Сталинград
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бережная Ольга Викторовна

Ко дню освобождения Сталинграда от фашизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад общеразвивающего  вида № 32

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в области «Познание» (формирование целостной картины мира)

на тему «Сталинград»

(подготовительная группа)

Подготовила воспитатель

МБДОУ ДСОВ №32

Бережная Ольга Викторовна

ст. Каневская 2013г.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

«Сталинград»

(подготовительная группа)

Программные задачи.

Образовательные:

1.Продолжать формировать у детей представления о Великой Отечественной войне.

2.Познакомить детей с легендарным сражением под Сталинградом.

3.Рассказать детям об участии четвероногих помощников в военных действиях.

4.Расширять кругозор, словарный запас: «Сталинградская битва», «Мамаев курган».

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к защитникам Сталинграда, чувство благодарности и любви к ветеранам Великой Отечественной войны.

Развивающие:

Стимулировать стремление знакомится с историей страны.

Дидактический материал.

Демонстрационный: средства ИКТ, слайды с памятными местами города Сталинграда.

Предварительная работа:

---чтение художественной литературы о войне;

---чтение стихов;

---рассматривание открыток—фотографий «Города-герои»;

---разучивание пословиц по теме;

--- экскурсии к обелиску Славы;

---экскурсия в историко-краеведческий музей;

--- оформление фото --выставки «Наш Сталинград».

Используемые методы и приёмы: показ, объяснения, наводящие вопросы, художественное слово.

Использование современных педагогических технологий:

--здоровьесберегающие технологии:  физминутка;

--мультимедийные технологии: слайды.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье.

Оборудование: диск с видео сюжетом, мультимедийный проектор, экран.

Ход НОД:

Воспитатель:

   Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по страницам истории. Что такое история? История-- это время, которое уже прошло, время которое помнят и вспоминают. Давным-давно была война с фашистами. Название этой войны «Великая Отечественная война». Почему же она носит такое название? Давайте попробуем разобрать, что означают эти три слова.

Великая? (большая, крепкая, несокрушимая, непобедимая).

Отечественная? (большая семья, люди всех национальностей, смелые, отважные).

Война? (слёзы, боль, крик, ужас, кровь, жестокость, борьба, справедливость, отвага, победа).

   Столько разных слов и смыслов поместилось в трёх словах «Великая Отечественная война». Фашисты завоевали много стран и хотели захватить нашу Родину. Много взрослого населения ушло воевать с врагами. Очень сильные, смелые и отважные люди дрались с врагом. Я хочу вам рассказать об одной странице войны, о Сталинградской битве. В наше мирное время город носит название Волгоград, а в военные и довоенные годы носил имя Сталинград, и битва за этот город называлась Сталинградской. В этой битве погибло  много солдат и мирного населения. Город почти был разрушен. Двести дней и ночей велись ожесточённые бои, и наконец, 2февраля 1943 года наша армия одержала победу над врагом, и город Сталинград был освобождён.

Не смеют крылья чёрные

Над родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

В.Лебедев-Кумач.

В этом году исполнилось 70лет освобождения Сталинграда от фашистских захватчиков. Я предлагаю посмотреть  фильм о памятных местах города, о людях и четвероногих друзьях людей, которые сражались за освобождения города.

   Сталинградская битва—одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха. (Слайд 1).

   Есть в Волгограде знаменитый «дом Павлова». Сержант Яков Павлов с горсткой бойцов  под покровом ночи заняли дом, и двести дней и ночей удерживали его, фашисты так и не смогли его одолеть. Солдаты не только отстояли этот дом, но и спасли тех людей, которые прятались в подвале этого дома. Теперь на руинах этого дома изображен рельеф воина-защитника, один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников этого дома. (Слайд 2,3).

   Много лётчиков сражалось в небе с фашистами, один из них лётчик Пётр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими самолётами, подбив 4 из них, погиб в неравном бою. (Слайд 4).

   Эта полная жизни и энергии девушка—санитарка, пошла на фронт добровольцем. Её имя Гуля Королёва. Во время боёв она вынесла на себе с поля боя 100 раненых воинов. В последнем бою уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя. (Слайд 5).

