную соль, которую я взяла с собой в лабораторию. Но перед началом нашего волшебного творчества, нам необходимо подготовить наших «помощников» - наши пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои»:

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И работать захотели!

- А теперь приступим… Возьмем бутылочки, воронки, ложечки и нашу цветную соль. При помощи воронки ложечкой засы        паем соль слоями в нашу бутылочку, наклоняя при этом наш сосуд. Важное дополнение – трясти в этот момент бутылку не нужно, иначе соль может  смешаться,  и не будет четкой грани перехода цветов. Использование различных цветов и толщину каждого слоя вы определяете, полагаясь на свою фантазию.

Выполнение детьми поделок.

Воспитатель:

Ну а теперь, когда наши бутылочки готовы, предлагаю их украсить, в моей коробочке множество ленточек,лоскуточков,ниточек,бусинок.

- Какая красота у нас получилась! Такая бутылочка может украсить наш дом, а можно подарить кому-нибудь!

- Пришло время нам вернуться обратно в детский сад, в нашу группу.

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

В группу мы свою вернёмся!

Заключение:

Рефлексия

- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что же вы узнали нового, интересного? А какое у вас настроение после путешествия?

Я думаю,  не зря мы посетили эту лабораторию.  Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему. Открыли для себя множество способов ее использования, а главное нашли свой собственный способ ее применения в творчестве.

Источники литературы:


1.Л.С. Выготский «Педагогическая психология». М.,1991г.

2. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет. М.,2000г

3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010

        Интернет-ресурсы:

http://doshkolnik.ru/pitanie/2415-sol-dobro-ili-zlo.html

http://ds50.ru/zanyatiya_v_detskom_sadu/5198-proekt-sol-drug-sol-vrag-konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu.html

http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/master_klass_risovanie_cvetnoj_solju_i_cvetnym_kleem_pva/274-1-0-6373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выращиваем соляные кристаллы

Эксперимент по образованию соляных кристаллов...

Проект "Загадочный мир кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов....

Мастер - класс "Выращивание кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов...

"Волшебные кристаллы"

Чтобы активность детей не ослабевала. Наряду с ясными, отчётливыми знаниями должна оставаться зона неопределённых. Важно, чтобы дети самостоятельно искали решение поставленных перед ними задач, ...

Проект кристаллы

Познакомить с разнообразием кристаллов и создать условия для эксперименирования с ними....

проект «Как вырастить кристаллы?»

проект «Как вырастить кристаллы?»Цель проекта:·        Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.·...

"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.

Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...