   Ребята не только люди сражались с врагом, им отважно помогали наши четвероногие помощники: собаки и лошади. Зимой собак  запрягали в специальные упряжки, и они везли сани, на которых лежали раненые бойцы. Также собаки помогали санитарам, на их спины привязывалась санитарная сумка и собака ползла к раненому, и уже солдат мог перевязать себе рану.  Солдаты специально обучали собак подрывать немецкие танки, их очень долго приучали, не боятся танков, взрывов. На спину собак прикреплялись мины.  Она подползала под танк, мина как магнит цеплялась за днище танка, а собака успевала выскочить из под танка, и до взрыва убежать далеко. Солдаты всегда ждали собак и в награду кормили их сахаром. Лошади тоже верно служили солдатам во время войны. Специально обученные лошади не боялись ни выстрелов, ни взрывов, участвовали в боях. Лошади тащили пушки, обозы с продовольствием, боеприпасами и оружием, везли полевые кухни, перевозили в госпитали раненых. (Слайд 6,7).

   Всех героев не назвать, но их помнят, в их честь зажигают вечный огонь. (Слайд8).

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Негасимый огонь—

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Своё яркое пламя живущим.

В. Леднёва.

Есть вечный огонь в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

   Зажжен вечный огонь на Площади Павших борцов. Там же находится братская могила. (Слайд 9).

   Недалеко от города, на Солдатском поле стоит бронзовая фигурка девочки с васильками в руке---олицетворение спасённого детства. У её ног солдатское письмо—треугольник. На нём выбит текст письма:

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк…Представь себе, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, а здесь растёт цветок…И вдруг очередной взрыв…Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки…Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с эти цветком…». (Слайд10).

   Почтить память погибших в боях за Сталинград, возложить цветы к их могилам и памятникам приезжают люди со всех уголков нашей Родины.

(Слайд11).

   Героев защищавших Сталинград наградили орденами, медалями. В их честь названы улицы, площади, корабли…( Слайд12).

   На Площади Павших борцов проходят праздничные парады.   (Слайд 13).

Физминутка:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом

Левой--раз, правой--раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладошки—

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки—

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим—

Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем—

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки.

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Воспитатель:

---Почему нужно было защищать Родину? (ответы детей)

---Кто был самый главный на войне?  (солдат)

---Во что были одеты солдаты? (военная форма, автомат или винтовка, каска на голове) (Слайд14).

---Какими должны были быть солдаты, чтобы победить врага?

---Что солдаты должны уметь хорошо делать? (стрелять, бегать, прятаться) (Слайд15).

---Как в наше время называют участников войны? (ветераны) ( Слайд 16).

Люди всегда должны помнить о подвигах наших воинов, которые воевали и победили врага. Благодаря  им  мы с вами можем жить счастливо. Их награждали орденами и медалями, воинам которые погибли, ставят памятники. Какой самый большой памятник воинам в Волгограде? ( «Мамаев курган») (Слайд 17).

---Как ведут себя люди у Вечного огня? (тихо подходят к огню, возлагают цветы, мужчины снимают головные уборы и 1минуту стоят, молча)

(Слайд 18).

Как хорошо жить в мирное время, спокойно спать, учиться, без страха смотреть в синие небо. Мы живём в самой красивой и славной стране Россия, так пусть же она живёт, растёт и процветает! ( Слайд 19).

Литература:

Использование интернет ресурсов.

Стихи авторов: В. Лебедев-Кумач,  В. Леднёва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Победа под Сталинградом"

Мероприятие посвящено 70-летию со дня сталинградской битвы....

Музыкально-литературная композиция "Дети Сталинграда" (Сценарий)

«Дети Сталинграда» - музыкально – литературная композиция. В этой композиции литературный материал хорошо добавляют танцевальные композиции. Рассказывается о Дубовском детском доме, куда в годы войны,...

Битва за Сталинград. Операция "Кольцо".

Методическая разработка по истории Великой Отечественной войны, ознакомительная беседа с детьми подготовительной группы «Сталинградская битва. Операция Кольцо»...

Сценарий праздника посвященного 70-летию Победы в Сталинградской битве «Подвиг СТАЛИНГРАДА бессмертен»

Воспитание  уважения к героизму русских солдат, отдавших свои жизни в Сталинградской битве...

Конспект НОД "Танки, защищавшие Сталинград"

Интегрированное (интеллектуально - развивающее) занятие.Приоритетная образовательная область "Познание":-расширять знания детей о военной технике,-формировать нравственные ценности.В интеграции образо...

Дети Сталинграда

Дети отправились в путешествие на "машине времени" из современного г.Вологограда в военный Сталинград 1942 г., где увидели детей Сталинграда. Познакомились с очевидцем тех событий - одной из детей Ста...